Онлайн-обучение практической грамматике русского языка в вузе Китая в условиях эпидемии
- Авторы: Чжан В.1, Веснина Л.Е.1
-
Учреждения:
- Цзилиньский университет международных исследований
- Выпуск: Том 18, № 4 (2020)
- Страницы: 383-408
- Раздел: Дистанционное обучение русскому языку
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/25354
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-4-383-408
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях эпидемии весной 2020 года перед всеми учебными заведениями Китая встал вопрос о внедрении эффективных методов обучения в рамках реализации дистанционного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Актуальность исследования определяется тем, что оно посвящено описанию процесса организации онлайн-обучения во время «карантинного» семестра на примере преподавания курса «Практическая грамматика русского языка» в Цзилиньском университете международных исследований (г. Чанчунь, Китай). Цель авторов статьи - описание трехэтапного процесса преподавания указанного предмета иностранным обучающимся в условиях онлайн-обучения с применением дистанционных образовательных технологий. При организации работы по изучению предмета в режиме онлайн-обучения за основу была взята канадская методика обучения BOPPPS (пять шагов обучения на занятиях: B - bridge in, O - objective, P - pre-assessment, P - participatory, P - post-assessment, S - summar). Ее переложение на процесс изучения предмета «Практическая грамматика русского языка» условно состоит из трех этапов: 1) самостоятельное обучение перед занятием в программе Xuexitong, предполагающее получение первичных знаний; 2) аудиторная работа в программах Xuexitong и DingTalk, целью которой является интернализация и расширение знаний с конечной целью развития навыков и умений в части грамматики русского языка; 2) постаудиторная работа в программах Xuexitong и DingTalk, нацеленная на формирование устойчивых умений и навыков применения грамматических знаний в реальных устных и письменных контекстах. Кроме того, представлены варианты совершенствования системы оценки знаний и всего образовательного процесса в условиях реализации предлагаемой модели онлайн-обучения. Основной результат и научная новизна исследования состоят в том, что представленная методика обучения позволяет реализовать практико-ориентированный подход к изучению языка. Такой подход в любое время и в любом месте дает возможность учащимся получить доступ к большому количеству учебных ресурсов, мобильно реагировать на динамику информации, что призвано способствовать удовлетворению их индивидуальных потребностей, повышению уровня мотивации и способности к самообучению и самоорганизации, более качественному усвоению знаний, повышению коммуникативных навыков в реальных устных и письменных речевых ситуациях.
Об авторах
Вэй Чжан
Цзилиньский университет международных исследований
Автор, ответственный за переписку.
Email: 18222319@qq.com
заместитель директора по учебной работе Института языков Центрально-Восточной Европы, доцент кафедры методики преподавания русского языка как иностранного Цзилиньского университета международных исследований. Сфера научных интересов: методика обучения русскому языку как иностранному, лексикология, использование компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному. Автор более 20 публикаций, 5 научных проектов, 4 томов перевода.
Китайская Народная Республика, 130117, Цзилинь, Чанчунь, ул. Цзинюе, 3658Людмила Евгеньевна Веснина
Цзилиньский университет международных исследований
Email: levesna@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры методики преподавания русского языка как иностранного Цзилиньского университета международных исследований. Сфера научных интересов: методика обучения русскому языку как иностранному, использование компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному, политическая лингвистика. Автор более 40 публикаций.
Китайская Народная Республика, 130117, Цзилинь, Чанчунь, ул. Цзинюе, 3658Список литературы
- Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of Science. 2013. № 1. С. 14-20
- Виды онлайн-обучения. URL: https://myownconference.ru/blog/index.php/vidy-onlineobucheniya/ (дата обращения: 24.08.2020)
- Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 125-134
- Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Internet // Иностранные языки в школе. 1998. № 1. С. 6-11
- Елашкина Н.В. Самостоятельная познавательная деятельность обучающегося при дистанционном обучении иностранным языкам // Филология. История. Межкультурная коммуникация: тезисы докладов региональных конференций молодых ученых (Иркутск, 26 февраля 2003 г.). Иркутск: ИГЛУ, 2003. С. 33-34
- Ндяй Манету, Нгуен Ву Хыонг Ти, Грунина Е.О. Инновационные технологии в преподавании русского языка как иностранного // Русистика. 2020. Т. 18. № 1. С. 7-38
- Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. 1998. № 5. С. 6-11
- Русецкая М.Н., Ельникова С.И., Павличева Е.Н., Рублева Е.В. Дистанционное образование в обучении РКИ: положительный опыт использования ресурсов портала «Образование на русском» // Русский язык за рубежом. 2017. № 4. С. 6-11
- Фомина А.С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 101-106
- Хорохордина О.В. Основной курс как ключевой компонент интерактивного учебного комплекса по русскому языку как иностранному // Мир русского слова. 2018. № 2. С. 86-92
- Betts S.C. Teaching and assessing basic concepts to advanced applications: using Bloom’s taxonomy to inform graduate course design // Academy of Educational Leadership Journal. 2008. Vol. 12. No. 3. Pp. 99-106.
- Hockly N. Blended Learning // ELT Journal. 2018. Vol. 72. Issue 1. Pp. 97-101
- Liu Di, Huo Jun. QIan tan hun he shi jiao xue mo shi de ying yong - yi gao zhi yuan xiao xue xi tong de ying yong wei li [J] // Liao ning shi zhuan xue bao (she hui ke xue ban). 2019. No. 5. Pp. 34-40. [刘涤,霍峻. 浅谈混合式教学模式的应用-以高职院校学习通的应用为例 [J]. 辽宁师专学报 (社会科学版). 2019. No. 5. Pp. 34-40.]
- Mehring J. Technology as a Teaching and Learning Tool in the Flipped Classroom // Digital Language Learning and Teaching. Research, Theory, and Practice / ed. by M. Carrier, R.M. Damerow, M. Kathleen. 1st ed. Routledge, 2017. Pp. 235-246
- Shi Tieqiang, Liu Sumei. «Da xue e yu» ji chu jie duan,jiao ke shu. Bei jing:Bei jing wai guo yu da xue. 2010. 292 p. [史铁强,刘素梅.《大学俄语》基础阶段,教科书,北京:北京外国语大学,2010. 292 р.]