Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Юго-Восточной Азии в начале XXI в.
- Авторы: Кряжева-Карцева Е.В.1, Идрус А.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 20, № 3 (2021): Модели политической коммуникации Российского государства с народами Урало-Поволжья, Сибири и Центральной Азии
- Страницы: 448-460
- Раздел: СТАТЬИ
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/article/view/27275
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2021-20-3-448-460
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проанализированы предпосылки и этапы складывания миссионерской деятельности Русской православной церкви (РПЦ) в Юго-Восточной Азии. Среди важнейших предпосылок отмечены следующие: опыт дореволюционных духовных миссий в Азии, а также православных общин русских эмигрантов после революции; формирование глобального рынка труда; международный туризм; стремление соотечественников, живущих за границей, сохранить «русский мир». Опираясь на малоизвестные и малоисследованные исторические источники, авторы определили формы проведения миссионерской работы в различных странах, оценили масштаб деятельности, в зависимости от сложившихся конфессиональных традиций, в частности, были выделены особенности миссионерской работы в странах, где преобладают буддисты (Таиланд, Камбоджа, Лаос), христиане (Филиппины), мусульмане (Индонезия, Малайзия). Специальное внимание уделено ситуации во Вьетнаме и многоконфессиональном Сингапуре. Авторы заключают, что миссионерская деятельность Русской православной церкви в Юго-Восточной Азии к настоящему времени прошла ряд этапов: от появления первых православных общин в регионе до формирования централизованных структур управления новыми приходами, и сложившимися формами миссионерской деятельности с учетом местных особенностей.
Полный текст
Введение
В начале XXI в. все более ощутимым становится понимание, что присутствие той или иной не исторически родной Церкви на инославной территории становится залогом создания если не благоприятной, то терпимой позиции местного населения по отношению к носителям иной культуры, а также механизмом формирования позитивного отношения к государствам, в которых исторически присутствуют данные церковные структуры.
В данном направлении сейчас организована миссионерская работа Русской православной церкви (далее – РПЦ) на неканонических территориях. Миссионерская деятельность РПЦ регламентируется рядом канонических и нормативных документов, важнейшими из которых являются: «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (утверждена на заседании Священного Синода РПЦ 27.03.2007 г.), «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» (Документ принят на заседании Священного Синода РПЦ 16.07.2013 г.) и другие.
С 1988 г., когда в Советском Союзе широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси, ставшего отправной точкой возрождения Русской православной церкви после богоборческого периода в государстве, миссионерская деятельность была не только возрождена как особое направление работы, но и прошла несколько этапов развития.
Закономерным результатом миссионерской работы стало учреждение Священным Синодом в 2018 г. Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии с центром в Сингапуре[1]. Повышение уровня административного представительства РПЦ Юго-Восточной Азии соответствует системному управлению многочисленными православными приходами, появившимися благодаря миссионерской деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий в указанном регионе.
Последнее обстоятельство ставит перед исторической наукой задачу академического осмысления уже достигнутых РПЦ результатов.
Академическое изучение миссионерской деятельности РПЦ в Юго-Восточной Азии
В последние десять лет стали появляться публикации, в которых раскрываются определенные аспекты миссионерской деятельности РПЦ в Юго-Восточной Азии. Первый очерк истории распространения православия в Таиланде, наряду с другими христианскими течениями, был представлен в работе игумена Олега (Черепанина)[2], в настоящее время уже архимандрита.
В дальнейшем в статье доктора исторических наук Г.С. Митыповой было охарактеризовано состояние православной общины в Таиланде, выявлены этапы ее становления[3]. Данное исследование стало результатом поездки преподавателей исторического факультета Бурятского государственного университета в 2011 г. в страны Юго-Восточной Азии с целью изучения истории распространения православия. Г.С. Митыпова подчеркнула, что «процессы возрождения структур Русской православной церкви, методологически выверенные по имперскому периоду, наличествуют и в деятельности РПЦ XXI в. на данных территориях»[4].
А.Я. Соколовский, говоря о наиболее значимых публикациях в журнале «Известия Восточного института» за период с 1994 по 2014 гг., отметил статью И.Н. Золотухина «Некоторые аспекты жизни русских в Таиланде (на примере Паттайи)», посвященную возможностям и условиям пребывания русских в «Стране улыбок»[5]. В указанной работе затронут вопрос деятельности РПЦ в Таиланде: «Работает фонд Русской православной церкви, который возглавляет первый тайский православный священник, выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии отец Даниил (Данай Ванна)»[6]. С 1999 г. существует православная община; открытие храмов началось с того же года, с храма святителя Николая Чудотворца. И.Н. Золотухин подчеркнул, что РПЦ признает приоритет буддизма для жителей страны и выполняет помимо религиозных, также и культурно-просветительские функции, консолидируя вокруг себя православную общину, «куда помимо русских входят украинцы, болгары, казахи и даже тайцы». «Местная православная община также оказывает помощь русским туристам, которые из-за незнания законов Таиланда попадают в сложные ситуации»[7].
Среди первых академических публикаций о миссионерской деятельности РПЦ в Индонезии необходимо отметить совместную статью кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Е.А. Черепневой и Д.И. Петровского, непосредственно интегрированного в церковную ситуацию в Индонезии.[8]
В 2014 г. вышла обзорная статья Е.В. Кряжевой-Карцевой, А.А. Идрус о миссионерской деятельности РПЦ в Таиланде, Камбодже и Индонезии[9].
В 2017 г. в Институте стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова был успешно завершен проект «Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность», итогами которого стали межинститутская конференция и издание коллективного труда «Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность»[10]. Ряд авторов этой коллективной монографии затронули вопрос миссии РПЦ в разных странах Юго-Восточной Азии, а именно, И.М. Булкин (Вьетнам), Е.А. Фомичева (Таиланд), Н.Н. Бектимирова (Камбоджа), Н.А. Толмачев (Индонезия).
Вопросы внешней миссии РПЦ в Юго-Восточной Азии также обсуждались в ноябре 2018 г. в ходе круглого стола «Русская Православная Церковь и соотечественники: опыт соработничества в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании» (Сеул), работу которого возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; в ноябре 2020 г. в рамках третьей научной межинститутской конференции «Взаимодействие христианства с традиционными духовными ценностями стран Южной и Восточной Азии. История и современность», проходившей на базе МГУ имени М.В. Ломоносова и Центра современных исследований ИСАА.
Подводя итоги проведенного научного анализа по заявленной проблематике, необходимо отметить, что уже сложился определенный пласт работ о миссионерской деятельности РПЦ в Юго-Восточной Азии, но он имеет страноведческий характер, то есть ощущается недостаток компаративистких обобщающих работ. Кроме того, миссионерский опыт в странах изучен неравномерно. Относительно хорошо изучены такие страны, как Таиланд, Камбоджа, Индонезия. Данное обстоятельство подтверждает необходимость продолжения научных разработок в контексте изучения особенностей миссионерской деятельности РПЦ в Юго-Восточной Азии.
Общая характеристика миссионерской деятельности Русской православной церкви в Юго-Восточной Азии
Присутствие РПЦ в Юго-Восточной Азии предопределено опытом предшествующих веков.
Российский религиовед, доктор исторических наук Р.А. Силантьев отметил это обстоятельство: «Недавнее создание Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии дает повод для разговора о миссии Русской церкви в этом регионе. Это отнюдь не новая миссия. В исторической ретроспективе миссионерские усилия Русской церкви всегда имели одним из своих основных направлений восток. Столетиями Русская православная церковь продолжала свою миссионерскую деятельность в этом регионе, и она принесла немалые плоды.
Назову в первую очередь созданную к XVII в. российскую духовную миссию в Китае и последовавшие за ней духовные миссии в Японии и Корее»[11].
Также историк подчеркнул, что «Азиатские экзархаты нашей Церкви существовали в регионе ранее: в 1946 году был учрежден Восточноазиатский экзархат, который был упразднен в 1956-м в силу скорее политических, нежели церковных причин»[12].
На это же обстоятельство обратил внимание и Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий (Чашин) в дискуссии с митрополитом Корейским Амвросием (Сеул, Константинопольский Патриархат), считающим деятельность Московского Патриархата в Юго-Восточной Азии неканоничной. Митрополит Сергий подчеркнул: «Позволю себе напомнить историю появления Православия в регионе: русские священники начали свое пастырское служение в Китае в 1685-м году, святитель Николай (Касаткин) прибыл в Японию в 1861-м году, а Российская духовная миссия в Корее была учреждена в 1897-м году. Русские приходы в Индонезии появились в 1934-м году, в том же году был открыт приход в Маниле. Святитель Шанхайский Иоанн (Максимович) совершил первые богослужения во Вьетнаме в 1949-м году. И это всего лишь некоторые из документальных свидетельств начала действия миссии Русской Церкви в тех странах Южной и Юго-Восточной Азии, где в те годы не было представлено ни одной Православной Церкви»[13].
Миссионерская работа РПЦ в Юго-Восточной Азии началась вскоре после распада СССР и проходила по разным сценариям, в зависимости от конфессиональной ситуации в той или иной стране, а также внешнеполитического курса государств.
К странам Юго-Восточной Азии относятся 11 стран – Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Камбоджа, Лаос, Индонезия, Филиппины, Сингапур, Восточный Тимор, Бруней, Малайзия, часть из которых находятся на континенте, часть на островах. По сути, это огромный регион между Японией, Китаем, Индией и Австралией.
Если говорить о преобладающих конфессиях в регионе, то Юго-Восточная Азия традиционно считается центром буддизма, который распространен во Вьетнаме, Мьянме, Таиланде, Камбодже и Лаосе. Ислам доминирует в Индонезии, Брунее, Малайзии. В Восточном Тиморе и на Филиппинах в основном проживают христиане-католики, хотя на Филиппинах присутствует заметная доля протестантов. Мультирелигиозным государством является Сингапур.
Глобализация в сфере трудовой миграции и туризма стала катализатором появления православных приходов в Юго-Восточной Азии. Все страны региона были включены в 2019 г. в зону пастырской ответственности Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии, который включает следующие епархии: 1) Сингапурскую – в пределах Республики Сингапур, Республики Индонезия и Малайзии, Восточного Тимора и Папуа-Новой Гвинеи, с титулом епархиального архиерея «Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский»; 2) Корейскую – в пределах Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея, с титулом епархиального архиерея «Корейский» (это регион – Восточная Азия – прим. авт.); 3) Таиландскую – в пределах Королевства Таиланд, Королевства Камбоджа, Лаосской Народно-Демократической Республики и Республики Союз Мьянма, с титулом епархиального архиерея «Бангкокский и Пномпеньский»; 4) Филиппинско-Вьетнамскую – в пределах Республики Филиппины и Социалистической Республики Вьетнам, с титулом епархиального архиерея «Манильский и Ханойский».
Некоторые из учреждений Русской православной церкви в странах Юго-Восточной Азии уже прошли четыре этапа присутствия, а именно: 1) появление первых общин; 2) юридическая регистрация; 3) активный этап работы, включающий вовлечение все большего количества как соотечественников, так и местных жителей; перевод духовной литературы на местные языки; открытие храмов; рукоположение в православные священники представителей коренного населения; 4) расширение поля активности на сопредельные страны. Подобный алгоритм характерен для Таиланда. В некоторых странах миссионерская работа находится лишь на начальной стадии.
Необходимо отметить, что появление РПЦ в странах региона связано в первую очередь с необходимостью пастырского попечения о соотечественниках. Однако в дальнейшем, из-за появления интереса к проповеди православия у местных жителей, был расширен спектр форм миссионерской работы, что в итоге привело в некоторых странах к появлению форм национального православия и поместных церквей.
Миссионерская деятельность РПЦ в буддистских странах Юго-Восточной Азии
К настоящему времени очевидно, что наибольшее число православных приходов было открыто в начале XXI в. в буддистских странах, так как местное население благосклонно относится к православным. Не столь радужной является картина в мусульманских странах и странах, находящихся под духовным контролем Римско-католической церкви.
Если говорить о первом этапе присутствия, то для него чаще всего характерна активная инициатива снизу – со стороны туристов, временных работников, либо уже выбравших путь миграции русскоговорящих православных, а также иногда поддержка местных жителей.
Архиепископ Марк (Головков), посещавший Таиланд с рабочим визитом в 2015 г., отвечая на вопрос о финансировании постройки храмов в Бангкоке, на Пхукете, двух храмов в Паттайе, а также на Самуи, Хуа Хине, Чанге и Чиангмае, отметил: «Большинство храмов строится за счет местных благотворителей. Первый храм в Бангкоке удалось арендовать благодаря госпоже Саманчит Тамовит, буддистке, которая решила помочь православной общине. В Паттайе местная компания-застройщик пожертвовала Русской Православной Церкви участок земли и приняла решение о безвозмездном возведении на нем православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм расположен в так называемом «русском поселке», где основное население – наши соотечественники. В Бангкоке раньше службы проходили в арендованном помещении. Около двух лет назад [храм освещен в 2014 г. главой управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям архиепископом Егорьевским Марком (Головковым) – прим. авт.] построили большой храм. Деньги на это собирались всем миром»[14].
Благодаря усилиям православной паствы, а также архимандрита Олега (Черепанина), назначенного первым настоятелем прихода в Бангкоке в 1999 г., а в дальнейшем главой Представительства РПЦ в Таиланде в 2001 г., были достигнуты большие успехи в миссионерской деятельности в стране. Во-первых, была снята ситуация недоверия, особенно после государственного визита в Таиланд Президента России В.В. Путина в 2003 г. и ответного государственного визита в Россию Ее. Вел. Королевы Таиланда Сирикит в 2007 г. В начале 2008 г. Министерством внутренних дел Королевства было принято решение «зарегистрировать православную общину в Таиланде, как юридическое лицо в формате общественного фонда – «Orthodox Christian Church in Thailand»[15].
Во-вторых, активно начали строиться и открываться новые храмы. В настоящее время в Таиланде работает десять храмов, а также мужской монастырь в Ратчабури.
В-третьих, расширяются возможности просветительской работы православной общины в Таиланде. Работает сайт «Православная церковь в Таиланде», издаются регулярные печатные издания: журнал «Христианский мир в Азии», газета «Таиланд православный».
В-четвертых, происходит обращение в православие тайцев. Особенно интересной является биография первого тайского священника иерея Даниила (Даная) Ванна, который окормляет в настоящее время ряд приходов, возглавляет Фонд Православной Церкви в Таиланде, является одним из переводчиков «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского на тайский язык. Посетив храм в Бангкоке для подключения компьютера, пообщавшись с отцом Олегом, он принял решение посещать службы, а потом прошел обучение в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Когда его спрашивают о причинах выбора Православия, он отвечает: «Католики поют, у протестантов танцуют, молятся только у православных»[16].
Еще один переводчик «Закона Божия» – госпожа Напатра Апхичатапхонг вообще из католической семьи. Она работала в аппарате парламента и стала посещать Бангкокский храм, позднее приняла православие и училась в духовной семинарии в Петербурге.
В-пятых, представительство РПЦ в Королевстве Таиланд также проводит пастырское окормление православных христиан в Камбодже и Лаосе. Интересно, что в результате деятельности представительства в соседних странах, среди клириков тайских храмов появился лаосец, иеромонах Михей (Тонгхам Пхиаксаявонг). В 2016 г. он завершил труд по переводу «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского на лаосский язык[17].
История присутствия Московского Патриархата в Камбодже в какой-то степени является уникальной. Знакомство Камбоджи с православием началось в 1993 г., когда в столице Камбоджи, городе Пномпень, на территории посольства Республики Болгария в память о погибших в стране миротворцах была построена православная часовня во имя святого великомученика Георгия (Болгарский Патриархат). В 2001 г. в ходе поездки по странам Юго-Восточной Азии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в настоящее время – Патриарх Московский и всея Руси) совершил панихиду в данной часовне. Тогда же была достигнута договоренность с Болгарской православной церковью о возможности проведения богослужений в храме клириками Московского Патриархата. Постепенно в Пномпене и Сиануквиле сложились два прихода, которые в 2012 г. были приняты в юрисдикцию Московского Патриархата после соответствующего обращения паствы. Приходы были включены в зону пастырской ответственности Представительства РПЦ в Таиланде.
В дальнейшем в 2013 г. была официально зарегистрирована в качестве религиозной организации «Православная христианская Церковь Камбоджи (Московский Патриархат)»[18], духовным окормлением которой занимается иеромонах Паисий (Ипате). Очевиден ряд достижений миссии в Камбодже: издан православный молитвослов на кхмерском языке, начал работу сайт «Православие в Камбодже»: http://cambodia.orthodox.or.th/, проводится свободная катехизация кхмеров, некоторые в дальнейшем принимают православную веру. Например, «в октябре 2015 г. в Свято-Георгиевском храме при Болгарском посольстве в Пномпене было совершено крещение тринадцати кхмеров, которые после проведения огласительных бесед, попросили принять их в Православную Церковь <…> Примечательно, что у новокрестившихся крестными стали ранее крестившееся кхмеры, ныне постоянные прихожане»[19].
В 2013 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил строительство в Камбодже храма в Сиануквиле, который был построен в честь св. великомученика Пантелеимона в 2015 г.
В 2014 г. руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк высоко оценил миссионерскую деятельность Представительства РПЦ в Таиланде, Камбодже и Лаосе в деле открытия новых храмов и увеличения количества православных верующих из числа местных жителей.
Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Социалистической Республике Вьетнам и в Республике Сингапур
В регионе есть две уникальные страны, чьи конфессиональные траектории выходят за рамки традиционного шаблона наличия в государстве одного господствующего вероисповедания.
Официально по ст. 24 Конституции во Вьетнаме гарантируется свобода вероисповедания[20]. Среди верующих преобладают сторонники традиционных религий (поклонение духам), буддисты, христиане-католики. Тем не менее во Вьетнаме также есть две православные общины. Первая образована русскоязычными сотрудниками совместной русско-вьетнамской нефтяной компании и их семьями «Вьетсовпетро» в городе Вунгтау[21]. На территории компании выделено место для богослужений, приезжают священники, сложились свои традиции. С 2016 г. в Ханое существует вторая православная община в стране.
Священник Георгий Максимов – религиовед, православный миссионер, подчеркнул, что присутствие РПЦ в стране связано с необходимостью пастырского попечения о соотечественниках. Он, в частности, отметил: «Во Вьетнаме не было православной миссии и нет. Православных вьетнамцев немного. Это люди, которые самостоятельно нашли православие, убедились в нем и приняли его. В Ханое богослужения совершаются в Российском центре науки и культуры, их посещают сотрудники российского посольства, а также болгары, греки, румыны. На Пасху в этом году собралось 130 верующих [2018 г. – прим. авт.]. Приход сейчас еще на стадии становления. Там есть потенциал. В целом православных в Ханое больше 130 человек»[22].
Свобода вероисповедания гарантирована в Конституции и во второй по плотности стране мира – Сингапуре, светской по своему характеру. Многообразие этносов проецируется на столь же пеструю картину вероисповеданий, представленных буддизмом, христианством протестантского толка (англикане, методисты, баптисты, лютеране, пресвитериане, неденоминационные мегацеркви, независимые церкви, протестантские секты), исламом, даосизмом, индуизмом и другими религиями.
Несмотря на активное увеличение количества адептов христианских мегацерквей Сингапура (Церковь «Город Жатвы», Церковь «Новое творение», Церковь «Маяк Евангелизма», баптистская церковь «Сообщество веры»)[23], РПЦ также нашла свое место в мегагороде.
В декабре 2003 г. в ходе архипастырской поездки по странам Юго-Восточной Азии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в настоящее время – Патриарх Московский и всея Руси) посетил Сингапур. Во время визита он 23 декабря совершил Божественную литургию в армянском храме во имя священномученика Григория Просветителя; участвовал в официальном приеме, где встретился с представителями дипмиссий, англиканским архиепископом Сингапура, настоятелем храма в честь Воскресения Христова (Константинопольский Патриархат), предпринимателями, членами православной общины; провел переговоры с государственным министром образования, общественного развития и спорта Сингапура Чан Су Сеном. В Посольстве Российской Федерации в Сингапуре митрополит Кирилл совершил водосвятный молебен, после чего встретился с сотрудниками российской дипмиссии. Во время беседы Владыка Кирилл обратил внимание на необходимость сохранения православной веры вдали от Родины[24].
В 2007 г. Священным Синодом Русской православной церкви был учрежден приход в честь Успения Божией Матери, который посещают до двухсот православных христиан, в основном русских. Местные принимают православие, но немногие. Работает воскресная школа, проходят занятия по церковному пению, чтению, катехизации. «Доброй традицией стало совершение ежегодных паломничеств по святым местам России, Святой земли и иных мест. Регулярно проводятся концерты и постановки, выезды на природу»[25].
Несмотря на минимальную долю присутствия православных во Вьетнаме и Сингапуре, можно с уверенностью сказать, что в этих странах РПЦ организовала работу пастырского попечения о соотечественниках.
Миссионерская деятельность РПЦ в христианских (католических) странах Юго-Восточной Азии
Филиппины и Восточный Тимор − это государства, в которых большая часть верующих исповедует католицизм, что предопределяет сложность присутствия православных общин в этих странах. Тем не менее в последние годы наметился позитивный сдвиг и здесь.
Дело в том, что предпосылки современной миссии на Филиппинах были заложены еще в послереволюционный период русской эмиграцией. Первые русские поселенцы появились на островах в 1923 г., когда восемьсот представителей белого движения приехали сюда, спасаясь от преследований большевиков[26]. Впоследствии, благодаря стараниям епископа Пекинского и Китайского Виктора (Святина) в Маниле в 1934 г. был основан Иверский храм, просуществовавший до 1945 г., до разрушения во время освобождения города американцами[27].
В 1949 г., когда сформировалась вторая волна русской эмиграции, 6 тысяч «белых» русских приехали на Филиппины из Китая, где к власти пришли коммунисты. «Тиемпо Русь» или «Русское время» продолжалось на острове Тубабао Филиппинского архипелага с 1949 по 1953 г. Переселенцев окормлял Владыка Иоанн Шанхайский (Максимович), обладавший обширным опытом работы по объединению и сплочению разрозненных епархий. Благодаря его усилиям беженцы были затем переправлены в США[28].
Новый этап присутствия православной общины на Филиппинских островах связан с современным периодом. Миссионерская работа РПЦ проводится деликатно, с опорой на местное законодательство. Важную роль в миссионерской деятельности РПЦ в стране играют председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий (Чашин), митрополит Манильский и Ханойский Павел. В 2018 г. православные богослужения совершались уже в 16 русских приходах, на острове Минданао, в городах Давао, Макалунгот, Литл-Багио, Саласан и других, а в Маниле начались работы по возрождению Иверского храма[29].
В октябре 2019 г., на пленарной сессии XVI ежегодного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи, президент Филиппин Родриго Дутерте пригласил миссионеров РПЦ приехать на Филиппины, чтобы заняться поисками места для постройки православного храма. Он также упомянул первый православный храм в стране, который, к сожалению, был разрушен[30]. Инициатива президента была поддержана, и уже в феврале 2020 г. был освящен первый новый православный храм на острове Минданао[31].
Миссионеры стараются проводить богослужения на местных языках. При храме блаженной Матроны Московской в городе Давао работает образовательный центр, который готовит филиппинцев для поступления в духовные школы РПЦ. Слушатели изучают догматику, апологетику и литургику, русский язык, пение. В приходах проводят библейские вечера.
Важным фактором возрождения православного присутствия на Филиппинах является благотворительная деятельность. В 2013 г. РПЦ вместе с международным сообществом приняла участие в оказании помощи и передаче средств жертвам тайфуна Хайян[32]; в 2020 г., в условиях пандемии, оказывалась помощь остро нуждающимся, например, голодающим семьям города Давао и поселка Каюпу[33]. Таким образом, в настоящее время мы наблюдаем возрождение присутствия православных в регионе.
Говоря о Восточном Тиморе, стоит подчеркнуть, что в этом государстве только складывается присутствие РПЦ. 20–21 февраля 2020 г. состоялся первый визит Патриаршего экзарха Юго-Восточной Азии митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия в Демократическую Республику Восточный Тимор. В ходе архипастырского визита «в столице Восточного Тимора городе Дили состоялась встреча митрополита Сергия с представителями православных общин страны, которые осенью 2019 г. обратились к Предстоятелю Русской Православной Церкви с просьбой принять их в юрисдикцию Московского Патриархата»[34].
Митрополит Сергий обсудил с общинами вопросы дальнейшей работы, а именно, пастырского окормления организации богослужебно-приходской жизни, социальной работы, перевода богослужебных текстов на тетумский язык.
Миссионерская деятельность РПЦ в исламских государствах Юго-Восточной Азии
Индонезия является самой большой мусульманской страной в мире, что предопределяет сложности в работе православной миссии. В стране признаются ислам, католицизм, протестантизм (все христианские конфессии, в том числе православие, попадает в эту категорию), индуизм, буддизм и конфуцианство[35].
Первое знакомство с православными состоялось у индонезийцев на острове Ява в 1920-е гг., когда туда приехали эмигранты из России. В 1930–1950-х гг. в городах Батавия (в наст. время – Джакарта) и Бандунг были православные приходы, которые находились под юрисдикцией Харбинской епархии, но миссионерскую деятельность среди индонезийцев они не проводили[36]. В 1934 г. священник Василий Быстров (с 1947 г. протоиерей) стал настоятелем первого прихода в Батавии, разрешение на открытие которого было получено от правительства Нидерландов. В октябре 1947 г. Архиерейский Синод Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) наградил отца Василия Быстрова наперсным крестом. В 1950-х гг. приход распался, т. к. отец Василий Быстров и прихожане покинули остров из-за войны Индонезии за независимость.
В конце 1980-х гг. в Индонезии началось становление православной общины, и оно было связано с личностью клирика Константинопольского Патриархата архимандрита Даниила (Бамбанга Дви Бьянторо), который, родившись в мусульманской семье, принял крещение в Голландской реформатской протестантской христианской церкви. В дальнейшем он проходил обучение в Евангельской протестантской духовной семинарии в Сеуле (Корея), и сделал свой выбор в пользу православия. В 1980-х гг. он окончил семинарию Святого Креста в США, обучался в университете штата Огайо на отделении антропологии. Вернувшись в Индонезию, архимандрит Даниил в 1990 г. открыл первый приход в городе Соло. Д.И. Петровский и Е.А. Черепнева пишут: «Позднее им была зарегистрирована в Министерстве по делам религии Индонезии «Индонезийская Православная церковь» (Gereja Orthodox Indonesia, GOI) – религиозная организация, насчитывающая около 2000 человек, которая, по мнению архимандрита Даниила (Бъянторо), должна являться зонтичной организацией для всех православных общин в Индонезии»[37].
Исследователи отмечают, что первоначально «почти все православные общины в Индонезии созданы трудами лично архимандрита Даниила»[38], который в своей миссионерской деятельности учитывал этнокультурные особенности страны, службы проводил на индонезийском языке, после православных таинств устраивал и местные церемонии[39].
В 1990–1997 гг. православные приходы подчинялись Новозеландской митрополии Константинопольского Патриархата. В 1997 г. была создана митрополия Гонконга и Юго-Восточной Азии, в ведение которой была передана Индонезийская православная миссия. В 2000 г. отец Даниил обратился в Московский Патриархат с просьбой, чтобы РПЦ оказала помощь становлению православной общины в Индонезии. Шесть индонезийцев прошли обучение в русских семинариях.
В 2004 г. произошел переход индонезийских православных приходов из Константинопольского патриархата в юрисдикцию Русской православной церкви Заграницей, а в 2007 г. было восстановлено каноническое общение Московского Патриархата и Русской Православной церкви заграницей. В 2007 г. делегация РПЦ посетила Индонезию, состоялась встреча делегации единой Русской православной церкви с начальником генерального директората христианский сообществ Департамента религиозных дел Индонезии Я. Ласе, достигнуто согласие о регистрации представительства РПЦ[40].
Поддержка архимандрита Даниила (Бъянторо) со стороны РПЦ и РПЦЗ в его стремлении к созданию независимой церковной организации привела к обострению отношений с Константинопольским патриархом Варфоломеем, который наложил на отца Даниила прещение за его присоединение без отпускной грамоты к РПЦЗ. Архимандрит Даниил (Бъянторо) стал большую часть времени проводить в США, часто отсутствовать в стране. В настоящее время он уклонился в раскол и находится вне вселенского православия.
Однако на протяжении двух десятилетий XXI в. продолжало увеличиваться количество православных общин в Индонезии. Большинство общин находится на Яве, в том числе две – в столице страны Джакарте; по одной – в городах Соло (Суракарта), Сурабая, Моджокерто, Салатига и Бойолали, на о-вах Бали (г. Санур), Суматре (г. Медан), Сулавеси (г. Манадо), Тимор (г. Купанг) и Новая Гвинея (г. Джаяпура). В Джакарте располагаются кафедральный собор святого апостола Фомы (настоятель о. Борис Сетиаван) и домовой храм святого равноапостольного князя Владимира и другие.
Многие приходы создавались силами миссионеров РПЦ; храмы открывались на средства российских благотворителей, например, на Бали. Поэтому в Индонезии сложилась уникальная ситуация. Здесь служат в храмах как индонезийские священники (в основном в Джакарте и Сурабае), так и приехавшие из России. Такой же пестрый состав прихожан, который состоит из местных граждан и россиян[41].
Хотя некоторые приходы и ушли в раскол вместе с отцом Даниилом, тем не менее большинство находятся в юрисдикции Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии.
В еще одной мусульманской стране Юго-Восточной Азии – в Малайзии происходит зарождение православных общин. В 2012 г. в городе Куала-Лумпур был открыт приход во имя Архангела Михаила.
Выводы
Миссионерская деятельность РПЦ в Юго-Восточной Азии в начале XXI в. характеризуется рядом особенностей в организации работы – учетом национальных традиций, интересом к местной культуре, проведением богослужений на национальных языках, публикацией христианской литературы на местных языках, подготовкой клира из местного населения, сохранением братских отношений с миссионерами из других православных церквей в этом регионе, сохранением равновесия при выстраивании общения с другими конфессиями. Подобная стратегия может стать залогом долговременного закрепления в регионе, так как она показала свою успешность. Появление экзархата в Юго-Восточной Азии как структуры для централизованного управления православными приходами стало закономерным итогом многолетней миссионерской деятельности.
Следование новым требованиям внешней миссии позволит прогнозировать дальнейшее расширение поля миссионерской деятельности Русской православной церкви в Юго-Восточной Азии.
1 Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии // Московский Патриархат Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5332938.html (дата обращения: 10.04.2021 г.).
2 Олег (Черепанин), игумен. Православие в Таиланде // Олег (Черепанин), игумен. История христианства в Таиланде. Бангкок, 2008. С. 179–224.
3 Митыпова Г.С. Православие в Юго-Восточной Азии // Вестник Бурятского Госуниверситета. 2011. № 7. С. 166–171.
4 Там же. С. 171.
5 Соколовский А.Я. Исследования вопросов Южной и Юго-Восточной Азии на страницах журнала «Известия Восточного института» (1994–2014) // Известия Восточного института. 2015. № 1. С. 22.
6 Золотухин И.Н. Некоторые аспекты жизни русских в Таиланде (на примере Паттайи) // Известия Восточного института. 2012. № 1. С. 85.
7 Там же. С 86.
8 Черепнева Е.А., Петровский Д.И. Православие в Индонезии (2007–2008) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2008. № 11. С. 206–215.
9 Кряжева-Карцева Е.В., Идрус А.А. Новые векторы миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в начале XXI в. (на примере миссий в Таиланде, Камбодже и Индонезии) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2014. № 2. С. 148–159.
10 Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность. М., 2016.
11 Силантьев Р.А. Юго-Восточная миссия. URL: https://iz.ru/853909/roman-silantev/iugo-vostochnaia-missiia (дата обращения: 05.04.2021).
12 Там же.
13 Сергий (Чашин), Митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский, экзарх Юго-Восточной Азии. Открытое письмо Патриаршего экзарха Юго-Восточной Азии Митрополиту Корейскому Амвросию (Константинопольский Патриархат). URL: https://pravoslavie.ru/123370.html (дата обращения: 05.04.2021).
14 Православие развивается и в Азии // Христианский мир Азии. 2015. Ноябрь. С. 18–19.
15 Олег (Черепанин), игумен. Православие в Таиланде… С. 174.
16 Цит. по: Православие развивается и в Азии // Христианский мир Азии. 2015. Ноябрь. С. 19.
17 Выпускник Духовной Академии перевел на лаосский язык «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского // Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви. URL: https://spbda.ru/news/vypusknik-duhovnoy-akademii-perevel-na-laosskiy-yazyk-zakon-bojiy-protoiereya-serafima-slobodskogo/ (дата обращения: 10.04.2021).
18 Данный формат названия представлен только в нормативно-законодательных актах в Камбодже; с канонической точки зрения приходы в Королевстве Камбоджа относятся к Таиландской епархии Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии.
19 Головина М., Капенкина Т. Камбоджа – новая земля // Христианский мир Азии. 2015. Ноябрь. С. 11.
20 The constitution of the socialist republic of Viet Nam // Vietnamnews. URL: https://vietnamnews.vn/politics-laws/250222/the-constitution-of-the-socialist-republic-of-viet-nam.html (дата обращения: 05.04.2021).
21 Булкин И.М. Православный приход во Вьетнаме // Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность. М., 2016. С. 192.
22 Цит. по: Федотова Н. От Филиппин до Тайваня. Миссионеры РПЦ – о служении в Азии // Рамблер. URL: https://news.rambler.ru/other/40155871-ot-filippin-do-tayvanya-missionery-rpts-o-sluzhenii-v-azii/ (дата обращения: 06.04.2021).
23 Астафьева Е.М. Мегацерковь для мегагорода: тенденции и перспективы распространения протестантизма в Сингапуре // Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность. М., 2016. С. 186.
24 РПЦ − Архипастырский визит митрополита Кирилла в страны Юго-Восточной Азии // Центр Азия. URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1072433940 (дата обращения: 04.04.2021).
25 Приход Успения Божией Матери, Сингапур. Официальный приходской сайт. URL: http://singapore.cerkov.ru/ (дата обращения: 08.04.2021).
26 Peñamante L. Nine Waves of Refugees in the Philippines // UNHCR. URL: https://www.unhcr.org/ph/11886-9wavesrefugees.html (дата обращения: 08.04.2021).
27 History of the Philippine-Vietnamese diocese of the Russian Orthodox Church // Philippine and Vietnam Diocese. URL: http://phvieparchy.org/en/eparchy/ (дата обращения: 08.04.2021).
28 Исход на Филиппины и в Америку // Владыка Иоанн – Святитель русского зарубежья. М., 2008 // Православие.Ru. URL: https://pravoslavie.ru/28248.html (дата обращения: 05.04.2021).
29 Федотова Н. Священники идут в миряне: что происходит с православной миссией в Азии. РИА Новости. 22 июня 2018. URL: https://ria.ru/20180622/1523178718.html (дата обращения: 08.04.2021).
30 Open Forum at the 16th Annual Meeting of the Valdai Discussion Club. 03.10.2019 [видео]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Vg8wAS6o4go (дата обращения: 10.04.2021).
31 На Филиппинах освящен первый храм Русской Православной Церкви. 2020 // Московский Патриархат. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5595777.html (дата обращения: 10.04.2021).
32 Fr. Chrysostomos Sarmiento. Fr. Orthodox Render Assistance to Philippine Victims: Reported from the scene of the event. Tacloban, November 15, 2013. // Православие.Ru. URL: https://pravoslavie.ru/65935.html (дата обращения: 10.04.2021).
33 На Филиппинах православные священники помогают нуждающимся семьям // Русский мир. URL: https://russkiymir.ru/news/273019/?sphrase_id=1122258 (дата обращения: 15.04.2021).
34 Восточный Тимор // Азбука паломника. URL: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80 (дата обращения: 15.04.2021).
35 Указ Президента Индонезии № 6 за 2000 г. // Официальный сайт Министерства по делам религий Республики Индонезия. URL: http://www.kemenag.go.id/index.php?a=artikel&id=12446&t=183 (дата обращения: 15.04.2021).
36 Беседа архимандрита Даниила Бъянторо с архиепископом Иларионом из Австралии // Бьянторо, Даниил. The Beginning of the Eastern Orthodox Mission in Modern Indonesia. P. 17–19. URL: friendsofindonesia.org/docs/history.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
37 Черепнева Е.А., Петровский Д.И. Православие в Индонезии (2007–2008) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2008. № 11. С. 206–207.
38 Толмачев Н.А. Православие в Индонезии // Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность. М., 2016. С. 285.
39 Черепнева Е.А. Индонезийская Православная Церковь (ИПЦ): этнокультурная специфика и особенности церковного обряда (2005–2006) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2006. № 9. С. 370–385.
40 Черепнева Е.А., Петровский Д.И. Православие в Индонезии. С. 209.
41 См. подробнее: Идрус А.А. Процесс становления Русской Православной Церкви на Бали // Альманах Казачество. 2019. № 42 (6). С. 116–122.
Об авторах
Елена Валерьевна Кряжева-Карцева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kartseva-ev@rudn.ru
кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России
117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Асринда Аюб Идрус
Российский университет дружбы народов
Email: kartseva-ev@rudn.ru
аспирантка кафедры истории России
117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Абылгазиев И.И. Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность. М.: Ключ-С, 2016. 352 с.
- Головина М., Капенкина Т. Камбоджа - новая земля // Христианский мир Азии. 2015. № 4. С. 4-11.
- Золотухин И.Н. Некоторые аспекты жизни русских в Таиланде (на примере Паттайи) // Известия Восточного института. 2012. № 1. С. 79-89.
- Идрус А.А. Процесс становления Русской Православной Церкви на Бали // Альманах Казачество. 2019. № 42. С. 116-122.
- Кряжева-Карцева Е.В., Идрус А.А. Новые векторы миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в начале XXI в. (на примере миссий в Таиланде, Камбодже и Индонезии) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2014. № 2. С. 148-159.
- Митыпова Г.С. Православие в Юго-Восточной Азии // Вестник Бурятского Госуниверситета. 2011. № 7. С. 166-171.
- Олег (Черепанин), игумен. Православие в Таиланде // История христианства в Таиланде. Бангкок: [Б.и.], 2008. С. 179-224.
- Соколовский А.Я. Исследования вопросов Южной и Юго-Восточной Азии на страницах журнала «Известия Восточного института» (1994-2014) // Известия Восточного института. 2015. № 1. С. 15-26.
- Черепнева Е.А. Индонезийская Православная Церковь (ИПЦ): этнокультурная специфика и особенности церковного обряда (2005-2006) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2006. № 9. С. 370-385.
- Черепнева Е.А., Петровский Д.И. Православие в Индонезии (2007-2008) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2008. № 11. С. 206-215.