Проблемы и перспективы китайского инфраструктурного строительства и инвестиционной деятельности в Латинской Америке

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблемам и перспективам инфраструктурного строительства и инвестиционной деятельности в Латинской Америке на современном этапе. В исследовании анализируются основные отрасли стран Латинской Америки, в развитие и освоение которых вкладываются китайские средства. Выявлены характерные черты торговых отношений, реализации совместных инфраструктурных проектов. Обозначены интересы Китая в сотрудничестве с Латинской Америкой. Латиноамериканские страны пытаются лавировать между США и Китаем, зачастую выбирая Китай как более выгодного партнера. Китай стремится выстраивать новую систему международных экономических отношений в Латинской Америке и мире, одним из важных направлений которой будет создание условий для стабильного развития китайской экономики.

Полный текст

Введение В современных условиях конфликтной многополярности Соединенные Штаты и Китайская Народная Республика играют чрезвычайно важную роль в экономике и политике латиноамериканских государств. На ряде направлений влияние США и КНР является не просто существенным, но ключевым - в том смысле, что от проводимой Вашингтоном и Пекином линии в международных политических, торгово-экономических и кредитно-финансовых вопросах во многом зависит положение в тех или иных странах Латинской Америки (и в регионе в целом) [1]. В считанные годы КНР перехватила экономическую инициативу и заняла видное место во внешнеторговых связях целого ряда ведущих государств Латинской Америки: Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики, Перу, Эквадора, Чили. С указанными странами Пекин установил отношения стратегического партнерства, благодаря чему китайско-латиноамериканское сотрудничество не ограничилось торговлей, а распространилось на все сферы экономической и финансовой деятельности [2]. В последние годы китайско-латиноамериканские отношения стремительно МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 237 Batanova S.V. RUDN Journal of Public Administration,2023;10(2):236-247 развиваются. Можно констатировать тот факт, что Латинская Америка (ЛА) стала для Китая вторым по значимости регионом в мире после Азии, обойдя Африку, Европу и другие континенты. Общая сумма прямых инвестиций из Китая в ЛА на конец 2021 года превысила 611,1 млрд долл. (для сравнения: в Африку было инвестировано 38,5 млрд долл.). При том, что число предприятий с участием китайского капитала в Латинской Америке и Африке почти одинаково - 3478 и 3409 соответственно. Отсюда можно сделать вывод, что китайские проекты в ЛА характеризуются масштабностью и реализуются с участием крупных предприятий1. За 2021 год китайские прямые инвестиции в Латинскую Америку составили 26,16 млрд долл. (рост по сравнению с 2020 г. - 57 %). На регион пришлось 14,6 % общего объема инвестиций Китая за рубеж в 2021 г. На 25 стран Латинской Америки также приходится более 30 % кредитов, выданных Китаем всем странам мира. Ожидается, что объем торговли Китая с Латинской Америкой будет увеличиваться все больше и больше, и к 2035 году это значение достигнет 700 млрд долл. США2. В 2015 году посол Боливии в Китае заявил, что инициатива «Пояс и путь» имеет важное значение для будущего развития Боливии. В тот же год бывший министр иностранных дел Перу Гонсало Гутьеррес Рейналь опубликовал статью, в которой выразил надежду на то, что китайская инициатива «Один пояс, один путь» будет распространена на Латинскую Америку. Посол Чили в Китае Хорхе Хайне выступил с речью, высоко оценив план объединения мира посредством строительства инфраструктуры и призвав Китай позволить Латинской Америке присоединиться к «Поясу и пути». Бывший министр иностранных дел Аргентины Сусана Маркола заявила, что эта инициатива является «важным многосторонним интеграционным проектом, который выходит за рамки традиционного Шелкового пути и достигает Латинской Америки» [3]. В мае 2017 г. прошел саммит международного сотрудничества «Один пояс, один путь». Во время встречи Председателя КНР Си Цзиньпина с президентом Аргентины Маурисио Макри Си Цзиньпин впервые отреагировал на включение Латинской Америки в качестве «естественного продолжения Морского Шелкового пути» и поддержал эту идею [4. P. 42]. В январе 2018 года на второй министерской встрече Форума Китай- Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), состоявшейся в Чили, было принято «Специальное заявление по инициативе 1 2021 Statistical Bulletin of Chinas Outward Foreign Direct Investment // Ministry of Commerce of the Peoples Republic of China 2022, National Bureau of Statistic, State Administration of Foreign Exchange. September 2022. URL: http://images.mofcom.gov.cn/fec/202211/20221118091910924. pdf (accessed: 22.04.2023) 2 Měi guānyuán: Zhōngguó zài lāměi dìqū de kuòzhāng, lìng měiguó běntǔ gǎndào wēixié, bìxū zǔzh [Официальные лица США: Экспансия Китая в Латинской Америке заставила США почувствовать угрозу и должна быть остановлена] // NetEase. 23.03.2023 (на кит.). URL: https://m.163. com/dy/article/I09L46MH0511DIJU.html?referFrom= (дата обращения: 22.05.2023) 238 INTERNATIONAL EXPERIENCE OF PUBLIC ADMINISTRATION Батанова С.В. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 2. С. 236-247 „Один пояс, один путь“». В этом документе говорится, что инициатива рассматривается как «новая платформа для взаимовыгодного сотрудничества» между Китаем и Латинской Америкой [5. P. 139]. Министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что данная инициатива «придаст новую жизненную силу и откроет новые перспективы для всеобъемлющего партнерства Китая и Латинской Америки». После чего Китай направил официальные приглашения 34 странам Латинской Америки принять участие в создании «Одного пояса, одного пути» [3]. Таким образом, можно констатировать, что инициатива Китая была встречена властями большинства латиноамериканских стран позитивно. Можно предположить, что в ряде стран региона существует усталость от навязанного стереотипа о том, что Латинская Америка - это «задний двор США». Поэтому инициатива Китая, подкрепленная реальными действиями в виде инвестиций и строительства инфраструктуры в ЛА, была воспринята положительно. Большинство исследовательских институтов прогнозируют, что Китай превзойдет Соединенные Штаты в 2030 году и станет крупнейшим торговым партнером стран Латинской Америки [6]. Происходит трансформация товарной структуры двусторонней торговли. Если раньше основу китайского экспорта в ЛА составлял ширпотреб, то сейчас растет доля высокотехнологичной продукции, оборудование, станки, строительная техника, то есть высокотехнологичные товары с высокой добавленной стоимостью. Латиноамериканский экспорт тоже претерпевает изменения, его основу по-прежнему составляет сырье, но постепенно увеличиваются доли продуктов питания и товаров с высокой степенью переработки. Однако надо отметить, что прирост доли высокотехнологичных товаров и оборудования в китайском экспорте обусловлен не только ростом экономик латиноамериканских стран, но и тем, что китайские компании ведут в регионе активное строительство инфраструктурных объектов, в процессе чего они предпочитают использовать оборудование и, по возможности, расходники китайского производства. Новый этап в развитии сотрудничества Китая с государствами Латинской Америки связывают с масштабными инвестициями в объекты инфраструктуры [7]. Как правило, китайское правительство предоставляет кредиты на строительство объектов при условии, что работы осуществляются китайскими компаниями, а оборудование поставляется из КНР. Китай начал демонстрировать более сдержанный и выборочный подход, основанный на финансировании проектов, рассчитанных на долгосрочное присутствие в регионе. Особое место занимают транспортные проекты Поднебесной: Китаю удалось превратить Перу и Чили в «тихоокеанские платформы», связывающие его с Бразилией, Аргентиной, Парагваем и Уругваем. За последние 20 лет Китай ввел в эксплуатацию или находится в стадии строительства в общей сложности 138 инфраструктурных проектов в Латинской Америке с общим МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 239 Batanova S.V. RUDN Journal of Public Administration,2023;10(2):236-247 капиталом проекта более 94 млрд долл. США, создав более 600 000 местных рабочих мест3. Карлос Акино, директор Центра азиатских исследований Национального университета Сан-Маркос в Перу, считает, что Китай обладает самыми современными в мире железными дорогами, аэропортами, портами и электростанциями, а также лидирующим в мире уровнем строительства инфраструктуры4. В качестве примеров масштабного сотрудничества можно привести нижеследующие проекты. В 2022 году консорциум китайских компаний подписал контракт с правительством бразильского штата Баия на строительство моста длиной 46,8 км, 12 км из которых будет проходить над морем. Сумма инвестиций - около 3,5 млрд долл.5 Китай также участвует в консорциуме по строительству четвертого моста через Панамский канал с инвестициями в размере 1,4 млрд долларов. Другой значимый проект - строительство порта в Чанкае в Перу, в 75 км от Лимы, которое должно быть завершено в 2024 году. Первоначальная сумма инвестиций - 1,298 млрд долл. Это будет первый порт в Латинской Америке, управляемый китайской компанией. Чанкай будет соединен с Панамериканским шоссе и по завершении проекта станет важным узловым портом на Южноамериканском континенте. Необходимо также надо отметить, что в китайско-латиноамериканских связях четко просматривается тенденция наращивания взаимодействия в области инфраструктурного строительства. Один из ярких примеров - прогресс в создании условий для строительства Никарагуанского канала, который станет альтернативой Панамского канала. В декабре 2021 года никарагуанские власти разорвали дипломатические отношения с Тайванем и установили их с Китаем. В январе 2022 года Китай и Никарагуа подписали меморандум о взаимопонимании по строительству «Одного пояса, одного пути», и отношения между ними вышли на новый уровень. Президент Никарагуа Даниэль Ортега отметил, что «правительство Китайской Народной Республики является единственным законно представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая. Правительство Республики Никарагуа с сегодняшнего дня разрывает 3 Lāměi gòng jiàn “yīdài yīlù” rèdù zǒu shēng [Совместное строительство в Латинской Америки в рамках инициативы «Один пояс, один путь» набирает обороты] // Официальный сайт International Business Daily (на кит.). 28.04.2022. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=173131 8333948279033&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 22.05.2023). 4 Pǔxiě zhōng lā “yīdài yīlù” hézuò xīn piānzhāng [Новая глава сотрудничества Китая и ЛА в рамках инициативы «Один пояс, один путь»] // Жэньминь жибао (на кит.). 26.01.2023. URL: http:// world.people.com.cn/n1/2023/0126/c1002-32612180.html (дата обращения: 22.05.2023). 5 Jījiàn kuáng mó bàqì chūshǒu, ná xià bāxī 154 yì gōngchéng, jiànchéng lāměi zuì cháng kuà hǎi dàqiáo [Инфраструктурный сумасшедший получил проект стоимостью 15,4 миллиарда долларов в Бразилии и построил самый длинный морской мост в Латинской Америке] // Информационный портал Байду (на кит.). 13.01.2023. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1721848 244295472745&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 21.05.2023). 240 INTERNATIONAL EXPERIENCE OF PUBLIC ADMINISTRATION Батанова С.В. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 2. С. 236-247 дипломатические отношения с Тайванем и прекращает какие-либо контакты или официальные отношения». Ортега также заявил, что подписание соглашений с Китаем - «новость, которая делает счастливым наш народ, а также делает счастливыми все народы, которые имеют отношения с Китайской Народной Республикой»6. Примерный объем инвестиций в строительство Никарагуанского канала - 40…50 млрд долл. Реализация этого проекта изменит глобальную структуру морских перевозок и станет важнейшей геополитической победой Китая в регионе, так как первые 50 лет управлять каналом будет китайский оператор. Большинство проектов реализуется под государственные гарантии латиноамериканских правительств - под эти гарантии китайская сторона выдает кредит, который используется латиноамериканскими странами для оплаты строительства китайскими компаниями. Надо отметить, что, по сути, такая форма взаимодействия представляет собой «замкнутый круг», так как выдаваемые в виде кредита суммы на самом деле не покидают Китай. Латиноамериканские страны и Китай заключают межправительственные соглашения, далее китайские банки под гарантии латиноамериканских властей выделяют нужную для строительства объектов сумму, которую по условиям соглашения должны передать китайским подрядчикам. Таким образом, китайская сторона «прокручивает» эти суммы в своей экономике, стимулируя ее работу и рост. Например, только в рамках одного проекта по восстановлению железной дороги в аргентинском Бельграно из Китая в Аргентину было отправлено 107 локомотивов, 3500 транспортных средств (вагонов), 165 тыс. тонн стальных рельсов и 2,3 млн бетонных шпал (железобетонная шпала весит от 60 до 100 кг)7. Однако надо отметить, что инвестиционная деятельность китайских компаний сталкивается с рядом серьезных проблем. Латинская Америка является традиционной зоной влияния США, поэтому активность Китая вызывает раздражение у американских властей и их партнеров, а также обвинения в адрес китайской стороны в недружественных шагах по отношению к Латинской Америке. То есть экономические конкуренты и геополитические противники Китая в регионе стремятся дискредитировать Китай и создать ему негативный имидж. Через СМИ ведется работа по формированию антикитайских 6 Relaciones históricas entre revoluciones en evolución // El 19 Digital. 10.12.2021. URL: https:// www.el19digital.com/articulos/ver/titulo:123712-relaciones-historicas-entre-revoluciones-enevolucion (accessed: 22.05.2023). 7 Dújiā:“Yīdài yīlù” yǔ lāměi shí guó diàoyán bàogào [Эксклюзив: Отчет об исследовании десяти стран Латинской Америки в рамках инициативы «Один пояс, один путь»] // Информационный портал Baidu.com (на кит.). 19.10.2019. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1647802367 345768544&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 22.05.2023). МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 241 Batanova S.V. RUDN Journal of Public Administration,2023;10(2):236-247 настроений в обществах стран, в которых ведут проекты китайские компании. Надо отметить, что эта работа имеет долгосрочный характер и направлена на обывателей, то есть электорат. По этой причине высокопоставленные латиноамериканские чиновники не смогут игнорировать настроения общества и будут вынуждены предъявлять к китайским подрядчикам более высокие требования, что станет сдерживающим фактором развития китайской инвестиционной деятельности в регионе. Строительство инфраструктуры, в частности объектов транспорта и энергетики, в любом случае наносит ущерб природе и несет экологические риски, что создает условия для роста антикитайских настроений. Положение может усугубляться наличием несоответствий в экологических стандартах и законодательстве Китая и стран Латинской Америки. Надо отметить, что в Китае требования к экологическим показателям ниже, чем в Латинской Америке. Это обусловлено тем, что Китай, как и многие развивающиеся страны, в процессе своего экономического развития жертвовал экологией ради прогресса. Страны Латинской Америки имеют высокие требования к охране окружающей среды в силу близости своей культуры и законодательства к развитым странам, например, Испании и США. Китайские эксперты отмечают, что, например, «в Бразилии действует более 20 тысяч нормативных актов, имеющих отношение к охране окружающей среды, а законы Бразилии об охране окружающей среды предусматривают, что корпоративная деятельность должна строго соответствовать «системе разрешений», не только для получения предварительного разрешения, но и для получения «лицензии на эксплуатацию» во время каждой конкретной операции после получения разрешения, в противном случае это представляет собой правонарушение»8. Разницей в культуре и законодательстве также обусловлены проблемы в трудовых отношениях между латиноамериканской рабочей силой и китайскими работодателями. Если в Китае и других развивающихся странах требования трудового законодательства низкие, тогда как в Латинской Америке они относительно высокие, что служит основой для трудовых споров при найме китайскими компаниями местной рабочей силы. Китайские компании предпочитают использовать китайскую рабочую силу, чтобы снизить временные издержки и избежать культурных различий. Это явление способствует росту ксенофобии среди латиноамериканцев. Ряд стран выдвигает жесткие требования относительно обеспечения возможностей трудоустройства местного населения. В этом случае китайские компании сталкиваются с противодействием местных профсоюзов, незнанием трудового законодательства латиноамериканских стран и отсутствием 8 Wángyǒumíng: Yīdài yīlù"duìjiē lāměi yóu xū"liǎng tōng [Ван Юмин. Два пути для Латинской Америки в рамках инициативы «Один пояс, один путь»] // National Institute for South China Sea Studies (на кит.). 30.05.2019. URL: http://www.nanhai.org.cn/search-detail/7885/1.html (дата обращения 22.05.2023). 242 INTERNATIONAL EXPERIENCE OF PUBLIC ADMINISTRATION Батанова С.В. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 2. С. 236-247 грамотных специалистов, способных урегулировать отношения между работодателем и работниками. Другая проблема - обеспечение безопасности. Во многих странах Латинской Америки сложная криминогенная обстановка, существуют наркокартели и банды, деятельность которых может угрожать безопасности китайского персонала и создавать препятствия для ведения бизнеса, в том числе в области инфраструктурного строительства. Еще одна проблема - политические риски. Реализация крупных проектов, особенно в сфере инфраструктуры, требует длительного периода времени. Многие страны Латинской Америки характеризуются бурной политической жизнью, политическая борьба в них очень активна. Положение усугубляется тем, что эта борьба может подпитываться извне - западные страны могут прилагать усилия, чтобы привести к власти лояльного им кандидата. Очевидный пример - политический кризис в Венесуэле, когда прозападные силы пытались привести к власти Хуана Гуайдо. Венесуэла под управлением Мадуро является одним из основных союзников Китая в ЛА. В случае прихода к власти Гуайдо ситуация могла поменяться коренным образом. Можно предположить, что в случае его прихода к власти китайские инвестиции были бы под различными предлогами национализированы, а новое правительство Венесуэлы отказалось бы платить по кредитам китайских банков. Подобную ситуацию можно было наблюдать в Никарагуа: в период первого срока президентства Даниэля Ортеги (1985-1990) были установлены дипломатические отношения с Китаем, при следующем президенте Виолете де Чаморро были установлены официальные отношения с Тайванем, а с Китаем - разорваны, в конце 2021 года к власти опять пришел Ортега, разорвал отношения с Тайванем и восстановил с Китаем. В связи с этим можно прогнозировать, что политика китайских властей и китайских компаний в Латинской Америке будет претерпевать изменения и усовершенствования. Во-первых, можно ожидать, что китайские власти будут стимулировать развитие латиноамериканистики в Китае. По состоянию на 2018 год в материковом Китае насчитывалось более 100 учебных заведений (исключая Гонконг, Макао и Тайвань), предлагающих изучение испанского языка. Это число в 8 раз больше, чем в 1999 году; за тот же период число учебных заведений с изучением португальского также выросло с 2 до 30 с лишним. С 2010 года Министерство образования КНР приступило к реализации плана стимулирования создания региональных исследований, что принесло значительные результаты. По состоянию на 2018 год в Китае насчитывалось почти 60 исследовательских центров, изучающих латиноамериканские страны9. С учетом роста числа крупных проектов, необходимости защиты китайских 9 Dài yīlù wèi lāměi guójiā jīngjì tígōng téngfēi de chìbǎng [«Один пояс, один путь» дает экономике Латинской Америки крылья для полета] // Жэньминьван (на кит.). 18.04.2019. URL: http:// world.people.com.cn/n1/2019/0418/c1002-31037586.html (дата обращения 22.04.2023). МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 243 Batanova S.V. RUDN Journal of Public Administration,2023;10(2):236-247 инвестиций и укрепления с этой целью политических связей вполне логичным будет усиление динамики подготовки в Китае кадров со знанием испанского и португальского, обладающих соответствующими регионоведческими навыками. Во-вторых, можно ожидать притока в китайские вузы студентов из латиноамериканских стран для изучения китайского языка и формирования у них дружественного по отношению к Китаю мировоззрении10. Китайские университеты охотно принимают студентов из развивающихся стран11. В-третьих, с учетом роста объемов сотрудничества можно ожидать широкое внедрение механизмов расчетов в национальных валютах между Китаем и странами Латинской Америки. Этот процесс уже начался. В частности, в конце марта этого года Бразилия заключила с Китаем соглашение о взаиморасчетах в юанях и реалах без использования американских долларов. Так как товарооборот сторон превышает 150 млрд долл., отказ от доллара подразумевает масштабную «юанизацию» бразильской экономики12. То же самое можно будет ожидать и в отношениях Китая с другими странами Латинской Америки13. С учетом того, что уровень инфляции в Китае ниже, чем в большинстве стран ЛА, можно предположить, что компании-партнеры с обеих сторон будут предпочитать расчеты, в первую очередь, в юанях. Это укрепит геополитическое положение Китая в регионе, позволит снизить финансовые риски и издержки. Китай к этому готовится, создавая банковскую инфраструктуру в регионе. В настоящее время ряд китайских государственных и коммерческих банков, включая таких гигантов, как Промышленно-торговый банк Китая (ICBС, также по ряду показателей считается крупнейшим банком в мире), Банк Китая, Строительный банк Китая и Транспортный банк Китая, открыли более 10 филиалов в Латинской Америке14. Другим направлением китайской политики на латиноамериканском направлении станет углубление культурных связей, в частности, распространение достижений китайской культуры на континенте - продвижение китайских фильмов и сериалов, художественных произведений, организация 10 Estudia en China para estudiantes de Argentina // Study in China. 2022. URL: https:// www.vozdeamerica.com/a/claves-para-entender-el-avance-de-china-en-las-universidades-delatinoamerica/6509556.html (accessed: 22.04.2023). 11 Claves para entender el avance de China en las universidades de Latinoamérica // Vozdeamerica. 2022. URL: https://www.vozdeamerica.com/a/claves-para-entender-el-avance-de-china-en-lasuniversidades-de-latinoamerica/6509556.html (accessed: 22.05.2023). 12 Brasil y China generan acuerdos para eludir el dólar // Diario las Americas. 2023. URL: https://www. diariolasamericas.com/america-latina/brasil-y-china-generan-acuerdos-eludir-el-dolar-n5333000 (accessed: 22.04.2023). 13 China, Brazil Strike Deal to Ditch Dollar for Trade // The Straits Times. 2023. URL: https://www. straitstimes.com/world/china-brazil-strike-deal-to-ditch-dollar-for-trade (accessed: 22.04.2023). 14 Banco chino ICBC abre su primer sucursal en México // Forbes México. 2015. URL: https://www. forbes.com.mx/banco-chino-icbc-abre-su-primer-sucursal-en-mexico/ (accessed: 22.05.2023). 244 INTERNATIONAL EXPERIENCE OF PUBLIC ADMINISTRATION Батанова С.В. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 2. С. 236-247 гастролей современных поп-групп и т.д. Китайская сторона уже имеет подобный опыт на Ближнем Востоке15 и в Африке16. Цель наращивания гуманитарного сотрудничества заключается в формировании положительного образа китайцев в латиноамериканском обществе как условия повышения степени взаимопонимания и улучшения коммуникации между китайскими компаниями и латиноамериканскими обывателями, искоренения в их сознании понятия «китайская угроза», культивируемого западными странами. В современных условиях международное сотрудничество должно иметь социальную поддержку. Как сказал лидер Китая Си Цзиньпин в своей речи на саммите, посвященном «Одному поясу, одному пути» 14 мая 2017 года, «дружба между странами заключается в дружбе между людьми, а дружба между людьми заключается в сердечном общении»17. Таким образом, китайская сторона рассчитывает снизить вероятность массовых протестов против реализации проектов с участием китайских компаний. Китайские эксперты отмечают недостаточность информационной поддержки актов благотворительности и гуманитарной помощи со стороны Китая в адрес латиноамериканских стран. По мнению китайских специалистов, скромность и принцип «делать добро, не оставляя имени» наносят ущерб работе китайских компаний в Латинской Америке18. Имеется в виду то, что китайские компании оказывают властям латиноамериканских стран помощь в решении общественных проблем, но не афишируют это в местных СМИ. Западные конкуренты Китая напротив активно взаимодействуют с журналистами и могут с их помощью организовывать демонстрации и общественные протесты с целью затормозить или остановить реализацию проектов с китайским участием под предлогом экологического или иного ущерба латиноамериканским странам. Западные компании также широко используют СМИ для того, чтобы формировать общественное мнение в свою пользу - даже 15 Zhōngguó hǎo jù zhōngdōng rè bō [Китайские драмы становится хитами на Ближнем Востоке] // China-Arab State Cooperation Forum (на кит.). 05.11.2021. URL: http://www.chinaarabcf. org/zagx/rwjl/202111/t20211105_10444599.htm (дата обращения: 22.05.2023) 16 Zhōngguó diànshìjù rè bō fēizhōu dàlù jiātíng lúnlǐ tǐcái shòu huānyíng [Китайская телевизионная драма выходит на африканский континент, жанр семейной этики особенно популярен] // GulfInfo.ae, (на кит.яз.) 23.01.2015 URL: http://www.gulfinfo.cn/info/show-4269.shtml (дата обращения 21.05.2023). 17 Xíjìnpíng zài yīdài yīlù guójì hézuò gāofēng lùntán kāimù shì shàng de yǎnjiǎng (quánwén) [Выступление Си Цзиньпина на церемонии открытия Форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь» (полный текст)] // Belt and Road Forum for International Cooperation (на кит.). 14.05.2017. URL: http://www.beltandroadforum.org/n100/2017/0514/c24-407.html (дата обращения: 22.05.2023). 18 Wángyǒumíng: Yīdài yīlù"duìjiē lāměi yóu xū"liǎng tōng [Ван Юмин. Два пути для Латинской Америки в рамках инициативы «Один пояс, один путь»] // Huanqiuwang (на кит.). 29.05.2019. URL: https://m.huanqiu.com/article/9CaKrnKkLNd (дата обращения: 22.04.2023). МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 245 Batanova S.V. RUDN Journal of Public Administration,2023;10(2):236-247 незначительные общественно значимые проекты широко освещаются для получения одобрения со стороны латиноамериканских обывателей. Из этого можно сделать вывод о том, что до настоящего времени китайские компании в силу особенностей китайской культуры делали ставку на взаимодействие с отдельными латиноамериканскими руководителями (развивали т.н. «гуаньси»), принимающими решения, а не с широкими народными массами, что является упущением. Поэтому можно предположить, что в ближайшие годы китайское участие в латиноамериканских СМИ возрастет. В заключение можно сделать общий вывод о том, что Латинская Америка привлекательна для Китая не только в экономическом, но и в геополитическом плане в силу своей близости к главному противнику Китая - Соединенным Штатам Америки. Китайская сторона готова инвестировать в усиление своих позиций в регионе существенные суммы, превышающие инвестиции Китая в Африку и Европу, что демонстрирует значимость ЛА для Китая и расстановку приоритетов в китайской внешней и внешнеэкономической политике.
×

Об авторах

Светлана Валентиновна Батанова

Финансовый университет при Правительстве РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: svet_cn@mail.ru
ORCID iD: 0009-0008-8331-5644

старший преподаватель департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных отношений

125993, Россия, Москва, Ленинградский пр., 49

Список литературы

  1. Яковлев П.П. США и КНР в Латинской Америке: контуры конкуренции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 1. С. 47-58. https://doi.org/10.22363/23130660-2019-19-1-47-58
  2. Лавут А.А. Новый этап развития китайско-латиноамериканских отношений // Латинская Америка. 2018. № 12. С. 59-73. https://doi.org/10.31857/S0044748X0002316-6
  3. Чжао Инин. Отчет об исследовании десяти стран Латинской Америки в рамках инициативы «Один пояс, один путь» // Портал «Один пояс, один путь». 19.10.2019. URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/xwzx/gnxw/106783.htm (дата обращения: 22.04.2023).
  4. Carola Ramon-Berjan. Globalización con “características chinas”. El creciente rol de China en América Latina y el Caribe y sus principales desafíos // Pensamiento propio. Diciembro, 2019. Vol. 49. -50. URL: http://www.cries.org/wp-content/uploads/2019/08/PP49-50-web.pdf
  5. Bogado Bordazar L.L., Stiviano M.F., Caubet M. China: una nueva estrategia geopolítica global: la iniciativa la Franja y la Ruta // Universidad Nacional de La Plata, Facultad de Ciencias Jurídicas y Sociales. 2019. URL: libroRutaDeLaSeda2019(1).pdf (accessed: 22.04.2023).
  6. Minor R. La desaceleración del gigante asiático y su impacto político y económico en América Latina // América Latina y el Caribe y China. Economía, Comercio e Inversión. 2018. URL: https://www.redalc-china.org/v21/images/seminario/2018/B2/20180528_CECHIMEX_desaceleracion_gigante_asiatico_impacto_politico_economico_America_Latina_Rebeca_Rodriguez_Minor.pdf (accessed: 22.04.2023).
  7. Зверева В.С. Китай на просторах Латинской Америки: современные геополитические реалии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 2. C. 171-183. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2019-2-171-183

© Батанова С.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах