Влияние «первой волны» пандемии на социальные права в странах Европейского союза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В то время как новости об успешных испытаниях вакцин вселяют надежду, перспектива длительных ограничений подчеркивает масштабность ряда проблем и вызовов, с которыми столкнулись все государства-члены ЕС во время «первой волны» коронавирусной инфекции. Европейские лидеры объединились, предпринимая ряд мер и политику по поддержанию европейской экономики и общества во время объявления чрезвычайной ситуации. Эта ситуация подчеркивает особую важность соблюдения социальных прав граждан. Социальные права предлагают защиту во многих областях, которые больше всего определяют нашу повседневную жизнь, включая юридические обязательные стандарты в сфере образования, занятости и здравоохранения. Это дает гражданам Евросоюза право на образование, на справедливые условия труда и на доступ к профилактическому медицинскому обслуживанию. В статье прослеживается практика, как европейские страны применяют уроки, извлеченные из «первой волны», для того, чтобы минимизировать негативное влияние на права человека. Правительства ряда европейских стран приняли решения расширить схемы поддержки доходов. На сегодняшний день органы власти расширили доступ к тестированию на COVID-19 в домах престарелых людей, в миграционных лагерях и других учреждениях. Авторы подчеркивают, как пандемия повлияла на основные права, особенно на социальные права общества в целом. В статье описаны некоторые меры, принятые государствами-членами ЕС для защиты самого уязвимого слоя общества, поскольку Европа сталкивается со «второй волной» пандемии коронавируса.

Полный текст

Резкое увеличение числа инфицированных COVID-19 в Европейском союзе (ЕС) осенью и зимой 2020-2021 гг. ярко напоминает о том, что пандемия и ее негативное влияние на фундаментальные права человека далеко не закончились. В Европе с каждым днем количество людей, инфицированных коронавирусом, стремительно растет. Ряд стран вводят строгие меры по ограничению общественной жизни, чтобы предотвратить распространение пандемии, которая подвергает их системы здравоохранения серьезным испытаниям. В Германии в регионах, где наблюдается значительный рост числа инфицированных, пришлось ввести дополнительные правила ношения масок и ограничить массовое скопление людей. Как пояснила канцлер Германии Ангела Меркель, целью введенных дополнительных мер является предотвращение повторной массовой изоляции. Однако Франция уже объявила чрезвычайное положение и ввела комендантские часы в крупных городах. Нидерландам в первой волне COVID-19 в Европе удавалось поддерживать в основном нормальную повседневную жизнь своих граждан, в конце 2020 г. страна была вынуждена принять серьезные меры по закрытию ресторанов и ночных клубов, тем самым запретив массовое скопление людей. Чешская Республика являлась первой крупной страной в Европе, которая ввела обязательное ношение масок и заблокировала общественную жизнь. Польша также ограничила социальные контакты и закрыла границы задолго до того, как Германия достигла консенсуса по отношению мер, которые должны были введены в Евросоюз. Жесткие ограничения и быстрая реакция позволили Хорватии летом 2020 г. прорекламировать себя как место, предлагающее безопасный туризм в условиях пандемии. И хотя решительные действия привели к сдерживанию «первой волны» пандемии, статистика показала, что существует реальная опасность того, что восточные страны потеряют контроль над пандемией. Социальные контакты во Франции, Испании и Великобритании были сильно ограничены. После принятия мер произошел обратный эффект - летом люди решили максимально использовать возможность вернуться к прежней жизни. Изоляция сильно ударила по экономике и по доверию к власти. Поэтому на сегодняшний день правительства очень осторожно относятся к введению второй блокировки, хотя новые случаи выявления коронавирусной инфекции в настоящее время превышают количество в первой половине 2020 г. Италия оказалась первой европейской страной, сильно пострадавшей от COVID-19. Кадры с толпами переполненных больниц достигли всего мира и спровоцировали многих европейских лидеров на принятие превентивных мер для того, чтобы предотвратить повторение итальянского сценария в своих странах. В Австрии и Швейцарии вирус вызвал меньше жертв, потому что обе страны следили за происходящим в Италии и принимали соответствующие решения. Португалия и Ирландия отреагировали быстрее, чем их соседи. Активное молодое население столиц Вены, Лиссабона, Копенгагена и Дублина в настоящее время становится серьезным переносчиком инфекции, поскольку оно компенсирует социальные контакты, которые были лишены в первые месяцы пандемии. Могут ли государства-члены ЕС позволить себе вторую изоляцию? Вопрос остается спорным, даже когда он затрагивает самые богатые страны Европы. «У нас нет на это денег», - сказал министр финансов Швейцарии Ули Маурер [1]. Скандинавские страны, такие как Норвегия и Финляндия, имели то преимущество, что находились вдали от Италии, и у них было больше времени для принятия адекватной реакции. Низкая плотность населения в обеих странах из-за их географических особенностей помогла им ограничить распространение пандемии. Швеция выбрала свой собственный путь для того, чтобы справиться с вызовами пандемии. Во время вспышки магазины и школы оставались открытыми, и правительственные чиновники доверяли личной ответственности своих граждан. Была ли эта стратегия успешной, все еще остается спорным. Однако нужно подчеркнуть, что на сегодняшний день Швеция входит в число стран с самым высоким уровнем смертности [2]. В ответ на полученную серьезную критику Стокгольма Правительство решило отменить большие торжества, но строгие ограничения так и не были предусмотрены по сравнению с другими европейскими странами, которые обязаны соблюдать их жители. В разгар кризиса COVID-19 лидеры ЕС проводили и продолжают проводить регулярные встречи в режиме видеоконференции для обсуждения и оценки ситуации и координации своих действий. Европейские лидеры объединились под призывом продолжить усилия по координации действий, сосредоточив внимание на: стратегии тестирования и использование экспресс-тестов на антигены; взаимное признание тестов; отслеживание трансграничных контактов; регулирование карантина; разработка, производство и распространение вакцин против COVID-19. На видеоконференции 21 января 2021 года главы государств и правительств ЕС обсудили координацию действий в ответ на пандемию COVID-19 [3]. Все выразили желание ускорить вакцинацию и подчеркнули, что обязательства, взятые на себя компаниями в отношении поставок вакцин, должны выполняться. Во время пресс-конференции они также обменялись передовым опытом и мнениями по тестированию вакцин и выявлению новых штаммов вируса. Ежедневное количество случаев заражения COVID-19 в государствах-членах ЕС за последние несколько месяцев быстро растет, отчетный период - с 17 663 в 1 сентября 2020 г. до 201 658 человек за 31 октября 2020 г. [4]. Это намного выше, чем во время «первой волны» пандемии, когда в конце марта число ежедневных инфицированных достигло 30 000 человек, что вызывает вопросы для системы здравоохранения, которая не сможет справиться с наплывом новых пациентов. С одной стороны, это создает дополнительные риски в долгосрочной перспективе по предоставлению качественных услуг по уходу, с другой - наблюдается сильное давление на медицинский персонал. Система здравоохранения в конце 2020 года в Хорватии, Польше, Португалии, Румынии, Литве, Латвии и Мальте рухнула и не смогла противостоять высокой смертности по сравнению с мартом и апрелем того же года [4]. Наблюдалось отсутствие коек, особенно в отделениях интенсивной терапии, недостаточно обученный персонал и отсутствие соответствующего оборудования. Необходимость лечения пациентов с COVID-19 повлияла на ограничение доступа лечения пациентов с другими заболеваниями. Чтобы справиться с кризисом, многие европейские страны ограничили доступ в больницах на лечение пациентов, не зараженных коронавирусом. Все ранее запланированные операции стали переносить, таким образом сократилось на 20% регулярное медицинское обслуживание в больницах [5]. Минздрав Румынии выявил, что количество госпитализированных онкологических больных сократилось на 46% по сравнению с 2019 г. [6]. В Польше перевозка больных COVID-19 между больницами в поисках свободных коек повлияла на доступность машин скорой помощи для других пациентов. Некоторые страны стали понимать, что необходимо осуществлять выплату медицинскому персоналу. В Швеции, например, Правительство предусмотрело выделить 4 миллиарда шведских крон (388 миллионов евро) в 2021 и 2022 годах в поддержку восстановления региональных систем здравоохранения [7]. Чтобы решить проблему нехватки кадров, несколько государств-членов ЕС сосредоточили внимание на выделении средств, а также облегчении процедуры по набору и условиям работы медицинского персонала. В Португалии законодательство в области здравоохранения сразу стало более гибким, в частности, облегчая условия по временному набору медицинского персонала. Также Парламент Словакии внес поправки в Закон о здравоохранении и поставщиках медицинских услуг. Страна стала набирать студентов-медиков для оказания базовой медицинской помощи при определенных условиях. Словакия и Литва направили военных в больницы для оказания помощи медицинским работникам, а Польша отправила военных для поддержки процедур тестирования. Пандемия сильно повлияла на физическое и психическое состояние медиков в плане низкой безопасности на работе и нехватки специализированных костюмов. Правительство Швеции выделило около 500 миллионов шведских крон (48 миллионов евро), направленных на поддержку психологического состояния медицинского персонала [7]. В докладе ВОЗ подчеркивается, что медицинский персонал был самым инфицированным сообществом во время пандемии COVID-19 [8; 9]. Многие врачи заболели или были поставлены под карантин, таким образом, не имея возможности оказать помощь нуждающимся. В большинстве европейских стран, в том числе в Эстонии, Финляндии, Венгрии, Латвии и Словакии, тесты делались бесплатно по рекомендациям врачей. В некоторых государствах-членах доступ к тестированию получили определенные категории граждан. Латвия ограничила бесплатные тесты для иностранных граждан и гражданам с видом на жительство. На Мальте и в Швеции Правительство объявило об увеличении в бюджете, выделенном на систему здравоохранения, в том числе для обеспечения наличия быстрого тестирования. В других государствах ЕС критики подчеркнули отсутствие дополняющих мер по поводу тестирования и выразили опасения, что страны не смогут справиться с «второй волной» пандемии. В Латвии, Литве, Польше и Словакии нехватка квалифицированного медицинского персонала усложнила процесс тестирования. Людям приходилось долго ждать своего результата. Из-за нехватки медицинского персонала в Хорватии инфицированных пациентов попросили самим осуществить отслеживание контактов [10]. Пострадала и сфера образования. После летних каникул большинство государств-членов ЕС стремились оставить школы открытыми, таким образом пытались минимизировать влияние пандемии на образовательную деятельность. Власти многих государств, включая Австрию, Болгарию, Эстонию, Францию, Италию, Мальту, Португалию, Румынию, Швецию выпустили рекомендации и правила по избеганию распространения новой коронавирусной инфекции среди учащихся. Многие страны продолжают чередовать очное и дистанционное обучение, а в других странах действуют специфические меры на локальные места в зависимости от степени заражения инфекцией. Была установлена так называемая «система светофора» для ограничения распространения инфекции в Австрии, Польше и Бельгии. Многие системы образования восстановили временное дистанционное обучение для некоторых старшеклассников и студентов. Например, в Литве ученики в 5-12 классах (от 10 до 18 лет) перешли на дистанционное обучение [11], а школьники в возрасте с 10 до 15 лет в Чехии начали чередовать дистанционное и очное обучение [12]. Университеты также перешли на дистанционное обучение во многих странах, однако в некоторых странах продолжалось очное обучение. Швеция разрешила очно обучаться курсами максимум до 50 человек в соответствии с ограничениями публичных мероприятий, в то время как Румыния разрешила каждому университету самостоятельно принимать решение, в каком формате лучше продолжить обучение [13]. Соблюдение мер физического дистанцирования не отменялось. А средние школы перешли на полное дистанционное обучение. Средние школы в Австрии, Болгарии и регион Кампании в Италии также приняли меры по полному или частичному дистанционному обучению. Большинство европейских стран пытались сохранить начальные школы открытыми, поскольку онлайн-обучение оказалось сложно для детей младшего возраста. Однако в Чехии и Италии начальные школы тоже закрылись. Словения ввела дистанционное обучение для всех школ и детских садов, кроме для детей, родители которых трудоустроены во время пандемии и не могут ухаживать за своими детьми. Даже там, где школы оставались открытыми, многие ученики считали свое образование неполноценным. 50 000 детей в Германии и 2% студентов во Фландрии, Бельгии, находились на карантине с сентября по октябрю 2020 г. Французские СМИ сообщили, что более 2100 классов и 81 школ были закрыты в середине сентября 2020 г. в связи с избеганием скопления людей, хотя ситуация улучшилась в октябре того же года [14]. Эти события вызвали разную реакцию среди населения. Итальянское министерство образования подверглось резкой критике временного закрытия всех школ в регионе Кампания. В Греции студенты протестовали против отсутствия адекватных мер по сокращению количества учеников в классе, набору дополнительных преподавателей и сотрудников. Протестующие требовали предоставить электронные устройства для онлайн-обучения и обеспечить тестирование на COVID-19 в школах [15]. В ответ Министерство образования вынесло решение с просьбой к учителям организовать обязательное онлайн-обучение на случай, если школы будут закрытыми или недоступными из-за протестов. Учащиеся, мешающие другим посещать школу, не могли принимать участие в онлайн-турнирах, уроках и должны быть отмечены как отсутствующие. Греческая федерация среднего образования по обучению учителей государственных школ и государственных служащих пожаловалась, что это решение несоразмерно повлияло на право получения образования [16]. Омбудсмен Болгарии Диана Ковачева выразила обеспокоенность тем, что около 70 000 детей не имели персональные компьютеры и доступа к Интернету, отмечая, что это наблюдалось в семьях с низкими доходами, семьях с безработными родителями и семьях с более чем одним ребенком [17]. Некоторые страны предоставили дополнительные средства на приобретение технического оборудования, необходимого для нормального протекания процесса онлайн-обучения. Правительство Болгарии выделило около 7 миллионов евро на покупку 16 000 ноутбуков для государственных школ [18]. Власти Румынии завершили закупочные процедуры на покупки 190 000 ноутбуков для детей из малообеспеченных семей [19]. Финляндия выделила 42 миллиона евро на поддержку средних школ и профессионально-технического образования школьников, которые испытывали трудности во время обучения [20]. Для некоторых детей из малообеспеченных семей школьная трапеза являлась основным приемом пищи. В связи с этим Правительство Греции обязалось обеспечить горячим обедом учащихся в начальных школах, даже когда они закрылись [21]. Горячие обеды также были доставлены в детские дома в некоторых регионах Словении после закрытия школ. В некоторых странах университетские общежития внезапно закрылись, оставив студентов без места проживания. Чешские СМИ сообщили, что студенты получили уведомление только за два дня до закрытия, хотя Правительство впоследствии ввело исключения для некоторых категорий студентов [22]. Словенские студенческие организации призвали Правительство изменить закон и предусмотреть исключения для студентов, которые работают по месту учебы, или тех, кто не смог вернуться домой. Пандемия продолжает оказывать негативное влияние на рынке труда в ЕС. Государства-члены ЕС, как и многие страны, с сентября 2020 г. готовятся к «второй волне» изоляции. Пострадали сферы туризма, сервиса, искусства и развлечений. На сегодняшний день наблюдется рост безработицы, особенно среди молодежи (уровень безработицы среди молодежи в Испании составил 43,9% за сентябрь 2020 г. [23] и около 40% в Греции за август 2020 г. [24]). Это несет потенциальные угрозы для социальных прав, таких как право на защиту в случае необоснованного увольнения и право на социальное обеспечение и социальную помощь в случае потери работы. Пандемия оказала особое негативное влияние на женщин. Им пришлось совмещать уход за детьми, выполнение домашних обязанностей и выходить на работу. А правки в законах в многих европейских странах не предусматривали отпуск по уходу за ребенком в случае закрытия школ. Родители-одиночки, особенно матери, столкнулись с особыми проблемами. В результате проведенного исследования чешского НПО «Клуб матерей-одиночек» из 1528 родителей (среди которых 98% женщины) было выявлено, что пятая часть респондентов указывают на потерю работы в связи с пандемией, а 10% работающих указали, что им пришлось выйти на вторую работу для того, чтобы прокормить семью [25]. Несколько государств-членов ЕС расширили меры для поддержки доходов рабочих. Из Министерства труда Франции заявили, что необходимо продолжать поддерживать рабочих до лета 2021 г. Эта финансовая помощь позволит сотрудникам, у которых было сокращено рабочее время до 40%, получить до 84% своей чистой заработной платы [26]. Точно так же австрийское Правительство продлило свои выплаты до марта 2021 г. Оно предусмотрело для сотрудников, чье рабочее время было сокращено, получить от 80 до 90% их зарплаты [27]. В Ирландии рабочие, потерявшие работу в связи с пандемией, получат право на выплату пособия в районе от 203 до 350 евро еженедельно в зависимости от их предыдущей зарплаты [27]. Многие страны также расширили компенсацию для предприятий и работодателей, пострадавших от пандемии, особенно тем, которые были вынуждены закрыться в связи с введенными ограничениями. Франция тоже объявила о планах покрытия ежемесячных убытков. Правительство Италии выделило еще 5,4 млрд евро предприятиям, пострадавшим от пандемии [28]. Это финансирование будет направленно на выплату зарплат сотрудникам. Нидерланды и Ирландия установили аналогичные схемы компенсации и поддержки доходов работодателей. Министерство труда Кипра объявило о финансировании обучения сотрудников, работающих в секторах, пострадавших от пандемии [29]. Пандемия вызвала большие сотрясения в европейской и мировой экономике. Страны ЕС уже приняли или находятся в процессе принятия бюджетных мер по обеспечению ликвидности с целью повышения потенциала своих систем здравоохранения и оказания помощи тем гражданам и секторам, которые особенно затронуты. Чтобы смягчить негативное воздействие, Европейская комиссия приняла широкомасштабные экономические меры в ответ на пандемию, тем самым мобилизуя все ресурсы бюджета ЕС для защиты человеческой жизни. В рамках ответных действий 2 апреля 2020 года ЕК предложила инструмент «снижение рисков безработицы в чрезвычайной ситуации» - «SURE». 19 мая 2020 года государства-члены ЕС приняли Положение о создании «SURE». Новый Европейский инструмент временной поддержки для снижения рисков безработицы в чрезвычайной ситуации призван помочь сохранить занятость и защитить работников, пострадавших от пандемии коронавируса. Механизм предоставит финансовую помощь в виде кредитов, предоставленных государствам-членам ЕС на выгодных условиях, на общую сумму до 100 млрд евро [30]. Эта поддержка поможет европейским странам сохранить занятость, в частности финансирование краткосрочной рабочей схемы и другие подобные меры введены в действие в ответ на пандемию, особенно среди самозанятых. В частности, средства будут направлены на покрытие расходов, непосредственно связанных с финансированием национальных режимов «неполного рабочего дня»1 и других аналогичных мер, которые страны приняли в ответ на пандемию, в частности, по отношению самозанятых лиц. Европейская Комиссия предложила Европейскому Совету одобрить предоставление финансовой поддержки для: Бельгии - 7,8 млрд евро; Болгарии - 511 млн евро; Чехии - 2 млрд евро; Греции - 2,7 млрд евро; Испании - 21,3 млрд евро; Хорватии -1 млрд евро; Италии - 27,4 млрд евро; Кипра - 479 млн евро; Латвии - 192 млн евро; Литвы - 602 млн евро; Мальты -244 млн евро; Польши - 11,2 млрд евро; Румынии - 4 млрд евро; Словакии - 631 млн евро; Словении - 1,1 млрд евро [30]. Утвержденная финансовая помощь в форме кредита будет предоставляться странам ЕС, запрашивающим данную поддержку. После получения запроса о финансовой помощи от стран Евросоюза Европейский Совет должен проконсультироваться со страной, которая просила кредит, чтобы проверить размер увеличения государственных расходов, который напрямую связан с созданием, продлением срока и расширением указанных схем для самозанятых лиц. Благодаря этой консультацией ЕК сможет правильно оценить условия кредита, в том числе сумму кредита, максимальный срок погашения, технические условия по кредиту и порядок его предоставления и использования. Европейская Комиссия выплатила 17 млрд евро Италии, Испании и Польше в первом взносе финансовой поддержки по программе экстренной помощи «SURE» [31]. Председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен 24 августа 2020 г. высказалась, что: «в условиях беспрецедентного кризиса “SURE” является явным символом солидарности. Европа направила все усилия для защиты своих граждан» [30]. Пандемия оказала сильное влияние на социальные права для конкретных групп лиц - людей в учреждениях; пожилых людей; людей с ограниченными возможностями; мигрантам, беженцам и меньшинствам. ЕС дал рекомендации по улучшению доступа к профилактическому тестированию и другим медицинским услугам, а также влиянию на психологическое благополучие жителей. В связи с этим был расширен доступ к тестированию и здравоохранению в институциональных учреждениях. Несколько государств-членов Евросоюза создали специальные программы тестирования для институциональных учреждений, отражающие высокий уровень заражения COVID-19. Второй этап превентивных мер ЕС был связан с профилактическим тестированием для домов престарелых. Персонал домов, в которых проживает 50 и более человек, проходил обязательное тестирование. В Лиссабоне сотрудники учреждений с более чем 30 человек проходили обязательное тестирование. Пандемия повлияла на пожилых людей, в основном в таких направлениях как лечение, психологическое благополучие и права, связанные с трудоустройством. В принятой на совещании канцлера Германии и главы федеральных правительств Резолюции от 28 октября 2020 г. говорится о том, что приоритетом должен стать быстрое тестирование домов с престарелыми людьми [32]. В сочетании с мерами тестирования Мальта создала специализированное больничное отделение для лечения инфицированных пациентов в стационаре [33]. В Бельгии СМИ неоднократно сообщали о долгих ожиданиях результатов анализов (до 5 дней) в учреждениях интернатного типа [34]. Статистические данные ряда государств-членов ЕС показали, как пандемия затронула доступ к системе здравоохранения. Опрос в Бельгии показал, что люди старше 65 лет реже обращались к врачу (всего 13%) за 2020 г. [35]. Результаты исследования Польским национальным институтом экономики выявили, что из 1118 опрошенных пожилых людей треть была вынуждена отложить регулярное лечение из-за ограничений, связанных с COVID-19, а две трети (67%) заявили о проблемах с доступом к основным медицинским услугам [36]. СМИ и организации гражданского общества в Болгарии возмущались, что во «первой волне» больницы отказывали в госпитализации пожилых людей с симптомами COVID-19 из-за переполненных больниц и нехватки медицинского персонала [37]. Ограничительные меры показали, что пандемия оказала долгосрочное влияние на психическое состояние пожилых людей. В ряде стран (Нидерланды и Польша) наблюдается возрастание в два раза эмоционального одиночества у лиц старше 75 лет по сравнению с 2019 г. [38]. В Эстонии люди старше 50 лет столкнулись с рядом препятствий при использовании современной информационной технологии для работы из дома, что привело к увеличению безработицы среди пожилых людей в стране [39]. Многие инвалиды продолжают сталкиваться с проблемами в повседневной жизни в условиях пандемии. Были ущемлены их права в связи с ограничением доступа к образованию и качеству образования для детей с ограниченными возможностями, а многие утратили свои рабочие места в связи с ограничениями для людей с хроническими и сопутствующими заболеваниями. Хорошие примеры с финансовой поддержкой для лиц с ограниченными возможностями показали Фландрия и Бельгия, которые увеличили бюджет на 25,5%, предоставляя финансовую поддержку лицам с ограниченными возможностями [40]. Несмотря на проблемы во многих европейских странах возникли и позитивные инициативы. В Польше, например, было приостановлено личное обучение во всех школах, но директора обязались организовывать регулярные занятия для детей с инвалидностью. Словацкий государственный педагогический институт опубликовал методическое пособие по организации обучения детей со специальными образовательными потребностями, в том числе и дистанционное обучение для данной группы [41]. Права мигрантов, беженцев и других меньшинств тоже были ущемлены. Во Франции, в Париже после проведения тестирования на антитела у мигрантов и беженцев были выявлены положительные результаты теста, что говорит о том, что данная группа чаше подвергалась новой коронавирусной инфекцией [42]. Греция не снимала свои ограничения в отношении лагерей и пунктов приема беженцев с самого начала пандемии. А также был ограничен доступ жителей, которые придвигаются через зону лагерей. Многие лагеря находились под карантином. НПО организации в Греции и Мальте отметили, что в данных лагерях осуществлялось большое количество скопления людей, а в самих помещениях не проводилась профилактика и не соблюдались гигиенические условия, а также отсутствовала система тестирования и предоставления медицинских услуг для данной категории лиц. Детям беженцев и меньшинств не предоставлялась возможность доступа к цифровому обучению из-за отсутствия мобильных устройства и ноутбуков [43]. Заключение Пандемия привела к потере работы и росту бедности, социальной изоляции, а также к ущемлению прав уязвимых слоев общества - ограничение доступа к тестированию, ущемление прав пожилых людей, мигрантов, беженцев и ограничение доступа детей на образование, людей с хроническими заболеваниями на медицинское обслуживание и т.д. В настоящее время государства-члены ЕС работают совместно над укреплением национальных систем здравоохранения и ограничением распространения новой коронавирусной инфекции. В то же время ЕС предпринимает ряд мер по смягчению социально-экономических последствий COVID-19 и оказывает финансовую поддержку в восстановлении экономики и общества всего Евросоюза. 21 июля 2020 г. лидеры ЕС согласовали общий бюджет в размере 1824 млрд евро на период 2021-2027 гг. Пакет включает Многолетние финансовые рамки (MFF) и Фонд чрезвычайного восстановления - «Next Generation EU» (NGEU). В октябре 2020 года лидеры ЕС определили приоритетные направления для восстановление ЕС. Они призвали европейские страны как можно скорее вернуться к полностью функционирующему единому рынку для повышения конкурентоспособной промышленности ЕС во всем мире и для увеличения его автономии, а также для ускорения цифрового перехода. Председатель Европейского совета Шарль Мишель высказался о том, что «только общий дух солидарности и ответственности по всем мире сможет преодолеть кризис, вызванный COVID-19» [44]. Также для того, чтобы предотвратить «второй волну» пандемии, ЕС принял решение о введении новых, более жестких мер для стран и регионов, подвергнутых высокому риску заражения новой коронавирусной инфекцией. Национальным государствам остается возможность вводить дополнительные меры ограничения. Ограничения на въезд остались в силе в некоторых европейских странах. Все страны ЕС единодушно приняли важное решение, что поездки в страны и регионы, где особенно распространены новые штаммы коронавируса, будут сведены к минимуму, таким образом принимая предложение ЕК о том, что поездки должны быть разрешены только в случае крайней необходимости и при соблюдении очень строгих правил - обязательный тест и двухнедельный карантин при въезде. Эти правила будут применяться и по отношению перемещениям по регионам внутри страны. Определенные исключения допустимы для людей, которые выполняют важные функции и в результате вынуждены пересекать границы регионов. Это относится, например, к работникам в сферах здравоохранения и обороны. Европейский комиссар по вопросом внутренних дел Ильва Йоханссон высказалась о том, что «людям также нужно дать возможность навещать своих родственников» [44]. Однако Германия и несколько других стран планируют введение более строгих правил, чем те, которые были приняты для всего ЕС. Необходимо отметить, что в общем решении для всех стран ЕС подчеркнуто, что не вводятся полные запреты на въезд на территорию союза, не закрываются границы и полностью не прекращаются авиаперелеты.Подводя итог, можно сделать вывод, что в «первой волне» пандемии в многих стран ЕС наблюдались ущемления прав человека. Некоторые страны не смогли справиться с новыми вызовами, с которыми столкнулись при пандемии. Многие системы указали на пробелы и серьезные недочеты. Закрытие границ оказалось самым эффективным решением для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Финансовый инструмент «SURE» потребовал много денег, но в условиях кризиса он поднимает доверие граждан к функционированию европейских институтов. Все страны освоили свой урок и поучились на своих ошибках. Если вторая волна «ударит» по ЕС, то европейские страны окажутся более подготовленными. Важным фактором является введение ряда мер по сохранению некоторых ограничений и прохождений массовой вакцинации населения. В период кризиса ЕС стремится помочь своим гражданам, в том числе наиболее нуждающимся, не забывая о своих партнеров. 19 января 2021 года ЕК объявила, что готова создать механизм, в соответствии с которым ЕС сможет дарить 2,3 млрд доз вакцины странам-партнерам, уделяя особое внимание странам Западных Балкан, восточным и южным соседям ЕС и африканским странам.

×

Об авторах

Мария Георгиева Бистрина

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.bistrina@abv.bg
ORCID iD: 0000-0001-5676-506X

ассистент кафедры государственного и муниципального управления; аспирант кафедры политического анализа и управления

117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Тома Иванов Томов

Новый болгарский университет

Email: ttomov@nbu.bg
ORCID iD: 0000-0002-3285-6175

доктор исторических наук, доцент кафедры Восточных и Средиземноморских исследований

1618, Болгария, София, ул. Монтевидео, 21

Список литературы

  1. В Швейцарии могут сократить период карантина для прибывающих из «опасных стран» // Swiss Days. 17.09.2020. URL: https://swiss-days.ru/v-shvejcarii-mogut-sokratit-period-karantina-dlja-pribyvajushhih-v-stranu-iz-opasnyh-stran/. Дата обращения: 01.01.2021.
  2. Коронавирус: статистика по странам Европы. URL: https://index.minfin.com.ua/ reference/coronavirus/geography/europe. Дата обращения: 01.01.2021.
  3. Лидеры стран ЕС обсудили идею введения сертификатов вакцинации для путешественников // Российская газета. 21.01.2021. URL: https://rg.ru/2021/01/21/lidery-stran-es-obsudili-vvedenie-kovid-pasportov-dlia-puteshestvennikov.html. Дата обращения: 01.01.2021.
  4. Coronavirus Pandemic in the EU - Fundamental Rights Implications: Focus on Social Rights. Bulletin № 6, 2020. P. 21.
  5. Ernst Kuipers: reguliere zorg met bijna 20 procent afgeschaald. URL: https://nos.nl/ video/2352971-ernst-kuipers-reguliere-zorg-met-bijna-20-procent-afgeschaald.html. Дата обращения: 01.01.2021.
  6. În pandemie, spitalizarea bolnavilor cronici a scăzut cu 50%. HOSPICE Casa Speranței: Nu abandonați bolnavii de cancer! URL: https://www.hospice.ro/anunturi/in-pandemie-spitalizarea-bolnavilor-cronici-a-scazut-cu-50-hospice-casa-sperantei-nu-abandonati-bolnavii-de-cancer/. Дата обращения: 04.01.2021.
  7. How much Confidence Do You Have that the Health Care System Can Handle the Outbreak of Coronavirus (COVID-19) in Sweden in a Good Way? // Statista. 2021. URL: https://www.statista.com/statistics/1105415/trust-in-the-handling-of-the-covid-19-outbreak-of-the-health-system-in-sweden/. Дата обращения: 05.01.2021.
  8. WHO Director-General’s Opening Remarks at the Media briefing on COVID-19 - 28 September 2020 // WHO. 28.09.2020. URL: https://www.who.int/director-general/ speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---28-september-2020. Дата обращения: 05.01.2021.
  9. Protecting the Health Workers Who Protect Us All // WHO. 30.11.2017. URL: https://www.who.int/news-room/feature-stories/detail/protecting-the-health-workers-who-protect-us-all#:~:text=While%20health%20workers%20represent%20less,of%20all%20 COVID-19%20infections. Дата обращения: 05.01.2021.
  10. Što učiniti ako ste pozitivni na koronavirus ili ste bliski kontakt? URL: https:// www.hzjz.hr/ sluzba-epidemiologija-zarazne-bolesti/kratke-upute-sto-uciniti-ako-ste-pozitivni-na-koronavirus/. Дата обращения: 05.01.2021.
  11. Lietuvos Respublikos Vyriausyb. Nutarimas del Lietuvos Respublikos Vyriausyb. 2020 M. Vasrio 26 D. Nutarimo Nr. 152 “Del Valstybes Lygio Ekstremaliosios Situacijos Paskelbimo Pakeitimo”. URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/7a5c8896143 c11eb9604df942ee8e443?jfwid=-wsolh0xdp. Дата обращения: 05.01.2021.
  12. Resolution of the Government of the Czrch Republic of 8 October 2020 № 997 on the adoption of a crisis measure. URL: https://www.vlada.cz/assets/media-centrum/aktualne/ 5_R_schools_08102020.pdf. Дата обращения: 05.01.2021.
  13. Ministerul Educatiei Si Cercetarii Nr. 5.487 din 31 august 2020. Pentru aprobarea măsurilor de organizare a activității în cadrul unităților/instituțiilor de învățământ în condiții de siguranță epidemiologică pentru prevenirea îmbolnăvirilor cu virusul SARS-CoV-2. URL: https://legislatie.just.ro/Public/DetaliiDocument/229692. Дата обращения: 05.01.2021.
  14. Covid-19: plus de 2100 classes et 81 établissements fermés, selon Blanquer. URL: https://www.leparisien.fr/societe/covid-19-plus-de-2100-classes-et-81-etablissements-fermes-selon-jean-michel-blanquer-16-09-2020-8385576.php. Дата обращения: 05.01.2021.
  15. 07-10-2020: Απεργία - αποχή από την εξ αποστάσεως εκπ/ση και τη λήψη απουσιών μαθητών στα υπό κατάληψη σχολεία. URL: https://www.olme.gr/2020/10/07/07-10-2020-απεργία-αποχή-από-την-εξ-αποστάσεως/. Дата обращения: 05.01.2021.
  16. Επιστολή προς ΟΛΜΕ - Αποστολή εξωδίκων για απεργία - αποχή. URL: https://adedy.gr/olmeapostoliejvdiwkwn/. Дата обращения: 05.01.2021.
  17. Омбудсманът Диана Ковачева пита МОН за 70 000 деца без таблети и достъп до интернет. URL: https://www.ombudsman.bg/news/5389. Дата обращения: 05.01.2021.
  18. Постановление № 283 от 15 октомври 2020 г. за одобряване на допълнителни разходи/трансфери за 2020 г. за закупуване на преносими компютри за нуждите на училищата. URL: https://dv.parliament.bg/DVWeb/showMaterialDV.jsp?idMat=152447. Дата обращения: 05.01.2021.
  19. Raport achiziții centralizate și descentralizate - octombrie 2020. URL: https://www.edu.ro/raport-achiziții-octombrie-2020. Дата обращения: 05.01.2021.
  20. 42 miljoonaa koronaviruksen vaikutusten tasoittamiseen ammatillisessa koulutuksessa sekä lähihoitajakoulutuksen lisäämiseen. URL: https://minedu.fi/-/42-miljoonaa-koronaviruksen-vaikutusten-tasoittamiseen-ammatillisessa-koulutuksessa-seka-lahihoitajakoulutuksen-lisaamiseen?languageId=fi_FI. Дата обращения: 05.01.2021.
  21. Υλοποίηση προγράμματος “Σχολικά Γεύματα” σε σχολικές μονάδες Α/θμιας Εκπ/σης για το σχ. έτος 2020-21. URL: https://www.minedu.gov.gr/publications/docs2020/ ΕΓΚΥΚΛΙΟΣ_ΣΧΟΛΙΚΑ_ΓΕΥΜΑΤΑ_2020-21.pdf. Дата обращения: 12.01.2021.
  22. Zmatky v nařízení o kolejích. Studenti se mají ze dne na den vystěhovat. URL: http://www.novinky.cz/domaci/clanek/na-kolejich-muze-zustat-vice-studentu-resort-prida-vyjimky-40339081. Дата обращения: 12.01.2021.
  23. España eleva más su paro juvenil (43,9%) y duplica el de la eurozona: 16,2% por 8,1%. URL: https://www.elespanol.com/invertia/economia/empleo/20201001/espana-eleva-paro-juvenil-duplica-eurozona162/524948192_0.html. Дата обращения: 12.01.2021.
  24. Youth Unemployment Rate in Greece Increased to 35 Percent in October from 33 Percent in September of 2020 // Eurostat. URL: https://tradingeconomics.com/greece/youth-unemployment-rate. Дата обращения: 12.01.2021.
  25. Koronavirus a samoživitelky: Dlužím čtyři nájemné a nezaplatím školní potřeby. URL: https://zena.aktualne.cz/koronavirus-a-samozivitelky-dluzim-4x-najemne-a-nezaplatim-z/r~afd1ca1ce91c11ea8b230cc47ab5f122. Дата обращения: 13.01.2021.
  26. Coronavirus. Le chômage partiel de longue durée maintenu jusqu'à l'été prochain. URL: https://www.ouest-france.fr/economie/emploi/chomage/coronavirus-le-chomage-partiel-de-longue-duree-maintenu-jusqu-a-l-ete-prochain-6968149. Дата обращения: 13.01.2021.
  27. Aschbacher: Corona-Kurzarbeit sichert auch im Herbst und Winter Arbeitsplätze. URL: https://www.ots.at/presseaussendung/OTS_20201001_OTS0156/aschbacher-corona-kurzarbeit-sichert-auch-im-herbst-und-winter-arbeitsplaetze. Дата обращения: 13.01.2021.
  28. Ulteriori misure urgenti in materia di tutela della salute, sostegno ai lavoratori e alle imprese, giustizia e sicurezza, connesse all’emergenza epidemiologica da Covid-19. (20G00166) (GU Serie Generale n.269 del 28-10-2020). URL: https://www.gazzettaufficiale.it/eli/id/2020/10/ 28/20G00166/sg. Дата обращения: 13.01.2021.
  29. Ειδικό Σχέδιο Κατάρτισης Εργοδοτουμένων σε ορισμένους οικονομικούς τομείς. URL: https://www.coronavirus.mlsi.gov.cy/post/hrdauth. Дата обращения: 16.01.2021.
  30. ЕС в защита на работните места и икономиката по време на пандемията от коронавирус. URL: https://www.europedirect-sliven.eu/2020/08/31/es-v-zashtita-na-rabotnite-mesta-i-ikonomikata-po-vreme-na-pandemiyata-ot-koronavirus/. Дата обращения: 17.01.2021.
  31. Commission Disburses €17 Billion under SURE to Italy, Spain and Poland // EC. 27.10.2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_1990. Дата обращения: 17.01.2021.
  32. Videokonferenz der Bundeskanzlerin mit den Regierungschefinnen und Regierungschefs der Länder am 28. Oktober 2020. URL: https://www.bundesregierung.de/resource/blob/ 997532/1805024/5353edede6c0125ebe5b5166504dfd79/2020-10-28-mpk-beschluss-corona-data.pdf?download=1. Дата обращения: 17.01.2021.
  33. Watch: Special Unit Set up to Treat Elderly with COVID-19, Charmaine Gauci Says. Malta Registers 76 New Cases Overnight, 110 Patients Recover // Times of Malta. 30.10.2020. URL: https://timesofmalta.com/articles/view/watch-charmaine-gauci-gives-weekly-covid-19-update.828346. Дата обращения: 17.01.2021.
  34. Coronavirus opnieuw opgedoken in helft van Vlaamse woonzorgcentra: “Geen tekort meer aan materiaal, wel aan personeel”. URL: https:// www.vrt.be/vrtnws/nl/2020/10/26/ woonzorgcentra-cijfers-uitbraken/. Дата обращения: 18.01.2021.
  35. Vierde Covid-19-Gezondheidsenquete Eerste resultataten. URL: https://www.sciensano.be/ sites/default/files/report4_covid_19his_nl.pdf. Дата обращения: 18.01.2021.
  36. Raport Krajowego Instytutu Gospodarki Senioralnej o zdrowiu seniorów w pandemii. URL: https://kigs.org.pl/raport-zdrowie-polskich-seniorow-w-czasie-pandemii/. Дата обращения: 19.01.2021.
  37. Нямаме свободни легла - как се търси легло за болен от Covid възрастен пациент. URL: https://www.dnevnik.bg/analizi/2020/10/23/4130607_niamame_svobodni_legla_kak_se_tursi_leglo_za_bolen_ot/. Дата обращения: 19.01.2021.
  38. Eerste bevindingen op basis van een bevolkingsenquête uit juli 2020. Welbevinden+ten+tijde+van+corona%20(1).pdf. Дата обращения: 19.01.2021.
  39. Üle 55-aastased tunnevad tööturul olukorra halvenemist. Osad tööandjad kasutavad palga langetamiseks alatuid võtteid. URL: https://arileht.delfi.ee/artikkel/91115453/ule-55-aastased-tunnevad-tooturul-olukorra-halvenemist-osad-tooandjad-kasutavad-palga-langetamiseks-alatuid-votteid? Дата обращения: 20.01.2021.
  40. Maatregelen COVID-19 voor budgethouders: budgetverhoging en einddatum. URL: https://www.vaph.be/sites/default/files/documents/16289/mededeling-pab-pvb-maatregelen-covid-19-voor_budgethouders-budgetverhoging-en-einddatum.pdf. Дата обращения: 24.01.2021.
  41. Odporúčacie a záväzné postupy, usmernenia a informácie pre poskytovateľov sociálnych služieb. URL: https://www.komisarprezdravotnepostihnutych.sk/Domov/Oznamy/Odporucacie-a-zavazne-postupy,-usmernenia-a-inform. Дата обращения: 27.01.2021.
  42. High Seroprevalence of SARS-CoV-2 Antibodies among People Living in Precarious Situations in Ile de France. URL: https://epicentre.msf.org/sites/default/files/2020-10/High_seroprevalence_of_SARS-CoV-2_antibodies_among_people_living_in_precarious.pdf. Дата обращения: 03.02.2021.
  43. Cosse E. Greece’s Moria Camp Fire: What’s Next? Refugees Now Sleeping on the Streets Need Protection and Assistance // Human Rights Watch. 12.09.2020. URL: https://www.hrw.org/news/2020/09/12/greeces-moria-camp-fire-whats-next. Дата обращения: 04.02.2021.
  44. Пандемия от коронавирус, причиняващ COVID-19: ответни действия на ЕС. URL: https://www.consilium.europa.eu/bg/policies/coronavirus/. Дата обращения: 07.02.2021.
  45. Нови ограничения в EС заради коронавируса. URL: https://www.dw.com/bg/нови-ограничения-в-eс-заради-коронавируса/a-56384956. Дата обращения: 07.02.2021.

© Бистрина М.Г., Томов Т.И., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах