Provision of Medicines to Russian Citizens at the Expense of the Federal Budget: Features and Challenges
- Authors: Popov S.I.1, Samsonova S.S.1
-
Affiliations:
- RUDN University
- Issue: Vol 11, No 2 (2024)
- Pages: 212-220
- Section: CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/40261
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-2-212-220
- EDN: https://elibrary.ru/KTUZLY
- ID: 40261
Cite item
Abstract
Despite the large number of government programs aimed at providing quality medical care and medication to certain categories of citizens, we are faced with significant shortcomings. In this article, the authors will examine the key Russian healthcare programs funded through federal subsidies and evaluate their pros and cons. The authors explore the legal regulations that govern these programs and identify the specific categories of citizens they are designed for.
Full Text
Краткий обзор основных направлений льготного лекарственного обеспечения Лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи осуществляется в условиях стационара, либо в амбулаторных условиях. Если рассматривать амбулаторный прием, то он проводится в рамках льготного лекарственного обеспечения граждан бесплатно или за счет собственных средств граждан. Для обеспечения последнего государство проводит регулирование цен на ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты) [1]. В условиях стационара также оказывается бесплатная медицинская помощь, финансируемая из средств системы здравоохранения по полису ОМС - обязательной медицинское страхование или в рамках программы ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь и др. Льготное лекарственное обеспечение граждан и обслуживание в рамках ОМС и ВМП осуществляется благодаря программе государственных гарантий [2]. Рассматривая основные направления льготного лекарственного обеспечения более прицельно, разделим их следующим образом: федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ. Федеральная льгота обеспечивается в рамках Федерального закона № 178-ФЗ [3], программы 14 ВЗН (14 высокозатратных нозологий) [4], перечень которых определен Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2018 г. N 1416 «Об основах охраны здоровья граждан», а также фондом «Круг добра». Еще пару слов важно сказать о программе 14 ВЗН, поскольку она обеспечивает со своей стороны доступность лекарственных препаратов для лечения ВИЧ и туберкулеза. Что же касается фонда «Круг добра» - это фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе орфанными (редкими). Указ о создании фонда был подписан Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным 5 января 2021 г. Фонд обеспечивает тысячи детей необходимым лечением и обеспечением дорогостоящими препаратами, которые не зарегистрированы в России. Средства в «Круг добра» поступают за счет повышенного НДФЛ для граждан, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год [5]. Также, следует отметить, что в рамках Федерального закона № 178-ФЗ реализуется и немаловажный Федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», который предусматривает профилактику сердечно-сосудистых заболеваний за счет снижения потребления табака и алкоголя, а также мотивации граждан к тренировкам и правильному питанию. Как заявляют администраторы проекта на официальном сайте, современным оборудованием планируется переоснастить не менее 140 сосудистых центров и 469 первичных сосудистых отделений [6] (рис.). Основные направления льготного лекарственного обеспечения Кратко рассмотрим бюджет субъекта РФ в рамках обозреваемой темы. Он делится на региональное льготное лекарственное обеспечение в рамках 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а именно Глава 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг» и обеспечение пациентов с орфанными заболеваниями, которое регулируется региональными целевыми программами. Лекарственное обеспечение граждан за счет средств федерального бюджета Программа обеспечения необходимыми лекарственными препаратами осуществляется из федеральной льготы в рамках реализации 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Категории граждан, которым полагается такая помощь: • инвалиды (все группы); • дети-инвалиды; • участники и инвалиды ВОВ; • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей; • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; • ветераны боевых действий; • лица, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС. Источник: финансирования в данном случае - федеральный бюджет, а именно субвенция и межбюджетные трансферты. Сумма финансирования зависит от количества граждан в Федеральном регистре, который ведет Пенсионный фонд России (ПФР). Сумма рассчитывается по следующей формуле: Σ = кол-во граждан × норматив затрат × 12 месяцев. Несмотря на то, что данная программа направлена на оказание качественной и своевременной помощи многим нуждающимся людям, у нее есть ряд существенных проблем, которые мы далее подробно рассмотрим. Итак, проблемы программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами: • отсутствие «страхового принципа» программы, т. е. возможности монетизации льготы; • недостаточность финансирования, что подтверждается низким нормативом - около 1008 рублей в месяц; • в программе остаются «тяжелые пациенты»; • обеспечение только по перечню ЖНВЛП. Также подробнее рассмотрим программу обеспечения лекарственными препаратами для лечения 14 высокозатратных нозологий, о которой также упоминалось ранее, но в более «сжатой форме». Отметим, что программа осуществляется с 2008 г., тогда в нее входило всего 7 ВЗН, в 2019 г. прибавилось еще 5 нозологий, а в 2020 г. в программу внесли еще 2 нозологии. Укажем полный перечень этих нозологий: • гемофилия; • муковисцидоз; • гипофизарный нанизм; • ЗНО (злокачественные новообразования) лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей; • рассеянный склероз; • состояния после трансплантации органов и (или) тканей; • болезнь Гоше (Это заболевание может привести к тяжело протекающим или инвалидизирующим симптомам, которые могут носить необратимый характер [7]); • гемолитико-уремический синдром; • юношеский артрит с системным началом; • мукополисахаридоз I, II и VI типа; • апластическая анемия неуточненная; • наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного) и X (Стюарта - Прауэра). Категории граждан, которым обеспечивается помощь в рамках этой программы - лица, включенные в Федеральный регистр 14 ВЗН (федеральная или региональная льгота). Однако в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» [8] льготник, сохранивший право на соцпакет по программе ОНЛС («Обеспечение необходимыми лекарственными средствами») одновременно имеет право на региональную льготу в соответствии с социальной группой (инвалиды 1-й и 2-й неработающих групп) или в соответствии с категориями заболеваний по перечню в соответствии с Постановлением № 890. При этом в связи с ограниченным финансированием программы региональной льготы рекомендуется придерживаться одной льготы. Для этого требуется индивидуальное рассмотрение и оценка каждого случая путем направления запроса Департамент здравоохранения (ДЗО). При реализации программы обеспечения лекарственными препаратами для лечения 14 высокозатратных нозологий источником финансирования также является федеральный бюджет в т. ч. субвенция субъектам РФ для логистики. Поскольку в данном случае идет персонализированная потребность в помощи, регионы предоставляют защиту заявок. Это связано с тем, что на практике выделенный государственный бюджет на год, расходуется намного быстрее и возрастает риск того, что пациент из-за дефицита средств может остаться без положенных ему лекарственных средств. Всероссийский союз пациентов неоднократно выражал свои опасения, что врачи при назначении лечения могут быть вынуждены руководствоваться не медицинскими, а экономическими соображениями из-за недостатка финансирования [9]. Еще уточним то, что централизованные закупки осуществляются федеральным казенным учреждением «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» Министерства здравоохранения РФ. На их официальном сайте можно найти подробную информацию по заключенным государственным контрактам с поставкой лекарственных препаратов за текущий период. Наконец, рассмотрим проблемы программы обеспечения лекарственными препаратами для лечения 14 высокозатратных нозологий. Здесь можно выделить несколько важных проблем: • вновь выявленные пациенты - дополнительная потребность; • возможны задержки с поставками (44-ФЗ); • обеспечение дженериками (более бюджетные аналоги оригинальных лекарственных средств); • вынужденные закупки из Республики Беларусь; • перераспределение лекарственных препаратов между регионами, например, в 2022 г. перераспределено лекарственных препаратов на сумму около 2 млрд руб., но при этом возникали дополнительные расходы и сложности с логистикой. Существует еще один важный федеральный проект, направленный на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Благодаря данному проекту есть возможность обеспечивать в амбулаторных условиях пациентов, которые перенесли: • острое нарушение мозгового кровообращения; • инфаркт миокарда; • аортокоронарноe шунтированиe; • ангиопластику коронарных артерий со стентированием; • катетерную абляцию по поводу сердечно-сосудистых заболеваний. Это направление обладает некоторыми особенностями. Оно реализуется только с 2020 г. Право на обеспечение имеют граждане, не получающие помощь по федеральной льготе, а срок обеспечения пациентов варьируется от 1 года до 2 лет. Объем финансирования программы составляет порядка 10 млрд рублей. Для данной категории пациентов предусмотрена выдача в течение года лекарственных средств бесплатно (утвержден перечень лекарственных препаратов, состоящий из 31 наименования МНН - международных непатентованных наименований). Это стало возможным благодаря утверждению Минздравом России приказа Министерства здравоохранения РФ от 9 января 2020 г. № 1н [10]. Ранее пациенты могли получить необходимые лекарственные препараты бесплатно, только во время нахождения в стационаре. Закупка лекарств осуществляется за счет региональных субсидий из федерального бюджета. Теперь рассмотрим проблемы, с которыми столкнулось государство при реализации этого проекта. В 2020-2021 гг. произошел ряд неблагоприятных ситуаций: позднее утверждение перечня лекарственных средств, COVID-19, проблема с диспансеризацией, как итог большие остатки лекарственных препаратов, которые не удалось реализовать нуждающемуся населению. Также негативно повлияла несвоевременная выписка льготных рецептов (преемственность лечения стационар-амбулатория и эпидемиологическая ситуация). Как минус можно еще отметить ограничение программы в плане перечня заболеваний и, соответственно, лекарственных препаратов. Однако согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2022 № 823 «О внесении изменений в приложение № 8 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [11] и Приказу № 639н от 29 сентября 2022 г. (изменения в Приказ Минздрава России от 24.09.2021 № 936н) [12] произошло расширение перечня лекарственных препаратов на 8 МНН для лечения 5 состояний в сочетании с хронической сердечной недостаточностью со сниженной фракцией выброса (заболевание характеризуется выраженным снижением сократительной способности левого желудочка. Фракция выброса левого желудочка составляет менее 40 %), а также возможность перераспределения остатков лекарственных препаратов для пациентов за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Наконец, последняя программа, которую мы рассмотрим в рамках данной темы, - это программа лекарственного обеспечения через фонд «Круг добра». В ее рамках оказывается помощь: • детям до 18 лет + 1 год для продолжающих лечение; • детям, страдающим орфанными заболеваниями; • пациентам, проходящим патогенетическое лечение, зарегистрированное в РФ, Европе, США. На территории РФ зарегистрированы три лекарственных препарата для патогенетического лечения спинальной мышечной атрофии (СМА): Нусинерсен (Спинраза), Рисдиплам (Эврисди) и Онасемноген абепарвовек (Золгенсма). Препараты одобрены в США и Европе. Помимо вышеперечисленного благодаря фонду осуществляется обеспечение лекарственными препаратами, как зарегистрированными, так и незарегистрированными в РФ, медицинскими изделиями, в также оказание медицинской помощи в России и за ее пределами. Закупка препаратов осуществляется Минздравом РФ (только зарегистрированных в РФ лекарственных препаратов) и фондом «Круг добра». Благодаря фонду осуществляется лечение 76 тяжелых жизнеугрожающих и хронических заболеваний, в том числе редких (орфанных) заболеваний и 14 заболеваний, обеспечение лекарственными препаратами которых осуществляется фондом «Круг добра» согласно части 9.2 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», также оказывается и другая медицинская помощь по запросу [13]. Фонд закупает лекарственные препараты и медицинские изделия свыше 60 наименовании и 9 наименований соответственно, а также технические средства реабилитации. Фонд может гордиться тем, что уже свыше 5150 детей обеспечено необходимыми лекарственными средствами и медицинскими услугами и свыше 95 млрд рублей направлено на медицинскую помощь и закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий. Заключение Государство стремится создать достаточно много благоприятных условий для обеспечения действительно нуждающихся в медицинской и лекарственной помощи категорий граждан. Существует много различных федеральных и региональных программ социальной поддержки, но не всегда мы видим, что реализация данных программ проходит успешно. Проблемы могут появляться по разным причинам, например, из-за внезапно возникающих обстоятельств (COVID-19) или роста числа льготников, который увеличивает финансовую нагрузку и на федеральный, и на региональный бюджет, что в свою очередь требует быстрого пересмотра условий льготного лекарственного обеспечения. К сожалению, это не всегда осуществимо так как требуется много времени на анализ возникших проблем, принятие решений и их реализацию. Тем не менее подавляющее большинство граждан разных возрастов и категорий получают положенную им медицинскую помощь и лекарства, что позволяет стабильно поддерживать хороший уровень жизни и улучшать состояние здоровья, а в некоторых случаях и увеличивать срок продолжительности жизни.About the authors
Sergey I. Popov
RUDN University
Email: popov-si@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-2171-5817
PhD in Politics, Associate Professor at the Department of Public Policy and History of State and Law
6 Miklukho-Maklaya St, Moscow, 117198, Russian FederationSvetlana S. Samsonova
RUDN University
Author for correspondence.
Email: 1132227481@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0003-8741-4723
Master Student of the Department of State and Municipal Management
6 Miklukho-Maklaya St, Moscow, 117198, Russian FederationReferences
- Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 12.10.2019 N 2406-r (red. ot 09.06.2023) «Ob utverzhdenii perechnya zhiznenno neobkhodimykh i vazhneishikh lekarstvennykh preparatov, a takzhe perechnei lekarstvennykh preparatov dlya meditsinskogo primeneniya i minimal’nogo assortimenta lekarstvennykh preparatov, neobkhodimykh dlya okazaniya meditsinskoi pomoshchi» [Order of the Government of the Russian Federation dated October 12, 2019 N 2406-r (as amended on June 9, 2023) “On Approval of the List of Vital and Essential Drugs, as Well as Lists of Drugs for Medical Use and the Minimum Range of Drugs Necessary for the Provision of Medical Care”]. URL: https://base.garant.ru/72861778/ (accessed: 02.12.2023) (In Russ.).
- Federal’nyi zakon «Ob osnovakh okhrany zdorov’ya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» ot 21.11.2011 N 323-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal Law “On the Fundamentals of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation” dated November 21, 2011 N 323FZ (latest edition)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (accessed: 02.12.2023) (In Russ.).
- Federal’nyi zakon «O gosudarstvennoi sotsial’noi pomoshchi» ot 17.07.1999 N 178-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal Law “On State Social Assistance” dated July 17, 1999 N 178-FZ (latest edition)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (accessed: 02.12.2023) (In Russ.).
- Programma «14 vysokozatratnykh nozologii» (programma VZN) za schet sredstv federal’nogo byudzheta [The program “14 High-cost Nosologies” Financed from the Federal Budget]. URL: https://zdravalt.ru/population/drug-coverage/programma-sem-vysokozatratnykhnozologiy-pro gramma-vzn-za-schet-sredstv-federalnogo-byudzheta.php (accessed: 02.12.2023) (In Russ.).
- «Krug dobra» stal shire: detei, kotorym pomogaet prezidentskii fond, s kazhdym godom stanovitsya vse bol’she [“The Circle of Kindness” Has Become Wider: The Number of Children Helped by the Presidential Fund is Growing Every Year]. Rossiyskaya Gazeta. Special Issue: Pharmaceuticals. 2023; 139 (In Russ.).
- Federal’nyi proekt «Bor’ba s serdechno-sosudistymi zabolevaniyami» [Federal project “Combating Cardiovascular Diseases”]. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/ natsproektzdravoohranenie/bssz (accessed: 02.12.2023) (In Russ.).
- Priznaki i simptomy bolezni Goshe [Signs and Symptoms of Gaucher Disease]. URL: https://docsfera.ru/direction/content/pages/gaucher_page-4.html (accessed: 15.12.2023) (In Russ.).
- Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 30.07.1994 N 890 (red. ot 14.02.2002) «O gosudarstvennoi podderzhke razvitiya meditsinskoi promyshlennosti i uluchshenii obespecheniya naseleniya i uchrezhdenii zdravookhraneniya lekarstvennymi sredstvami i izdeliyami meditsinskogo naznacheniya» [Decree of the Government of the Russian Federation of July 30, 1994 N 890 (as amended on February 14, 2002) “On State Support for the Development of the Medical Industry and Improving the Supply of Medicines and Medical Products to the Population and Healthcare Institutions”]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4208/ (accessed: 15.12.2023) (In Russ.).
- Effektivnoe raspredelenie resursov VZN — ostraya lekarstvennaya neobkhodimost’ [Efficient Allocation of Resources for High-Cost Diseases — an Urgent Drug Need]. URL: https:// zakupki-digital.ru/osobye-zakupki/zakupki-v-zdravoohranenii/jeffektivnoe-raspredelenieresursov-vzn-ostraja-lekarstvennaja-neobhodimost/ (accessed: 15.12.2023) (In Russ.).
- Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiiskoi Federatsii ot 09.01.2020 № 1n «Ob utverzhdenii perechnya lekarstvennykh preparatov dlya meditsinskogo primeneniya dlya obespecheniya v techenie odnogo goda v ambulatornykh usloviyakh lits, kotorye perenesli ostroe narushenie mozgovogo krovoobrashcheniya, infarkt miokarda, a takzhe kotorym byli vypolneny aortokoronarnoe shuntirovanie, angioplastika koronarnykh arterii so stentirovaniem i kateternaya ablyatsiya po povodu serdechno-sosudistykh zabolevanii» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 01/09/2020 No. 1n “On Approval of the List of Drugs for Medical Use to Provide for One Year on an Outpatient Basis to Persons Who Have Suffered Acute Cerebrovascular Accident, Myocardial Infarction, and Also Who Have Undergone Coronary Artery Bypass Surgery, Angioplasty Coronary Arteries with Stenting and Catheter Ablation for Cardiovascular Diseases”]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202001270027 (accessed: 20.12.2023) (In Russ.).
- Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 06.05.2022 № 823 «O vnesenii izmenenii v prilozhenie № 8 k gosudarstvennoi programme Rossiiskoi Federatsii «Razvitie zdravookhraneniya» [Decree of the Government of the Russian Federation dated May 6, 2022 No. 823 “On Amendments to Appendix No. 8 to the State Program of the Russian Federation “Health Development”]. URL: https://base.garant.ru/404584658/ (accessed: 20.12.2023) (In Russ.).
- Prikaz № 639n ot 29 sentyabrya 2022 goda (izmeneniya v Prikaz Minzdrava Rossii ot 24.09.2021 № 936n) [Order No. 639n dated September 29, 2022 (amendments to Order of the Ministry of Health of Russia dated September 24, 2021 No. 936p]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202210270019 (accessed: 20.12.2023) (In Russ.).
- Ofitsial’nyi sait Fonda «Krug Dobra» [Official website of the Circle of Kindness Foundation]. URL: fondkrugdobra.rf/perechni/perechen’-zabolevanii/ (accessed: 20.12.2023) (In Russ.).
- Shishov M.A. Aktual’nye voprosy l’gotnogo lekarstvennogo obespecheniya [Current Issues of Preferential Drug Provision]. State Power and Local Government. Moscow: “Publishing Group Lawyer” LLC; 2019;5:51–54 (In Russ.).
Supplementary files










