№ 1 (2016)
Статьи
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИМ И КРОСС-КУЛЬТУРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ СУБЪЕКТИВНОГОБЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье последовательно анализируются концептуальные подходы к изучению этнопсихологической (культурной) обусловленности субъективного благополучия. В определении и понимании субъективного благополучия имеются различия, обусловленные приверженностью зарубежных и отечественных исследователей к различным теоретическим направлениям. Обсуждаются вопросы сопоставимости различных подходов, их согласования. Предложено рассматривать субъективное благополучие как динамичную систему с множественной и многоуровневой детерминацией. Этнокультурная детерминация субъективного благополучия должна рассматриваться наряду с общесоциальной, психофизиологической, возрастной и др. Отмечается относительное сходство подходов к этнопсихологическим и кросс-культурным исследованиям благополучия российскими и зарубежными исследователями, а также тенденция к совмещению различных аспектов благополучия в эмпирических исследованиях. Определены теоретические задачи, решение которых необходимо для унификации получаемых результатов эмпирических исследований.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):7-19
7-19
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИННОВАЦИОННОСТЬ
Аннотация
В статье рассматриваются язык и вербальная коммуникация как важнейшие составляющие культуры любого народа. Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников. Описаны особенности западной и восточной вербальной коммуникации. Исходя из установленной связи языка и мышления, утверждается, что изучение иностранных языков - это приобретение новой точки зрения, нового взгляда на мир. Постулируется необходимость изучения не только языка, но и особенностей вербальной коммуникации и культуры народа. Предполагается, что изучение иностранных языков является важнейшим фактором формирования толерантности и преодоления этнических стереотипов. Рассмотрены этнопсихологические особенности некоторых народов, представляющих разные республики бывшего Советского Союза - латышей, украинцев, узбеков. Подчеркивается, что пословицы, поговорки, былины, загадки, колыбельные и пр. изобилуют идеями трудового и нравственного воспитания, что отражает традиционные ценности этих народов. По мнению авторов, данные народы объединяет знание русского языка, контакты с русскими, желание жить и работать в России.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):20-25
20-25
РОЛЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ УЧИТЕЛЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье проводится сопоставительный анализ результатов эмпирического исследования сформированности симптомов эмоционального выгорания у учителей с низким и высоким уровнями личностной ответственности. Выборку составили учителя со стажем работы пять лет. На предварительном этапе были изучены особенности ситуативной и личностной тревожности, а также показатели эмоциональной устойчивости и нейротизма. В результате анализа данных в окончательную группу испытуемых были включены педагоги со средними показателями тревожности и эмоциональной устойчивости. В ходе проведения основного исследования на первом этапе были изучены показатели ответственности. По иерархическому распределению гармонических переменных ответственности были выделены и охарактеризованы контрастные уровни проявления этого свойства. Высокий уровень проявления ответственности респондентов первой группы включил в себя преимущественно позитивные характеристики ответственности, отвечающие за интенсивность проявления свойства, такие как эргичность, стеничность, интернальность, социоцентричность, осмысленность и результативность. Во вторую группу были включены респонденты, у которых в иерархии выраженности переменных свойства доминировали агармонические составляющие, отвечающие за слабые проявления свойства, аэргичность, астеничность, экстернальность, эгоцентричность и т.д. На следующем этапе были проанализированы показатели эмоционального выгорания в каждой группе. Результаты исследования подтвердили выдвинутые предположения о том, что у педагогов с высоким уровнем личностной ответственности эмоциональное выгорание формируется более интенсивно, нежели у респондентов с низким уровнем сформированности этого свойства личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):26-41
26-41
ПУПИЛЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
Аннотация
Целью данного исследования является изучение возможности использования бинокулярной синхронной пупиллометрии как метода измерения интернет-зависимости. В исследовании участвовало 326 студентов (179 женщин и 147 мужчин, средний возраст респондентов - 18,6 лет). Участники были разделены на три группы: «интернет-зависимые», «независимые от Интернета» и «умеренно зависимые» на основе данных нормального распределения результатов по тесту интернет-зависимости (Chen’s Internet Addiction Scale). Пупиллометрия была использована для сравнения выраженности показателей интернет-зависимости в двух группах. Интернет-зависимость в пупиллометрических параметрах проявляется как увеличенная ширина зрачка, эмоциональная нестабильность, истощение, вялость зрачковой реакции в сочетании с глубиной и стремительностью реакции. Уровень интернет-зависимости положительно связан с количеством пупиллометрических параметров. Результаты свидетельствуют о том, что у интернет-зависимых студентов присутствуют изменения в реакции зрачка, результаты могут обеспечить новый взгляд на патогенез интернет-зависимости.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):42-54
42-54
«ВРЕМЕННОЙ РАЗЛОМ» КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК ТРАВМИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Анализируется пространство полилога личности, пережившей травматический стресс, с разнообразными Другими, коммуникация с которыми представлена через личностные репрезентации взаимодействия «Я - Другой»: внутренние монологи личности с собой («Я - Я как Другой»), общение с ближайшим (референтным) окружением («Я - значимые Другие»), взаимодействие с людьми, имеющими аналогичный опыт («Я - Другой как Я»), автокоммуникация с реальным или воображаемым Другим как источником и причиной случившегося травматического события («Я - Другой как враг»). Утверждается, что коммуникативные практики травмированной личности характеризуются временной асинхронностью и асимметричностью, рассогласованностью временных модусов, разрывами, трансформацией жизненной перспективы. Констатируется, что интеракции с разнообразными Другими могут способствовать как преодолению последствий травматического стресса и ассимиляции травматического опыта, так и фасилитации этих последствий и интенсификации (углублению) травматичности и деструктивности переживаний. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при работе практических психологов с личностью, пережившей травматический стресс, при разработке индивидуальных и групповых психотерапевтических программ, направленных на гармонизацию интрапсихического мира травмированной личности и восстановление индивидуального временного контекста, внутри которого личность сможет определить смысловую интенциональность собственного бытия и сконструировать смысл травматического переживания.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):55-61
55-61
УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация
В статье представлены данные теоретико-эмпирического исследования уровневых характеристик взаимосвязи личностной конкурентоспособности и субъективного благополучия. Исследование выполнено на выборке старшеклассников (N = 70; женского и мужского пола; 16-17 лет), отличающихся уровнем личностной конкурентоспособности с применением психодиагностического инструментария: «Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности» (Г.М. Мануйлов), «Экспресс- диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.В. Вассерман)», «Шкала субъективного благополучия» (М.В. Соколова), «Стиль саморегуляции поведения и деятельности» (В.И. Моросанова). Показано, что способность к самообразованию, самосовершенствованию, самостоятельному планированию и моделированию своих перспектив, целедостижению на фоне удовлетворенности отношениями с ближайшим окружением выступает основанием способности к личностной конкуренции у представителей юношеского возраста. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и развития личностной конкурентоспособности учащихся.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):62-70
62-70
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей проявления у менеджеров изобретательности как личностного свойства, проявляющегося в творческой активности при реализации деятельности. В деятельности менеджеров особое значение приобретает умение определять оптимальные внешние условия для принятия решений и эффективно использовать время. При этом проблема развития личностных черт и мотивов деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют успешному выполнению менеджерских задач, остается недостаточно исследованной. Анализ существующей литературы показал, что до настоящего времени имеются неоднозначные выводы по поводу выделения и взаимодействия личностных и средовых компонентов творческой активности, наиболее значимых в условиях конкретной профессиональной деятельности, а также положительного или отрицательного взаимодействия дефицита времени на оригинальность и продуктивность решения управленческих задач. В эмпирическом исследовании получена специфика взаимосвязей мотивационных, продуктивных, эмоциональных и динамических сторон свойства личности изобретательности с отдельными стратегиями достижения целей и признаками дефицита времени. Представлена содержательная характеристика и практические рекомендации по оптимизации личностных параметров творческой активности у менеджеров с учетом стратегий достижения целей и результатов деятельности в условиях дефицита времени.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):71-76
71-76
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ОБЫДЕННОМ ПОНИМАНИИ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация
В работе уделяется внимание проблеме информационной безопасности детей, говорится о специфике риска, связанного с использованием Интернета, аргументируется необходимость исследования так называемых наивных теорий, которые вырабатываются родителями и учителями относительно информационной безопасности детей. В рамках теории социальных представлений, предложенной С. Московиси, анализируются особенности обыденных представлений об информационной безопасности детей в группах родителей и учителей (136 человек в возрасте от 21 до 62 лет). В работе проверяются следующие предположения: 1) обыденные представления об информационной безопасности детей в группах родителей и учителей выстраиваются вокруг двух основных тем: угроза информационной безопасности детей и противостояние этой угрозе; 2) группы родителей и учителей сходным образом понимают угрозу, но различаются в понимании того, как противостоять этой угрозе, а именно: в группе родителей противостояние угрозе представлено в первую очередь через контроль и ограничение доступа детей к угрожающей информации; в группе учителей противостояние угрозе представлено через запреты на использование новых медиа и принципы воспитания детей. Проведенное исследование позволяет говорить о частичной эмпирической поддержке данных предположений.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):77-86
77-86
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТИТУТОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается влияние современных средств массовой коммуникации на процесс социализации личности, показывается их роль в формировании информационно-коммуникативных потребностей подростков. Анализ литературы позволил определить, что информационно-коммуникативные потребности личности проявляются в спросе на форму предлагаемых обществом коммуникационных сообщений и связаны с информационным обеспечением ее жизненно необходимых подструктур (опыт, знания, направленность, интересы, формы общения). Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке подростков в возрасте 13-15 лет (n = 85) с использованием анкетирования, направленного на изучение особенностей их информационно-коммуникативных потребностей, и методик: «Шкала психологической разумности» (Х.Р. Конте, в адаптации М.А. Новиковой и Т.В. Корниловой); «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов-Бульман, в адаптации О. Кравцовой); «Методика изучения структуры личностной зрелости» (P.M. Шамионов). Анализ системы потребления подростками средств массовой коммуникации показал, что в качестве основных источников информации они используют телевидение и Интернет. Девочки также читают журналы и газеты, предпочитают познавательную информацию о моде и стиле, направлены на удовлетворение образовательных потребностей в 2,3 раза больше мальчиков, у которых выражено стремление к удовлетворению потребностей, связанных со спортивной и развлекательной информацией. На уровне личностных свойств, определяющих результативность социализации, девочки отличались от мальчиков более выраженной психологической разумностью и благосклонностью к окружающему миру в структуре базисных убеждений личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):87-95
87-95
ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением детерминант, обеспечивающих эффективность процессов личностного развития и профессионального становления преподавателей высшей школы. Описывается актуальность заявленной проблемы в связи с преобразованиями, происходящими сегодня в обществе, в образовательных системах, и постановкой новых целей и задач перед высшим образованием, перед педагогическими коллективами. В качестве детерминант профессионального становления преподавателей высшей школы определены следующие: наличие акмеологической среды, психолого-акмеологических служб, создание условий для реализации потенциалов личности; практическая реализация идей непрерывного профессионального образования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):96-104
96-104
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы модернизации иноязычного образования в условиях контекстного подхода. Отмечается, что в настоящее время в профессиональном образовании выдвигается задача подготовки специалистов, владеющих иностранными языками на уровне международных стандартов, компетентных в области иноязычного профессионального общения, способных к академической и социальной мобильности. Нарастающей тенденцией является интеграция компетентностного и личностно ориентированного подходов в единую концептуальную основу. Синтезированным подходом, в рамках которого можно осуществить постепенный переход с обучающих позиций на языковое образование, становится контекстный подход. Понимание контекстного подхода как целостного образования потребовало рассмотрения различных его сторон и элементов в постоянном взаимном интегративном опосредствовании. Это позволило исследовать данный подход как одно из перспективных направлений развития образования. Современный контекстный подход представляет собой важный фактор смыслообразования, благодаря которому интенсифицируются процессы личностного освоения содержания образования, происходит трансформация учебной мотивации в профессиональную, формируется позиция субъекта учебно-познавательной деятельности, эффективно содействующая личностно профессиональной и социальной самореализации будущего специалиста. Ведущими тенденциями развития иноязычного образования в рамках контекстного подхода являются: новое методологическое осмысление основных составляющих процесса обучения иностранным языкам, философско-антропологическое понимание «контекста» в образовательном пространстве, стремление к целостности и системности в организации и самоорганизации образовательного процесса, интегративный характер иноязычного образования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):105-112
105-112
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕРЕВОДА У СТУДЕНТОВ СО СРЕДНИМ УРОВНЕМ ВЛАДЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ: АНАЛИЗ ОПЫТА УНИВЕРСИТЕТА ГАНЫ
Аннотация
В статье рассматриваются начальные этапы формирования основных навыков перевода у студентов со средним уровнем владения русским языком (уровень 200). Для достижения цели применяется «учитель-ученик»-ориентированный подход и основы теории эквивалентности. Целью работы является повышение уровня владения языком одновременно с формированием навыков перевода у студентов среднего уровня (intermediate), изучающих русский язык в университете Ганы. Исследование организовано так, чтобы сформировать у студентов основные навыки перевода. Основная цель - развитие двуязычной компетенции, прежде всего, на уровне письменного, а затем и устного перевода. Рассмотрены основные навыки, без овладения которыми невозможно приступать к обучению переводу. Основные исследовательские задачи: 1) рассмотреть начальные этапы формирования и развития навыков перевода у студентов со средним уровнем владения русским языком; 2) определить основные языковые навыки, необходимые для того, чтобы выполнить правильный перевод; 3) подобрать языковой материал, связанный с реальной студенческой жизнью, для облегчения процесса формирования навыков перевода. На основе опыта формирования основных навыков перевода у студентов среднего уровня владения русским языком, обучающихся в Университете Ганы, сделан вывод о том, что использование «учитель-ученик»-ориентированного подхода позволяет получить приемлемые результаты.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):113-118
113-118
НАШИ АВТОРЫ
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(1):119-121
119-121