Том 20, № 4 (2023)

ЛИЧНОСТЬ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Как стать россиянином? Содержание национальной идентичности, определяющее социальные маркеры принятия иммигрантов в России

Григорьев Д.С., Галлямова А.А., Комягинская Е.Ш.

Аннотация

Аккультурационные ожидания принимающего общества являются неотъемлемой, важной частью процесса взаимной аккультурации и последующей адаптации вследствие межкультурного контакта. Рассматривается один из новых подходов к аккультурации принимающего общества - концепция социальных маркеров принятия, которая анализирует социально сконструированные критерии, указывающие на включение иммигрантов в более широкое общество. Цель исследования - понимание конкретных социальных индикаторов национальной идентичности, которые россияне считают важными для полной интеграции иммигранта в российское общество. Проанализировано, как эти маркеры связаны с общим отношением к иммигрантам и как воспринимаемый статус иммигрантов модерирует эти взаимосвязи. Проведен опрос 1009 участников, преимущественно идентифицирующих себя как русские. Результаты показали, что гражданские индикаторы национальной идентичности, особенно соблюдение законов и норм, считались наиболее важными и достижимыми для иммигрантов, а этнические индикаторы - наименее важными и достижимыми. Кроме того, обнаружены промежуточные по важности и достижимости социоэкономические и социокультурные индикаторы, которые соотносились с понятием статуса и социоэкомической адаптации, а также межкультурной компетентности и социокультурной адаптации соответственно. Наконец, воспринимаемый более высокий статус иммигрантов связан с более проницаемыми межгрупповыми границами. Показано, что население России склоняется к гражданской концептуализации национальной идентичности, предпочитая либеральное гражданство ограничительному. Оно также подчеркивает роль воспринимаемого статуса в формировании аккультурационных ожиданий принимающего населения. В качестве практических рекомендаций предлагается сосредоточить внимание на социальных и образовательных программах, которые способствуют соблюдению правовых и гражданских норм среди самих иммигрантов, прежде чем со стороны принимающего общества переходить к антидискриминационным мерам.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):675-696
pages 675-696 views

Индивидуально-психологическая специфика самореализации ИТ-специалистов

Кудинов С.И., Беляева Е.Н.

Аннотация

Приведены результаты исследования структуры феномена самореализации у специалистов цифровой сферы в условиях информационно-компьютерной деятельности. Проведен анализ иерархии и компонентов самореализации у работников ИТ-сферы с различными набором индивидуально-психологических особенностей, которые путем кластеризации разделены на три подтипа: 1) интровертированно-уверенный; 2) экстравертированно-активный; 3) экстравертированно-просоциальный. Выборку составили 154 человека - 42 женщины, 112 мужчин в возрасте от 22 до 44 лет (средний возраст - 32,09 ± 5,71) - сотрудники ведущих российских IT-компаний в Москве. Использовались следующие психодиагностические методики: индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик, личностный опросник Айзенка (EPI) - шкала интроверсия - экстраверсия, опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)» С. Хобфолла, многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ) С.И. Кудинова. Показано, что структура самореализации имеет свои особенности в зависимости от типа личности сотрудников ИТ-сферы. У специалистов первого кластера (интровертированно-уверенный тип личности) основными переменными процесса самореализации являются оптимистичность, интернальность, конструктивность, что приводит к успешности, положительной оценке процесса самореализации. У ИТ-специалистов с экстравертированно-активными особенностями в иерархии самореализации личности ключевыми составляющими самореализации выступают субъектно-корпоративные установки, эгоцентрическая мотивация, интернальная саморегуляция, консервативность и деструктивность. У респондентов с экстравертированно-просоциальными чертами отмечается преобладание субъектно-личностных установок, интернальность процесса самореализации, креативность, деструктивность и социальные барьеры с преобладанием сдерживающих факторов самоосуществления. Полученные результаты можно рассматривать в контексте психологического сопровождения специалистов ИТ-сферы с опорой на их индивидуально-психологические черты.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):697-712
pages 697-712 views

Моральная конформность сквозь призму библиометрического и содержательного анализа

Злобина М.В., Фёдоров А.А.

Аннотация

Цель исследования - библиометрический и содержательный анализ публикаций по проблеме моральной конформности. Актуальность темы обусловлена зарождающимся интересом к феномену моральной конформности. Материалом послужили публикации на английском языке, извлеченные из баз данных Scopus и Google Scholar, а также данные Ngram Google. Библиометрический анализ данных выполнен с помощью программы VOSviewer и с использованием пакета bibliometrix для языка R. Показано, что в период с 1800 по 2019 г. значимо увеличивается доля текстов, содержащих термин «моральная конформность», относительно текстов, включающих термин «конформность». Построенная на материале базы данных Google Scholar понятийная карта позволила выделить четыре кластера, отражающие четыре области, в которых встречается понятие «моральная конформность». Библиометрический анализ понятия «моральная конформность» в области психологии позволил выделить четыре кластера, отражающих основные аспекты данного феномена. Анализ частоты встречаемости слов с течением времени показал, что начиная с 2007 г. частота использования понятий morality и conformity заметно возрастает. В результате содержательного анализа публикаций отобрано 10 источников, непосредственно относящихся к феномену моральной конформности. Существующие на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что феномен моральной конформности является достаточно устойчивым и проявляется на разных выборках и в разных условиях. В целом проблема моральной конформности является новой и требует дальнейшего изучения. Перспективы исследования видятся в проверке результатов предыдущих исследований на русскоязычной выборке, а также изучении феномена в условиях как реального, так и виртуального давления.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):713-729
pages 713-729 views

Взаимосвязи проблемного использования смартфона с виктимизацией, незащищенностью от кибербуллинга и манипуляций

Шейнов В.П., Ермак В.О.

Аннотация

Актуальность изучения проблемного использования смартфона проявляется в его прямых связях с разнообразными признаками психологического неблагополучия. Цель исследования - обнаружение предполагаемых взаимосвязей проблемного пользования смартфоном с виктимизацией, незащищенностью от кибербуллинга и незащищенностью от манипуляций. Исходные данные получены посредством онлайн-опроса, в котором приняли участие 697 русскоговорящих респондентов из Беларуси, России и Армении, в том числе 490 женщин и 202 мужчины (342 респондента из Беларуси, 243 - из России, 113 - из Армении). Для диагностики использовались авторские опросники: зависимости от смартфона, зависимости от социальных сетей, виктимизации, незащищенности от кибербуллинга, незащищенности от манипуляций. Показано, что проблемное пользование смартфоном напрямую связано с виктимизацией, незащищенностью от кибербуллинга и зависимостью от социальных сетей и отрицательно - с незащищенностью от манипуляций. Прямая связь между проблемным пользованием смартфоном и виктимизацией осуществляется через прямые взаимосвязи их факторов. Отрицательная связь между проблемным пользованием смартфоном и незащищенностью от манипуляций также реализуется отрицательными корреляциями всех их факторов. Незащищенности от манипуляций и кибербуллинга принципиально различны, поскольку кибербуллинг представляет собой открытое выражение враждебного отношения к объекту воздействия, а манипуляция - скрытое воздействие на него. Полученные результаты могут применяться при разъяснении школьникам и студентам опасностей попадания в зависимость от смартфона.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):730-746
pages 730-746 views

ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Проектирование обучения с применением четырехкомпонентной модели педагогического дизайна (4C/ID) в высшем образовании: обзор исследований

Другова Е.А., Ваниев А.И.

Аннотация

Четырехкомпонентная модель педагогического дизайна (4C/ID) - авторитетная разработка, активно применяющаяся в сфере образования зарубежом, однако научных публикаций обзорного характера, описывающих ее и систематизирующих опыт ее применения в реалиях высшего образования, в России практически нет. Осуществлен обзор концептуальных оснований модели 4C/ID и анализ опыта ее применения в сфере высшего образования на примере трех описанных в научной литературе кейсов, соответствующих разным предметным областям (информационные технологии, гуманитарные науки, медицина). Применялись общенаучные теоретические методы анализа, синтеза, классификации, в качестве базы научных источников использовались международные и российские базы (Scopus, Web of Science, eLibrary). Реконструирована история развития модели. В качестве базовых теоретических оснований модели определены социальный конструктивизм, когнитивное ученичество, комплексное обучение, теория когнитивной нагрузки, идеи переноса обучения. Описаны основные составные компоненты модели: обучающие задачи, сопровождающая информация, дополнительная практика, процедурная информация. Реконструированы основные шаги проектирования по последовательной разработке данных компонентов и связей между ними. Проанализированы и описаны преимущества, недостатки, ограничения применения данной модели в сфере высшего образования. Сформулированы рекомендации проектировщикам и преподавателям, связанные с особенностями модели. Полученные результаты могут способствовать развитию практики проектирования проблемно ориентированного обучения, адаптации современных моделей педагогического дизайна в российском высшем образовании.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):747-771
pages 747-771 views

Форсированный переход на онлайн-обучение и новые возможности для участников образовательного процесса: обзор исследований

Курьян М.Л., Воронина Е.А.

Аннотация

Проводится обзор результатов научных исследований о влиянии форсированного перевода обучения в высшей школе в онлайн-пространство в связи с пандемией COVID-19. Несмотря на заметное количество публикаций, рассматривающих минусы данного перевода, комплексный анализ вероятных плюсов и новых возможностей, связанных с электронным обучением в чрезвычайной ситуации, не осуществлялся. Цель обзора - систематизация русскоязычных и англоязычных эмпирических исследований за 2020-2022 гг., затрагивающих ряд благоприятных аспектов перехода на онлайн-обучение. Анализ выстроен вокруг двух групп основных стейкхолдеров образовательного процесса: студентов и преподавателей вузов. Результаты показывают, что в студенческой жизни основными положительными изменениями стали: сокращение ресурсных затрат, благотворные изменения в академической жизни и личностное развитие. У преподавателей отмечались возросшая готовность к нововведениям и появление новых возможностей для профессионального развития и взаимодействия. Проведенный анализ позволил получить холистическое представление об эффектах экстренного перевода высшего образования в онлайн-формат. Эта информация может быть значимой при организации современного смешанного формата обучения, качественность осуществления которого во многом определяется векторами, заложенными в период пандемии COVID-2019. Кроме того, всестороннее осмысление прошлого опыта может способствовать выработке готовности к возможным будущим трансформациям образовательного формата в связи с новыми вызовами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):772-790
pages 772-790 views

Признаки принятия обучения с применением дистанционных образовательных технологий студентами различных форм обучения в условиях пандемии

Пеша А.В., Шавровская М.Н., Николаева М.А., Камарова Т.А.

Аннотация

Представлены результаты исследования принятия студентами различных форм обучения в вузе новых условий образовательного процесса в период пандемии COVID-19. Актуальность проблемы обусловлена существенными качественными изменениями в образовательном процессе, связанными с экстренным переходом во время пандемии на формат обучения с применением дистанционных образовательных технологий и важностью оценки динамики личностного принятия студентами произошедших трансформаций. Выборку составили 1571 студент бакалавриата и магистратуры из вузов 8 федеральных округов РФ (очная форма - 79,2 %, очно-заочная - 4,2 % и заочная - 16,6 % респондентов). Анкетирование стало основным методом, примененным для анализа уровня принятия новых условий организации образовательного процесса в вузе студентами различных форм обучения. Вопросы анкетирования сформированы на основе проведенных фокус-групповых интервью со студентами всех трех форм обучения в вузе ( n = 26). С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена показана вероятная связь фазы принятия формата обучения с применением дистанционных образовательных технологий с формой получения образования. Выявлено, что процесс принятия изменений у студентов заочной формы обучения прошел быстрее, чем у студентов очной и очно-заочной форм. Качественный анализ признаков принятия изменений, связанных с применением формата обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, позволил установить, что «отрицание» и «агрессия», выраженные в начале пандемии, сменились у большинства студентов стадией их принятия. Полученные данные могут быть полезны для понимания того, как студенты различных форм обучения в вузах переживают существенные качественные изменения в образовательном процессе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):791-814
pages 791-814 views

Основные параметры интегративной модели обучения русскому академическому дискурсу на базе современных цифровых технологий

Орлов Е.А., Скорикова Т.П., Романова Н.Н.

Аннотация

Представлено описание интегративной модели обучения иностранных магистрантов и аспирантов технического профиля русскому академическому дискурсу, основанной на интеграции традиционных и инновационных цифровых педагогических технологий. Цель исследования - охарактеризовать основные параметры данной модели и показать возможности ее реализации в авторском учебном курсе «Русский язык для академических целей», направленном на развитие устных и письменных навыков нефилологов в учебно-научной сфере общения. Наряду с описанием основных взаимосвязанных компонентов интегративной модели обучения академическому дискурсу дается характеристика межкультурного аспекта ее тематического наполнения. Практической базой послужил обширный корпус разножанровых печатных и электронных академических текстов, в том числе фрагменты аудиои видеоресурсов актуальной научной тематики, функционирующие в сети Интернет. Использовались такие методы, как системный подход при формировании представлений о феномене виртуальной учебной языковой среды и при ее проектировании, теоретический анализ и синтез при обобщении и систематизации литературных источников и электронных учебных ресурсов, а также оценка эффективности предложенной модели по результатам опытного обучения. Выдвинута идея о создании нового типа профессионально ориентированного курса по русскому языку как иностранному, который представляет собой комплекс учебно-методических материалов, оформленных в виде статического (печатной версии пособия) и динамического (его онлайн-компонента) элементов курса для организации самостоятельной дистанционной работы студентов в виртуальной образовательной среде. Основной научный результат, новизна и практическая значимость проведенного исследования заключаются в том, что в нем впервые спроектирована и апробирована интегративная лингводидактическая модель обучения иностранных магистрантов и аспирантов технического профиля русскоязычному академическому дискурсу с использованием учебных интернет-ресурсов и технологии QR-кода как востребованного педагогического инструмента в профессиональной лингводидактике русского языка как иностранного.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):815-834
pages 815-834 views

РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

Дифференциально-типологические профили достижения субъективного благополучия: этнорегиональный и гендерный аспекты

Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л.

Аннотация

Стремление молодого человека к достижению субъективного благополучия как жизненной цели вносит значительный вклад в актуализацию его ресурсов, детерминирующих различные формы активности. Цель исследования - выявить дифференциально-типологические профили достижения субъективного благополучия российской молодежью и определить этнорегиональную и гендерную специфику распределения полученных профилей. Выборку составили 1616 респондентов (889 девушек - 55 %, 727 юношей - 45 %) в возрасте от 18 до 35 лет (средний возраст 20,6 ± 3,4 лет) из пяти регионов: Карачаево-Черкесская Республика (КЧР), Кабардино-Балкарская Республика (КБР), Республика Северная Осетия - Алания (РСО-А), Ставропольский край (СК), Москва и Московская область (ММО). Выделены семь доминирующих этнорегиональных групп общей численностью 1260 человек. Сбор данных проводился анонимно с использованием Google-форм. В диагностический комплекс вошли: опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ-2020»; методика диагностики субъективного благополучия личности Р.М. Шамионова и Т.В. Бесковой; опросник толерантности/ интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой; опросник воспринимаемого стресса Т. Янга; The Mini-IPIP Scales М.Б. Доннелана и др. Для исследования взаимосвязи между показателями саморегуляции, субъективного благополучия и личностными диспозициями проведен эксплораторный факторный анализ. Выявлены четыре фактора: активность, открытость, последовательность, стрессорность. Посредством конфигурационно-частотного анализа выявлены дифференциально-типологические профили достижения субъективного благополучия: базисный, оперативный, пассивный, гармоничный и директивный. Установлено, что в основе проявления типологических особенностей субъективного благополучия лежат определенные структурно-функциональные особенности осознанной саморегуляции (планирование, программирование), личностные диспозиции - активность, открытость, стрессоустойчивость, сформированность установок на толерантность к неопределенности. Наиболее распространенный профиль - базисный. Наиболее уязвимый профиль - пассивный, который характеризуется низкими показателями регуляторно-личностных ресурсов. Молодые люди оперативного профиля по уровню субъективного благополучия близки к базовому профилю, но статистически значимо превосходят его по показателям фактора открытость. У гармоничного и директивного профилей значимых отличий между усредненными показателями субъективного благополучия не отмечается. Вместе с тем представители гармоничного профиля отличаются выраженной открытостью и низкой стрессорностью, тогда как у директивного профиля самые низкие показатели фактора открытости и самые высокие регуляторные показатели планирования, программирования своих действий. Отмечается существенная асимметрия в распределении выявленных профилей в зависимости от пола и этнорегиональной принадлежности. У мужчин чаще встречаются директивный и базисный профили, у женщин - гармоничный и оперативный, что вполне соответствует гендерным стереотипам. Базисный профиль чаще встречается у респондентов относительно монокультурных регионов (КЧР, КБР); оперативный - относительно поликультурных регионов (РСО-А, СК и ММО); пассивный - у респондентов из КБР; гармоничный профиль - у девушек из СК, ММО, РСО, КЧР; директивный - у мужчин из РСО-А.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):835-859
pages 835-859 views

Субъективный компонент психического здоровья молодых людей с ипохондрической симптоматикой (повышенной тревогой о здоровье)

Шевеленкова Т.Д.

Аннотация

Цель исследования - изучение факторов, препятствующих повышению тревоги о здоровье до патологического уровня и формированию ипохондрической симптоматики. Оно восполняет пробел в изучении ипохондрии в нормальном социуме, компенсирует недостаточность внимания к субъективному компоненту психического здоровья, расширяя представление о его содержании. Участниками пилотажного исследования стали 40 человек (от 18 до 32 лет), постоянно проживающие в Москве: 20 - с повышенной и 20 - с умеренной тревогой о здоровье. Применялись краткий опросник тревоги о здоровье, шкалы психологического благополучия, методика диагностики жизнестойкости, тест смысложизненных ориентаций (СЖО), ценностный опросник Ш. Шварца. Для статистической обработки использовался статистический пакет IBM SPSS Statistic 26, рассчитывался критерий Манна - Уитни с целью сравнения результатов групп между собой и коэффициент ранговой корреляции Спирмена для определения наличия взаимосвязи между переменными внутри групп. Результаты показывают значимое снижение в группе респондентов с ипохондрической симптоматикой показателей шкал психологического благополучия, жизнестойкости и смысложизненных ориентаций. Шкалы психологического благополучия, а также выраженность всех компонентов жизнестойкости значимо отрицательно связаны со степенью тревоги о здоровье. Значимая обратная связь выявлена между шкалой «Процесс жизни» (СЖО) и выраженностью тревоги о здоровье. У респондентов с ипохондрической симптоматикой на уровне руководящих принципов жизни доминируют разнонаправленные конфликтующие между собой ценности: безопасность, конформность, гедонизм. На уровне индивидуальных предпочтений стиля жизни и поведения доминируют ценности, вступающие в конфликт с нормативными идеалами: доброта, универсализм, самостоятельность. Таким образом, отсутствие глубинных ценностных конфликтов, согласованность ценностных ориентаций, высокий уровень психологического благополучия, жизнестойкости и осмысленности жизни могут рассматриваться как протектирующие факторы, модерирующие тревогу, которая в условиях доминирования как медицинского, так и ипохондрического дискурса в культуре может препятствовать формированию ипохондрических расстройств.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):860-882
pages 860-882 views

ЛИЧНОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: ПРИРОДА, ГОРОД, СОЦИУМ

Там, где красота встречается с истиной: танцоры балета в Университете Фордхем

Зеллер Л., Гарольд Т.

Аннотация

С момента создания в 1968 г. одной из уникальных задач нового кампуса Фордхемского университета в Линкольн-центре исполнительских искусств было обучение артистов-исполнителей, в том числе танцоров балета. Исследование посвящено опыту и впечатлениям, получаемым танцорами в Фордхэме. Рассмотрена краткая история «брака красоты с истиной» в Линкольн-центре. Проанализированы способы удовлетворения уникальных образовательных потребностей танцоров. Осуществлена количественная оценка с использованием 80-балльного опроса удовлетворенности студентов, показавшая, что 28 танцоров Нью-Йоркского городского балета (NYCB) набрали значительно более высокие баллы (среднее значение 58,5), чем 1365 других студентов кампуса Фордхемского университета в Линкольн-центре (среднее значение 53,2; t -критерий; p < 0,001). Качественная оценка выявила различные пути, выбранные 20 известными танцорами NYCB для применения полученного в Фордхэме образования ко второй карьере в широком спектре специальностей: от танцев и искусства до менеджмента, образования, права, психологии и медицины.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):883-895
pages 883-895 views

Визуальный образ города в представлениях горожан (на материале исследования жителей Краснодара)

Тучина О.Р., Аполлонов И.А.

Аннотация

Визуальный образ города является важным фактором субъективного благополучия его жителей. Восприятие визуальной стороны городской среды и его влияние на эмоциональные, когнитивные и поведенческие характеристики горожан нашли отражение в работах как зарубежных, так и российских ученых, однако их внимание в основном фокусировалось на отдельных аспектах городской среды. В этой связи представляет интерес исследование комплексного впечатления респондентов о визуальном образе города. Изучение визуального образа города проводилось на основе теории социальных представлений и было нацелено на рассмотрение социальных представлений (СП) о визуальном образе города в целом и конкретно на визуальном образе Краснодара у постоянно проживающих в нем респондентов. Выборку составили респонденты, постоянно проживающие в Краснодаре ( n = 354). В качестве методов применялись ассоциативный эксперимент, прототипический анализ П. Вержеса, позволяющий выявить гипотетическую структуру СП, используя частоту встречаемости понятия и ранг появления понятия. Полученные в результате структуры СП респондентов о визуальном образе города позволили выявить, что в ядро СП входят архитектурный ансамбль, создающий стиль города и визуальные характеристики хорошо спланированного и организованного повседневного городского пространства, а туристически привлекательные элементы городской среды находятся на периферии СП горожан. СП о визуальном образе Краснодара включают, прежде всего, центры городского притяжения - исторический центр города и «новый центр» - парк «Краснодар», а также визуальные признаки комфортного и безопасного проживания. Результаты исследования показали, что представление о визуальном образе города во многом определяется спецификой места постоянного проживания индивида, исторически сложившимися особенностями городской среды, ее возможностями и проблемами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):896-913
pages 896-913 views

МИРОВАЯ НАУКА В ЛИЦАХ

Русский след во второй волне методов когнитивно-поведенческой терапии: к 130-летию со дня рождения В.Н. Мясищева

Слабинский В.Ю.

Аннотация

В 2023 г. мировая научная общественность отмечает 130-летие со дня рождения выдающегося отечественного ученого - Владимира Николаевича Мясищева (1893-1973 гг.). Актуальной проблемой остается сохранение и интеграция его наследия в современную российскую и мировую науку. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в генезисе методов психотерапии В.Н. Мясищева и А. Эллиса в качестве общего источника обнаруживается индивидуальная психология А. Адлера. Изучены ранее неизвестные документы переписки В.Н. Мясищева, хранящиеся в Центральном государственном архиве научно-технической документации. Работы В.Н. Мясищева пользовались большим интересом у американских психотерапевтов и психологов. Подтверждением этого факта стало приглашение А. Эллисом В.Н. Мясищева в 1964 г. в месячное научное турне в университет Лиги плюща и ведущие психотерапевтические центры США. Приведенные факты позволяют предположить наличие определенного вклада В.Н. Мясищева в формирование второй волны методов когнитивно-поведенческой терапии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(4):914-921
pages 914-921 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах