Том 20, № 2 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 12
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1670
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-2
Весь выпуск
ЛИЧНОСТЬ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Взаимная аккультурация русских и армян в Краснодарском крае
Аннотация
Взаимные межкультурные отношения между доминирующим населением и представителями этнических меньшинств или мигрантов достаточно подробно исследовались как зарубежными, так и российскими учеными. Однако некоторые меньшинства имеют особый статус и относятся российскими исследователями к «укоренившемуся меньшинству». В частности, к такой группе принадлежат армяне. В этой связи представляет интерес изучение взаимных межкультурных отношений представителей этнического большинства и армян как укоренившегося этнического меньшинства. Исследование проводилось в контексте экокультурного подхода Д. Берри. Цель - проверка трех гипотез межкультурных отношений (мультикультурализма, контакта и интеграции). Выборку составили русские ( N = 198; из них 50 % мужчины, средний возраст 19,7 лет) и армяне ( N = 186, из них 43 % мужчины, средний возраст 23,3 года) Краснодарского края, общая выборка N = 388. В качестве методов исследования использовались шкалы из опросника MIRIPS, адаптированные на российской выборке. На основе моделирования структурными уравнениями получены результаты, позволяющие заключить, что у русских и армян воспринимаемая безопасность предсказывает установки на поддержание мультикультурной идеологии; у армян она также положительно взаимосвязана со стратегией интеграции и отрицательно - с установками на ассимиляцию. Межкультурные дружеские контакты и у русских, и у армян положительно связаны с этнической толерантностью; а у армян также со стратегиями интеграции и ассимиляции. Предпочтение стратегии сепарации у армян предсказывало их удовлетворенность жизнью; а у русских ожидание сепарации армян не способствовало их самоуважению. В целом выявлено, что воспринимаемая безопасность и особенно интенсивные межкультурные дружеские контакты приводят к взаимной интеграции некоренного этнического меньшинства и этнического большинства. Исторически обусловленные особенности Краснодарского края - поликультурность и поликонфессиональность, а также отсутствие навязанной ассимиляции со стороны этнического большинства являются важными условиями успешной взаимной аккультурации русских и представителей «укоренившегося этнического меньшинства» - армян Кубани.
Особенности конструирования представлений о трудноразрешимом межгрупповом конфликте в дискурсе российских и украинских СМИ
Аннотация
Феномен трудноразрешимого межгруппового конфликта активно исследуется в современной зарубежной психологии. Изучение такого типа конфликтов сейчас становится особенно важным в связи с повышением их числа в современных реалиях. Важное место занимают работы израильской научной школы, изучающей феномены этоса конфликта, коллективной памяти о конфликте и коллективной эмоциональной ориентации, являющиеся основной интерпретации информации о конфликтной ситуации. Несмотря на большое количество моделей и подходов, в исследованиях трудноразрешимых конфликтов присутствует еще достаточное количество пробелов (так, отсутствует общепринятое определение трудноразрешимого конфликта), а многие подходы к их исследованию слабо операционализированы. Цель исследования - анализ представлений о трудноразрешимом конфликте в дискурсе российских и украинских СМИ в период 2014-2018 гг., а также способов конструирования представлений о трудноразрешимом конфликте в дискурсе СМИ через обращение к социально-психологической инфраструктуре конфликта. Основным методом исследования выступил критический дискурс-анализ в традиции Дж. Поттера и М. Уэзерелл. Обнаружено, что и в российском, и в украинском медиадискурсе представления о конфликте конструировались через обращения к этосу конфликта: в частности, через оправдание групповых целей, представлений действий оппонента как нелегитимных и несправедливых, виктимизацию групп-оппонентов и поддержание позитивного образа группы. Выявлено, что и в российских, и в украинских СМИ присутствуют обращения к теме коллективной памяти, однако частота их возникновения не позволяет говорить о тенденции. Полученные результаты могут быть использованы для разработки мер по снижению предубежденности при освещении конфликтов в средствах массовой информации. Обсуждаются перспективы дальнейших исследований, например анализ представлений о конфликте аудитории различных СМИ и их сопоставлении с теми репертуарами, которые удалось выявить в дискурсе средств массовой информации.
Личностные особенности, способствующие переходу молодых людей от незарегистрированного брака к семейно-брачным отношениям
Аннотация
Исследование посвящено изучению роли личностных черт и ценностных ориентаций молодых людей (мужчин и женщин) как факторов, способствующих переходу от отношений незарегистрированного брака к семейно-брачным отношениям. Выявлялись различия в выраженности личностных черт и значимости индивидуальных ценностей у партнеров, проживающих в незарегистрированном и зарегистрированном браках. Выборка включала две группы респондентов в возрасте от 18 до 35 лет: партнеров, состоящих в незарегистрированном браке (сожительстве) - 144 человека (50 % мужчин, 50 % женщин), и партнеров, состоящих в зарегистрированном браке - 120 человек (42,5 % мужчин, 57,5 % женщин). Применялись опросник ценностей Ш. Шварца (раздел «Профиль личности»), 50-пунктовая форма 5-факторного опросника Л. Голдберга, шкалы для оценки намерения вступить в брак и нацеленности на рождение и воспитание детей. Для обработки результатов использовался аппаратно-программный диагностический комплекс «Мультипсихометр» с переводом исходных тестовых оценок в 10-балльную равноинтервальную шкалу. Наличие и характер статистического влияния устанавливались с помощью множественного линейного регрессионного анализа, выявление статистических различий осуществлялось методами t -критерия Стьюдента и критерия Манна - Уитни. По результатам исследования, личностная черта «доброcердечность» выступила ведущим фактором нацеленности на рождение и воспитание детей, а также готовности зарегистрировать брак с партнером. Выявлены статистически значимые различия в выраженности личностных черт и значимости индивидуальных ценностей у партнеров, состоящих в зарегистрированном и незарегистрированном браках: у респондентов, состоящих в зарегистрированном браке, достоверно более выражены такие черты личности, как добросердечность и эмоциональная стабильность, и для них более значимы ценности «универсализм», «доброта» и «самостоятельность». Полученные данные могут быть использованы для научного обоснования практических рекомендаций для руководителей и специалистов, занимающихся поддержкой и развитием института семьи современного российского общества, а также в практике индивидуального и семейного консультирования.
Особенности эмоционального интеллекта, эмпатии и алекситимии у лиц, зависимых от психоактивных веществ, с разной длительностью их употребления
Аннотация
Исследование направлено на выявление специфики компонентов эмоционального интеллекта (ЭИ) у лиц с разным сроком зависимости от психоактивных веществ. Выборка составила 157 человек в возрасте от 35 до 45 лет, из них 111 - зависимы от психоактивных веществ и 46 - не употребляют психоактивные вещества. Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием опросника эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна, торонтской шкалы алекситимии (TAS). Обнаружены значимые различия практически по всем переменным (кроме эмпатии и компонента ЭИ «внутриличностное управление») между группой лиц, не употреблявших психоактивные вещества, и группой лиц, зависимых от психоактивных веществ. Полученные результаты дают возможность говорить о различиях в корреляционных связях компонентов ЭИ друг с другом, а также с эмпатией и алекситимией между группами испытуемых с разным сроком зависимости от психоактивных веществ. У лиц, не употреблявших психоактивные вещества, все компоненты ЭИ взаимосвязаны. У зависимых лиц с ростом длительности употребления уменьшается количество связей компонентов ЭИ как между собой, так и с алекситимией.
ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Теоретические основания проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию
Аннотация
Интенсификация процессов глобализации и интеграции культур обозначила перед многими полиэтническими государствами проблему развития мультикультурного общества по законам толерантности, сотрудничества и взаимоуважения. Особенно остро данная проблема стоит перед регионами вследствие отличия этнокультурных и миграционных процессов на территории каждого из них, разной степенью динамичности и постоянной изменчивостью этих процессов, что определяет особенный, специфический характер подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в каждом отдельно взятом регионе, то есть для каждого региона необходима своя методика. Актуальность исследования обусловлена существующей тенденцией динамичности развития регионов под воздействием миграционных и этнокультурных процессов и создавшейся необходимостью поиска механизмов подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в динамичной этнокультурной среде региона через анализ различных прецедентов. Таким образом, цель исследования - проектирование методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в условиях динамичности этнокультурных процессов. Решались следующие задачи: анализ современного состояния изученности проблемы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в системе высшего педагогического образования в России, а также состояния изученности зарубежом проблемы поликультурного образования, основанного на идеях межнационального диалога; разработка алгоритма проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию. Предложен поэтапный алгоритм проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию на основе обобщения регионального опыта; охарактеризовано содержание каждого этапа. Настоящая работа расширяет представления о подготовке педагогов к межкультурному взаимодействию в этнокультурном регионе, особенностях реализации принципа регионализации, специфике сравнительных исследований. Реализация предложенной методики позволит выявлять общие, частные и единичные изменения в подготовке педагогов к межкультурному взаимодействию с учетом региональной специфики динамичности этнокультурных процессов в каждом регионе.
Вклады индивидуально-интеллектуальных интеграций в академическую успеваемость студентов гуманитарного профиля подготовки
Аннотация
С позиций принципа системности, системно-интегративного подхода и положения о двойных системах изучались вклады индивидуально-интеллектуальных интеграций в академическую успеваемость студентов. Интегральная индивидуальность (система 1), интеллект и креативность (система 2) соотносились с внешней культурно-образовательной средой. Проблема исследования заключалась в выявлении эффектов, которые производит указанная двойная система на академическую успеваемость. Эффекты тестировались при двух условиях: 1) системы 1 и 2 действуют совместно; 2) системы 1 и 2 действуют в параллельном режиме и по отдельности. В исследовании приняли участие 415 студентов высших учебных заведений Перми, обучающиеся по направлениям гуманитарного профиля, из них 293 девушки и 122 юноши в возрасте от 17 до 22 лет ( M = 18,6; SD = 1,0). Использовались методики для изучения свойств индивидуальности (свойства нервной системы, темперамента, личности), показателей кристаллизованного и флюидного интеллекта и креативности (беглость, оригинальность, гибкость). Основным методом анализа данных было структурное моделирование. Тестировались три модели: полная, коррелирующая и некоррелирующая. Полная модель имела приемлемую согласованность с данными и указывала на вклад Добросовестности (система 1) и Кристаллизованного интеллекта (система 2) в академическую успеваемость. Коррелирующая модель имела хорошую согласованность с данными и указывала на вклад Добросовестности , Нейротизма (система 1) и Кристаллизованного интеллекта (система 2) в академическую успеваемость. Совокупно данные свойства объясняли 19 % дисперсии академической успеваемости. Некоррелирующая модель соответствовала коррелирующей за исключением интеграции систем 1 и 2, она плохо согласовывалась с данными. Результаты исследования хорошо соотносились с результатами метаанализов. Индивидуально-интеллектуальные интеграции были ограниченными и избирательными. Они затрагивали одни переменные и не касались других. Таким образом, рассмотренная двойная система функционирует скорее совместно, чем по отдельности.
Отношение преподавателей российских вузов к цифровой образовательной среде
Аннотация
Отношение преподавателей к цифровой образовательной среде (ЦОС) и применению информационных технологий в обучении во многом определяет отношение студентов к образовательному процессу, эффективность обучения и эмоциональную вовлеченность в учебу. Это обуславливает цель исследования - анализ отношения преподавателей вузов к ЦОС и возможностям дистанционного обучения, а также определение психологических составляющих принятия новых информационных технологий. В опросе участвовали 308 преподавателей (71 % женского пола) в возрасте от 23 до 77 лет (в среднем 46 ± 11 лет) из различных вузов РФ. Кроме измерения отношения к обучению в ЦОС (методика «Шкала оценки ЦОС университета») изучались личностные черты (пятифакторный опросник личности), ресурсы саморегуляции и отношение к профессиональной деятельности. Результаты показали, что большинство преподавателей знакомы с различными элементами ЦОС и используют их; 81 % хотели бы перейти к смешанному обучению как сочетанию ресурсов ЦОС и очных занятий. Основными психологическими предпосылками принятия ЦОС стали переживания в профессиональной деятельности: чем сильнее переживание смысла и слабее переживания усилия и пустоты, тем позитивнее относится преподаватель к работе в цифровой среде. Ключевыми элементами являются также различные аспекты саморегуляции (планирование целей и самостоятельность) и такие личностные характеристики, как открытость опыту и доброжелательность.
ЛИЧНОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: ПРИРОДА, ГОРОД, СОЦИУМ
Садоводство и садовая терапия как ресурс психологического благополучия человека
Аннотация
Садоводство как один из наиболее популярных активных видов взаимодействия с миром флоры используется людьми для удовлетворения различных потребностей (например, интеллектуальной, социальной и др.). При этом его восстановительный потенциал для психики человека, живущего в условиях цифровой эпохи и городской среды, остается недооцененным. Рассматриваются основные эффекты садоводства и садовой терапии для физического и психологического состояния человека, а также его потенциал в контексте укрепления социальных связей и социальной вовлеченности. Отмечается позитивное влияние садоводства на психологическое состояние детей. Освещается потенциал исследований садоводства и садоводческих мероприятий как способа снижения психологического дистресса, возникшего в результате социальной изоляции и малоподвижного образа жизни во время пандемии COVID-19. Анализируются возможные механизмы благоприятного влияния садоводства на психическое здоровье людей как в рамках конкретных теорий, включая теорию восстановления после стресса, теорию восстановления от усталости направленного внимания, теорию фиторезонанса, так и в контексте отдельных современных исследований. Изучены исследования из разных стран мира (Австралия, Великобритания, Иран, Италия, Оман, Румыния, Сингапур, США, Тайвань и Швеция). Представлены ограничения некоторых рассматриваемых исследований, по большей части касающиеся строгости организации их дизайна. Намечены векторы изучения для дальнейших исследований и практического приложения.
Предметно-пространственная и физическая среда города как условие психологической безопасности жителей городов
Аннотация
Более половины населения мира проживает в городах, при этом главной ценностью каждого города являются его жители, а ориентация на жителей и вовлеченность горожан - решающий фактор успеха для любого преобразования современного города. Цель исследования - обобщить результаты работ в области психологии окружающей среды, направленных на выявление условий формирования психологической безопасности жителей городов. Проанализированы статьи на русском и английском языках, доступные в национальной библиографической базе данных научного цитирования (РИНЦ), научных издательствах Elsevier, SprigerLink, SAGE Publishing, издательствах научных журналов с открытым доступом MDPI, Frontiers Media, цифровом репозитории с полнотекстовыми научными статьями открытого доступа PubMed Central. Изучено 385 научных статей (большая часть датируется последним двадцатилетием), из них отобрано 80. Систематизация рассматриваемых фактов проводилась по двум основаниям: объективные условия безопасности, которые связаны с физической средой (визуальная сложность, звуковой ландшафт, климат и т. д.), и субъективные условия безопасности, связанные с особенностями ее восприятия жителями города. Для визуализации полученных условий психологической безопасности жителей городов и создания образа безопасного города применялась нейросеть Midjourney, позволяющая генерировать изображения на базе текста. Представлен анализ психологических исследований, посвященный изучению условий психологической безопасности жителей, описаны условия, формирующие состояние психологической безопасности горожан, при помощи нейросети Midjourney визуализирован образ безопасного города, показана роль звукового ландшафта, упорядоченной среды, наличия социального контроля, сегментации обитаемого пространства и его связи с природой, обоснована определенная степень взаимозаменяемости компонентов безопасности.
Конструирование опросника «Позитивное организационное поведение»: результаты предварительной валидизации
Аннотация
Цель исследования - конструирование авторского опросника для диагностики позитивного организационного поведения (ПОП) сотрудников и дальнейшая проверка психометрических показателей его валидности и надежности. Автор концепции ПОП Ф. Лютанс не предложил диагностического инструментария для оценки ПОП, в этой связи возникла необходимость в его создании. Проведен теоретический анализ концепции Ф. Лютанса и существующих шкал диагностики пяти компонентов ПОП (самоэффективность, надежда, оптимизм, субъективное благополучие и эмоциональный интеллект). Эмпирическое исследование выполнено посредством онлайн-опроса. Выборка составила 172 респондента, работающих в разных сферах деятельности, в возрасте от 22 до 60 лет. Оценивались психометрические показатели опросника ПОП: надежность и согласованность пунктов опросника, соответствие теоретической концептуализации факторной структуре опросника. Конструктная валидность опросника проверялась с использованием шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера в адаптации Д. Леонтьева и Е. Осина и шкалы теста диспозиционного оптимизма в адаптации Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина. В результате конфирматорного факторного анализа выделена пятифакторная структура опросника, что соответствует представлениям о пятикомпонентной структуре ПОП в теоретической концепции Ф. Лютанса. Надежность оценивалась с помощью анализа значений коэффициентов α Кронбаха, половинного расщепления Гутмана и Спирмена - Брауна. Полученные результаты свидетельствуют о достаточной надежности и согласованности пунктов опросника (значение α Кронбаха общей шкалы ПОП - 0,890). Оценка конструктной валидности подтвердила наличие значимых взаимосвязей между отдельными субшкалами опросника ПОП и шкалами удовлетворенности жизнью и диспозиционного оптимизма, что свидетельствует о содержательном сходстве шкал. Установлено, что созданный измерительный инструмент обладает достаточной валидностью и надежностью и может быть использован для исследовательских целей.
НАУЧНАЯ ХРОНИКА
Технологии наставничества в психотерапии, образовании, управлении и межкультурных отношениях: итоги Международного психологического форума в Российско-Армянском университете
Аннотация
Международный психологический форум «Феномен наставничества: экзистенциально-гуманистическая парадигма и технологии реализации в образовании, управлении, психотерапии и межкультурных отношениях» состоялся 16-17 мая 2023 г. в Ереване на базе Российско-Армянского университета. Цели мероприятия - поиск решений актуальных проблем личностного развития посредством наставничества в сфере психологии, образования, управления, производства, научно-исследовательской, творческой деятельности и т. п., обсуждение научных результатов, инновационных технологий в области наставничества, обмен опытом, установление творческих контактов. Форум объединил более 100 участников (руководители научных и образовательных организаций, научно-педагогические работники, практические психологи, аспиранты и студенты) из Армении, Беларуси, Германии, Казахстана, Кыргызстана, России, Чехии, Израиля и др. Репортаж освещает краткую хронику основных мероприятий форума (пленарное и секционные заседания, круглые столы, интерактивные лекции, мастер-классы, а также телемост).
МИРОВАЯ НАУКА В ЛИЦАХ
Слова прощания: памяти А.И. Донцова
Аннотация
Статья посвящена памяти профессора А.И. Донцова (1949-2023), доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженного профессора Московского университета, академика РАО. Автор делится своими воспоминаниями о взаимодействии с А.И. Донцовым во время обучения и работы на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.