Том 19, № 4 (2022)

ЛИЧНОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ПОЗНАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ

Ценностно-ориентационная дифференциация волонтеров-просветителей интернет-энциклопедии «Википедия» и проекта «Ответы». Часть 2

Брызгалин Е.А., Войскунский А.Е., Козловский С.А.

Аннотация

За последние десятилетия в интернет-пространстве широко распространилась альтруистическая кибердеятельность просвещающих онлайн-волонтеров, делящихся с другими интернет-пользователями полезными знаниями. Личностно-групповые особенности такого просоциального поведения, на которое ключевое влияние оказывает реализация ценностей, на данный момент недостаточно изучены психологической наукой. Данное исследование продолжает психологический анализ ценностно-ориентационной сферы онлайн-просветителей, ограничиваясь компетентными e-волонтерами интернет-энциклопедии «Википедия» (N = 92) и вопрос-ответного онлайн-проекта «Ответы» (N = 113). Проведенный с применением пересмотренного портретного опросника ценностей Ш. Шварца (PVQ-R2R) в адаптации Т.П. Бутенко, Д.С. Седовой и А.С. Липатовой, а также методики «Ценностные ориентации» О.И. Моткова и Т.А. Огневой (вариант 2) опрос позволил охарактеризовать членов обеих групп как личностей, продуктивно ориентированных на нетождественную по формату информационно-просоциальную интернет-деятельность в ракурсе трансфинитного альтруизма, для претворения которого в референтных для них онлайн-сообществах созданы оптимальные внеиерархически-паритетные условия, стимулирующие вольность индивидуальной самореализации. Показано, что при высокой гомогенности ценностных профилей авторов «Википедии» и участников «Ответов» базальное значение для них имеет процессуальная по своему характеру внутренняя ценностная самодетерминация, поскольку внешняя слабо корреспондирует с их свободолюбивым образом жизни. Делается вывод, что продолженная линия теоретико-эмпирических исследований имеющегося в интернет-пространстве пестрого контингента волонтеров-просветителей позволит путем понимания их личностно-групповой специфики заложить фактический фундамент, эвентуально способный привести к глобальному сплочению людей в целях широкомасштабной амплификации знаний как одной из высших ценностей человечества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):627-648
pages 627-648 views

Психологические аспекты использования цифровых устройств для развития старших дошкольников, имеющих признаки одаренности

Белова Е.С.

Аннотация

Проблема раскрытия детских способностей и дарований в условиях цифровизации относится к актуальным проблемам современной психологии. Первые признаки одаренности могут проявиться рано, уже на этапе дошкольного детства, когда ее развитие во многом зависит от условий микросреды, особенно семейной. Проведенное исследование нацелено на выявление психологических особенностей использования цифровых устройств (планшета/компьютера) как компонентов семейной образовательной микросреды для развития старших дошкольников с признаками общей одаренности. В соответствии с концептуальными положениями А.М. Матюшкина одаренность рассматривалась как предпосылка развития творческой личности. В исследовании участвовали 200 детей старшего дошкольного возраста (Mage = 6,7; SD = 0,307; мальчиков - 98) и их родители, преимущественно матери (матерей - 166). Применялась методика диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). Изучение интеллектуальной и творческой активности, творческого мышления детей проводилось в ходе диагностического игрового занятия с помощью структурированного наблюдения и метода экспертных оценок. Опрос родителей дошкольников осуществлялся с помощью специально составленной анкеты, содержащей вопросы об использовании в домашних условиях планшета/компьютера для развития ребенка (частота, время, программы/игры), а также вопросы об интересах, увлечениях ребенка, др. В результате диагностики была выделена группа (N = 24) детей с признаками одаренности, а также группа сверстников для сравнительного анализа (их интеллектуальные и творческие способности проявлялись слабее). Результаты показали, что почти все дети с признаками одаренности (95,8 %), как и их сверстники, имели опыт использования дома планшета/компьютера в развивающих целях. Частота использования цифровых устройств дошкольниками с признаками одаренности в целом по группе была меньше, чем у сверстников. При наблюдающемся разнообразии используемых развивающих компьютерных программ/игр общее их количество было меньше в группе неординарных дошкольников по сравнению с группой сверстников. Выявлено частичное соответствие цифрового контента интересам детей. При выборе компьютерных программ/игр родители чаще всего руководствовались целью подготовки к школе. Выявилась необходимость психологической помощи родителям дошкольников в решении вопросов применения цифровых устройств для развития детских способностей и дарований. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических рекомендаций, основанных на комплексном подходе к раскрытию одаренности на этапе дошкольного детства с учетом особенностей цифровизации семейной микросреды.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):649-669
pages 649-669 views

Искажения в восприятии человеком собственного тела во время погружения в компьютерную виртуальную реальность с использованием технологии Full-Body Tracking

Варламов А.В., Яковлева Н.В.

Аннотация

Погружение человека в компьютерную виртуальную реальность (VR) сопровождается многочисленными искажениями в его восприятии за счет замещения сенсорных стимулов, поступающих по визуальному, аудиальному и частично проприоцептивному каналам. Собственное тело человека при этом становится инструментом погружения, так как его движения опосредованно влияют на перемещение аватара в VR. Выполнение действий в VR от лица аватара способствует возникновению искажений в восприятии собственного тела за счет диффузного эффекта актуализации оперативного образа в момент целенаправленной активности (субъективный образ тела модифицируется в соответствии с необходимостью адаптации к условиям VR). Существуют различные способы погружения в VR, учитывающие разную степень вовлеченности отдельных частей реального тела реципиентов в управление цифровым персонажем. Так, все чаще применяется технология Full-Body Tracking (FBT), которая позволяет использовать практически всю крупную моторику человека для проекции на движения аватара. Цель исследования - установить специфические особенности искажения восприятия человеком размеров собственного тела после погружения в компьютерную виртуальную реальность и деятельности по управлению в ней персонажем с помощью технологии FBT. Исследование проводилось в два этапа (в 2020 и 2021 гг.) с целью сравнения интенсивности и направленности искажений образа тела испытуемых при погружении с FBT и без этой технологии. В качестве экспериментального воздействия использовались приложения OhShape VR для подвижного погружения без применения FBT и модификация приложения VR Chat для подвижного погружения с FBT. Психометрические данные о восприятии испытуемыми собственного тела получены с помощью методики «Промеры по М. Фельденкрайзу». Согласно результатам исследования, использование технологии FBT при погружении в VR приводит к возникновению искажений в восприятии различных размеров тела испытуемыми, включая корпус и ноги, тогда как подвижное погружение без применения технологии вызывает только искажения восприятия размеров верхнего плечевого пояса. Отмечается, что данное наблюдение свидетельствует о связи искажений с фактами вовлеченности соответствующих частей реального тела испытуемых в процесс управления аватаром. Сформулированы выводы о существовании специфических искажений в восприятии собственного тела человека при погружении в VR с использованием FBT. Выдвигается предположение о возможной связи данных искажений с успешностью выполнения внутрисредовых подвижных заданий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):670-688
pages 670-688 views

Личностные черты и академическая мотивация как предикторы отношения студентов к цифровым образовательным технологиям

Новикова И.А., Бычкова П.А., Новиков А.Л., Шляхта Д.А.

Аннотация

В современную эпоху цифровизации разработка и внедрение цифровых образовательных технологий (ЦОТ) находятся в центре многочисленных дискуссий педагогов, психологов, социологов, медиков и т. д. Более того, пандемия COVID-19 мгновенно сделала ЦОТ неотъемлемой частью современной общественной жизни во всем мире. Однако как до, так и во время пандемии COVID-19 относительно мало внимания уделялось изучению мотивационных и личностных характеристик студентов вузов, связанных с их отношением к ЦОТ и эффективностью использования ЦОТ в обучении. В настоящем исследовании приняли участие 173 студента (61 % - девушки) российских вузов разных направлений обучения (естественные науки, медицина, психология) в возрасте от 17 до 26 лет. Отношение студентов к ЦОТ диагностировалось с помощью авторской методики «Опросник отношения студентов вузов к ЦОТ». Учебная мотивация студентов измерялась с помощью шкал академической мотивации Т.О. Гордеевой и др. Для диагностики черт личности применялся NEO Five-Factor Inventory в русскоязычной адаптации М.В. Бирюкова и С.Д. Бодунова. Для статистического анализа использовались методы описательной статистики, U-критерий Манна - Уитни и множественный регрессионный анализ. Результаты исследования показали, что шкалы учебной мотивации являются более значимыми предикторами отношения к ЦОТ по сравнению с личностными чертами студентов. Однако существуют особенности соотношения мотивационных и личностных предикторов ЦОТ у студентов разных направлений обучения, особенно у студентов-психологов. Выводы данного исследования свидетельствуют о том, что учет таких психологических факторов, как учебная мотивация и личностные черты студентов, может способствовать оптимальному внедрению ЦОТ в современный образовательный процесс.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):689-716
pages 689-716 views

РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

Саморегуляция и толерантность к неопределенности как ресурсы субъективного благополучия современной молодежи: кросс-культурный аспект

Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л., Коростелёва Т.В.

Аннотация

Изучение социокультурной специфики субъективного благополучия, его детерминант и ресурсов является важной задачей современной психологии. Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого - выявить особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции и толерантности к неопределенности с субъективным благополучием у молодых людей разных этнических групп. В исследовании приняли участие 1435 респондентов в возрасте 18-35 лет из пяти регионов России (Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Ставропольского края, Москвы и Московской области), принадлежащие к доминирующим этносам исследуемых регионов. Дизайн эмпирического исследования включал оценку различий в показателях субъективного благополучия, толерантности/интолерантности к неопределенности и осознанной саморегуляции у представителей разных этнокультурных групп, а также анализ взаимосвязи данных показателей, в том числе с помощью структурного моделирования. Подтверждено влияние культурного контекста дохода на уровень субъективного благополучия. Менее благополучными считают себя молодые люди из этнических групп, где социально-экономическое положение региона не дает возможности для самореализации личности. Выявлены два типа регуляторных профилей: 1) профиль с гармоничной структурой при относительно выраженном общем уровне саморегуляции отмечается у русских респондентов из Москвы и Московской области; 2) для карачаевцев, черкесов, осетин и русских (из Ставропольского края) характерен относительно акцентуированный профиль - стремление к четкому программированию своих действий, соответствие их определенным нормам. Установлено, что менее толерантны к неопределенности молодые люди из южных республик, которые склонны в ситуации неопределенности решать задачи в «готовом», обусловленном традициями алгоритме. Раскрыта структура взаимосвязей между предикторами субъективного благополучия, которая представлена в виде моделей. Центральное место в моделях принадлежит осознанной саморегуляции и ее базовым когнитивно-регуляторным процессам и личностно-регуляторными свойствам, которые как непосредственно, так и опосредованно за счет медиаторной роли толерантности/интолерантности к неопределенности оказывают влияние на субъективное благополучие молодых людей. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию этнорегиональной специфики предикторов субъективного благополучия современной молодежи и могут послужить основой для оказания помощи в конструировании взаимодействия с представителями других культур и развитию стратегий активного преодоления трудностей в ситуации неопределенности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):717-743
pages 717-743 views

Взаимосвязь духовно-нравственных качеств с альтруистическими установками и субъективным благополучием

Ожиганова Г.В.

Аннотация

Рассматриваются вопросы, связанные с конструктами «духовность личности», «альтруизм», «субъективное благополучие». Приводятся и анализируются результаты двух эмпирических исследований взаимосвязи духовно-нравственных качеств: 1) с альтруистическими установками; 2) с субъективным благополучием. Всего в исследованиях приняли участие 262 студента из Уфы. В исследовании 1 - 141 человек (56 % - мужского пола) в возрасте 18-24 лет (M = 19,86; SD = 1,579). В исследовании 2 - 121 человек (26 % - мужского пола) в возрасте 18-22 лет (M = 19,29; SD = 0,961). Использовались: опросник «Духовная личность» А. Хусейна, М. Анаса в русскоязычной адаптации Г.В. Ожигановой; методика измерения альтруистических установок М.И. Ясина; шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера и шкала субъективного счастья С. Любомирски (обе методики адаптированы в России Е.Н. Осиным и Д.А. Леонтьевым). Исследование 1 направлено на выявление связи показателей духовно-нравственных качеств личности и альтруистических установок. Цель исследования 2 - выяснить существует ли связь показателей духовно-нравственных качеств личности с субъективным благополучием. Задачи: установить сопряженность показателей духовно-нравственных качеств личности с альтруистическими установками и субъективным благополучием; выявить связь различных показателей духовно-нравственных качеств с показателями субъективного благополучия. Результаты исследования 1 показали наличие значимой положительной связи духовно-нравственных качеств с альтруистическими установками. В исследовании 2 выявлена значимая положительная связь показателей духовно-нравственных качеств с субъективным благополучием, а также с альтруистическими установками.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):744-764
pages 744-764 views

Гендерные особенности копинг-стратегий мужчин и женщин

Овсяник О.А., Нестерова А.А., Сидячева Н.В.

Аннотация

Эффективность совладающего поведения зависит от применения успешных стратегий, а также от индивидуальных особенностей человека. Возраст, пол, интеллект, социальный статус, гендерная идентичность - все эти факторы могут влиять на способность справляться с трудностями и психологическую устойчивость каждого человека. В современных психологических исследованиях встречается путаница между понятиями «пол» и «гендер». Несмотря на существование множества исследований копинг-стратегий мужчин и женщин, различия копинг-поведения в зависимости от гендера мало изучены. Цель исследования - анализ гендерно-специфических копинг-стратегий мужчин и женщин среднего возраста. Выборка российских мужчин и женщин (N = 286) была разделена по гендерному признаку на три подгруппы: маскулинная, андрогинная, фемининная. Для диагностики использовались тест гендерных ролей С. Бем (The Bem Sex-Role Inventory, BPRT) и опросник копинг-стратегий Лазаруса и Фолкмана (Test Ways of Coping Questionnaire, WCQ) в русскоязычных адаптациях. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что гендерная идентичность может определять специфику копинг-поведения людей: люди с различиями в биологической половой идентичности (мужчины и женщины) используют гендерно-специфические стратегии совладания (маскулинная, андрогинная, фемининная), если их гендерные ориентации совпадают. Исследование маскулинности, андрогинности и фемининности может способствовать изучению особенностей копинг-поведения и стать основой для лучшего понимания динамики поведения человека в стрессовой ситуации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):765-780
pages 765-780 views

ЛИЧНОСТЬ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Роль потребностей в поддержании легитимизирующих социально-политический статус-кво установок в российском контексте

Прусова И.С., Богатырева Н.И., Агадуллина Е.Р.

Аннотация

В последнее время исследователи обращаются к широкому спектру разных конструктов для изучения легитимизирующих оснований в общественно-политических отношениях. В качестве установок, содержащих различные основания для легитимизации существующих на данный момент социально-политических отношений (статус-кво), рассматриваются оправдание политической системы, ориентация на социальное доминирование (доминирование и антиэгалитаризм) и политический консерватизм. Поддержание данных установок связано с удовлетворением ряда психологических потребностей: эпистемических (например, потребность в когнитивной завершенности), экзистенциальных (например, потребности в безопасности) и потребности в поддержании отношений с другими людьми. Цель исследования - изучить вклад потребностей в поддержание различных установок, легитимизирующих социально-политический статус-кво в российском контексте. Для реализации представленной цели эмпирически протестирована модель, в которой потребности рассматривались в качестве предикторов, легитимизирующие установки - зависимых переменных, а социально-демографические характеристики, связанные с поддержанием легитимизирующих установок (уровень дохода индивидов, субъективный социальный статус, возраст и пол респондентов), - контрольных переменных. В онлайн-исследовании приняли участие 387 жителей России в возрасте от 18 до 73 лет, которые заполняли методики на оценку потребности в когнитивной завершенности, страха смерти, потребности в поддержании отношений, ориентации на социальное доминирование, оправдания политической системы и политического консерватизма. Полученные данные обрабатывались при помощи моделирования структурными уравнениями. Результаты показали, что наиболее существенный и последовательный вклад в поддержании легитимизирующих установок вносят эпистемические потребности (в частности, потребность в когнитивной завершенности). При этом наличие в обыденных представлениях системы легитимизирующих установок позволяет в зависимости от контекста (например, наличие или отсутствие угроз) или социально-демографических характеристик индивида (например, возраст и социально-экономический статус) реализовывать разные потребности, что обеспечивает гибкость процесса социального познания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):781-797
pages 781-797 views

Эмоциональные компетенции и психолингвистические характеристики текстов студентов в условиях ситуационного стрессирования: вопросы взаимосвязи

Белашева И.В.

Аннотация

Рассмотрены вопросы взаимосвязи психолингвистических характеристик текста как индикаторов психоэмоциональных состояний в условиях ситуационного стрессирования с уровнем сформированности эмоциональных компетенций - способностей к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Эмпирическое исследование проведено на студенческой выборке с использованием теста ЭмИн Д.В. Люсина, шкалы ситуативной и личностной тревожности C.D. Spielberger, анкеты оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз-2» В.Ю. Рыбникова. Психолингвистические показатели вычислялись для текстов, написанных студентами в экспериментальных условиях ситуационного стрессирования. Для статистической обработки использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Полученные результаты подтвердили положительную связь эмоциональных компетенций студентов в условиях ситуационного стрессирования с такими психолингвистическими характеристиками их письменных текстов, как коэффициент Трейгера, коэффициент опредмеченности действия, использование синтаксемы «субъект содействия», которые отражают эмоциональную и когнитивную напряженность, желание и решительность действовать, оказывать помощь другим, и отрицательную связь с коэффициентом агрессивности, количеством местоимений первого лица единственного числа, использованием синтаксем «предикат» и «каузатив», являющимися маркерами неконтролируемой агрессии, подозрительности, эгоцентрической позиции, поиска эмоциональной позитивной поддержки извне, реакций избегания. Предположение о связи эмоциональных компетенций с проявлениями ситуативной и личностной тревожности, а также вероятностью нервно-психических срывов в ситуации стрессирования не подтвердилось. В результате исследования определены общие психолингвистические индикаторы проявлений ситуативной тревожности и сформированности эмоциональных компетенций - это коэффициент опредмеченности действий и коэффициент агрессивности. Это позволяет предполагать, что и способности понимания и регуляции эмоций других людей, и ситуативная тревожность как реактивное состояние субъективного переживания беспокойства, напряжения, озабоченности при написании текста в ситуации стрессирования могут маркироваться увеличением глаголов и глагольных форм в тексте, синтаксической незавершенностью высказываний и снижением их социализированности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):798-819
pages 798-819 views

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

Короткая версия опросника импульсивности В.А. Лосенкова: разработка и валидизация

Шейнов В.П., Девицын А.С.

Аннотация

Импульсивность рассматривается как черта личности, противоположная целеустремленности и настойчивости, соответственно высокий уровень импульсивности присущ людям с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Изучение и диагностика импульсивности интересны как с теоретической, так и с практической точки зрения, однако методики диагностики импульсивности в русскоязычной психологической литературе представлены слабо. Цель исследования - изучение факторной структуры, надежности и валидности короткой версии опросника импульсивности В.А. Лосенкова, разработанной авторами. В первой части исследования приняли участие 967 испытуемых (М = 21,2; SD = 7,7) в том числе 652 женщины (М = 21,6; SD = 7,8) и 315 мужчин (М = 20,6; SD =7,4), во второй части - 233 респондента, в том числе 126 женщин (М = 21,4; SD = 7,7) и 107 мужчин (М = 20,8; SD = 7,3). В работе использованы: полная версия методики импульсивности В.А. Лосенкова, опросник импульсивности Барратта в русскоязычной адаптации С.Н. Ениколопова и Т.И. Медведевой, опросник волевого самоконтроля А.В. Зверькова, Е.В Эйдмана, опросник агрессивности А. Ассингера и авторские опросники ассертивности, зависимости от смартфона и зависимости от социальных сетей. Короткая версия опросника импульсивности В.А. Лосенкова (Имп-15) включает 15 заданий, вошедших в четырехфакторную модель импульсивности, полученную посредством эксплораторного и конфирматорного факторного анализа. По сравнению с исходной версией опросника короткая версия обладает лучшими психометрическими свойствами. Диагностируемая коротким опросником Имп-15 импульсивность положительно коррелирует с данными опросника импульсивности Барратта, с агрессивностью, зависимостью от смартфона и зависимостью от социальных сетей и отрицательно связана с самоконтролем и ассертивностью. Представлены данные психометрической проверки и стандартизации короткого опросника Имп-15, в приложении приводятся исходная и сокращенная версия опросника импульсивности и ключ к опроснику Имп-15.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):820-838
pages 820-838 views

Разработка русскоязычной методики диагностики мудрости

Мехтиханова Н.Н.

Аннотация

Мудрость - это древний феномен, который приобрел новый статус в современной психологии. Доказано, что она способствует и оптимальному саморазвитию, и благополучию других. Вместе с тем для ее изучения необходим надежный методический арсенал. В отечественной науке работа по созданию методов изучения мудрости только начинается. Предметом исследования стал методический инструментарий эмпирического изучения мудрости. Цель работы - анализ и оценка различных методов, накопленных в зарубежной психологии в последние годы, а также создание усовершенствованной русскоязычной авторской методики диагностики мудрости (опросника). Рассматриваются различные классификации методов диагностики мудрости, в частности Р. Стернберга, У. Стаудингер и Дж. Глук, И. Гроссманна, указываются их достоинства и ограничения. Отмечается, что среди них правомерно присутствует большое количество самооценочных методик (опросников). Эмпирическая часть работы посвящена выявлению факторной структуры первоначальной версии авторского опросника и ее верификации. В исследовании приняли участие 1078 человек: 621 женщина и 457 мужчин в возрасте 18-72 лет, жители различных городов России, имеющие высшее или среднее специальное образование. Для вычислений использовался пакет программ IBM SPSS Statistics 18.0 и Amos 18.0. Проведенный эксплораторный факторный анализ позволил выявить четырехфакторную структуру разработанной методики диагностики мудрости. Адекватность полученной модели доказана методом конфирматорного факторного анализа. Эмпирическая структура методики, образованная из четырех коррелирующих факторов, обладающих высокой внутренней согласованностью, соответствует теоретической модели, включающей четыре показателя: когнитивная сфера, поведенческие характеристики, гуманистическая направленность, спонтанность эмоциональной сферы. В соответствии с данной моделью разработан модифицированный вариант методики диагностики мудрости, представленный в приложении. В практическом плане это позволит расширить возможности диагностики и последующего развития способностей личности к мудрым решениям критических социальных или межличностных проблем.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):839-861
pages 839-861 views

Объективные методы изучения детского языкового развития в естественных условиях и в рамках тестирования

Жукова М.А., Манасевич В.А., Голованова И.В., Летягин П.И., Ульянова Т.А., Тихонова С.С.

Аннотация

Представлены особенности применения различных подходов к анализу языкового развития ребенка на примере наиболее часто используемых в исследованиях и клинической практике методов. Описаны преимущества и ограничения лонгитюдного метода изучения языковых навыков, ведения звукозаписей, анализа корпусных данных и транскриптов. Обсуждаются технические возможности регистрации языковой среды ребенка (технология LENA), позволяющей с помощью диктофонных записей приблизиться к наиболее экологически валидной оценке языкового окружения ребенка. Приводятся сведения об анализе корпусных данных посредством транскрибирования диалогов ребенка и взрослого, а также об изучении лингвистических показателей речи ребенка и сравнении их с группой того же возраста. Предлагается обзор наиболее распространенных в мировой практике опросных методов, оценивающих коммуникацию, лексическое развитие, а также тестов непосредственной оценки языкового развития. Среди инструментов, доступных для использования в русскоязычной популяции, рассматриваются Макартуровский опросник CDI и методика PLS-5. При этом видится актуальным процесс интеграции отечественных исследований в мировую научную среду путем адаптации методов, применяемых на различных выборках, для оценки языкового развития детей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):862-878
pages 862-878 views

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

Психическое здоровье личности - проблемы и перспективы их решения: итоги III Международного форума «Приверженность вопросам психического здоровья»

Михайлова О.Б., Башкин Е.Б., Гутвайн Н., Берберян А.С.

Аннотация

Представлены итоги проведения III Международного форума «Приверженность вопросам психического здоровья», который организовала и провела кафедра психологии и педагогики филологического факультета РУДН в сотрудничестве с Manpower, CLEVER Consulting, Лигой здоровья наций (Москва, 5-7 октября 2022 г.). Работа форума продолжалась три дня, и его программа была интересна разными форматами взаимодействия: 1) 5 октября 2022 г. под руководством Manpower онлайн состоялись круглый стол, корпоративный блок кейсов и психотерапевтическая сессия; 2) 6 октября 2022 г. в гибридном формате в РУДН состоялась научно-практическая конференция: пленарное заседание, 7 секций, постерная сессия, на которых было представлено 194 доклада, а также кинофестиваль Mental Health Film Festival; 3) 7 октября 2022 г. прошел Международный благотворительный спортивно-психологический фестиваль (концерт, мастер-классы по арт-терапии и спортивные активности на свежем воздухе). Международный форум объединил более 1000 участников - психологов, педагогов, медицинских работников, преподавателей, аспирантов и студентов из 25 регионов России и 14 зарубежных стран.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):879-891
pages 879-891 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах