Теоретические основания проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Интенсификация процессов глобализации и интеграции культур обозначила перед многими полиэтническими государствами проблему развития мультикультурного общества по законам толерантности, сотрудничества и взаимоуважения. Особенно остро данная проблема стоит перед регионами вследствие отличия этнокультурных и миграционных процессов на территории каждого из них, разной степенью динамичности и постоянной изменчивостью этих процессов, что определяет особенный, специфический характер подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в каждом отдельно взятом регионе, то есть для каждого региона необходима своя методика. Актуальность исследования обусловлена существующей тенденцией динамичности развития регионов под воздействием миграционных и этнокультурных процессов и создавшейся необходимостью поиска механизмов подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в динамичной этнокультурной среде региона через анализ различных прецедентов. Таким образом, цель исследования - проектирование методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в условиях динамичности этнокультурных процессов. Решались следующие задачи: анализ современного состояния изученности проблемы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в системе высшего педагогического образования в России, а также состояния изученности зарубежом проблемы поликультурного образования, основанного на идеях межнационального диалога; разработка алгоритма проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию. Предложен поэтапный алгоритм проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию на основе обобщения регионального опыта; охарактеризовано содержание каждого этапа. Настоящая работа расширяет представления о подготовке педагогов к межкультурному взаимодействию в этнокультурном регионе, особенностях реализации принципа регионализации, специфике сравнительных исследований. Реализация предложенной методики позволит выявлять общие, частные и единичные изменения в подготовке педагогов к межкультурному взаимодействию с учетом региональной специфики динамичности этнокультурных процессов в каждом регионе.

Об авторах

Александр Наумович Джуринский

Московский педагогический государственный университет

Email: djurins@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5672-3812
SPIN-код: 4303-1441

академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и практики начального образования, Институт детства

Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1

Татьяна Анатольевна Жукова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»

Email: tazhukova@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-2184-4814
SPIN-код: 5864-9496

доктор педагогических наук, доцент, доцент департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия); доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»

Российская Федерация, 125167, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49; Российская Федерация, 119049, Москва, Ленинский пр-кт, д. 4, стр. 1

Владимир Игоревич Богословский

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Email: vib0705@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7071-244X
SPIN-код: 5063-6734

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры цифрового образования

Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Екатерина Юрьевна Андреева

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: eyandreeva@fa.ru
ORCID iD: 0000-0001-9953-4958
SPIN-код: 6669-4487

кандидат филологических наук, доцент, доцент департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации, факультет международных экономических отношений

Российская Федерация, 125167, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49

Список литературы

  1. Андреев Е.В. Проблемы современного западноевропейского мультикультурализма // Обозреватель. 2014. № 5. С. 61‒74.
  2. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Жукова Т.А., Рябинова Е.Н. Перспективы развития системы мультикультурного образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1 (25). С. 16‒23.
  3. Аниськин В.Н., Борисов А.Я., Дичинская Л.Е., Жукова Т.А., Шренк М. Особенности подготовки бакалавров образования в условиях развития мультикультурных процессов (на примере России и Германии) // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 3 (8). C. 48‒52.
  4. Богословский В.И., Жукова Т.А. Развитие системы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2021. № 200. С. 225‒231. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-225-231
  5. Богословский В.И., Жукова Т.А., Климова И.И. Изменения подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию: региональный аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 5. С. 58–66. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-58-66
  6. Богословский В.И., Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: научно-методические материалы. СПб.: Книжный дом, 2007. С. 58–66.
  7. Бражник Е.И. Становление и развитие интеграционных процессов в современном европейском образовании: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
  8. Вульфсон Б.Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика. 2002. № 2. С. 70‒80.
  9. Гримовская Л.М. Межкультурная компетентность педагога как условие подготовки к профессиональной деятельности в поликультурной среде // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 3. С. 339‒343. https://www.doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-3-339-34
  10. Гринвальд О.Н. Высшее образование в полиэтническом обществе: стратегии, проблемы и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4. С. 61‒68.
  11. Гринвальд О.Н., Сергейчик Т.С. Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в полиэтнической среде университета // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 6. С. 151‒160. https://www.doi.org/10.23951/2307-6127-2019-6-151-160
  12. Гукаленко О.В. Безопасность детей и молодежи в поликультурном пространстве России. М.: МАКС Пресс, 2017. 298 с.
  13. Джуринский А.Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. М: Прометей, 2018. 220 с.
  14. Джуринский А.Н. Межкультурное образование во Франции // Преподаватель ХХI века. 2018. Т. 4. № 1. С. 32‒44.
  15. Жукова Т.А., Богословский В.И., Ивашкина O.A. Перспективы в системе высшего образования в России: к вопросу о стратегиях развития межкультурного интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6. С. 167‒170. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-697-167-170
  16. Кларин М.В. Инновационные модели в обучении: исследование мирового опыта. М.: Луч, 2016. 640 c.
  17. Климова И.И., Козловцева Н.А., Конурбаев М.Э. Новые формы научного взаимодействия в эпоху цивилизационного слома // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 2. С. 41‒46.
  18. Лаптев В.В., Тряпицына А.П., Богословский В.И., Бендюкова Т.С., Писарева С.А. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете. CПб.: Книжный дом, 2005. 320 c.
  19. Луговская И.Р. Сравнительно-педагогический анализ систем школьного образования: параметрический подход. Архангельск: Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2004. 155 с.
  20. Мартин-Иогансон Э. Западный мультикультурализм. Провальная идеология «плавильного котла» // Свободная мысль. 2021. № 4. С. 79‒92.
  21. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. СПб.: Нестор-История, 2014. 376 с.
  22. Пискунова Е.В. Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы. СПб.: Книжный дом, 2008. 294 с.
  23. Попов А.В. Мультикультурализм и национальная идентичность в контексте современности // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. № 199. С. 73‒84.
  24. Салаватова А.М. Организация поликультурного образования в вузе // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4. С. 43‒50. https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/07
  25. Солнцев М.Н. Инновационные практики межнационального сотрудничества по профилактике молодежного экстремизма в сфере культуры // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 3. С. 365‒367.
  26. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование. М.: Академия, 2013. 233 с.
  27. Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование как предмет сравнительного педагогического исследования (на материале российской и американской школы) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 3. С. 39‒50.
  28. Ширина Т.Г. Профессиональная культура преподавателя вуза как условие развития международного сотрудничества // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3. С. 340‒342.
  29. Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 67‒75.
  30. Alexiadou N., Fink-Hafner D., Lange B. Education policy convergence through the Open Method of Coordination: theoretical reflections and implementation in ‘old’ and ‘new’ national contexts // European Educational Research Journal. 2010. Vol. 9. No 3. Рp. 346‒359. https://doi.org/10.2304/eerj.2010.9.3.345
  31. Banks J. An Introduction to Multicultural Education. New York: Allyn & Bacon, 2008.
  32. Berry J.W. Aboriginal cultural identity // Canadian Journal of Native Studies. 1999. Vol. 19. Рp. 1‒36.
  33. Berry J.W. Mutual attitudes among immigrants and ethnocultural groups in Canada // International Journal of Intercultural Research. 2006. Vol. 30. Рp. 719‒734. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2006.06.004
  34. Berry J.W., Grigoryev D. An adaptationist framework to examine intergroup contact // Psychology in Russia: State of the Art. 2022. Vol. 15. No 4. Pp. 83–100. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0406
  35. Catron P. The melting-pot problem? The persistence and convergence of premigration socioeconomic status during the age of mass migration // Social Forces. 2020. Vol. 99. No 1. Pp. 366‒397. https://doi.org/10.1093/sf/soz146
  36. Cemalcilar Z., Falbo T., Stapleton L. Cyber communication: a new opportunity for international students' adaptation? // International Journal of Intercultural Relations. 2005. Vol. 29. Рp. 91‒110. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2005.04.002
  37. Clyne M., Jupp J. Multiculturalism and integration: a harmonious relationship. Canberra: ANU Press, 2011. https://doi.org/10.26530/oapen_459378
  38. Donnadieu G., Durand D., Neel D., Nunez E., Saint-Paul L. L'Approche systémique: de quoi s'agit-il? Synthèse des travaux du Groupe AFSCET, “Diffusion de la pensée systémique”. 2003.
  39. Garcés-Mascareñas B., Penninx R. Introduction: integration as a three-way process approach? // Integration Processes and Policies in Europe: Contexts, Levels and Actors. Cham: Springer, 2016. Рp. 1‒9. https://doi.org/10.1007/978-3-319-21674-4_1
  40. George U. Immigrant integration: simple questions, complex answers. Canadian Diversity, Special Issue on Integration of Newcommers // International Approaches. 2006. No 5. Рp. 3‒6.
  41. Hoehmann K., Zhukova T. Teaching sociocultural qualities in German and Russian universities. Samara: PGSGA, 2011. Рp. 26‒30.
  42. Holzbrecher A. Interkulturelles lernen // Psychologie für den Lehrberuf / ed. by B. Ahrenholz, I. Oomen-Welke. Berlin, Heidelberg: Springer, 2008. Рp. 107‒124.
  43. Kaikkonen P. Intercultural learning through foreign language education // Experiential learning in foreign language education / ed. by C.N. Candin. London, New York: Longman, 2001. Рp. 61‒105.
  44. Kymlicka W. Multicultural citizenship: a liberal theory of minority rights. Oxford: Clarendon Press, 1995.
  45. Longley R. What is multiculturalism? Definition, theories and examples. 2020. URL: https://www.thoughtco./com/what-is-multiculturalism-4689285 (accessed: 10.02.2023).
  46. Ose L. Intercultural dialogue and its pedagogical potential // Latvian Christian Academy Proceedings. 2016. No. 4. Рp. 301‒319.
  47. Penninx R. Integration processes of migrants: research findings and policy challenges // Migracijske I Etničke Teme. 2007. Vol. 23. No 1–2. Рp. 7–32.
  48. Taylor Ch. Multiculturalism and the “Politics of Recognition”. Princeton: Princeton University, 1992. 112 р.
  49. Weaver G.R. Contrasting and comparing cultures // Culture, Communication and Conflict: Readings in Intercultural Relations / ed. by G.R. Weaver. Needham Heights, MA: Simon and Schuster Publishing, 1998. Рp. 72‒77.

© Джуринский А.Н., Жукова Т.А., Богословский В.И., Андреева Е.Ю., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах