Мультикультурное образование в Словакии: перспективы и риски

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируется 20-летний опыт мультикультурного образования в Словакии. Отправной точкой является изучение побудительных мотивов и причин включения мультикультурного образования в систему образования. Внедрение мультикультурного образования обосновывается в контексте текущих возможностей и потребностей общества; выявляются актуальные проблемы, которые мультикультурное образование решает сегодня. Представлены основные принципы и базисные элементы мультикультурного образования, исследуются их сильные и слабые стороны. Акцент делается на принципах уважения человеческого достоинства и социальной ответственности как источниках, на которых базируются другие ценности мультикультурного образования. Показано, что в реальной жизни среда, в которой происходит обучение, зачастую противоречит этим принципам. Школьная и семейная среды не обеспечивают достаточной подготовки, не формируют приоритетов и часто не уважают ценности мультикультурализма. Возникающий в результате конфликт между принципами и средой представляет собой самую большую проблему и риск в мультикультурном образовании в Словакии. Особое внимание уделяется вопросу образования на родном языке, эта проблема в Словакии главным образом затрагивает цыганское меньшинство. Невозможность для цыган учиться на родном языке противоречит декларациям о равных правах и возможностях для развития всех людей без ущемления их человеческого достоинства. Поиск перспектив для развития мультикультурного образования в Словакии требует изменений как в школьной среде, так и в ценностных ориентациях и личном отношении отдельных учителей, а также и изменений в их подготовке к будущей профессии.

Об авторах

Петер Кондрла

Университет Константина Философа в Нитре

Автор, ответственный за переписку.
Email: pkondrla@ukf.sk
ORCID iD: 0000-0003-4857-5578

PhD, доцент, преподаватель кафедры религиоведения

Словацкая Республика, 949 74, Нитра, ул. Ходзова, д. 1

Список литературы

  1. Abbar, H., & Shaheed, H.H. (2021). The difference between American sign language and body language in greetings Najlaa. Multicultural Education, 7(5), 174-181.
  2. Ambrozy, M., Pavlikova, M., & Kobylarek, A. (2021). How to teach philosophy during Covid 19? EDULEARN21 Proceedings (pp. 7451-7456). Palma: IATED. https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.1510
  3. Banks, J.A. (2001a). Cultural diversity and education: Foundations, curriculum and teaching. 4th ed. Boston: Allyn and Bacon.
  4. Banks, J.A. (2001b). Multicultural education: Its effects on students' racial and gender role attitudes. In J.A. Banks & Ch.A. McGee Banks (Eds.), Handbook of Research on Multicultural Education. San Francisco: Jossey-Bass.
  5. Banks, J.A. (2013). The construction and historical development of multicultural education, 1962-2012. Theory into Practice, 52(1), 73-82.
  6. Bartkova, G. (2015). Multikultúrna výchova na školách. Prešov: UPJS. (In Slovak.)
  7. Belinskaya, E.P. (2018). Modern identity research: From structural certainty to procedurality and incompleteness. Bulletin of Saint Petersburg University. Psychology, 8(1), 6-15. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.101
  8. Binetti, M.J., Novakova, K.S., & Pavlikova, M. (2019). ¿Multiculturalismo o feminismo? La discusión en torno al uso del velo integral. XLinguae, 12(1), 70-79. http://dx.doi.org/10.18355/XL.2019.12.01.05
  9. Bogdanova, O.A. (2016). The crisis of self-identity in postmodern culture. Scientific Thought of Caucasus, (2), 26-31. (In Russ.)
  10. Durkova, E. (2020). Changes in belief in personal God among youth in Slovakia. Religiosity, Spirituality and Alternative Religious Movement. Nitra: UKF.
  11. Faltyn, J. (2005). Teoretická východiska multikuturní andragogiky. Praha: MJF. (In Czech.)
  12. Garmon, M.A. (2004). Changing preservice teachers’ attitudes/beliefs about diversity: What are the critical factors? Journal of Teacher Education, 55(3), 201-213.
  13. Gay, G. (2000). Culturally responsive teaching: Theory, research and practice. New York: Teachers College Press.
  14. Gorski, P. (2006). Complicity with conservatism: The do politicizing of multicultural and intercultural education. Intercultural Education, 17(2), 163-177.
  15. Gorski, P. (2009). What we’re teaching teachers: An analysis of multicultural teacher education coursework syllabi. Teaching and Teacher Education, 25(1), 309-318.
  16. Grant, C., & Sleeter, C. (2006). Turning on learning: Five approaches to multicultural teaching plans for race, class, gender, and disability. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.
  17. Halah, A.A. (2016). Multicultural education: Teachers’ perceptions and preparation. Journal of Education and Practice, 7(11), 139-146.
  18. Hašková, A., Šafranko, C., Pavlíková, M., & Petrikovičová, L. (2020). Application of online teaching tools and aids during corona pandemics. Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research, 10(2), 106-112.
  19. Kalustyants, J.S. (2011). Personality in conditions of identity crisis: Social transformation and individuation. Bulletin of the North Caucasus State Technical University, 27(2), 162-166. (In Russ.)
  20. Karatsova, V.N., & Isaev, E.A. (2016). Organizational and methodical bases of multicultural self-organization of students in the additional foreign language education. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (2), 99-109. (In Russ.)
  21. Khukhlaev, O.E., Gritsenko, V.V., Pavlova, O.S., Tkachenko, N.V., Usubian, S.A., & Shorokhova, V.A. (2020). Comprehensive model of intercultural competence: Theoretical substantiation. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(1), 13-28. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-13-28
  22. Kondrla, P., Tkáčová, H., & Tvrdoň, M. (2020). Social work and its impact on alleviating the social exclusion of religious minorities. ICERI2020 Proceedings (pp. 3844-3851). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2020.0872
  23. Kondrla, P., Tvrdoň, M., & Tkáčová, H. (2020). Current challenges for social work: stereotyping as an obstacle to the integration of marginalized groups into society. ICERI2020 Proceedings (pp. 3837-3843). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2020.0870
  24. Králik, R., & Máhrik, T. (2019a). Interpersonal relationships as the basis of student moral formation. ICERI2019 Proceedings (pp. 8896-8900). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2019.2129
  25. Králik, R., & Mahrik, T. (2019b). Metaphysics as a base for improving critical thinking. ICERI2019 Proceedings (pp. 8901-8903). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2019.2130
  26. Kroupova, A. (2008). Tolerance a mediální gramotnost v multikulturním prostředí: Sylaby a anotace vybraných příspěvků. Praha: UK. (In Czech.)
  27. Kyselova, J., & Ligas, S. (2017). Multikultúrna výchova žiakov v predmete etická výchova. Banska Bystrica, UMB. (In Slovak.)
  28. Kyuchukov, H., & New, W. (2018). Mother tongue of Roma children from special schools. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15(3), 323-333. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-323-333
  29. Mistrík, E. (2011). Ciele a obsah multikultúrnej výchovy a vzdelávania pre Štátny vzdelávací program ISCED 0 a ISCED 1. Bratislava: Štátny pedagogický ústav. (In Slovak.)
  30. Mistrík, E., et al. (2008). Multikultúrna výchova v škole. Bratislava: NOS. (In Slovak.)
  31. Mosanya, M., & Kwiatkowska, A. (2021). Complex but integrated: Exploring social and cultural identities of women Third Culture Kids (TCK) and factors predicting life satisfaction. International Journal of Intercultural Relations, 84, 65-78. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.07.001
  32. Pavlíková, M., & Žalec, B. (2019). Struggle for the human self and authenticity: Kierkegaard's critique of the public, established order, media, and false christianity. Bogoslovni Vestnik/ Theological Quarterly, 79(4), 1015-1026. https://doi.org/10.34291/BV2019/04/Pavlikova
  33. Pavlikova, M., Tkáčová, H., Kobylarek, A., & Biryukova, Y. (2021). Factors arousing academic interest of high school students in studying at university. EDULEARN21 Proceedings (pp. 7814-7823). Palma: IATED. https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.1594
  34. Petrovič, F., & Murgaš, F. (2020). Linking sustainability and happiness. What kind of happiness? GeoScape, 14(1), 70-79. https://doi.org/10.2478/geosc-2020-0007
  35. Sandorova, V. (2011). Multikultúrna výchova na I. stupni ZŠ. Bratislava: Metodicko - pedagogické centrum. (In Slovak.)
  36. Siskova, T. (2008). Výchova k toleranci a proti rasismu: multikulturní výchova v praxi. Praha: Portal. (In Czech.)
  37. Tkáčová, H., Al-Absiová, E., Al-Absi, M., & Pavlíková, M. (2021). “Media Invasion” against Islam in the context of the Slovak Republic. Media Literacy and Academic Research, 4(1), 165-179.
  38. Tkáčová, H., Pavlíková, M., Tvrdoň, M., & Jenisová, Z. (2021). The use of media in the field of individual responsibility for sustainable development in schools: A proposal for an approach to learning about sustainable development. Sustainability, 13, 4138. https://doi.org/10.3390/su13084138
  39. Tkáčová, H., Pavlíková, M., Tvrdoň, M., & Prokopyev, A. (2021). Existence and prevention of social exclusion of religious university students due to stereotyping. Bogoslovni Vestnik/Theological Quarterly, 81(1), 199-223. https://doi.org/10.34291/bv2021/01/tkacova
  40. Tkáčová, H., Tvrdoň, M., Králik, R., & Kalugina, A. (2021). End of the procrastination through innovation in education. Factors maintaining motivation in study among university students. EDULEARN21 Proceedings (pp. 6838-6847). Palma: IATED. https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.1384
  41. Tkáčová, H., Tvrdoň, M., Roubalova, M., & Vasbieva, G. (2021). Factors of academic interest of social workers and social work assistants in lifelong learning: Are online forms of education (de) motivating? EDULEARN21 Proceedings (pp. 6823-6831). Palma: IATED. https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.1381
  42. Ukpokodu, O.N. (2003). Teaching multicultural education from a critical perspective: Challenges and dilemmas. Multicultural Perspectives, 5(4), 17-23.
  43. Zalec B., & Pavlikova, M. (2019). Religious tolerance and intolerance. European Journal of Science and Theology, 15(5), 39-48.
  44. Žalec, B., & Pavlíková, M. (2019). Civic virtues and functions of religion in public life. European Journal of Science and Theology, 15(6), 75-84.
  45. Slavin, R.E., Hurley, E.A., & Chamberlain, A.M. (2001). Cooperative learning in schools. In N.J. Smelser & B. Baltes (Eds.), International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (pp. 2756-2761). Oxford, England: Pergamon.

© Кондрла П., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах