Потребности пользователей Яндекса в знаниях по психологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современное информационно-технологическое пространство предоставляет человеку новые возможности для познания окружающего мира, приобретения дополнительных знаний и удовлетворения познавательных потребностей. В статье анализируются запросы и характерные особенности потребностей в знаниях по психологии пользователей сети Интернет в Российской Федерации. Исследование проведено на основе поисковых запросов в Яндексе. Специфика запросов пользователей показала неоднородный уровень интереса к различным отраслям психологии, позволила выделить структурные и содержательные особенности потребностей респондентов в знаниях по психологии и предпочитаемые ими формы получения такого рода знаний. В целом результаты исследования показали высокий уровень интереса пользователей сети Интернет к знаниям по психологии, продемонстрировали их высокую ориентацию на поиск прикладной информации по личностному развитию, профессиональной деятельности и созданию благоприятных взаимоотношений с окружающими. Полученные данные указывают на наиболее значимые для современного человека сферы знаний по психологии и будут полезны в рамках психолого-педагогической теории и практики. В статье отмечается, что изучение потребностей населения в знаниях по психологии должно стать неотъемлемой частью деятельности психологического сообщества, которое несет ответственность за психологическое самочувствие человека и развитие психологической культуры общества в целом.

Полный текст

Введение Среди многообразия знаний, которыми располагает современное общество, особое место занимают знания, связанные с закономерностями поведения людей, особенностями взаимодействия человека или групп (Китова, 2019; Психологическое знание..., 2018; Ушаков и др., 2016). Система таких знаний задается, с одной стороны, социальными институтами общества, с другой - организуется самим человеком в соответствии с его индивидуальными потребностями (Апреликова, Китова, 2019; Нестик и др., 2017; Проблемы социальных..., 2018). Современное информационно-технологическое пространство предоставляет человеку новые возможности для познания окружающего мира, приобретения дополнительных знаний и удовлетворения познавательных потребностей (Журавлев, Китова, 2017а, б; Психологические исследования..., 2018; Чванова и др., 2016). Специфика познавательных потребностей человека в знаниях по психологии, удовлетворение которых происходит с использованием сети Интернет, выступает проблемой нашего исследования. Исследование проведено на примере поисковых запросов в Яндексе. Теоретико-методологические обоснование проблемы исследования Потребности выступают предметом исследования различных отраслей науки - философии, социологии, экономики, политологии, психологии, права, которые по-разному подходят к оценке их сущности, функций и механизмов реализации. Потребности личности в рамках психологической науки также принято рассматривать с различных точек зрения. В частности, потребности можно рассматривать с позиций анализа ощущений или сознания; как стремление к пребыванию в зоне комфорта или склонность к достижению психосоциального благополучия; как деятельность, в которой человек находит реализацию своего личностного потенциала или через призму сопровождающих эту деятельность мотивов и эмоций и т.д. (Бестужев-Лада, 1978; Кузнецов, 1992; Леонтьев, 1971; Магун, 1983; Чхартишвили, 1958; Maslow, 1970; Murray 1968; Watson, McDougall, 1929 и др.). Многообразием отличаются и современные эмпирические исследования потребностей личности, которые анализируются как источник социальной активности личности, как индикаторы самочувствия человека и общества (Юревич и др., 2017; Проблемы социальных…, 2018). Значительное количество и разносторонность подходов к исследованию потребностей как теоретической и эмпирической проблемы обуславливает необходимость обоснования собственного подхода, который связан с изучением представлений как фактора социальной активности личности. Приведем ряд научных позиций, представляющих интерес с этой методологической точки зрения (Гараганов, Китова, 2016). В психологической науке существует разнообразие в трактовке сущности и механизмов активации потребностей. Так, потребности могут рассматриваться как ощущения дискомфорта на уровне реакций мозга и нервной системы. К примеру, академик А.А. Ухтомский указывал на естественно-физиологический характер потребностей, которые представляют собой «устойчивые очаги возбуждения определенных нервных центров» (Ухтомский, 1978). Потребности часто рассматриваются как направленность личности на преодоление негативных с ее точки зрения факторов, препятствующих равновесному психологическому состоянию (концепция гомеостаза). Среди сторонников данной концепции можно представить позицию У. Кеннона, который определил психологическую концепцию гомеостаза как постоянство внутренней среды организма. По убеждению автора, это постоянство поддерживается за счет саморегуляции, то есть организм самостоятельно заботится о поддержании равновесного состояния, приспосабливаясь к изменяющейся внешней среде (Cannon, 1935). Потребности личности исследуются и через акцентуацию внимания на конкретных объектах, способных удовлетворить насущную потребность человека. Предполагается, что такой механизм реализуется посредством избирательности восприятия. Так, Е.П. Ильин указывал, что концентрация внимания на различных объектах, способных удовлетворить актуальные потребности личности, происходит автономно, исходя из индивидуально-личностных позиций (Ильин, 2002). В психологии известно и разнообразие авторских концепций потребностей как фактора социальной активности личности. Эти концепции зачастую имеют сложную, развернутую (в пространстве и времени), логически обоснованную структуру. Например, И.М. Сеченов (Сеченов, 1952) отмечал, что потребности личности выступают важным фактором ее развития, основным фундаментом существования живого организма наравне с обменом веществ. Известный советский и российский психолог Б.С. Братусь (Братусь, 1977) представил четыре уровня развития структуры потребностей личности, исходя из преобладающего способа отношения к себе и другому. Своеобразно отнеслись к разъяснению феномена потребностей сторонники концепции бихевиоризма. Так, Дж. Уотсон (Watson, McDougall, 1929), опираясь на объективно наблюдаемые реакции живых существ на различного рода раздражители, предположил, что за каждым внешним воздействием (стимулом) незамедлительно следует реакция. В социальной психологии эта позиция известна как «подчинения человека» правилу «кнута и пряника», где в роли «кнута» выступает страх, а «пряником» является врожденная потребность обладать чем-либо. А. Маслоу (Maslow, 1970) разработал иерархическую концепцию потребностей, в которой к высшим потребностям человека он относит потребность в самоактуализации. В свою очередь, А.Н. Леонтьев обратил внимание на том, что ни биологические, ни материальные условия не могут быть приравнены к высшей природе социальных потребностей - потребностей индивида во взаимодействии с другими людьми и обществом (Леонтьев, 1971). С.Б. Каверин сгруппировал потребности по двум типам: «потребности сохранения» и «потребности развития» (Каверин, 1998). Он говорит о наличии трех разновидностей потребностей: потребность как объект (желание обладать чем-либо), потребность как состояние (осознание нужды, нехватки чего-либо) и потребность как свойство (принципы отношения к миру). Потребности были разделены им на биологические, социальные и идеальные, с указанием, что существуют социальные потребности «для себя» и социальные потребности «для других». Ф. Герцберг показал, что на удовлетворение потребностей влияют факторы ожидания, которые включены в такие протяженные во времени схемы, как «затраты труда - результат» и «ожидание - результат - вознаграждение». Герцберг также показал, что в структуре потребностей функционируют два уровня факторов: гигиенические факторы (связанные с внешней средой) и мотивирующие (связанные с характером работы), которые имеют специфику воздействия на поведение человека (Herzberg, Mausner, Snyderman, 1959). Рассматривая потребности как несоответствие реального и желаемого состояния человека, К. МакКлелланд предложил, что вызванное таким состоянием стремление к преодолению дискомфорта опирается на осознаваемые и неосознаваемые механизмы психики и на потребности во власти, успехе и причастности (Макклелланд, 2007). Следующая позиция связана с тем, что потребности личности могут быть ориентированы не только на удовлетворение нужды или достижение конкретного результата, они могут быть инициированы самой личностью ради ощущения эмоциональных переживаний или же активизироваться деструктивными посылами, способными нанести вред здоровью или жизни человека (Додонов, 1978). В качестве посылов активации потребностей можно рассматривать, например, такие ситуации как избавление от серых будней, стремление к интенсификации ощущений через рискованное поведение (Магун, 1983). Также человек может стремиться не только к реализации конкретных и измеримых потребностей, его действия могут быть мотивированы стремлением к недостижимому в принципе благу - например, стать лучше (Левин, 2001). В этом направлении известна позиция Э. Фромма, который отмечал, что человеческое существование начинается тогда, когда достигается определенный предел развития деятельности, не обусловленный врожденными механизмами (Фромм, 2008). Обобщая представленные позиции, можно отметить, что потребности человека выступают предпосылкой его социальной активности, определяют направленность и энергетическую насыщенность его поступков, лежат в основе целенаправленной деятельности. При таком подходе учет потребностей человека и условий удовлетворения этих потребностей выступает важным фактором развития человека и общества. Это относится и к изучению системы потребностей личности в знаниях по психологии. Такого рода информация будет полезна не только в рамках исследования теоретических проблем психологии личности, психологии развития, социальной психологии или психологи труда. Наличие таких научных представлений может оказать неоценимую помощь в организации психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса на самых различных его уровнях, стать серьезным основанием в реализации культурно-просветительской деятельности среди населения. Процедура и методы исследования Целью эмпирического исследования выступает выявление структурных и содержательных характеристик потребности личности в знаниях по психологии (Апреликова, Китова, 2018). Объектом исследования выступили потребности личности в знаниях по психологии, а предметом - поисковые запросы пользователей Яндекса на территории Российской Федерации, в структуре которых присутствовало слово «психология». Анализ пользовательских запросов учтен за один месяц - обработано 2 260 590 запросов со всех регионов России. В исследовании были использованы данные, полученные через обращение к ресурсу «Статистика ключевых слов на Яндексе» (https://wordstat. yandex.ru). В первую очередь мы обратились к анализу поисковых запросов на Яндексе по ключевому слову «психология» за февраль 2019 года. Каждый запрос суммируется как абсолютное значение количества показов страниц по запросам из конкретного региона. Популярность слова/словосочетания, равная 100 %, означает, что данное слово в данном регионе ничем не выделено. Если популярность более 100 %, это означает, что в данном регионе существует повышенный интерес к этому слову, если меньше 100 % - пониженный. Показатель рассчитывается поисковой системой Яндекс. Анализ потребностей проводился посредством группирования ключевых слов и смысловых категории. Далее произведено логическое обобщение содержательных (понятийных и смысловых) единиц запросов пользователей и их подсчет методом полного перебора слов. Результаты исследования и их обсуждение Представленные в табл. 1 результаты в целом свидетельствуют о высоком интересе1 к знаниям по психологии (101 %). Наиболее высокий интерес к знаниям по психологии проявляют в таких федеральных округах, как Дальневосточный (115 %), Сибирский (112 %), Южный (108 %) и Приволжский (103 %). Средний уровень интереса проявляют пользователи Уральского федерального округа (100 %). Пониженный интерес к знаниям по психологии демонстрируют пользователи Северо-Кавказского (98 %), Центрального (96 %), Северо-Западного (96 %) федеральных округов. Меньше всех знания по психологии интересуют жителей Республики Крым (91 %). Далее мы сгруппировали результаты запросов по уровню проявляемого интереса. Если интерес к знаниям по психологии находился в области значений менее 100 %, то их объединяли в группу под условным названием «неинтересно». Если же интерес к знаниям по психологии находился в области значений выше 100 %, то группирование этих позиции происходило под ус- 1 Интерес рассматривается нами как положительно окрашенный эмоциональный процесс, отражающий познавательную потребность узнать что-то новое об объекте интереса (Леонтьев, 1971) ловным названием «интересно». Третья позиция сопряжена с тем, что интерес к знаниям по психологии ничем не примечателен среди остальных запросов, - данную позицию мы определили как «нейтральное отношение». Такой подход основан на разработанной Яндексом методике, описанной в разделе «Процедура и методы исследования». Таблица 1 / Table 1 Региональная популярность показов в Яндексе по запросу «психология» (за февраль 2019 г.) [Regional popularity of requests for “psychology” on Yandex (for February 2019)] Регионы Показов в месяц Россия 2 055 352 Дальневосточный федеральный округ 78 455 Приволжский федеральный округ 378 398 Республика Крым 24 522 Северо-Западный федеральный округ 220 613 Северо-Кавказский федеральный округ 53 974 Сибирский федеральный округ 230 692 Уральский федеральный округ 177 860 Центральный федеральный округ 711 679 Южный федеральный округ 175 765 Региональная популярность слова ( %) 101 115 103 91 96 98 112 100 96 108 Таким образом, высокий интерес к знаниям по психологии продемонстрировали представители шести регионов, что составляет 60 % от общего количества пользователей. Низкий интерес к знаниям по психологии проявили представители трех федеральных округов, общее число таких пользователей составляет 30 %. Нейтральный интерес представлен лишь в одном округе, что составляет 10 % пользователей. Таким образом, 60 % пользователей Яндекса проявляют повышенный интерес к знаниям по психологии. Далее нами был проведен анализ поисковых запросов слов, которые были заявлены пользователями вместе со словом «психология». Обработано 2 260 590 запросов в месяц, произведенных пользователями в феврале 2019 года в Яндексе. Запросы сгруппированы нами по соответствующим отраслям психологии, за исключением подгруппы под названием «учебная литература», которая выделена нами как самостоятельная позиция. Данные запросы связаны с поиском учебной литературы, такой как лекции по психологии, хрестоматия по социальной психологии, рефераты по экономической психологии, ответы на тестовые задания по психологии и т.д. На наш взгляд, такого рода запросы не отражают собственных познавательных потребностей личности, а об- условлены внешними обстоятельствами. Тем не менее эти запросы позволяют полнее осознать характер и специфику потребностей пользователей в знаниях по психологии. В отдельную группу под условным названием «нестандартные вопросы» выведены еще две подгруппы запросов. Первая подгруппа связана с поисковым запросом «психология бесплатно» - такого рода запросы не позволяют установить направленность интереса к определенной отрасли психологии. Вторая подгруппа нестандартных запросов связана с поиском Института психологии РАН, что может косвенно свидетельствовать об интересе к научно-исследовательской психологии, но для более точного ответа требуется дополнительный анализ. Обе эти позиции составили в общей сложности 54 512 запросов в месяц (29 683 и 25 029 соответственно), и мы сочли необходимым их учесть. Полученные данные представлены в табл. 2. Таблица 2 / Table 2 Запросы со словом психология, сгруппированные по отраслям психологии [Requests with the word “Psychology”, grouped by branch of psychology] Статистика по словам Показов в месяц % Психология 2 260 590 100 Учебная литература 341 299 15,1 Социальная психология 261 218 11,9 Гендерная психология 251 391 11,5 Психология досуга 229 446 10,1 Психология личности 221 557 9,7 Исследовательская психология 218 966 8,6 Общая психология 190 688 8,3 Возрастная психология 137 674 6,1 Практическая психология 97 674 4,3 Педагогическая психология 97 825 4,2 Психология развития 82 418 3,6 Методы психологии 67 911 3,1 Клиническая психология 37 811 1,5 Нестандартные запросы Психология бесплатно 29 683 1,2 Институт психологии 25 029 1,0 Как видно из табл. 2, наибольшее количество запросов пользователей связаны с поиском учебной литературы (учебников, учебных пособий, хрестоматий, конспектов лекций и т.д.) по различным отраслям психологии (15,1 %). Непосредственно среди отраслей психологического знания более остальных востребованы такие отрасли, как психология личности (9,7 %), гендерная психология (11,5 %), социальная психология (11,9 %) и психология досуга (10,1 %), что составляет (33,5 %). Анализ поисковых запросов и полученные нами ранее результаты эмпирических исследований (Апреликова, Китова, 2018) указывают на то, что знания по психологии, по мнению респондентов, интересны в рамках таких проблем жизнедеятельности, как взаимоотношения с окружающими, самопонимание, взаимоотношения в семье, реализация профессиональной карьеры, управление другими, взаимоотношения с друзьями. Эти данные свидетельствует о прикладном, можно даже сказать, прагматичном, характере потребностей респондентов в знаниях по психологии. Внутри данной подгруппы некоторые респонденты проявляют интерес к макро-психологическим аспектам социального взаимодействия, «соразмерных обществу в целом» (Психологическое знание…, 2018. С. 5). Интерес пользователей связан с психологией этнических групп, ментальностью народов, ценностными ориентациями социальных групп, нравственными идеалами общества и т.д. Такого рода интерес проявляют менее 5 % респондентов из данной подгруппы. Достаточным интересом пользуется научные исследования в области психологии (8,6 %). Эти запросы связаны с профессиональными интересами психологического сообщества и представителей смежных отраслей знания (научных работников или лиц, задействованных в системе подготовки профессиональных кадров). Такого рода запросы необходимы для более эффективного выполнения своих должностных обязанностей, служат обмену информацией и опытом в процессе реализации профессиональных коммуникаций. Сюда же, к сфере профессиональных интересов, можно, видимо, отнести и интерес к проблемам общей психологии (8,3 %). Незначительный интерес пользователей вызывают отрасли психологии, связанные с формированием и развитием личности, такие как возрастная (6,1 %) и педагогическая психология (4,2 %) и психология развития (3,6 %), что составляет в общей сложности 13,9 %. Интерес к данной проблеме в основном является отражением потребностей профессионального сообщества - на этот раз людей, вовлеченных в психолого-педагогическую деятельность, к которым можно отнести работников системы образования (дошкольного, школьного, вузовского) и сферы подготовки (переподготовки) кадров и повышения квалификации. Относительно низок интерес к методологии психологии, практическим аспектам использования психологического знания (практическая психология - 4,3 % и методология психологии - 3,1 %), что составляет 7,4 % от общего количества ответов. Низкий уровень интереса, видимо, связан со спецификой профессиональной психологической и психолого-педагогической деятельно- сти: не все психологи и педагоги, задействованные в образовательном процессе, заняты психологической практикой - проведением консультаций или тренингов. Наименьший уровень интереса пользователи демонстрируют к клинической психологии (1,5 %). Это обстоятельство выступает отражением того, что круг людей, профессионально занимающихся патопсихологией, реально не очень высок, соответственно, и уровень запросов в Яндексе незначителен на общем фоне. Не менее важно рассмотреть запросы пользователей Яндекса, ориентированные на практические формы получения знаний по психологии (табл. 3). Наиболее востребованной формой получения и/или совершенствования знаний по психологии является повышение квалификации. Пользовательские запросы, направленные на поиск курсов повышения квалификации, посредством получения дополнительных теоретических и практических знаний по психологии, занимают лидирующее положение в Сети. Это, судя по характеру запросов, связано с постоянно усложняющимися требованиями к условиям профессиональной деятельности современных специалистов (психологов, педагогов, менеджеров, госслужащих, юристов), изменением организационных форм профессиональной деятельности, динамическими изменениями в жизнедеятельности самого общества. Таблица 3 / Table 3 Формы получения знаний по психологии в структуре запросов пользователей (запросов в месяц) [Forms of obtaining knowledge in psychology in the structure of user requests (requests per month)] Статистика по словам Показов в месяц % Повышение квалификации 706 682 32,2 Психологическое тестирование 306 448 9,8 Профессиональная переподготовка 214 835 14,0 Психологическая помощь 182 614 8,3 Психологические консультации 176 838 8,1 Поиск психолога 136 252 6,2 Психологические тренинги 123 321 5,6 Психологические курсы 134 822 6,1 Психологическая коррекция 114 427 5,2 Психология - обучение 97 901 4,5 Итого 2 194 140 100 К сфере профессиональных потребностей можно отнести и группы запросов пользователей, связанные с поиском возможностей получения психологической специальности и профессиональной переподготовки (то есть объединяются две формы запросов), что непосредственно связано с получением профессии психолога. Здесь важно отметить, что поисковые запросы обрабатывались в феврале, и, можно предположить, что в июле и августе (во время поступления в вузы) эти запросы могут существенно возрастать. Запрос «психологическое тестирование» включает в себя проблемы психологических характеристик человека и группы и является второй по количеству запросов пользователей формой поиска знаний по психологии. Как известно, тестирование может быть и самостоятельной формой получения знания, а может быть встроено в структуру всех других запросов пользователей (повышение квалификации, консультации, обучение и т.д.). Тем не менее, основываясь непосредственно на прямых запросах, мы рассматриваем психологическое тестирование как самостоятельную сферу пользовательского интереса к психодиагностике. Пятую подгруппу запросов можно объединить как запросы, ориентированные на повышение социально-психологической компетентности человека в области психологии или в сферах практического применения такого рода знаний. При этом оказание психологической помощи, исходя из характера запросов, может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Сюда можно отнести запросы, направленные на поиск психологических курсов и тренингов. Шестая подгруппа запросов относится к клинической сфере деятельности психолога и связана с необходимостью соответствующего коррекционного воздействия. Заключение Обобщение результатов исследования позволяет сформулировать ряд выводов. В ходе исследования выделены основные теоретико-методологические основания обращения к феномену потребностей как фактору развития человека и общества: · потребности осознаются как несоответствие реального и желаемого состояния человека и вызывают стремление к преодолению этого дискомфорта; · в структуре социальной активности человека (и общества) потребности выступают в качестве первичного импульса психической активности; · механизмы реализации потребностей личности проявляются через фиксацию внимания человека на тех или иных объектах, способных удовлетворить актуальную потребность; · в процесс деятельности человека потребности выступают в качестве движущей силы, выполняя энергетическую, избирательную и контрольную функции; · человек может стремиться не только к реализации конкретных и измеримых потребностей, его действия могут быть мотивированы стремлением к недостижимому в принципе благу (например, стать лучше); · динамические характеристики потребностей (способность актуализироваться, изменять свою интенсивность, угасать и воспроизводиться вновь) создают в организационных системах возможности для управляющего воздействия; · понимание характера потребностей личности создает благоприятные условия как для организации психолого-педагогические процесса на всех уровнях образования, так и для пропаганды потребностей устойчивого социального развития общества. У пользователей Яндекса в целом отмечается высокий интерес к знаниям по психологии. Тем не менее в зависимости от региона он проявляется по-разному. Так, наиболее высокий интерес к знаниям по психологии демонстрируют пользователи Дальневосточного федерального округа, наименьший - Республики Крым, а пользователи Уральского федерального округа демонстрируют нейтральное отношение к психологии. Интерес к различным отраслям психологии не равномерен. Максимальный по количеству запросов интерес у пользователей вызывает учебная литература по психологии. Среди отраслей психологии более остальных востребованы социальная психология, гендерная психология, психология досуга и психология личности. Значительным интересом пользуется исследовательская психология, менее остальных интересны отрасли психологии, связанные с формированием и развитием личности (возрастная и педагогическая психология, психология развития). Относительно невысок интерес к методологии психологии. Минимальный уровень интереса, судя по запросам, пользователи демонстрируют к клинической психологии. Структурные и содержательные особенности потребностей пользователей Яндекса в знаниях по психологии сконцентрированы в рамках таких отраслей психологии, как психология личности (саморазвитие и самосознание), социальная психология (общение, влияние, взаимодействие, семейная жизнь) и организационная психология (в части связанной с реализацией профессиональной карьеры и управлением персоналом). Эти данные свидетельствует о прагматической направленности потребностей в знаниях по психологии, которые рассредоточены в рамках различных отраслей психологии. Наибольший интерес пользователей Яндекса вызывает удовлетворение познавательных потребностей в знаниях по психологии посредством таких социально-организованных форм получения знаний, как повышение квалификации, профессиональная подготовка (переподготовка), психологическое тестирование, психологические тренинги, психологическая помощь и психотерапевтическая коррекция. Таким образом, результаты исследования показали высокий уровень интереса пользователей интернета к знаниям по психологии, связанным с личностными, социальными и профессиональными потребностями. Высокая ориен- тация на поиск прикладной информации по личностному и профессиональному развитию, неподдельная направленность на создание благоприятных взаимоотношений с окружающими свидетельствуют об актуальности проблемы и указывают на значимые для человека сферы знаний по психологии. Полученные результаты могут быть полезны в организации психологопедагогического взаимодействия на всех уровнях образовательного процесса, стать основанием реализации научно-просветительской деятельности среди населения. Подобного рода информация будет полезна и в рамках изучения важных теоретических проблем психологии, которые затрагивают такие ее магистральные отрасли, как психология личности, психология развития, социальная психология и психология трудовой деятельности. Выявление запросов и характерных особенностей потребностей в знаниях по психологии должно стать неотъемлемой частью интереса современного психологического сообщества, которое несет ответственность как за психологический комфорт и самочувствие человека, так и за общий уровень психологической культуры.

×

Об авторах

Джульетта Альбертовна Китова

Институт психологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: j-kitova@yandex.ru

доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии личности

Российская Федерация, Москва, 129366, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Наталия Руслановна Апреликова

Московский инновационный университет

Email: aprelikovanr@mail.ru

аспирант кафедры психологии

Российская Федерация, Москва, 107546, ул. Краснобогатырская, 10

Список литературы

  1. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Потребности в знаниях по психологии в структуре профессиональной подготовки студентов // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 903-911
  2. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 2 (10). С. 110-133
  3. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей молодежи. М.: Наука, 1978
  4. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-19
  5. Гараганов А.В., Китова Д.А. Методологические принципы исследования потребностей как основы социальной активности личности // Вестник УРАО. 2016. № 2. С. 104-107.
  6. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
  7. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Глобальные процессы как объект социально-психологического исследования // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017а. № 4 (85). С. 4-9.
  8. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Социально-психологические детерминанты развития глобальной информационной сети // Наука. Культура. Общество. 2017б. № 3-4. С. 10-21.
  9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002.
  10. Каверин С.Б. Мотивация труда. М.: Институт психологии РАН, 1998.
  11. Китова Д.А. Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 128-131.
  12. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1992.
  13. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
  14. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
  15. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983.
  16. Макклелланд Д. Мотивация человека СПб.: Питер, 2007.
  17. Нестик Т.А., Соснин В.А., Китова Д.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение как объекты исследования в социальной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4 (8). С. 71-105.
  18. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. М.: Институт психологии РАН, 2018.
  19. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2018.
  20. Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, 2018.
  21. Сеченов И.М. Избранные произведения // Рефлексы головного мозга: в 2 т. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1952.
  22. Ухтомский А.А. Избранные труды. Ленинград: Наука, 1978.
  23. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Поддьяков А.Н., Юревич А.В. Социальная психология знания. М.: Институт психологии РАН, 2016.
  24. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2008.
  25. Чванова М.С., Храмова М.В., Слетков И.А., Киселева И.А., Молчанов А.А., Котова Н.А. Исследование влияния интернета на социальные потребности пользователей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 12 (164). С. 7-25
  26. Чхартишвили Ш.Н. Место потребности и воли в психологии личности // Вопросы психологии. 1958. № 2. С. 18-29
  27. Юревич А.В., Нестик Т.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Китова Д.А. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Институт психологии РАН, 2017
  28. Cannon W.B. Stress and strains of homeostasis // American Journal of Medicine Science. 1935. Vol. 189. Pp. 1-14
  29. Herzberg F., Mausner В., Snyderman В. The Motivation to Work. New York, 1959
  30. Maslow A. Motivation and personality. 2nd ed. New York, 1970
  31. Murray H.A. Explorations in Personality. New York, 1968
  32. Watson J.B., McDougall W. The battle of behaviorism: an exposition and an exposure. N.Y.: W.W. Norton & Сompany, Inc., 1929. (Psyche miniatures: General series)

© Китова Д.А., Апреликова Н.Р., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах