СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрена тематика этнических стереотипов и образа жизни представителей коренных малочисленных народов Севера и представителей некоренного населения. Обоснована актуальность изучения этнопсихологических особенностей коренных малочисленных народов Севера России, рассмотрены современные исследования, посвященные изучению психологии коренных малочисленных народов. По результатам эмпирического исследования выявлено, что представители коренных малочисленных народов Севера идентифицируют себя со своей этнической группой, в их представлениях о себе превалируют положительные оценки. Представители коренных малочисленных народов Севера считают, что представители других этносов оценивают их менее положительно, а в действительности представители некоренного населения оценивают их еще хуже их представлений. Наиболее значимыми параметрами (факторами) оценки своего образа жизни студентами из числа коренных малочисленных народов Севера являются: «непривлекательность - привлекательность», «миролюбивость - враждебность», «меланхоличность - сангвинистичность». Наиболее значимыми параметрами оценки своего образа жизни студентами из числа представителей некоренных народов являются следующие: «благополучие - неблагополучие», «враждебность - миролюбивость», «сангвинистичность - меланхоличность». Испытуемые обеих выборок на осознаваемом, рефлексивном уровне (универсалии) более позитивно оценивают свой образ жизни, чем на неосознаваемом, нерегулируемом уровне (имплицитная факторная структура оценок). Испытуемые обеих выборок на неосознаваемом, нерегулируемом уровне (факторная структура оценок) по-разному оценивают свой образ жизни (у представителей коренных малочисленных народов Севера - более интровертированный, у представителей некоренных народов - более экстравертированный).

Полный текст

Культура коренных малочисленных народов, проживающих на территории Северо-Востока России, характеризуется «пограничным» состоянием между уже48Рябова М.А., Серкин В.П. Семантические оценки этнических стереотипов и образа жизни...размытой, но еще частично сохранившейся традиционной культурой, с одной стороны, и унифицированной модернизирующейся современной культурой - с другой. Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по числу народов, находящихся на переходной стадии от традиционного общества к современному [1]. Изучение психологии малочисленных народов России чрезвычайно актуаль- но в связи с продолжающимся уменьшением числа носителей родного языка, культурных традиций и традиционных видов деятельности, то есть, прямо гово- ря, с угрозой утраты культуры коренных народов.В исследовании будет использоваться термин «коренные малочисленные на- роды Севера», термин не имеет общепризнанных определений, тем не менее су- ществует ряд параметров описания данного понятия. Коренные малочисленные народы Севера - это народы, проживающие в северных районах страны (Север, Северо-Восток России) и являющиеся особой группой ввиду своей малочислен- ности, специфики характера традиционного хозяйствования, социального и куль- турного уклада [12; 14-16]. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории Северо-Востока России (Магаданской области, Сахалинской об- ласти, Камчатского края, Корякского и Чукотского автономных округов и Ре- спублики Саха (Якутия)) проживало 87 242 человека, относящихся к коренным малочисленным народам Севера: алеуты, алюторцы, долганы, кереки, нанайцы, нивхи, ороки (ульта), ительмены, эвенки, камчадалы, коряки, чукчи, эвены, оро- чи, эскимосы, юкагиры, чуванцы. Одной из острых проблем коренных народов является проблема сокращения их численности. По официальным статистическим данным, число умерших превышает число родившихся [8]. Основная часть ко- ренных малочисленных народов Севера проживает в населенных пунктах, где этническим большинством является некоренное население. Взаимодействие не- равных по величине этносов нередко приводит к кризису традиционной культу- ры малочисленного этноса, формированию межэтнической напряженности [14; 15]. При определении понятия «коренные малочисленные народы Севера» учи- тывается наличие традиционных видов деятельности, ведение традиционного образа жизни, малочисленность (менее 50 000 человек), проживание в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, осознание себя самостоятельными этническими общностями [12; 14; 15]. На Северо-Востоке РФ в перечень тради- ционных видов деятельности включены оленеводство, морской зверобойный промысел, охота, рыбалка, собирательство, заготовка дикоросов и художествен- ные промыслы [12].Современные исследования, посвященные изучению психологии коренных малочисленных народов, описывают некоторые психологические характеристи- ки персистентных этносов, специфики их этнической картины мира. По мнению А.Е. Меняшева и С.В. Cеменовой, наличие мифологического в структуре созна- ния коренных народов проявляется в способах взаимодействия с окружающей действительностью [5; 11]. А.Е. Меняшев отмечает, что в структуре сознания ко- ренных народов о. Сахалин (нивхов) выделяется мифологический компонент, обуславливающий особое отношение к миру. Автор отмечает, что развитие ми- фологического сознания имеет две противоположные тенденции: первая, стаби-49Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3лизационная, направлена на адаптацию этноса к меняющимся природным и со- циальным условиям. Вторая тенденция связана с процессом демифологизации и означает постепенную утрату мифологического за счет формирования научно- философских представлений о мире: в настоящее время происходит, с одной сто- роны, утрата национальных психологических черт, с другой - принятие и фор- мирование новых психологических качеств [5]. В исследовании С.В. Семеновой показано, что мифологическое сознание характеризуется высокой степенью ин- теграции образа Я и образа мира. Мифологическое самосознание коренных на- родов Камчатки проявляется в синкретичности, слитности, непротиворечивости и гармоничности Я и образа мира [11].В исследовании С.Ю. Панковой установлено, что у различных этнических групп, проживающих в отличающихся географических условиях, выделяются специфические особенности представлений о времени и пространстве. Нивхи пространство и время представляют одинаково как статичное, замкнутое, ста- бильное и конкретное. Нивхов отличает чувственно-аффективное представление о времени, что свойственно для некритичного, чистого, наивного восприятия действительности. Автор отмечает, что временные и пространственные представ- ления этнически обусловлены и раскрывают психологические особенности эт- носа [7]. Таким образом, способы взаимодействия с природной и социальной средой коренных малочисленных народов детерминируются их этнопсихологи- ческими особенностями, спецификой образа мира окружающей действительно- сти и образа жизни, включающего индивидуальную систему деятельностей.Механизмы стереотипизации тесно связаны с процессами межличностного восприятия и организации своего образа жизни. В нашем исследовании рассма- триваются следующие варианты представлений о себе и о других группах: первый вариант - то, как человек воспринимает свою собственную группу (автостерео- тип), второй - то, как он оценивает другую группу (гетеростереотип) и третий - представления о том, как к нему относятся представители другой этнической группы («отраженный гетеростереотип») [3]. Индивидуальный образ жизни опре- деляется как система актуально реализуемых субъектом деятельностей [13]. В дан- ной статье дан сравнительный анализ этнических стереотипов и приведены оцен- ки своего образа жизни студентами из числа коренных малочисленных народов Севера и студентами из представителей некоренного населения. В качестве ис- пытуемых отбирались представители коренных малочисленных народов Севера и лица, которые не являются представителями коренных малочисленных народов Севера. Критерием определения национальной принадлежности испытуемых являлась их собственная самоидентификация. Общий объем выборки составил 250 человек.На первом этапе исследования в целях выявления содержания этнических сте- реотипов представителей коренных малочисленных народов Севера принял уча- стие 161 человек, из них 78 - представители коренных малочисленных народов Севера (эвены, коряки, чукчи) и 83 - представители некорееных народов (рус- ские, украинцы, молдаване, армяне, татары). Возраст испытуемых - от 17 до 50 лет. В ходе данного этапа исследования использовалась методика «Личностный семантический дифференциал» В.И. Гинецинского (ЛСД).50Рябова М.А., Серкин В.П. Семантические оценки этнических стереотипов и образа жизни...На данном этапе обработка данных ЛСД производилась методом семантиче- ских универсалий Е.Ю. Артемьевой [13]. Универсалии для групповой оценки с помощью ЛСД выделялись по 80%-му интервалу. В методике ЛСД от респонден- тов, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, требовалось опи- сать свое представление о представителях своей национальности (автостереотип), а также представление о том, как представители народов, не относящихся к ко- ренным малочисленным народам Севера, оценивают представителей их нацио- нальности («отраженный гетеростереотип»). От респондентов, не относящихся к коренным малочисленным народам Севера, требовалось описать свое пред- ставление о представителях коренного населения (гетеростереотип). По данным, полученным с помощью методики ЛСД, можно увидеть, как испытуемые охарак- теризовали предложенные нами стимулы (табл. 1).Семантические универсалии этнических стереотипов коренных малочисленных народов СевераТаблица 1Автостереотип«Отраженный гетеростереотип»ГетеростереотипВес признакаПризнакВес признакаПризнакВес признакаПризнакСовпадающие качественно дескрипторы2,6Добрый1,77Добрый1,26Добрый2,4Дружелюбный1,53Дружелюбный1,43Дружелюбный2,21Отзывчивый1,53Отзывчивый1,13Отзывчивый2,05Справедливый1,63Справедливый1Справедливый1,67Честный1,56Честный0,98Честный1,65Добросовестный1,33Добросовестный1,67Самостоятельный1,09СамостоятельныйРазличающиеся качественно дескрипторы1,93Обаятельный1,51Энергичный1,44ОбщительныйИсходя из данных, полученных с помощью методики ЛСД, мы можем сделать вывод о том, что в представлениях испытуемых из числа коренных малочислен- ных народов Севера о себе превалируют положительные оценки. Но, оценивая себя «глазами другой группы», они не имеют четкого представления об образе своего этноса, при этом данный образ является менее позитивным. Представи- тели коренных малочисленных народов Севера считают, что представители дру- гих этносов оценивают их менее положительно (что говорит о частичном реф- лексивном осознании оценок других), а в действительности представители не- коренного населения оценивают их даже хуже (см. в табл. 1 веса позитивных дескрипторов). Это, в свою очередь, может проявляться в снижении самооценки, низкой оценке собственной этнической группы, пассивности во взаимодействии с представителями доминирующего (по численности) этноса. Установлено сни- жение уровня привлекательности и симпатии представителей коренных мало- численных народов Севера в восприятии инонационального населения. Пред- ставители коренных малочисленных народов Севера воспринимаются инона- циональным населением как пассивные и менее общительные. Мы можем сделать51Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3вывод о том, что представителей коренных малочисленных народов Севера не всегда адекватно воспринимают представители гораздо более многочисленного некоренного населения [6].На втором этапе в целях изучения специфики образа жизни представителей коренных малочисленных народов Севера и некоренного населения приняли участие 89 человек - студенты высших и средних специальных учебных заведе- ний Магадана, 39 человек - представители коренных малочисленных народов Севера (эвены, коряки, чукчи) и 50 - представители некоренного населения (рус- ские, украинцы, татары, азербайджанцы). Возраст испытуемых - от 16 до 23 лет. В ходе данного этапа исследования использовалась предложенная В.П. Серкиным методика специализированного семантического дифференциала (ССД) для оцен- ки образа жизни [13].На данном этапе для описания образа жизни использовалась предложенная В.П. Серкиным методика специализированного семантического дифференциа- ла (СД) «Образ жизни» [13]. Испытуемым двух выборок предлагалось оценить свой образ жизни. В целях устранения эффектов социальной желательности ис- следование проводилось анонимно: указывались пол, возраст, образование, спе- циальность, национальность. Испытуемым сообщалось, что обрабатываться бу- дут только групповые данные.Семантические универсалии, приведенные в таблице, оценки своего образа жизни выделены на основе 90% диапазона (табл. 2).Семантические универсалии оценки своего образа жизни студентамиТаблица 2из числа коренных малочисленных народов Севера и некоренного населенияПредставители коренных малочисленных народов СевераПредставители некоренных народовВес признакаПризнакВес признакаПризнакСовпадающие качественно дескрипторы2,41Достойный2,4Достойный2,32Веселый2,14Веселый2,26Ответственный1,94Ответственный2,26Уважительный2,3Уважительный2,24Понимающий2,26Понимающий2,24Добрый1,78Добрый2,15Положительный2,28Положительный2,15Истинный2,04Истинный2,12Дружеский2,2Дружеский2,06Миролюбивый1,98Миролюбивый1,91Счастливый1,82Счастливый1,88Нравственный1,96НравственныйРазличающиеся качественно дескрипторы2,35Настоящий2,04Обеспеченный2,12Новый1,8Интересный2,06Осмысленный1,78Комфортный2,03Сытый1,94Привлекательный52Рябова М.А., Серкин В.П. Семантические оценки этнических стереотипов и образа жизни...Сравнение универсалий по всей выборке испытуемых демонстрирует, что об- раз жизни студентов из числа коренного и некоренного населения имеет множе- ство совпадающих характеристик: достойный, веселый, ответственный, уважи- тельный, понимающий, добрый, положительный, истинный, дружеский, миро- любивый, счастливый, нравственный. В целом, испытуемые обеих выборок оценивают свой образ жизни положительно, они считают, что он достойный, социальный, счастливый. Большое совпадение оценок студентов из числа корен- ных малочисленных народов Севера и из числа некоренных народов, возможно, обуславливается тем, что значительную часть выборки обеих групп испытуемых составляют студенты. Студентов как большую социальную группу волнуют во- просы самоопределения, выбора будущей профессии, получения образования, развития межличностных отношений.Следует отметить, что выделились и несовпадающие характеристики в оценке образа жизни обеими группами испытуемых. Оценки, вошедшие только в уни- версалию студентов из числа коренных малочисленных народов Севера: настоя- щий, новый, осмысленный, сытый, привлекательный. Оценки, вошедшие толь- ко в универсалию студентов из числа некоренных народов: обеспеченный, инте- ресный, комфортный. Различия в оценках своего образа жизни студентов из числа коренных малочисленных народов Севера и некоренных народов, возмож- но, обуславливается тем, что большинство опрашиваемых студентов из числа коренных народов в целях получения образования приехали из национальных поселков (Северо-Эвенского района, Чукотсткого автономного округа) в город и для них проживание в городе и обучение в университете воспринимается как что-то новое, интересное и привлекательное. Не исключается также, что студен- ты из числа коренных малочисленных народов Севера могут испытывать труд- ности в адаптации к новым условиям проживания, построении новых межлич- ностных и межгрупповых взаимодействий (большинство обучается группах, где преобладает инонациональное население).В результате проведения факторного анализа (анализ методом главных ком- понент, метод вращения варимакс с нормализацией Кайзера) было выявлено 12 оснований групповой оценки (факторов) своего образа жизни студентами из чис- ла коренных малочисленных народов Севера, объединяющих 83% дисперсии результатов и 14 оснований групповой оценки (факторов) своего образа жизни студентами из числа некоренных народов, объединяющих 80% дисперсии резуль- татов (табл. 3).Полученные данные показывают что наиболее значимыми для оценки своего образа жизни студенты из числа коренных малочисленных народов Севера счи- тают следующие параметры (курсивом выделен полюс шкалы, к которому тяго- теют оценки своего образа жизни испытуемых соответствующей группы): «непри- влекательность - привлекательность», «миролюбивость - враждебность», «ме- ланхоличность - сангвинистичность». Наиболее значимыми для оценки своего образа жизни студенты из числа представителей некоренного населения считают следующие параметры: «благополучие - неблагополучие», «враждебность - ми- ролюбивость», «сангвинистичность - меланхоличность». Следует отметить, что самым значимым параметром для оценки своего образа жизни коренных мало-53Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3численных народов Севера является «непривлекательность - привлекательность», данная оценка (по анализу совокупности шкал) свидетельствует о значимости оценки образа жизни со стороны других, иными словами, «важно, что скажут и как оценят другие». Параметр «непривлекательность - привлекательность» от- ражает социальную ориентированность у представителей коренных малочислен- ных народов Севера, которая проявляется в направленности на внешние крите- рии успешности. Эти результаты согласуются с данными, полученными в иссле- дованиях В.П. Серкина и В.Л. Соловенчук, в которых было установлено, что процесс межкультурной адаптации коренных малочисленных народов Севера среди некоренного населения идет по формальным критериям, представители коренных малочисленных народов Севера рассматривают цели и ценности, пред- ставляющиеся носителю культуры формализованными, как истинные культурные цели и ценности, то есть осознают их как истинные, личностные смыслы. При вхождении в культуру на первых этапах представители коренных малочисленных народов Севера ориентируются на внешние параметры успешности и состоятель- ности в жизни [12].Факторы оценки своего образа жизни студентами из числа коренных малочисленных народов Севера и некоренных народовТаблица 3Представители коренных малочисленных народов СевераПредставители некоренных народовШкалы фактораи значение дисперсии результатовНазвание фактораШкала фактораи значение дисперсии результатовНазвание фактораШкалы 1 фактора (16,26%)НепривлекательностьШкалы 1 фактора (10,27%)БлагополучиеШкалы 2 фактора (11,9%)МиролюбивостьШкалы 2 фактора (8,9%)ВраждебностьШкалы 3 фактора (9,97%)МеланхоличностьШкалы 3 фактора (8,9%)СангвинистичностьШкалы 4 фактора (6,8%)СогласованностьШкалы 4 фактора (6,3%)БесцельностьШкалы 5 фактора (5,98%)ВоинственностьШкалы 5 фактора (5,69%)ИндивидуальностьШкалы 6 фактора (5,63%)НепостоянствоШкалы 6 фактора (5,29%)БескорыстностьШкалы 7 фактора (5,13%)АвтономностьШкалы 7 фактора (5,25%)НепривлекательностьШкалы 8 фактора (5,06%)НеудобствоШкалы 8 фактора (4,84%)БезответственностьШкалы 9 фактора (4,73%)БезнравственностьШкалы 9 фактора (4,73%)АктивностьШкалы 10 фактора (4,1%)СамобытностьШкалы 10 фактора (4,72%)НенадежностьШкалы 11 фактора (3,88%)АктивностьШкалы 11 фактора (4,32%)НесостоятельностьШкалы 12 фактора (3,51%)ОбеспеченностьШкалы 12 фактора (3,96%)НепримиримостьШкалы 13 фактора (3,75%)ПостоянствоШкалы 14 фактора (3,75%)СамодостаточностьСамой значимой шкалой для представителей неоренных народов Севера яв- ляется параметр «благополучие - неблагополучие», данный параметр (по анали- зу совокупности шкал) говорит об оценке образа жизни в зависимости от «пси- хологического состояния», комфортности условий проживания, уровня матери- ального достатка. Интересно, что вторым по значимости фактором по весу оценки (у представителей коренных малочисленных народов Севера - 12%, не- коренных народов - 9%) своего образа жизни для обеих групп испытуемых яв- ляется параметр «миролюбивость - враждебность». При этом совокупность оце-54Рябова М.А., Серкин В.П. Семантические оценки этнических стереотипов и образа жизни...нок по этому фактору у представителей коренных малочисленных народов Се- вера ближе к полюсу «миролюбивость», а у представителей некоренных народов - к полюсу «враждебность». Таким образом, предположительно про- явлены глубокие основы культурных различий представителей коренного и не- коренного населения. Культура коренных малочисленных народов предполагает расселение на больших территориях, проживание малыми по численности груп- пами на значительной удаленности их друг от друга, провозглашение ценности каждого человека, малую конкуренцию или вообще отсутствие конкуренции за ресурсы. Напротив, у более многочисленного некоренного населения историче- ски обусловлены высокая конкуренция за жизнеобеспечение, ресурсы (в том чис- ле участки территории), проживание в более крупных населенных пунктах, иной опыт социального взаимодействия с большим количеством людей и пр.Следует отметить, что третьим по значимости фактором по весу оценки (у ко- ренных малочисленных народов Севера - 10%, некоренных народов - 8%) сво- его образа жизни для обеих групп испытуемых является параметр «меланхолич- ность - сангвинистичность». При этом совокупность оценок по этому фактору у коренных малочисленных народов Севера ближе к полюсу «меланхоличность», а у некоренных народов - к полюсу «сангвинистичность». Возможно, у пред- ставителей коренных малочисленных народов Севера параметр «меланхолич- ность» характеризует внутреннее состояние, причем у испытуемых преобладают негативно окрашенные оценки: грустный, пассивный, замкнутый. У представи- телей некоренных народов Севера параметр «сангвинистичность» в большей сте- пени характеризует направленность на социальное взаимодействие и включает позитивно окрашенные оценки: смелый, спокойный, настоящий.Таким образом, значительное количественное и качественное различие оценок своего образа жизни студентами из числа коренных малочисленных народов Се- вера и некоренных народов свидетельствует о том, что испытуемые на неосозна- ваемом, нерегулируемом уровне (факторная структура оценок) оценивают со- вершенно по-разному свой образ жизни (у представителей коренных малочис- ленных народов Севера - более интровертированный, у некоренных народов - более экстравертированный). При этом на осознаваемом, рефлексив- ном уровне (универсалии) испытуемые обеих выборок оценивают свой образ жизни более позитивно, чем на неосознаваемом, нерегулируемом уровне (фак- торная структура групповой оценки).Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.Существует специфика этнических стереотипов представителей коренных малочисленных народов Севера. Представители коренных малочисленных на- родов Севера идентифицируют себя со своей этнической группой, и в их пред- ставлениях о себе превалируют положительные оценки. Представители коренных малочисленных народов Севера считают, что представители других этносов оце- нивают их менее положительно, а в действительности представители некорен- ного населения оценивают их еще хуже этих представлений.Испытуемые обеих выборок на осознаваемом, рефлексивном уровне (универ- салии) более позитивно оценивают свой образ жизни, чем на неосознаваемом, нерегулируемом уровне (факторная структура групповых оценок).55Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3Испытуемые обеих выборок на неосознаваемом, нерегулируемом уровне (фак- торная структура групповых оценок) по-разному оценивают свой образ жизни (у представителей коренных малочисленных народов Севера - более интровер- тированный, у некоренных народов - более экстравертированный).Эмпирическое исследование показывает влияние этнических стереотипов и этнопсихологических особенностей на представления личности о себе, на харак- тер взаимодействия личности с окружающим миром и формирование особой этнической картины мира.В настоящее время государством ставятся задачи по сохранению и развитию национальной культуры, традиций и обычаев коренных народов, разрабатыва- ются целевые программы по поддержке социально-экономического развития коренного населения, вместе с тем эффективность выполнения этих задач зави- сит и от понимания психологических особенностей, специфики образа жизни и этнопсихологического статуса коренных малочисленных народов. Полученные теоретические и эмпирические данные могут быть использованы в разработке программ социально-психологической поддержки коренного населения, усиле- ния их активности и адаптированности в современных условиях межкультурно- го взаимодействия [2; 4; 9]. Результаты исследования могут позволить использо- вать в психологической практике новые аспекты регулирования процессов ме- жэтнических отношений. Исследование этнических отношений в среде коренных малочисленных народов в настоящее время содержит в себе новые возможности интерпретации фактов формирования представлений личности о своем образе жизни, своей этнической принадлежности, системы этнических представлений и оценок.
×

Об авторах

М А Рябова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Мясницкая ул., 20, Москва, Россия, 101000

В П Серкин

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Мясницкая ул., 20, Москва, Россия, 101000

Список литературы

  1. Бучек А.А. Этнопсихологические исследования «малых» народов северо-востока России // Люди великого долга: материалы междунар. ист. XXVI Крашенинниковских чтений. Петропавловск-Камчатский, 2009. С. 26-33.
  2. Исаев Е.А. Психологические аспекты поликультурной самоорганизации языковой личности студента // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32 (4). С. 24-28.
  3. Калита В.В., Панич О.Е. Кросскультурное исследование динамики этнических стереотипов русских и китайцев: монография. Владивосток: Дальнаука, 2012. 140 с.
  4. Карташова В.Н., Исаев Е.А. Культурное развитие студентов: аксиологический подход // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 114-119.
  5. Меняшев А.Е. Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин: автoреф. дисс. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2005. 22 с.
  6. Новиков А.Л., Новикова И.А. Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и психологических исследованиях // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2011. № 3. С. 63-71.
  7. Панкова С.Ю. Представления о пространстве и времени людей, проживающих в различных географических условиях: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Южно-Сахалинск, 2010. 24 с.
  8. Перепись населения РФ 2010 года. URL: http://www.magadanstat.ru
  9. Пузатых А.Н. Политика европейского союза в области языкового образования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32 (4). С. 135-141.
  10. Рябова М.А. Специфика межэтнических стереотипов представителей коренных малочисленных народов Севера // Вестник КРАУНЦ. Серия: «Гуманитарные науки». 2013. № 1 (21). С. 63-69.
  11. Семенова С.В. Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2006. 23 с.
  12. Серкин В.П. Проблемы системы образования коренных малочисленных народов Северо-Востока России в 2008 г. Магадан: Кордис, 2008. 75 с.
  13. Серкин В.П. Психосемантика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2016. 318 с.
  14. Современные проблемы социокультурного развития коренных малочисленных народов Севера: монография. Магадан: Изд-во СВГУ, 2009. 265 с.
  15. Хаховская Л.Н. Коренные народы Магаданской области в ХХ - начале ХХI в. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2008. 229 с.
  16. Langdon S.J. The Native People of Alaska. Anchorage: Greatland Graphics, 1989. 128 p.

© Рябова М.А., Серкин В.П., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах