Гендерные особенности копинг-стратегий мужчин и женщин

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эффективность совладающего поведения зависит от применения успешных стратегий, а также от индивидуальных особенностей человека. Возраст, пол, интеллект, социальный статус, гендерная идентичность - все эти факторы могут влиять на способность справляться с трудностями и психологическую устойчивость каждого человека. В современных психологических исследованиях встречается путаница между понятиями «пол» и «гендер». Несмотря на существование множества исследований копинг-стратегий мужчин и женщин, различия копинг-поведения в зависимости от гендера мало изучены. Цель исследования - анализ гендерно-специфических копинг-стратегий мужчин и женщин среднего возраста. Выборка российских мужчин и женщин (N = 286) была разделена по гендерному признаку на три подгруппы: маскулинная, андрогинная, фемининная. Для диагностики использовались тест гендерных ролей С. Бем (The Bem Sex-Role Inventory, BPRT) и опросник копинг-стратегий Лазаруса и Фолкмана (Test Ways of Coping Questionnaire, WCQ) в русскоязычных адаптациях. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что гендерная идентичность может определять специфику копинг-поведения людей: люди с различиями в биологической половой идентичности (мужчины и женщины) используют гендерно-специфические стратегии совладания (маскулинная, андрогинная, фемининная), если их гендерные ориентации совпадают. Исследование маскулинности, андрогинности и фемининности может способствовать изучению особенностей копинг-поведения и стать основой для лучшего понимания динамики поведения человека в стрессовой ситуации.

Об авторах

Ольга Александровна Овсяник

Московский государственный областной педагогический университет

Email: Ovsianik@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0274-1702

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии

Российская Федерация, 141014, Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Альбина Александровна Нестерова

Московский государственный областной педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: anesterova77@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-7830-9337

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии

Российская Федерация, 141014, Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Наталья Владимировна Сидячева

Московский государственный областной педагогический университет

Email: sidna@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-6454-964X

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии

Российская Федерация, 141014, Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Список литературы

  1. Antonova, N.V., & Ivanova, N.L. (2016). Gender differences in identity features and self-determination process. IAFOR Journal of Psychology & the Behavioral Sciences, 2(2), 47–64. https://doi.org/10.22492/ijpbs.2.2.04
  2. Баканова А.А. Экзистенциальный контекст преодоления кризисных ситуаций в зрелом возрасте. URL: http://hpsy.ru/public/x1174.htm (дата обращения: 14.05.2022).
  3. Bakhet, S.M.A. (2021). Responding to: Coping with stress among androgynous, and sextyped persons. Open Access Library Journal, 8(8), e7734. https://doi.org/10.4236/oalib.1107734
  4. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования. 2009. Т. 2. № 3. https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1001
  5. Bem, S.L. (1993). The lenses of gender: Transforming the debate of sexual inequality. New Haven: Yale University Press. https://doi.org/10.12987/9780300154252
  6. Боднар А.М., Боднар Э.Л. Исследование способов преодоления стресса у военнослужащих с различной гендерной идентичностью // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22. № 4 (154). С. 108–114.
  7. Bordean, O.N., Rácz, D.S., Ceptureanu, S.I., Ceptureanu, E.G., & Pop, Z.C. (2020). Gender diversity and the choice of conflict management styles in small and medium-sized enterprises. Sustainability, 12(17), 7136. https://doi.org/10.3390/su12177136
  8. Борисова И.В., Гулакова Е.С. Совладающее и защитное поведение жителей радиоактивно загрязненных территорий в зависимости от возраста и пола // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 1. C. 79–93. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-1-79-93
  9. Brems, C., & Johnson, M.E. (1989). Problem-solving appraisal and coping style: The influence of sex-role orientation and gender. The Journal of Psychology, 123(2), 187–194. https://doi.org/10.1080/00223980.1989.10542975
  10. Broderick, P.C., & Korteland, C. (2002). Coping style and depression in early adolescence: Relationships to gender, gender role, and implicit beliefs. Sex Roles, 46(7–8), 201–213. https://doi.org/10.1023/A:1019946714220
  11. Connell, R. (2011). Gender and social justice: Southern perspectives. South African Review of Sociology, 42(3), 103–115. https://doi.org/10.1080/21528586.2011.621242
  12. Eagly, A.H., & Wood, W. (2012). Social role theory. In P. Van Lange, A. Kruglanski & E. Higgins (Eds.), Handbook of Theories of Social Psychology (vol. 2, pp. 458–476). London: SAGE Publications Ltd. https://doi.org/10.4135/9781446249222.n49
  13. García-Vega, E., Rico, R., & Fernández, P. (2017). Sex, gender roles and sexual attitudes in university students. Psicothema, 29(2), 178–183. https://doi.org/10.7334/psicothema2015.338
  14. Graves, B.S., Hall, M.E., Dias-Karch, C., Haischer, M.H., & Apter, C. (2021). Gender differences in perceived stress and coping among college students. PLOS ONE, 16(8), e0255634. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0255634
  15. Haan, N. (1982). The assessment of coping, defense, and stress. In L. Goldberger & S. Breznitz (Eds.), Handbook of Stress: Theoretical and Clinical Aspects (pp. 258–273). New York: Free Press.
  16. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.
  17. Исаева Е.Р. Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (копинга) на примере российской популяции // Вестник ТГПУ. 2009. № 6 (84). С. 86–90.
  18. Кузнецова Л.Б. Психологические особенности переживания процесса старения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). С. 173–181.
  19. Lazarus, R., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. New York: Springer.
  20. Lazarus, R.S., Kanner, A.D., & Folkman, S. (1980). Emotions: A cognitive-phenomenological analysis. In R. Plutchik & H. Kellerman (Eds.), Theories of Emotion (pp. 189–217). New York: Academic Press. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-558701-3.50014-4
  21. Lipińska-Grobelny, A. (2011). Effects of gender role on personal resources and coping with stress. International Journal of Occupational Medicine and Environmental Health, 24(1), 18–28. https://doi.org/10.2478/s13382-011-0002-6
  22. Lippa, R.A. (2005). Gender, nature, and nurture (2nd ed.). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781410612946
  23. Lorenzi-Cioldi, F. (1996). Psychological androgyny: A concept in search of lesser substance. Towards the understanding of the transformation of a social representation. Journal for the Theory of Social Behaviour, 26(2), 137–155. https://doi.org/10.1111/j.1468-5914.1996.tb00526.x
  24. Mahmoudi, F., & Ÿzkan, Y. (2016). Practicum stress and coping strategies of pre-service English language teachers. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 232, 494–501. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.067
  25. Marhenke, T., & Imhoff, R. (2019). Does Bem´s Psychological Androgyny map on gender or sex differences in faces? Psychology, Society & Education, 11(1), 99–112. https://doi.org/10.25115/psye.v11i1.2071
  26. Mayer, D.M. (2018, October 8). How men get penalized for straying from masculine norms. Harvard Business Review. Retrieved May 21, 2022, from https://hbr.org/2018/10/how-men-get-penalized-for-straying-from-masculine-norms
  27. Mayor, E. (2015). Gender roles and traits in stress and health. Frontiers in Psychology, 6, 779. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00779
  28. Moos, R.H., & Billings, A.G. (1982). Conceptualizing and measuring coping resources and processes. In L. Goldberger & S. Breznitz (Eds.), Handbook of Stress: Theoretical and Clinical Aspects (pp. 212–230). New York: Free Press.
  29. Нартова-Бочавер С.К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.
  30. Nesterova, A.A., & Suslova, T.F. (2014). Study of families of migrants need in psychological help. The International Conference on Social Science and Humanity. Conference Proceedings (pp. 97–108). London: SCIEURO.
  31. Nolen-Hoeksema, S. (1987). Sex differences in unipolar depression: Evidence and theory. Psychological Bulletin, 101(2), 259–282. https://doi.org/10.1037/0033-2909.101.2.259
  32. Ovsyanik, O.A. (2013). Gender differences in age perception by women aged 40-60 in Russia and Australia. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 6(2), 223–234.
  33. Sachkova, M.E., & Timoshina, I.N. (2016). Gender aspects of status in teenage student groups. Psychology in Russia: State of the Art, 9(2), 167–176. https://doi.org/10.11621/pir.2016.0213
  34. Seidler, Z.E., Rice, S.M., Kealy, D., Wilson, M.J., Oliffe, J.L., & Ogrodniczuk, J.S. (2021). Men’s shame and anger: Examining the roles of alexithymia and psychological distress. The Journal of Psychology, 156(1), 1–11. https://doi.org/10.1080/00223980.2021.1977598
  35. Sinnott, J.D., & Shifren, K. (2001). Gender and aging: Gender differences and gender roles. In J.E. Birren & K.W. Schaie (Eds.), Handbook of the Psychology of Aging (5th ed., pp. 454–476). San Diego: Academic Press.
  36. Spangenberg, J.J., & Lategan, T.P. (1993). Coping, androgyny, and attributional style. South African Journal of Psychology, 23(4), 195–203. https://doi.org/10.1177/008124639302300406
  37. Starr, C.R., & Zurbriggen, E.L. (2017). Sandra Bem’s gender schema theory after 34 years: A review of its reach and impact. Sex Roles, 76(9–10), 566–578. https://doi.org/10.1007/s11199-016-0591-4
  38. Tamres, L.K., Janicki, D., & Helgeson, V.S. (2002). Sex differences in coping behavior: A meta-analytic review and an examination of relative coping. Personality and Social Psychology Review, 6(1), 2–30. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr0601_1
  39. Vafaei, A., Ahmed, T., Freire, A.d.N.F., Zunzunegui, M.V., & Guerra, R.O. (2016). Depression, sex and gender roles in older adult populations: The International Mobility in Aging Study (IMIAS). PLOS ONE, 11(1), e0146867. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0146867
  40. Vafaei, A., Alvarado, B., Tomás, C., Muro, C., Martinez, B., & Zunzunegui, M.V. (2014). The validity of the 12-item Bem Sex Role Inventory in older Spanish population: An examination of the androgyny model. Archives of Gerontology and Geriatrics, 59(2), 257–263. https://doi.org/10.1016/j.archger.2014.05.012
  41. Van den Brande, W., Baillien, E., De Witte, H., Vander Elst, T., & Godderis, L. (2016). The role of work stressors, coping strategies and coping resources in the process of workplace bullying: A systematic review and development of a comprehensive model. Aggression and Violent Behavior, 29, 61–71. https://doi.org/10.1016/j.avb.2016.06.004
  42. Варабина А.В., Егорова Т.В. Гендерные особенности совладающего поведения современных подростков // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Международной научной конференции (Кострома, 22–24 сентября 2016 г.): в 2 т. Т. 1 / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2016. С. 288–290.
  43. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: НИПНИ имени В.М. Бехтерева, 2009. 38 с.
  44. Villada, C., Espin, L., Hidalgo, V., Rubagotti, S., Sgoifo, A., & Salvador, A. (2017). The influence of coping strategies and behavior on the physiological response to social stress in women: The role of age and menstrual cycle phase. Physiology & Behavior, 170, 37–46. https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2016.12.011
  45. Волкова О.Н., Коссова Е.Г., Чехлатый Е.И. Исследование качества жизни здоровых людей и стратегий совладания в гендерном аспекте // Вестник психотерапии. 2005. № 13 (18). С. 65–75.
  46. Zeman, J., & Garber, J. (1996). Display rules for anger, sadness, and pain: It depends on who is watching. Child Development, 67(3), 957–973. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1996.tb01776.x

© Овсяник О.А., Нестерова А.А., Сидячева Н.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах