Вклад Т.Г. Стефаненко в развитие этнопсихологии в РУДН: вдохновляющее лидерство

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описываются разные формы сотрудничества Татьяны Гавриловны Стефаненко с преподавателями, аспирантами и студентами кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов, самого многонационального вуза России. Представлен вклад Татьяны Гавриловны в развитие этнопсихологической науки и практики в РУДН: в преподавание этнопсихологии, проведение тренингов межкультурной компетентности, организацию совместных научных исследований межкультурной адаптации иностранных студентов и других этнопсихологических проблем.

Полный текст

Первая встреча и знакомство обоих авторов с Т.Г. Стефаненко произошли в средине 80-х годов ХХ века на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В то время Татьяна Гавриловна Стефаненко была секретарем комсомольской организации факультета психологии, а О. Маслова - студенткой 2-го курса и членом комитета комсомола факультета. В памяти остались принципиальность, честность, очень демократичный стиль руководства Татьяны и ее неформальность как в комсомольской работе, так и в общении в целом, которые сохранились и в дальнейшем. И. Новикова была В основу статьи легло выступление авторов на 20-ом Круглом столе заведующих кафедрами и преподавателей кафедр социальной психологии и кафедр, ведущих подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона, посвященном памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко, 27 ноября 2018 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (полный отчет см.: http://www.psy.msu.ru/science/conference/ethnopsychology/2018/index.html) студенткой кафедры социальной психологии и слушала спецкурс Татьяны Гавриловны «Этнопсихология», который, вероятно, был первым и в то время единственным в стране. Так как одна из ее близких подруг писала курсовую, а потом и дипломную работу под руководством Татьяны Гавриловны, то ей посчастливилось поучаствовать в проведении одного из немногих психологических кросс-культурных исследований, которые тогда только начинались в Советском Союзе. Символично, что авторы статьи познакомились друг с другом, а чуть позже начали сотрудничество с Т.Г. Стефаненко (уже как коллеги), благодаря РУДН. Ведь для РУДН этнопсихология - это не только наука, но и сама жизнь. Российский университет дружбы народов (РУДН) с момента своего создания в 1960 году является самым многонациональным вузом нашей страны. В настоящее время в РУДН обучается около 9000 иностранных студентов из 155 стран мира. Именно межкультурное пространство - «визитная карточка» РУДН - то, что создает его особую атмосферу. В связи с этим вполне логично, что этнопсихология и как наука, и как практика в РУДН играет важную роль. Даже самые первые учебные планы бакалавриата направления «Психология» в РУДН, которое было открыто в 1999 году, предусматривали изучение этнопсихологии, хотя ГОС второго поколения, на основе которого тогда шло обучение, не включал этот предмет в число обязательных дисциплин. Первый курс «Этнопсихология» был прочитан для студентов-психологов РУДН в 2003-2004 учебном году, и, конечно, основным учебником являлся (и является до сих пор) учебник Т.Г. Стефаненко, а с 2006 года - ее практикум «Этнопсихология». Вспоминается, как один из студентов-второкурсников, который писал курсовую работу по межкультурной проблематике, читая учебник Татьяны Гавриловны в метро, проехал свою остановку и дал такую оценку учебнику: «Читается, как детектив!». Говоря о вкладе Т.Г. Стефаненко в преподавание этнопсихологии, нельзя не сказать о том, что в октябре 2008 года она инициировала проведение 1-го Круглого стола заведующих кафедрами и преподавателей кафедр социальной психологии и кафедр, ведущих подготовку по социально-психоло- гическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона, на заседание которого, конечно же, были приглашены представители кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН. Важнейшим вопросом, который был поставлен Татьяной Гавриловной на этом заседании, был вопрос о сохранении и возможном увеличении социально-психологических дисциплин в новом образовательном стандарте (тогда шла разработка и обсуждение ФГОС ВПО третьего поколения). Во многом благодаря ее усилиям и усилиям коллег, которых ей удалось сорганизовать, в базовую часть профессионального цикла современных образовательных стандартов бакалавриата по направлению «Психология» входит не только «Социальная психология», но и «Этнопсихология». Татьяна Гавриловна всегда подчеркивала уникальность этого сообщества преподавателей социально-психологических дисциплин, отличающихся от преподавателей других психологических дисциплин. Сама идея организации и проведения этих Круглых столов на абсолютно бескорыстной основе при огромной загруженности научной, методической, управленческой работой, еще раз подчеркивает многогранность личности Татьяны Гавриловны, ее преданность любимому делу (Соловьева, 2019). При жизни Т.Г. Стефаненко было проведено девятнадцать заседаний Круглого стола, двадцатое, юбилейное, в ноябре 2018 года прошло уже без нее и было посвящено ее памяти. Отрадно, что и после ухода Татьяны Гавриловны эта ее инициатива живет: благодаря усилиям О.В. Соловьевой и О.Б. Крушельницкой в октябре 2019 года состоялся 21-й Круглый стол на тему «Отечественная социальная психология: прошлое, настоящее, будущее». Общеизвестно, что Т.Г. Стефаненко внесла огромный вклад в становление и развитие этнопсихологии в нашей стране. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что она сыграла важную роль в развитии этнопсихологии в РУДН и много сделала для того, чтобы эта наука не была оторвана от практики. Именно Татьяна Гавриловна, отвечая на вопрос одного из авторов (клинического психолога), приглашенного для работы в РУДН при открытии направления «Психология», о том, что возможно изучать и делать полезного в РУДН, однозначно и быстро сказала: «Заниматься межкультурной адаптацией», тем самым определив вектор будущей совместной практической и исследовательской работы на долгие годы. Межкультурное взаимодействие в РУДН - норма жизни, поэтому и студентам, и преподавателям, прежде всего, необходимо развивать межкультурную компетентность (МКК). Межкультурный тренинг как основной метод развития межкультурной компетентности в России стал развиваться относительно недавно. Пионерами развития межкультурного тренинга в нашей стране являются Т.Г. Стефаненко, О.В. Лунева, Н.М. Лебедева, М.Ю. Мартынова (Лебедева и др., 2003, 2004, 2004а, 2004б). Татьяна Гавриловна стояла у истоков такой работы и в РУДН. В силу необходимости и интереса авторы проводили тренинги по развитию МКК, опираясь главным образом на опубликованные работы вышеназванных авторов, но обучать, не будучи участниками, не пропустив через себя - проблематично. Поэтому большой удачей для преподавателей, аспирантов и студентов кафедры социальной и дифференциальной психологии была программа повышения квалификации «Межкультурное взаимодействие и развитие этнокультурной компетентности в международно ориентированном университете» (72 ч.), реализованная под руководством Т.Г. Стефаненко непосредственно в стенах РУДН осенью 2008 года. Изюминкой программы был 3-дневный обучающий тренинг развития МКК, проведенный Т.Г. Стефаненко и О.В. Луневой. И хотя некоторые элементы тренинга уже были известны участникам по литературе, осталось совершенно непередаваемое ощущение от того, как должно проводить каждое упражнение и тренинг в целом, яркие воспоминания отдельных эпизодов, диалогов и обсуждений. Этот опыт участия в межкультурном тренинге, безусловно, был очень полезен всем участникам, в дальнейшем стал использоваться и применяться шире и с бóльшей уверенностью - для обучения студентов и коллег. Безусловно, что благодатная многокультурная среда РУДН не могла не стать «полем» для научно-исследовательской работы. Т.Г. Стефаненко сыграла одну из ключевых ролей в организации этнопсихологических и кросскультурных исследований в РУДН. При непосредственном участии Татьяны Гавриловны нам удалось выиграть конкурс и реализовать одну из первых Федеральных целевых программ «Межкультурная адаптация иностранных студентов в России: диагностика и пути оптимизации» (2009-2013 годы; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 года). Татьяна Гавриловна помогала в формулировке темы, ее ценные рекомендации помогли выигрышно представить актуальность проблемы. Позже она дала возможность пользоваться своей богатейшей личной библиотекой, главным образом книгами на английском языке, в числе которых The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology (ed. by D.L. Sam & J.W. Berry), Handbook of Intercultural Training (ed. by D. Landis, J.M. Bennett & M.J. Bennett), The Psychology of Culture Shock (by C. Ward, S. Bochner & A. Furnham), Improving Intercultural Interactions (ed. by K. Cushner, R.W. Brislin). Это было очень важно, так как тогда еще не было широкого свободного доступа к зарубежным базам данных. Наши студенты и аспиранты переводили работы классиков кросс-культурной психологии, мы все вместе впервые знакомились с первоисточниками, обсуждали исследования зарубежных коллег, планировали собственные. Участие в этой программе дало мощный импульс для проведения научных исследований в сфере этнопсихологии, межкультурной коммуникации и межкультурной адаптации преподавателями, аспирантами, студентами кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН, что нашло отражение в сотнях курсовых и дипломных работ, десятках диссертационных исследований, выигранных грантах РГНФ и РФФИ. Результаты этой работы были представлены на десятках, если не сотнях, научных форумах разного уровня в России и за рубежом, опубликованы в монографиях, энциклопедиях, статьях в рецензируемых журналах, индексируемых в РИНЦ, Scopus, WoS, PsycINFO и др. (Маслова, Джидарьян, 2016; Chebotareva, 2011; Maslova, 2018; Novikova, Vorobeyva, 2019 и др.). Вспоминаются традиционные этнопсихологические конференции в Смоленском гуманитарном университете и в МГППУ, во время которых состоялись незабываемые и душевные встречи с Татьяной Гавриловной преподавателей, аспирантов, студентов кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН. В свою очередь, она сама и коллеги с кафедры социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова участвовали в нашей традиционной конференции «Личность в межкультурном пространстве» (Бовина, 2008; Стефаненко и др., 2009 и др.). Отдельно нужно сказать об отношении Татьяны Гавриловны к аспирантам и студентам: как своим, так и «чужим», тем более, что этот аспект также затрагивает ее взаимоотношения с РУДН. С одной стороны, Татьяна Гавриловна всегда старалась помочь в сборе данных своим ученикам, и мы помогали в организации эмпирических исследований ее аспирантов и студентов. С другой стороны, приглашая нас на различные мероприятия в МГУ, она всегда просила приходить со студентами, и мы с удовольствием участвовали в конференциях, мастер-классах, дискуссиях. Студенты чувствовали ее заинтересованное доброе отношение и с удовольствием включались в диалог. Татьяна Гавриловна особенно любила работать с иностранными (международными) студентами, любила культурный колорит во всех его проявлениях. И когда она проводила обучающие тренинги по развитию межкультурной компетентности, то требовала обязательного включения в группу иностранных участников, чтобы была не имитация, а реальная межкультурная коммуникация. Студенты нашей кафедры неоднократно участвовали в работе подсекции «Этнопсихология» Международного научного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (этой подсекцией до 2017 года традиционно руководила Т.Г. Стефаненко). Блестящий доклад студента бакалавриата РУДН Кейтли Джонатона Томаса (Антигуа и Барбуда) на тему «Особенности межкультурной адаптации африканских студентов в России» в 2017 году был признан лучшим не только в подсекции «Этнопсихология», но и в секции «Психология» в целом. В 2018 году доклад студентки магистратуры нашей кафедры Отго Жамбал (Монголия) об адаптации «Опросника адаптации личности к новой социокультурной среде » (АЛКСС) на монгольском языке был отмечен в номинации «Актуальность и новизна исследования» на секции по этнопсихологии. Отметим, что русскоязычный вариант этой методики в авторской адаптации в свое время передала нам лично Татьяна Гавриловна, когда мы только начинали исследования межкультурной адаптации иностранных студентов. Студент РУДН Кейтли Джонатон Томас (Антигуа и Барбуда) с Т.Г. Стефаненко (слева) и с ректором МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничим (справа): вручение сертификата и диплома за лучший доклад на секции «Психология» Международного форума «Ломоносов», апрель 2017 года [RUDN University student Kaithly Jonaton Salvador Thomas (Antigua and Barbuda) with Tatiana G. Stefanenko (left) and Viktor A. Sadovnichiy (right), Lomonosov Moscow State University rector: presentation of a certificate and diploma for the best report in the Psychology section at the Lomonosov International Forum, April 2017] Мы считаем, что во многом благодаря такой активной учебной, практической и научно-исследовательской работе по кросс-культурной и этнопсихологической проблематике, которая с помощью Т.Г. Стефаненко соответствовала международным трендам и самым высоким стандартам, именно в РУДН в 2013 году было открыто первое в России отделение Международного психологического общества почета Psi Chi. Членство в данном обществе во всем мире считается подтверждением качества психологического образования и опыта научных исследований студентов. 15 ноября 2018 года в рамках программы Международной конференции молодых ученых «Психологическая наука и практика» состоялся круглый стол, посвященный 5-летию отделения Psi Chi в РУДН, которое и спустя 5 лет остается единственным в России (Novikova et al., 2019). В своем приветственном письме на имя ректора РУДН профессор Гарольд Такушьян написал: «Хотя в России существует много выдающихся университетов, РУДН уже 5 лет остается единственным среди 1100 вузов в России, в котором открыто отделение Psi Chi, продолжающее служить образцом для других учебных заведений. Передаю сердечные поздравления и благодарность РУДН за ваше вдохновляющее лидерство!». Этот эпитет «вдохновляющее лидерство» (inspiring leadership) с полным правом можно отнести к Татьяне Гавриловне, ее роли в развитии этнопсихологии в РУДН как учебной дисциплины, направления научных исследований и практических разработок. Она увлекала (и продолжает увлекать) изучающих этнопсихологию своими учебниками: содержательно четкими, но неформальными; заражала (и заразила на всю жизнь) своей влюбленностью в этнопсихологию; вдохновляла (и продолжает вдохновлять) на изучение все новых и новых психологических проблем в кросс-культурном аспекте, за что мы ей всегда будем искренне благодарны!

×

Об авторах

Ирина Александровна Новикова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: novikova-ia@rudn.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Ольга Васильевна Маслова

Российский университет дружбы народов; Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ

Email: maslova-ov@rudn.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Список литературы

  1. Бовина И.Б. «Риск - благородное дело!»: социальные представления о риске среди молодежи // Личность в межкультурном пространстве: материалы Международной конференции, посвященной 100-летию социальной психологии. М.: РУДН, 2008. Ч. I. С. 287-290
  2. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: учебное пособие для студентов психологических специальностей. М.: Привет, 2004. 358 с.
  3. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: учебное пособие для студентов психологических специальностей. 2-е изд. М.: МАКС Пресс, 2012. 360 с.
  4. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности. М.: Изд-во РУДН, 2003. 268 с.
  5. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Кн. 1. Теория и методология. М.: Изд-во РУДН, 2004а. 195 с.
  6. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Кн. 2. Программа тренинга. М.: Изд-во РУДН, 2004б. 300 с.
  7. Маслова О.В., Джидарьян И.А. Представления о любви и культура: результаты эмпирического исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 114-119
  8. Соловьева О.В. На стыке социальной психологии, этнопсихологии и культуры: к 70-летию со дня рождения Татьяны Гавриловны Стефаненко (24.11.1949 - 28.01.2018) // Национальный психологический журнал. 2019. № 4. С. 28-34. http://dx.doi.org/10.11621/npj.2019.0403
  9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2014. 352 с
  10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2013. 224 с
  11. Стефаненко Т.Г., Бовина И.Б., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Представления о России в современном мире // Личность в межкультурном пространстве: материалы IV Международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов. М.: РУДН, 2009. Ч. I. C. 301-307
  12. Chebotareva E.J. Intercultural adaptation to Russia of students from Asia, Africa, Latin America and the Middle East // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2011. No. 3. Pp. 6-11
  13. Maslova O.V. Value shifts in Vietnamese students studying in Russia // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. No. 2. Pp. 17-27. http://dx.doi.org/10.11621/pir.2018.0202
  14. Novikova I.A., Tarkhova V.S., Kardashova S.Z., Kharitonenko A.A. First and Only Russian Psi Chi Chapter: 5 years at the RUDN University! // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2019. Vol. 16. No. 1. Pp. 101-109. http://dx.doi.org/10.22363/2313-16832019-16-1-101-109
  15. Novikova I.A., Vorobyeva A.A. The Five-Factor Model: Contemporary Personality Theory // Cross-Cultural Psychology: Contemporary Themes and Perspectives / ed. by K.D. Keith. Hoboken, New Jersey: Wiley-Blackwell, 2019. Pp. 685-706. http://dx.doi.org/10.1002/9781119519348.ch33

© Новикова И.А., Маслова О.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах