Том 27, № 4 (2023): ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ И НЕЙРОНАУКИ
- Год: 2023
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1714
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-4
Весь выпуск
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ И НЕЙРОНАУКИ
Философия и нейронауки: перспективы взаимодействия
Аннотация
Проанализированы современные редуктивистские и антиредуктивистские подходы к пониманию взаимодействия философии и нейронаук, подвергнуты анализу содержание и основания для употребления понятий «нейронаука» и «нейронауки», «философия нейронаук» и «нейрофилософия». Описаны вехи развития нейроредуктивизма от аргументов Патриции Чёрчленд в поддержку «интертеоретической редукции» через элиминативизм Фрэнсиса Крика к «беспощадному редукционизму» Джона Бикла. Проанализированы онтологические, методологические и эпистемические основания для редукции к нейронаукам иных способов представления сознания и тела. С опорой на поствитгенштейнианскую парадигму философии нейронаук Макса Беннета, Питера Хакера и Эндрю Рейнольдса описаны семантические проблемы, возникающие в нейронауках при попытке эпистемической редукции и происходящие от невозможности устранить базовый метафорический уровень смыслообразования и передачи, коренящийся в обыденном языке и его фигурах, среди которых особенно важны метафоры. Дескриптивистский подход к языку нейронаук противопоставлен «нейроревизионизму» - попытке «исправить» сложившиеся способы осмысления сознательности и телесности, родственной более ранним ревизионизмам, в частности физикализму, и вынужденной иметь дело с аналогичными проблемами. Редукция - операция «возвращения», сама понимаемая метафорически, - и антиредукция, сопротивляющаяся научному ревизионизму и «возвращающая» понимание к уровню обыденного языка, а философию к дескриптивной работе, представлены как круговое герменевтическое движение, необходимое для научного и философского понимания, но не ведущее к дисциплинарной гегемонии или «победе» одной из сторон. В заключении статья содержит очерк публикаций, вошедших в рубрику.
Актуальность междисциплинарных подходов в исследовании сознания
Аннотация
Исследование посвящено обоснованию целесообразности междисциплинарного подхода в исследовании сознания. Многогранность сознания как феномена, загадочность природы и истории формирования сознания, разница подходов к трактовке самого термина «сознание» и связанных с ним понятий обуславливают многообразие возможностей в изучении этой проблемы. Различные подходы к осмыслению сознания выработаны сегодня в философии, психологии, биологии, медицине, нейронауках, социологии, когнитивных и компьютерных науках, лингвистике и ряде других научных областей. Начиная с конца 1980-х гг. можно заметить взрывной рост интереса к проблеме сознания в философии и науке, в это время появляются исследования Бернарда Баарса, Дэниела Деннета, Роджера Пенроуза, Фрэнсиса Крика и Кристофера Коха, Дэйвида Чалмерса, которые наметят основные подходы к разработке проблемы сознания и отчетливо обозначат междисциплинарность таких исследований. В исследовании рассмотрены особенности феномена сознания и очерчен круг основных теоретических вопросов, наиболее актуальными из которых являются так называемая «сложная проблема сознания» (как мозг порождает сознание и почему это происходит), вопрос соотношения ментальных и физических процессов и связанная с этим проблема «разрыва в объяснении», вопрос о правомерности рассмотрения первичности мозга по отношению к сознанию, определение места сознания в современной научной картине мира, а также изменение этической и мировоззренческой проблематики в связи с развитием искусственного интеллекта, нейросети и медицинских технологий. Исходя из сложности и многоаспектности исследовательского поля, связанного с проблемой сознания, разнообразия намеченных подходов изучения этой проблемы в философии и науке, дискуссионности самих формулировок поставленных вопросов и остроты научной дискуссии автор заключает, что наибольшими эвристическими возможностями сегодня обладают междисциплинарные исследования сознания.
Удержание и переворачивание камеры-обскуры
Аннотация
В предлагаемом исследовании рассматривается критическое взаимодействие между идеологией, опосредованной реальностью и ролью, которую восприятия, убеждения и действия людей играют в этом процессе. При этом исследование углубляется в изучение того, как властные структуры и доминирующие нарративы влияют на культурное самовыражение и, следовательно, на социальные действия. Таким образом, утверждается, что в современном обществе ситуационистское понятие «спектакля» заменило любое понимание реальности и создало овеществленный социальный мир, в котором доминируют товары, которые усиливают господствующие идеологии и определяют субъективное восприятие. Кроме того, рассматривается влияние этой опосредованной реальности на личную субъективность и активность. Опираясь на метафору Маркса о «камере-обскуре» как идеологии, она утверждает преобразующий «переворот перспективы», который меняет то, как люди смотрят на окружающую среду и взаимодействуют с ней. В конечном счете, это исследование подчеркивает глубокое влияние «спектакля» на социальные отношения, идеологию и восприятие, выступает за преобразующий и творческий подход, который побуждает людей сопротивляться захвату зрелища, восстанавливать свою свободу воли и развивать новые перспективы взаимодействия с миром. Расширение взгляда тонко отсылает к основе экономии, проявляющейся как «ложное сознание», отраженное камерой-обскура как перевернутое изображение, но корректируемое с помощью очков и зеркал внутри отражающего аппарата.
Неосознанность присутствия Другого в современном обществе в эпоху массовой цифровизации
Аннотация
Обсуждается, как существенное развитие технологий, особенно платформ социальных сетей, в последние десятилетия радикально изменило условия, которые очень сильно влияют на человеческие отношения. Представлен обзор того, как новые технологии повлияли на межличностные человеческие отношения, создав новую среду, в которой происходит общение и которая в будущем может стать исключительно виртуальной. Затем рассматривается теория Левинаса о личности и ее постоянное сознание Другого с точки зрения того, как теория Левинаса связана с современным обществом. В этой теории освещается процесс того, как каждый человек в течение своего существования стремится найти Другого, но часто не может этого сделать, и насколько важен в этом процессе контакт с Другим. Объясняется, что Левинас подчеркивает важность встречи с Другим, но указывает, что мы часто не делаем этого и в конечном итоге встречаемся с Третьим, неоригинальной формой Другого. Наконец, выдвигается гипотеза, что невозможность найти Другого в современном мире может быть связана с развитием цифровизации, поскольку новые медиа часто несут ответственность за создание дистанции в человеческих отношениях и, следовательно, не могут быть единственным средством создания отношений с другими людьми. Поскольку личное общение и встречи друг с другом являются важными компонентами развития значимых межличностных отношений.
«Общий знаменатель» в решении многофакторных задач интеллектуальными системами
Аннотация
Важнейшим свойством, отличительной чертой любой интеллектуальной системы является ее способность принимать решения. При этом чем сложнее задачи, чем больше и разнообразнее исходные данные, тем важнее, чтобы принимаемое решение было всесторонне рассмотрено и оценено. Во многих случаях одновременно поступающие разнообразные исходные данные, если их рассматривать в отдельности и принимать на основе такого рассмотрения решения, приводят к совершенно различным результатам, часто противоречащим друг другу. Поэтому в процессе разработки и внедрения искусственного интеллекта (ИИ) особенно важно исследовать «механизм» принятия решения в условиях противоречивости поступающих исходных данных и необходимости установления некого обобщающего правила, согласно которому можно найти гармонизирующее решение с учетом различных влияющих факторов. Совершенно очевидно, что, устанавливая правила принятия решения, необходимо стремиться к тому, чтобы оно имело «положительный» результат с точки зрения решаемой задачи. Это, несомненно, требует анализа последствий принимаемого решения в установленном масштабе времени, что может быть обеспечено за счет соответствующих обратных связей, которые позволят вносить необходимые корректирующие действия. Искусственный интеллект в современных формах практической реализации имеет, как правило, цифровое воплощение. Следует учитывать, что при цифровом представлении данных неизбежна погрешность отображения исходных значений, когда рассматриваются и анализируются процессы, имеющие непрерывную сущность. Поскольку цифровая модель обладает определенными ограничениями и характерными свойствами при анализе и обработке исходных данных, то логично предположить, что по этой причине может существовать некий общий подход, некое общее правило, согласно которому принимается решение в условиях разнообразных исходных данных и необходимости учета соответствующих последствий после принятия решения. В данном исследовании проведен поиск такого механизма принятия решения, гармонизирующего его согласно поступающим внешним и имеющимся внутренним исходным данным.
Человеческое и нечеловеческое сознание: имеют ли они общие характеристики?
Аннотация
В данном исследовании рассматриваются возможные общие характеристики человеческого и нечеловеческого сознания. В основном статья направлена на анализ сознания животных и, в определенной степени, разумного искусственного интеллекта (ИИ). Представлен обзор основных теорий, касающихся сознания, в частности теорий нейробиологии и когнитивной науки, а также их материалистической основы на нейроанатомическом и нейрофизиологическом уровне, подчеркивается роль, которую играет префронтальная кора как у людей, так и у животных. Затем рассматриваются отдельные аспекты сознания, такие, в частности, как эмоции, и представлены три широкие традиции, анализирующие человеческие эмоции, а именно такие, как чувства, оценки и суждения, а также исследующие эмоции животных. Затем предложенные модели метапознания и памяти используются для углубления анализа общих характеристик человеческого и нечеловеческого сознания. Это также затрагивает теорию платформ, которая имеет возможность соединить сознание человека, животного и искусственного интеллекта. Хотя эта теория находится еще в стадии обсуждения. Исследование заканчивается ссылками на социальное поведение животных, их взаимодействие с людьми, их возможную онтогенетическую близость, выраженную в биолингвистике, а также на открытия компьютерной этологии, которые помогают создавать модели психических расстройств человека. Результаты исследования подтверждают близость между людьми и животными, их сознания на уровне нейрофизиологии, эмоций и метапознания. Однако, в отличие от животных и искусственного интеллекта, человеческое сознание более сложное и далекое от кибернетических и вычислительных моделей, поскольку оно связано с различными видами податливости, реконсолидации, нейронной пластичности, с различными концепциями эмоций и некоторыми психическими патологиями.
Квантовая концепция сознания: за или против?
Аннотация
Рассматривается проблемная гипотеза возможных подходов к выявлению квантово-физических оснований функционирования сознания. Авторы исходят из того, что в современных условиях ни одна наука, ни все науки вместе взятые не дают окончательного ответа на вопрос о «механизме» происхождения мысли. Однако это совершенно не означает того, что исследования в этом направлении необходимо остановить. Авторы выражают уверенность в том, что современные и последующие исследования «квантовой концепции сознания» приведут к выявлению ранее неизвестных закономерностей, открывающих путь к формированию новых принципов и подходов. В качестве примера рассматривается соответствующая концепция Пенроуза - Хамероффа. Квантовая механика дополняет инструментарий нейробиологии и других отраслей нейронауки, которые в совокупности формируют междисциплинарную область знаний, динамически растущую и развивающуюся. Авторы не являются апологетами всесилия квантовой физики. Квантовые корреляты сознания фактически означают, что не сама по себе сегодняшняя квантовая механика объясняет возникновение ментальных состояний, а то, что в рождении этих состояний существенно то, что в самом процессе становления нейродинамических импульсов в нейронах коры головного мозга, порождающих ментальные состояния, лежат процессы квантовой природы. Следует также признать, что квантово-молекулярный уровень (наноуровень) процессов в нейронах головного мозга реально существует, и именно он является истоком протосознания. Наука стремится идти вперед, появляются новые исследовательские программы в рамках квантовой биологии, квантовой психологии, квантовой информатики, которые в свою очередь могут проливать свет на гипотезу «квантовой концепции сознания».
Философско-методологические проблемы современной нейротеологии
Аннотация
В современной науке актуальны исследования, направленные на изучение функционирования головного мозга человека при воздействии на него различных факторов социально-природной среды, в том числе и религиозных практик - как личностных, так и общественных. Целью исследования является рассмотрение сложившегося состояния нейротеологии как новой области знания и анализ возможностей ее взаимодействия с уже существующими социально-гуманитарными дисциплинами; в качестве материала для исследования привлекаются обзорные, аналитические и критические публикации российских и зарубежных ученых. Обращается внимание на философско-методологические проблемы, которые нейротеологии требуется разрешить для того, чтобы определить свое место в современном когнитивном пространстве в качестве его органической составляющей. Прежде всего, по мнению авторов, представителям этой науки необходимо обогатить сформировавшийся эмпирический базис теоретическими обобщениями, для чего следует реализовать декларируемый ими принцип междисциплинарности и привлечь к общей работе специалистов из различных областей гуманитаристики. В выдвигаемых нейротеологами гипотезах вопрос об онтологическом существовании объектов религиозного опыта признается эпистемологически неразрешимым, однако при построении философско-мировоззренческой концепции невозможно ограничиваться подобными утверждениями, нужно тем или иным образом выразить отношение к внешней и внутренней для человека реальности. Отмечается, что разрабатываемая в нейротеологии идея о генетической трансляции качеств «мозга/сознания» в процессе «когнитивной эволюции» человечества возвращает нас к социально-детерминистическим и механистическим воззрениям, преодоленным современной наукой. Выражается надежда на то, что нейротеология, разрешив возникающие философско-методологические затруднения, сыграет немаловажную роль в развитии российской науки.
Проблемное поле философских дискурсов о применении систем искусственного интеллекта в социуме
Аннотация
Актуальность исследования заключается в необходимости понять содержание стратегических задач в отношении применения интеллектуальных технологий. Разработка и применение искусственного интеллекта в различных отраслях деятельности человека несут в себе потенциал глобальных изменений в обществе, что в методологическом плане повышает актуальность рассмотрения этих проблем. Исследование этических проблем искусственного интеллекта в концепции устойчивого развития общества связано с динамичным развитием инновационных технологий искусственного интеллекта (ИИ), которые рассматриваются как процесс становления нового техносубъекта в контексте развития нейронаук. В исследовании подчеркивается, что развитие искусственного интеллекта выступает инновационной формой развития техники, когда формируется новый вид - человека-машинный техносубъект. Авторами выявляются социальные проблемы применения искусственного интеллекта, так как цифровизация жизни становится глобальным антропологическим вызовом. Инновации искусственного интеллекта напрямую связаны с целым рядом этических проблем, так как вносят не только положительных вклад в устойчивое развитие общества, но и являются причиной дегуманизации отношений между людьми и обществом. На основе анализа качественных изменений в сфере научных и технологических исследований можно сделать вывод, что использование человеко-машинных устройств становится неизбежностью, человечество должно выработать этические ориентиры применения систем ИИ.
Влияние нейронаук на понимание телесной обусловленности когнитивных процессов: социально-антропологический аспект
Аннотация
Представлен концептуальный анализ основных подходов к изучению человеческого мозга и сознания с позиций современной отечественной и зарубежной нейронауки. Раскрываются актуальные трактовки таких проблемных вопросов и концептов, как «граница человеческого тела», «воплощенное познание», «общий искусственный интеллект», «самость» и др. С позиции телесно-ориентированного подхода рассматривается проблема коэволюции тела, сознания, технологий и социальной среды. Актуализируется представление о теле как артефакте в контексте технологического изменения человеческой природы, влекущего элиминацию живого человеческого тела. На примере гомеровского эпоса показано, что попытки преодоления уязвимости демонстрируют одну из фундаментальных потребностей человека. Реализация потребности к расширению и вынесению границ тела в антропотехнологической среде представлена в образе киборга. Высказано предположение, что идея «воплощенного ума» (а также проекты по созданию гибридной реальности и «панкоммуникации»), могут проистекать из глубинной потребности человека в телесном вовлечении в окружающий мир. Раскрываются особенности создания Искусственного интеллекта (ИИ) и Общего искусственного интеллекта (ОИИ) на современном этапе. Отмечается целесообразность изучения результатов нейронаучного постижения организации психических процессов, в первую очередь, в области визуализации мозговых процессов и методе картирования. Рассмотрены основные современные проекты по изучению мозга, а также наиболее эффективные методы получения данных о структурах мозга. Описаны актуальные результаты исследования по таким областям нейронауки, как изучение зеркальных нейронов и их систем; «чтение мозга», изучение нейронных коррелятов сознания. Изложены результаты исследований представителей отечественной нейронауки . Человеческое «Я» рассматривается как уникальная структура Эго-системы мозга («самость»). В заключении делается вывод о существенном влиянии современной нейронауки на понимание особенностей функционирования человеческого мозга, сознания и когнитивных процессов; выявляется эффективность применения телесно-ориентированного подхода к постижению целостности «тело - сознание - технологии - социальная среда».
История отечественной философии
И. КАНТ И РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ: КРИТИКА «ОЧАРОВАННОЙ ДАЛИ»
Аннотация
В статье исследуются пути рецепции кантианства в философии русского символизма. Акцент делается на философские системы А. Белого, Вяч.И. Иванова и П.А. Флоренского как наиболее целостно отражающие развитие гносеологических, эстетических и общетеоретических тенденций символистской школы, представителей которой объединяет схожесть критических позиций относительно учения И. Канта, что свидетельствует о гомогенности самой символистской философии в ее отношении к трансцендентальному идеализму. Кантианское влияние анализируется через раскрытие символистской философии культуры и влияния на нее неокантианства, выявление оснований религиозно-мифологической метафизики и разрешение проблемы антиномичности в теории культа как пространства религиозного творчества. Эксплицируется особенность этапов эволюции кантианского влияния на символизм от безоговорочного принятия концепций критики чистого разума и способности суждения до полного их отрицания и поиска возможности разрешения антиномичности через специфическую миссию социальной эстетики. Утверждается, что при сильном влиянии Канта на развитие символистской эстетики, сами символисты в ней ищут пути преодоления разрыва между миром ноуменов и явлений, выделяя в этом особую роль теургическому творчеству и соборному действию. Делается вывод, что символистская критика кантианства носит в целом религиозный и мистико-интуитивистский характер, обосновывающий возможность постижения ноуменального мира как принцип духовного делания.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
«Критика чистого разума» в трудах П.Д. Лодия
Аннотация
Первый профессор логики и метафизики Главного педагогического института, а затем и Санкт-Петербургского университета, закарпатский русин П.Д. Лодий четверть века преподавал философию и право в Российской империи в первой трети XIX в. Его знание кантовской философии и отношение к кантовскому критицизму в исследовательской литературе оценивается диаметрально противоположно. Анализ его главного философского труда, «Логических наставлений, руководствующих к познанию и различению истинного от ложного» (1815), убедительно доказывает, что Лодий был отличным знатоком кантовской философии, первым в России мыслителем, заговорившем о различии первого и второго издания «Критики чистого разума». Лодий первым в России отметил революционную роль Коперниканского переворота И. Канта, а также важность проблемы каузальности Д. Юма для становления критической философии. Лодий впервые в России дал развернутую характеристику кантовского трансцендентального идеализма. Вместе с тем общее отношение Лодия к Канту скорее скептическое. В собственной логике он не следует кантовскому разделению логики на чистую и прикладную, а возвращается к докантовскому делению логики на теоретическую и практическую. Лодий полемизирует с основными выводами о пространстве, вытекающими из трансцендентальной эстетики, отрицает наличие априорно-синтетических суждений и укорененность познающего разума в иллюзиях. Несмотря на недвусмысленно выраженные претензии в адрес кантовской философии, «Логические наставления» и их автор были подвергнуты гонениям во время так называемого «дела профессоров» 20-х гг. XIX в., в результате чего Лодий был отстранен от преподавания философии, а его учебник по логике изъят из процесса преподавания за «нечестие», а также мнимое кантианство.
Первоисточники истории русской философии XIX-XX вв. в государственных архивах России: состояние и перспективы изучения
Аннотация
Предлагаются обзор, анализ, оценка нынешнего состояния и перспектив дальнейшего научного изучения материалов российских государственных архивов, включающих личные фонды философов и философских институций России XIX-XX вв., представляющих наибольшую актуальность для историков русской философии. В связи с этим, с одной стороны, привлечены к рассмотрению крупнейшие исследовательские и научно-издательские историко-философские проекты, свидетельствующие об уже достигнутых результатах научного освоения обширных массивов архивных документов; с другой стороны - проведен мониторинг ряда фондов российских государственных архивов (федеральных, региональных, муниципальных, ведомственно-отраслевых) с целью выявления мало или недостаточно изученных с этой точки зрения архивных собраний. Представленные результаты исследования могут рассматриваться как начало большой систематической работы по аналитическому картографированию содержания архивных собраний России, релевантных проблематике истории русской философии. Установлена важность и продуктивность проведения параллельной исследовательской работы как с персональными фондами русских философов XIX-XX вв., так и с фондами, содержащими документацию философских институций (журнальных редакций, факультетов, кафедр, исследовательских институтов, издательств философской литературы, профессиональных и тематических объединений философов). В связи с этим поставлен вопрос о необходимости развития в России историко-философского архивоведения и источниковедения, включении данного комплекса предметов в систему подготовки специалистов - историков философии, а также о необходимости координации совместных усилий историков русской философии в направлении формирования архива русской философии как общезначимого и общедоступного картографированного ресурса. Полученные в ходе проведенного исследования результаты должны способствовать выходу истории русской философии как динамично развивающейся отрасли российской науки на качественно новый источниковедческий и методологический уровень, необходимый для решения стоящих перед ней масштабных исследовательских задач, связанных, в частности, с научной подготовкой академических собраний сочинений русских философов и с разработкой современной фундаментальной истории русской философии.
ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Вайшнавизм в поэме Наммальвара «Тирувируттам»
Аннотация
Наммальвар, тамильский поэт, живший в IX-X веках, почитается как один из великих мистиков Индии. Его четыре поэтические произведения приравнены к священным гимнам и являются частью ритуального поклонения в храмах Южной Индии. Спустя несколько столетий художественные образы Наммальвара легли в основу философии вишишта-адвайты. Поэма «Тирувируттам» считается его ранним произведением, где он объединяет каноны древней тамильской поэзии и свою преданную любовь к Вишну-Тирумалю. В исследовании представлена религиозно-философская интерпретация произведения. Секрет поэмы кроется в дуализме: внешняя красота и ее сакральный смысл. За символами тамильской поэзии прячется духовный смысл. Наммальвар заимствует каноны своих предшественников, поэтов эпохи сангам. Однако наполняет их новым содержанием. Автор сопоставляет древнетамильскую поэзию и творчество Наммальвара. Сюжет описывает любовь между Богом и душой. Поэт раскрывает несколько видов бхакти, или преданной любви. Описание бхакти в последующем легло в основу классификации душ в философии вишишта-адвайты. Бхакти приводит к обретению Вайкунтхи, или небесного города. Учителями шри-вайшнавизма описание взаимоотношений с Вишну-Тирумалем было превращено в духовную практику. Для лучшего понимания художественные образы Наммальвара сравниваются с понятиями индуизма, такими как трансцендентность, даршан, божественная милость и мокша. В Южной Индии «Тирувируттам» считается тамильской «Ригведой». Стихи исполняют дома, в храме, во время праздничных процессий. Поэма позволяет проникнуть в корни вайшнавизма и понять их поэтическое происхождение.
Культ Богини-Матери во Вьетнаме и его влияние на конфуцианскую этику
Аннотация
Вьетнам - страна с множеством духовных верований, которые отражают ценности жителей страны и являются важной составляющей её традиционной культуры. Среди них особое место занимает вера в Богиню-Мать. Этот совершенно уникальный для Вьетнама вид народных верований имеет долгую историю и подчеркивает женское начало через образ женщины, обладающей силой и способностью умножать, обогащать, развивать и создавать все сущее. Эта вера отражает желание вьетнамцев иметь достаточно риса, теплых одежд, обильных дождей и гармоничных ветров. С течением времени вера в Богиню-Мать претерпела значительные изменения, адаптируясь к реальной жизни общества. Вера в Богиню-Мать, отражающая ценности и высокие человеческие качества вьетнамцев, стала культурным наследием вьетнамского народа и всего мира и была признана ЮНЕСКО объектом репрезентативного нематериального культурного наследия человечества. Когда во Вьетнам пришла конфуцианская этика, она претерпела влияние веры вьетнамцев в Богиню-Мать. Большое влияние культ Богини-Матери оказал и на представления о роли женщины в обществе. В исследовании анализируются истоки, особенности и ценности вьетнамского культа матери, отмечается его влияние на вьетнамскую конфуцианскую этику, устанавливается, что деятельность, связанная с поклонением Богине-Матери, способствует укреплению чувства общности вьетнамской нации. В связи с развитием конфуцианской этики в рамках вьетнамской культуры отношение к женщине изменилось на более гуманное и открытое. В современности культ поклонения матери приобрел светские черты и может рассматриваться как признак гендерного равенства.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Какая философия нам нужна?
Аннотация
Приведен обзор дискуссии «Какая философия нам нужна? Эта дискуссия состоялась на международной научно-практической конференции «Современная онтология - XI: онтология и религия». Дискуссия развернулась вокруг трех основных направлений преподавания философии: философия как история философии, философия как основа мировоззрения, философия как системно-категориальное знание о мире в целом. Сторонники первого направления продемонстрировали содержательное разнообразие философии, нередко подчеркивая право преподавателя в выборе историко-философского материала, что вызвало критику со стороны других участников конференции, основной аргумент которых состоял в размывании содержания философии. В отношении второго направления дискуссии ее участники либо отрицали причастность философии к мировоззрению, либо полагали, что философия является основой мировоззрения, а задачей философии, в частности, является формирование мировоззрения студентов. В качестве аргументов сторонники такого подходы приводили необходимость участия философии в преобразовании современной духовной жизни России. Этот подход гармонично сочетался с мнением тех участников дискуссии, которые выступали за системно-категориальный подход в философии. Такой подход состоял из сочетания абстрактной части (Онтологии) с конкретной частью, где необходимо было бы рассматривать следующие три раздела философии: 1 - философия природы, 2 - философия социо-антропологической реальности, 3 - философия религии. При этом сторонники такого подхода предлагали в качестве основы использовать содержательную часть советской философии, которую необходимо преобразовать с учетом достижений современного знания.