Том 26, № 4 (2021): МЕДИАТИЗАЦИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ОТ ТРАНЗИТА К ТРАНСГРЕССИИ

Журналистика

Медиатизация в «новой нормальности»: реверсы парадигмы и провокации трансгрессии?

Шилина М.Г.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):597-622
pages 597-622 views

Медиатизация медиа как индустриальная трансформация

Коломиец В.П.

Аннотация

В статье реализуется идея медиатизации как процесса трансформации индустрии массовой коммуникации. В настоящее время сложившаяся система массовой коммуникации находится под прессом цифрового транзита, который носит трансгрессивный характер, ломает традиционные бизнес-модели, требует от менеджмента ментальных изменений в мышлении и управленческих практиках, создает высочайший уровень напряженности среди медиаменеджеров. Предпринята попытка концептуализации (через анализ индустриальных «точек напряженности»: между телевидением и онлайн-видео, игроками кросс-медийного измерения) некоторых аспектов цифровой трансформации медиаиндустрии и индустриальных управленческих практик. В основе этой трансформации лежит конфликт между цифровой средой, порожденной относительно свободным развитием Интернета и целенаправленно организованными и институционально оформленными, контролируемыми государством средствами массовой информации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):623-630
pages 623-630 views

Теоретическое восприятие трансгрессивной роли и идентичности современной журналистики: революция или эволюция?

Саймонс Г., Стровский Д.

Аннотация

Журналистика как понятие и одновременно ярко выраженное явление социальной действительности возникло более двух столетий назад и с тех пор активно используется в академической литературе применительно к изучению СМИ в различных странах. Между тем сам термин «журналистика» сегодня нередко трактуется слишком широко, что делает его неопределенным, а подчас и выводит его за рамки научного пространства. Цель данной статьи - понять, как именно трансформировалась в наше время роль средств массовой информации и журналистики и почему они трактуются так, а не иначе. С одной стороны, упрощенные трактовки становятся возможными вследствие целого ряда социально-политических, экономических и технологических вызовов, с которыми сталкивается современная медиасфера и которые влияют на журналистскую профессию. С другой стороны, восприятие журналистики подвержено влиянию бесконечных иллюзий, возникающих в современную эпоху и только усиливающихся с ее развитием. Все это подчас приводит теорию журналистики к «состоянию неопределенности» как среди теоретиков, так и практиков, что выхолащивает ее сущность и напрямую влияет на эффективность ее практической реализации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):631-640
pages 631-640 views

Онтология трансгрессивных социальных медиа

Степанов В.Н.

Аннотация

В работе представлена формула «Т-магии», раскрывающая онтологию трансгрессивных социальных сетей через их способность формировать цифровые сообщества и цифровой социальный капитал, делиться цифровой идентичностью, которые надстраиваются над человеческими отношениями в реальности и учитывают многообразие ролей их субъектов. Социальные медиа формируют так называемую культуру участия и рассматриваются как сложное социальное явление, формирующее гибридную цифровую (медиа)культуру. Видоизменения (мутации) представляют собой основную характеристику современной медиасферы в общем и социальных сетей в частности. Последствия видоизменений помогают описать онтологическую природу цифровой коммуникации, в частности цифровой физики, цифрового пространства, цифрового времени, цифровой субстанции и цифровой энергии. Трансформации указывают на технологические изменения цифровой коммуникации и раскрывают технологические основы цифровой энергии. Трансфигурация помогает вскрыть суть цифровой субстанции (цифрового) медиасапиенса. Трансгрессия описывает цифровые пространство и время, преодолевающие «реальные» пространство и время с помощью специальных инструментов связи с другими аккаунтами и агрегаторами. Основная функция трансгрессивности медиатекста заключается в том, чтобы обеспечить прирост паблицитного капитала медиасубъекта, инициирующего пост.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):641-648
pages 641-648 views

Трансдискурсивность как концепт цифровых миров

Костикова А.А., Спартак С.А.

Аннотация

В статье представлен анализ трансформаций медиакультуры в условиях радикальной цифровизации общества. Повседневность принципиально медиатизируется и этот процесс оказывается вне управления и осмысления как отдельным человеком, так и профессиональным сообществом и обществом в целом. Мы наблюдаем скорее общее тревожное ощущение нарушения привычных границ определений и норм. В ответ на ситуацию кризиса в понимании и оценке этих процессов философия языка и коммуникации возвращается к идее дискурсивности человеческой цивилизации и предлагает адаптировать и переосмыслить концепцию возможных миров и их описаний - прежде всего для решения задачи обновления социальных стратегий и коммуникации. Возрастающий спрос на методологическое обеспечение коммуникативной деятельности свидетельствует о растущем значении «кабинетной» философии, в частности философии языка и коммуникации. Такая стратегия научного подхода позволит выстроить исследование релевантно предмету - трансдисциплинарно. На основе анализа истории идей и современной российской методологии трансдисциплинарности авторы выдвинули гипотезу в терминах философии языка о развитии цифрового медиатизированного дискурса в трансмерное единство, генерирующее различные дискурсы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):649-655
pages 649-655 views

Медиатизация телесности и биополитики в киберкультуре

Алексеева Е.А.

Аннотация

В статье анализируются способы биополитического контроля на основе глубокой медиации телесности в киберкультуре. Утверждается, что такая медиатизация является неизбежным процессом из-за всепроникающего взаимодействия между телами, технологиями, медиа и т.п. Таким образом, телесность людей входит в сложную систему различных медиатизированных форм жизни. Рассматриваются две формы глубокой медиатизации телесности в киберкультуре. Выявлены и исследованы ключевые особенности этих форм. Утверждается, что специфика этих форм делает человеческую телесность доступной для биополитического контроля. Продемонстрированы способы медиатизированного биополитического контроля и их опасность. Кроме того, показано, что медиатизированный биополитический контроль иногда ставит людей перед выбором между медиатизацией и смертью. Автор ставит вопрос: неизбежен ли биополитический контроль в связи с глубокой медиатизацией телесности?

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):656-663
pages 656-663 views

Глубокая медиатизация: пересматривая фигуративный подход

Ним Е.Г.

Аннотация

В статье анализируются возможности и ограничения фигуративного подхода к изучению глубокой медиатизации, развиваемого Андреасом Хеппом и Ником Коулдри. В какой мере фигуративная теоретическая оптика чувствительна к процессам трансформации социальных миров и практик под влиянием медиа? В каких направлениях возможна ревизия и дальнейшее развитие этого подхода? Фигуративный подход к глубокой медиатизации является сильным теоретическим инструментом, позволяющим исследовать этот комплексный, нелинейной метапроцесс. Фокус на фигурациях помогает избежать медиацентризма и акцентировать процессуальность социальной жизни. В то же время концепт фигураций (понимаемых как коллективы, организации и институты) вызывает некоторые вопросы. В частности, тезис об особых медиаансамблях, присущих разным фигурациям, не всегда работает. Это связано с появлением многофункциональных платформ, способных стать единой цифровой инфраструктурой для множества фигураций. Подобные платформы имеют потенциал экосистем для медиатизированной социальной жизни. Необходим дальнейший анализ связи фигураций и платформ, не редуцирующий платформы только к технологической составляющей фигураций. Устранение глубокого разрыва между людьми-акторами и технологиями также привело бы к новым прочтениям медиалогики.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):664-671
pages 664-671 views

Иммерсивные технологии в медиа: формируя концепцию порождающей медиатизации?

Шилина М.Г., Вирт Ю.

Аннотация

Практики так называемой иммерсивной медийной коммуникации развиваются в последние несколько лет. Характеристики, инфраструктура, социальные аспекты иммерсивной медийной ситуации выявлены благодаря применению многоуровневой структурно-функциональной методологии и позволяют зафиксировать ее особость на всех уровнях. Новый формат иммерсивной медийной ситуации обусловливает изменения в подходах к изучению данной специфической персональной коммуникации. В статье впервые для исследования иммерсивной коммуникативной медийной ситуации предложен генеративный подход. Подход релевантен топологическому мышлению и современному представлению об имманентной картине мире, когда человек и технология становятся партнерами в процессе создания новой формы. Наряду с генеративным подходом и генеративным дизайном обоснована необходимость применения релевантных парадигм и методов психологии для формирования новых теоретико-методологических оснований иммерсивной медиакоммуникации, ориентированной на пользователя. Вводится ряд новых понятий и терминов. В частности, термин «иммерсивная гипермедиация» фиксирует редукцию иммедиации как классического критерия эффективности медиа. В итоге анализ сущности и особенностей иммерсивных медийных проектов позволяет зафиксировать предпосылки иммерсивной смены парадигмы в изучении медиатизации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):672-680
pages 672-680 views

Влияние медиатизации на информационные кампании Евросоюза

Самойленко С.А.

Аннотация

В статье обсуждается медиатизация публичной сферы Евросоюза и ее влияние на реализацию информационных кампаний в государствах - членах ЕС. Автор рассматривает медиатизацию в ЕС как отношения между СМИ и другими социальными институтами, ведущие к трансформации общества в соответствии с медийными правилами. Публичная сфера исследуется как медиатизированная инфраструктура для дискуссий о политической легитимности. В контексте медиатизированной политики европейское общественное мнение фрагментировано и привязано к национальным общественным сферам. Усилия ЕС по информированию общественности все больше фильтруются и формируются средствами массовой информации его стран-членов. В итоге ЕС не смог предложить своим членам привлекательный и объединяющий нарратив идентичности, продвигающий европейские ценности. Предлагаются концептуальные решения этих проблем.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):681-688
pages 681-688 views

Новые стратегии омнимедиатизации общественной политики в Казахстане

Кусаинова М.М.

Аннотация

В контексте ускоренного развития новых медиа и роста электронной демократии медиатизация казахстанской политики выходит на новый этап развития, основанный на цифровых технологиях. Актуальность авторского подхода заключается в изучении современной цифровой стратегии казахстанской политической коммуникации и выявлении методов воздействия политических партий на электорат, манипулятивных медиаформ на отдельные сегменты электората со стороны оппозиции. Представлен анализ основных стратегических ресурсов медиатизации политики и их влияния. Выявлены тенденции влияния медиатизации на политическую жизнь общества и работу со стейкхолдерами партий. Сделаны попытки проанализировать методы и форматы трансмедийного повествования в социальных сетях Интернета для формирования коммуникации политических лидеров, построения социального и политического диалога. В качестве материалов исследования использованы тексты избирательных кампаний парламентских и незарегистрированных партий в казахстанских социальных сетях, посты / публикации в социальных сетях во время первых в истории страны праймериз и парламентских выборов 2019 и 2021 гг.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):689-696
pages 689-696 views

Сопоставительный анализ трансмедийной осведомленности аудиторий традиционных СМИ и социальных медиа в Турции и Украине

Билгили Д., Горошко Е.И.

Аннотация

Тема трансмедиа становится все более актуальной для современных исследований медиа как с точки зрения производства контента, так и аудитории СМИ. Развитие новых медийных технологий изменило распространение контента в сфере массовых коммуникаций, а также его влияние на людей и общество. Сегодня мы продолжаем получать и генерировать социальные смыслы, имеющие коммерческие, политические или социальные цели, практически от любого средства массовой информации с разным содержанием посредством именно трансмедийного повествования. Проведенный теоретический анализ показал, что исследования в области трансмедиа, развивались интенсивно с точки зрения методов производства контента, стратегий и взаимодействия с аудиторией. Однако вопрос влияния аудитории или осведомленность аудитории и их взаимоотношения с трансмедийными историями является недостаточно изученным. Данное исследование направлено на выявление осведомленности аудитории и потребителей о содержании трансмедийных историй в контексте медиаграмотности, особенно в контексте использования традиционных и новых медиа в сопоставительном аспекте (турецко-украинские параллели).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):697-704
pages 697-704 views

Гипермедиа и рекурсивная медиатизация корпоративных новостей

Шаронов Д.И.

Аннотация

В статье анализируются некоторые тенденции динамики процессов глубокой медиатизации. Выявлен феномен «насыщения» стандартных форматов подачи новостей неожиданными ссылками, трансформирующими систему коммуникации. Для корректной интерпретации обнаруженных явлений используется понятие «гипермедиа» как аспект глубокой медиатизации отношений между компанией и ее стейкхолдерами. Конкретизируется модель рекурсивной коммуникации. Центральным моментом является тезис о самоприменимости рекурсивного метода исследования коммуникационного поля. Исследовано влияние алгоритмов цифровых платформ на повседневные практики пользователей. Выводы сформулированы с экологической точки зрения, подчеркивая важность создания эффективной среды для корпоративных отношений. Автор считает неизбежным переход к трансдисциплинарным методам исследования проблем глубокой медиатизации в цифровую эпоху. Особо подчеркивается роль философской рефлексии в определении ключевых направлений исследований.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):705-712
pages 705-712 views

Корпоративная медиатизация как стратегический ресурс российских компаний: на пути к корпоративному гражданству

Шарахина Л.В., Ачкасова В.А., Азарова Л.В.

Аннотация

Придерживаясь социально-конструктивистского подхода, авторы рассматривают медиатизацию как новую форму социализации общества путем распространения инфокоммуникационных технологий, влияющих на всю систему общественных отношений. Основное внимание в статье уделяется процессу корпоративной медиатизации, который включает в себя изменение роли корпорации в системе социально-политических отношений. Корпоративная медиатизация стимулирует формирование ситуации, когда компания трансформируется в корпорацию-гражданина, заботящуюся о качестве жизни различных групп общественности. Итогом является эволюция концепции корпоративной социальной ответственности: современная бизнес-организация - это член общества, который вносит существенный вклад в общественное развитие, благосостояние и формирование атмосферы доверия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):713-721
pages 713-721 views

Цифровая медиатизация в медицине: новые модели взаимодействия врач - пациент - клиника

Шутова М.В., Рочева Я.С.

Аннотация

Междисциплинарный статус концепта медиатизации позволяет рассматривать трансформацию социальных институтов с точки зрения влияния теорий медиа и социальных теорий. Фокус внимания исследователей переносится на цифровые репрезентации и новые практики взаимодействия. Исследование новых моделей взаимодействия врач - пациент - клиника, обусловленных цифровыми коммуникационными сетями, и их пересечение с традиционными формами, показывает практическую полезность социально-конструктивистского подхода. Цель исследования: характеристика влияния социальных медиа, развития цифровых технологий на трансформацию института медицины. Методология исследования основывается на социально-конструктивистском и феноменологическом подходах, включает анализ содержания цифровых репрезентаций отдельных индивидов и организаций и практик их взаимодействия с пациентами. На основании содержательного контент-анализа страниц социальных сетей клиник и врачей (70 аккаунтов сети Instagram), глубинных интервью среди врачей Санкт-Петербурга (10 человек) впервые приводятся доказательства отмеченных тенденций трансформации социального института медицины.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):722-729
pages 722-729 views

Коммуникативная компетентность личности пользователя в конструировании «медиатизирующегося мира»

Чанкова Е.В., Сорокин О.В.

Аннотация

Актуальность статьи определяется повсеместно растущей цифровизацией коммуникаций, в том числе под влиянием пандемии COVID-19 в 2020-2021 годах. Следствием данного процесса является преобразование структуры социального пространства и утверждения виртуального взаимодействия как базового способа коммуникации - взамен межличностного. Данные трансформации влекут за собой ценностно-нормативные преобразования коммуникативного пространства, смысловые перестроения коммуникаций под влиянием изменяющейся социальной реальности. Под воздействием технологической инфраструктуры коммуникации происходит порождение «медиатизированной социальной реальности», также влекущей смысловые изменения в коммуникации. Это актуализирует феномен коммуникативной компетентности личности, определяющий эффективность взаимодействий в условиях технологических, смысловых и институциональных изменений. В статье представлены некоторые результаты эмпирической верификации коммуникативной компетентности в современных российских практиках взаимодействия. Явление гибридизации коммуникативной компетентности при переходах индивида из среды реальных коммуникаций в среду виртуальных коммуникаций способствует конструированию «медиатизированной социальной реальности» и расширяет его социальную реальность. Данная способность личности и ее коммуникативной компетентности к трансгрессии в сочетании с гибридностью является фактором интеграции коммуникативного пространства социума с его противоречивыми характеристиками.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):730-737
pages 730-737 views

Пионерские исследования медиатизации Интервью спрофессором Андреасом Хеппом

Шилина М.Г., Хепп А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):739-744
pages 739-744 views

Интернет как трансгрессивное медиа Интервью с профессоромУильямом Даттоном

Шилина М.Г., Даттон У.H.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):745-750
pages 745-750 views

Литературоведение

«Лики» и «личины» В. Розанова в «Уединенном» и «Опавших листьях»

Дефье О.В.

Аннотация

Интенсивное изучение творчества В. Розанова закономерно актуализирует вопрос о причинах разноречивых оценок, которыми оно сопровождается уже более века. Их полярность автор объясняет преобладанием субъективных или стереотипных представлений о принципиальной новизне подхода В. Розанова к психологии литературного творчества и эстетике «уединенных обнажений», которой неизменно следовал творческий субъект его книг. В статье исследуется пространство «уединения» как сферы творческого осуществления Розанова, где главное внимание уделено интуиции «интимности», трактуемой писателем как неподдельный духовный акт, лежащий в основе истинного творчества жизни и литературы. В «уединении» авторская интуиция интимности проникает в явления и предметы жизни, наделяет их родственными интимными значениями, отражается в них и способствует созданию мифопоэтической картины мира, наполненной многообразием субъективно-личностных представлений В. Розанова о Боге, мире, культурных и литературных ценностях, о самом себе. В приведенных примерах «лики» В. Розанова возникают в процессе интимного сближения с Абсолютом и открывшихся в онтологических прозрениях. «Личины» являются образными диалектическими проекциями «интимных ликов» автора, противостоящими традиционным взглядам на писательскую личность. Это полярные, фамильярно-травестированные проекции его «интимных ликов», призванные усилить их онтологическую и эстетическую значимость. Методологической основой для исследования феномена «уединенности» и единства у В. Розанова - мифотворца и писателя - послужила философская концепция «отрешенности» в мифе и литературе, разработанная А.Ф. Лосевым в «Диалектике мифа».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):751-760
pages 751-760 views

Мотив «покоя» в творчестве Б. Пастернака и М. Булгакова

Фэй Л., Руденко М.С.

Аннотация

Концепция «покой» вошла из Библии в русскую культуру и стала ее важной духовной традицией. С развитием светской литературы «покой» постепенно выходит из божественной области и становится смыслом богатой эстетической концепции. В своих произведениях Пастернак и Булгаков размышляют о «покое» в сфере бытия и искусства, в частности, в онтологической ценности дома и любви, в размышлении об истории и смерти и творчестве. Важное место в художественном мире обоих писателей занимает концепция памяти. Книги Булгакова и Пастернака являются свидетельствами о возрождении и вечной жизни, это был способ их участия в Божественном Промысле. В статье анализируются место и роль мотива покоя в романах Б. Пастернака «Доктор Живаго» и М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в их сходстве и различии. В этой связи сопоставляются образы дома, музыки, творчества как средоточия мира художника, рассматриваются типологически близкие фигуры возлюбленной-музы и спасительницы, отмечается специфика раскрытия в романах темы бессмертия в творчестве.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):761-770
pages 761-770 views

Пародийный сказ в «Совах» (советских текстах) Д. Пригова

Романовская О.Е.

Аннотация

Цель статьи - изучить художественные особенности цикла прозаических текстов Д. Пригова «Совы» (советские тексты) как концептуалистского произведения. Автор статьи исследует пародийную стилизацию и обусловленные обращением к ней модификации жанра и стиля. В статье показано, как сказка, былина, предание, анекдот, житие модифицированы содержанием советского мифа, который создает квазиисторию. В «Совах» исторические деятели, политики, поэты и писатели, мифологизированные идеологией и обывательским сознанием, представлены как герои-первопредки и культурные герои; жизненный путь культивируемых советским мифом личностей описан в соответствии с агиографическим каноном. Отправная точка фольклорных стилизаций и пародийных подражаний советскому искусству в цикле «Совы» - маска сказителя-пропагандиста. Пародийный сказ создан путем имитации фольклорного и публицистического стилей, их гибридизации на лексико-грамматическом и ритмико-синтаксическом уровнях. Игра с масками, стилями, жанрами в цикле Д. Пригова «Совы» впервые исследована с методологической позиции нарратологического анализа текста, что подчеркивает новизну и актуальность исследования. Автор статьи приходит к выводу о том, что Д. Пригов деконструирует советские мифологемы, демонстрируя превращение мифа в анекдот, знаменитого имени - в пустой знак, истории - в симулякр.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):771-780
pages 771-780 views

Рецензии. Обзоры

Поэтология и поэтика акмеизма: рецензия на книгу: Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Акмеизм: теория и художественная практика: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2021. 492 с.

Темиршина О.Р.

Аннотация

В рецензии выявляется специфика авторского подхода к феномену акмеизма. Доказано, что рецензируемый труд является учебным пособием нового типа. Так, на содержательном уровне книга включается в научный дискурс и соотносится с жанровым модусом монографии, на формально-композиционном - связывается с жанровым форматом учебного пособия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):781-785
pages 781-785 views

Рецензия на книгу: М.А. Булгаков: аннотированный библиографический указатель. Т. I. 1919-1940 / под ред. С.П. Бавина, М.В. Мишуровской; библиогр. ред. А.В. Акименко; сост. М.В. Мишуровская, Е.И. Алексеенкова, И.С. Ефимова, Ю.Г. Слизун. М.: РГБИ, 2017. 704 с.; Т. II. 1941-1985 / под ред. С.П. Бавина, М.В. Мишуровской; библиогр. ред. А.В. Акименко; сост. М.В. Мишуровская, И.С. Ефимова, О.В. Голубева. М.: РГБИ, 2021. 816 с.

Соколов Б.В.

Аннотация

Два тома аннотированного библиографического указателя охватывают работы на русском языке, посвященные жизни и творчеству М.А. Булгакова и вышедшие в 1919-1985 годах. В 1-м томе, завершающемся 1940 годом, 3820 названий, во 2-м - 4061. В каждом томе имеются указатели имен, заглавий, спектаклей по пьесам Булгакова и список просмотренных периодических изданий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(4):786-790
pages 786-790 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах