Том 26, № 3 (2021): ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: СОВРЕМЕННЫЕ РЕЦЕПЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

СТАТЬИ

Всемирное достояние: к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского

Гальцова Е.Д.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):347-348
pages 347-348 views

Литературоведение

«Возможные миры» и смыслы художественной провиденции Ф. Достоевского в мессианских рецепциях ХХ века

Гарипова Г.Т.

Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики рецептивного воздействия художественной мессианской концепции Ф. Достоевского, организующей провиденциальные контексты в культурфилософии ХХ века. Актуальность проблемы определяется возможностью в ее срезе выявить особенности художественного воплощения русской мессианской проблематики. Новизна данного исследования заключается в анализе стратегии моделирования «возможных миров» в творчестве Ф. Достоевского, референциально детерминирующего развитие русской утопической/антиутопической провиденции. В качестве объекта исследования были избраны концепты христологической аксиосферы, отражающие мессианскую концепцию Ф. Достоевского, определяющую важнейшие координаты провиденциального рецептивного поля ХХ века. Таким образом, семиотика художественных мессианских конструкций в русской литературе ХХ века связана, в первую очередь, с авраамическим религиозным контекстом, который встроен в сложнейшую провиденциальную концепцию антропологической христологии Ф. Достоевского. По принципам фрактальной логики писатель генерирует в ключевых мессианских миромоделирующих метаметафорах авраамический канон. Мессианский претекст Достоевского референицально проявлен в русской литературе ХХ века - в творчестве русских символистов, понимающих Мессию как божественно-экзистенциальную личность, в творчестве писателей конца ХХ века, соотносящих мессию как «коллективную личность» - заместительную жертву. На наш взгляд, с влиянием Достоевского связана и хилиастическая устремленность художественной мессианской христологии и антропологии. Однако следует говорить о диссипативной вариативности художественных мессианских концепций за счет контекстуальной референции мессианских представлений восточного происхождения, в частности, обнаруживаются зороастрийский, суфийский и исламский контексты. Художественная идея мессианства в русской литературе ХХ века может рассматриваться и как семиотическая знаковая система, выявляющая историософские и социально-политические смыслы, моделирующие тенденции антропологизации и онтологизации литературного процесса.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):349-362
pages 349-362 views

Русская историософия ХХ века в контексте традиции нравственно-психологического романа Ф. Достоевского

Петрухина Н.М.

Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики рецептивного влияния нравственно-психологического романа Ф. Достоевского на развитие русского историософского романа ХХ века. Актуальность проблемы определяется возможностью выявить идеологический доминант, соединяющий ключевые проблемы, связанные с нравственными установками романистики Достоевского. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении новых идеологических оценок роли и статуса исторической личности в исторической романистике с учетом рецептивных соотнесений классики с современностью. В качестве объекта исследования были избраны романы о народовольцах 50-60-х годов ХХ века, отражающие идеологическую концепцию провидца Ф. Достоевского в рецептивном поле художественных поисков писателей ХХ века и являющиеся определителем нравственных координат современных явлений действительности. Доказывается, что развитие нравственно-психологического исторического романа в 60-70-е годы происходит под сильнейшим влиянием традиции Ф. Достоевского. Рецептивное соотнесение жанровой системы координат, субъектной организации, художественного историософского идеологизма ХХ века с традициями нравственно-психологической историософии «контекстного поля» Достоевского, с одной стороны, формирует новую тыняновско-форшевскую традицию, а с другой - на новом уровне развивает традиции полифонического идеологического романа писателя и обуславливает расширение нравственного полифонизма исторического романа в его ценностной и психоаналитической направленности, когда принцип «внутренней этики» начинает довлеть над идеологически-политическими доминантами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):363-374
pages 363-374 views

Полифония молчащих: специфика философского дискурса Ф.М. Достоевского

Криницын А.Б.

Аннотация

В статье описывается феномен молчания в поздней прозе Достоевского. Рассматриваются философский, сюжетообразующий, психологический аспекты молчания. Дается определение монолога исповедального типа как дискурсивного жанра, со специфическими ролями говорящего и молчащих слушателей, преобладание которого в прозе Достоевского позволяет скорректировать понятия полифонии и диалога применительно к поэтике писателя. Условность «другого» при исповедальном монологе подтверждается отсутствием у слушателей «завершающих» функций. В большинстве случаев в зрелом творчестве писателя сохраняются только болезненно активные остаточные формы диалога, в то время как роль специфического монологического дискурса, порожденного молчанием и обусловленного им, неуклонно возрастает. Выделяется три различных по семантике и функции типа молчания: 1) «подпольное» молчание как концентрированное выражение разобщенности людей в эпоху «всемирного уединения»; 2) «ролевое» молчание слушателей при дискурсивном жанре исповедального монолога; 3) «сакральное» молчание Христа, знаменующее переход на иной, высший уровень общения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):375-391
pages 375-391 views

Причины «невстречи»Ф.М. Достоевского и Льва Толстого

Басинский П.В.

Аннотация

Вновь рассматривается известный историко-литературный парадокс: современники Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой лично не были знакомы, хотя не раз имели возможность для этого. Обосновывается предположение, что главной причиной такой «невстречи» было не только стечение случайных обстоятельств, но и невероятная интуиция обоих писателей: постоянно читая друг друга, чувствуя глубочайшую духовную близость и понимая обоюдное значение для литературы и общества, оба избегали бытовых встреч даже по литературным поводам, так как опасались, что возможная словесная дискуссия приведет к невольной, пусть даже временной профанации их воззрений.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):392-397
pages 392-397 views

Женился на Достоевском? История взаимоотношений В.В. Розанова и А.П. Сусловой

Варламов А.Н.

Аннотация

В статье подробно рассматривается история взаимоотношений А.П. Сус-ловой и В.В. Розанова в связи с существующим в историко-литературной науке представлением, что женитьба Розанова на Сусловой основывалась на его глубоком интересе к творчеству Ф.М. Достоевского, и стремлением таким необычным путем глубже проникнуть в тайны жизни и творчества автора «Идиота» и «Братьев Карамазовых». Однако обращение к различным документальным свидетельствам показывает, что брачные мотивы Розанова исходили из склада его натуры и составляют комплекс довольно сложных причин, среди которых всё же главенствует человеческое, а не литературное исследовательское начало. Стремление к доброжелательно объективному исследованию истории жизни А.П. Сус-ловой позволяет прояснить на современном научном уровне важные факты биографии Ф.М. Достоевского и В.В. Розанова, освободить их от наслоений легенд и мифов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):398-413
pages 398-413 views

Достоевский в Казахстане: история изучения, итоги, перспективы

Матыжанов К.С., Ананьева С.В.

Аннотация

Статья посвящена осмыслению Семипалатинского и Кузнецкого периодов в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского. Цель исследования - раскрытие казахстанско-сибирского периода в судьбе русского писателя, их отражения в письмах и художественных произведениях Ф.М. Достоевского. В год 200-летия со дня рождения русского писателя мы не можем говорить о полной изученности указанных лет жизни прозаика, которые, безусловно, в той или иной степени, отразились в его прозе. Это и определяет степень новизны данной статьи. Достоевский дорог Казахстану. Он не только отбывал ссылку, но и обрел здесь друга, искреннего и трепетного - историка, востоковеда, этнографа Ч. Валиханова. Повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», первые главы «Записок из Мертвого дома» написаны в Семипалатинске. Повесть «Село Степанчиково и его обитатели» (1857-1859) имеет уточнение автора: «Из записок неизвестного». Многие художественные произведения в мировой литературе стали итогом путевых заметок, записок, дневников. Безусловно, восстановление истории казахстанско-сибирского периода жизни и творчества Ф.М. Достоевского имеет научную ценность, поскольку на этой земле произошло духовное возрождение величайшего писателя земли русской. Произведения Ф.М. Достоевского включены в программу по литературе средних школ Казахстана, переведены на казахский язык («Идиот», «Братья Карамазовы» в переводе Н. Сыздыкова и др.). Достоевсковеды Казахстана в ХХI веке продолжают изучение творчества писателя.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):414-423
pages 414-423 views

Онтологические мотивы дома и бездомья в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»

Кулиева Ш.А.

Аннотация

Настоящая статья посвящена осмыслению мотивной пары «дом-без-домье» в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». Достоевский реализует мотив дома в неразрывной антиномической связи с полярным ему мотивом бездомья, художественно воплощенном в идее бессемейности, бездомности, скитальничества, Хаоса, Энтропии. Актуальность исследования мотивов дома и бездомья состоит в том, чтобы поэтапно реконструировать авторскую концепцию «спасительного будущего» и приложить ее к современности. В настоящей статье мотивы дома-бездомья рассмотрены в нескольких аспектах, включая собственно топонимический, функциональный, архетипический и онтологический. Мы попытались продемонстрировать реализацию заявленных мотивов на уровне таких категорий, как вера-безверие, Рай и Ад, братство и обособленность. В романе «Бесы» последовательно развита идея о национальной почве и отрыве от нее, о возможном спасении человека и тех последствиях, которые ожидают общество в случае засилья «бесов» и утраты исконного «братства» - сокровенной связи между людьми. С этой точки зрения, мотивы дома и бездомья становятся для романного пространства ключевыми. В архетипике дома заложена идея о спасительном «своем» круге, которому противопоставлен внешний мир с его враждебностью, стихийностью, гибельностью. Все, что расположено за пределами этого круга, - элементы, принадлежащие антимиру, а потому их воздействие на микрокосмос дома губительно. Анализ текста подтверждает, что архетип дома у Достоевского дестабилизирован. Нарушается его герметичность; границы, защищающие внутреннее, оказываются проницаемыми. Мотив дома зачастую вытеснен мотивом бездомья, а потому закономерно рассматривать эту мотивную пару в ее антиномической неразрывности. В приведенном исследовании мотивы дома и бездомья рассматриваются как онтологические: они связаны с бытийным уровнем произведения, благодаря чему возможно установить онтологический статус актантов и определить соотношение с так называемой исходной идеей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):424-441
pages 424-441 views

Два «Собора» А.Н. Майкова в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Соколов Б.В.

Аннотация

Статья посвящена отражению стихотворений близкого друга Ф.М. Дос-тоевского, посвященных католической церкви, в романе «Братья Карамазовы» и прежде всего в «Легенде о Великом Инквизиторе». Речь идет о поэмах - «Исповедь Королевы. Легенда об испанской инквизиции», «Приговор. Легенда о Констанцском соборе» и «Легенда о Клермонтском соборе». «Исповедь королевы» подсказала сделать местом действия «Легенды о Великом инквизиторе» Севилью. Главный герой «Приговора», кардинал пустынник, стал прототипом Великого Инквизитора в романе Достоевского, а главный герой «Легенды о Клермонтском соборе», пилигрим пустынник, во многом стал прототипом неузнанного людьми Христа из «Легенды о Великом инквизиторе». В статье приводятся значимые текстуальные параллели между стихотворениями Майкова и «Братьями Карамазовыми».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):442-450
pages 442-450 views

Проблема свободы и своеволия: интерпретация образа Аркадия Свидригайлова

Горбачевский Ч.А.

Аннотация

В статье рассматривается проблема соотношения свободы и своеволия на примере одного из героев романа Достоевского «Преступление и наказание». Внимание акцентируется не только на каноническом тексте романа, но и на подготовительных материалах к нему. Ставится задача выявить связь названной проблемы с проблемой самоубийства Аркадия Свидригайлова. Выдвигается тезис о том, что для героев Достоевского своеволие часто становится рабством у собственной природы и собственных страстей. С помощью разврата Свидригайлов пытается самоутвердиться, отдавая свою душу «на откуп» своеволию. Есть определённая закономерность в том, что такую мировоззренческую логическую цепочку завершает трагический акт самоубийства. Аркадий Иванович обожает комфорт, и поэтому в соответствии с его же логикой не случившееся его убийство Дуней, может рассматриваться в том числе и как попытка комфортного способа самоубийства. В подготовительных материалах к роману Свидригайлов протестует против трусливой подлости и ставит самоубийство выше подобного унизительного состояния, хотя и понимает всю ущербность своего положения. При всех сложностях проблемы свободы и своеволия - одной из лейтмотивных религиозно-философских проблем творчества писателя - Достоевский не видит ее формального, внешнего разрешения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):451-456
pages 451-456 views

Обломов и Мышкин: штрихи к теме

Беляева И.А.

Аннотация

В статье рассматривается одна из возможных линий сопоставления героев романа «Обломов» и «Идиот», основа для которого была сформулирована еще Достоевским, указавшим как на родство Мышкина и Обломова, так и их отличия. Целью является объяснение особого статуса героев Достоевского и Гончарова в вышеназванных романах, который обусловливается их эксплицитным или имплицитным желанием спасти мир. Ставится задача систематизировать разные взгляды ученых на вопрос об общности двух писателей, в том числе в свете тяготения обоих к русской духовной традиции. Выдвигается тезис о том, что параллель двух героев так или иначе связана с решением обоими писателями проблемы мирской святости и допустимости ее границ и пределов в обычной жизни. И в романе «Идиот», и в романе «Обломов» реализуется такой вариант «сюжета спасения», в котором герой как бы претендует на роль спасителя других, хотя и линия личного спасения, актуализированная особенно у Гончарова в «Обломове» и имеющая дантовские истоки, также ярко представлена. И если в случае с Мышкиным претензии быть как Христос фактически приводят его к личной катастрофе и разрушают ближний круг, то в варианте Обломова таких потерь нет, но даже есть обретения: сближение Штольца и Ольги, пробуждение к новой жизни Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Автор статьи приходит к выводу о том, что и Достоевский, и Гончаров не забывали о человеческой природе своих героев, но если первый, выражаясь словами Гончарова, позволил своему Мышкину, или «князю Христу» носить «божескую рясу» и тем в немалой степени предопределил его человеческую неудачу в деле спасения, то второй умалил в своем Обломове черты святости, оставив лишь намеки на них, которые и притягивают к герою людей, делая при этом их и их малый мир лучше.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):457-465
pages 457-465 views

Как перевести Достоевского с французского на французский? “L’homme de la nature et de la vérité” и “animaux domestiques” в «Записках из подполья»

Гальцова Е.Д.

Аннотация

В статье рассматриваются случаи использования французских выражений в тексте «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского. С одной стороны, выявляются различные смысловые нюансы двуязычия, ассоциации с культурными контекстами; с другой - проводится анализ переводов и комментариев этих случаев со стороны французских переводчиков (1886-2008). Если в случае с “l’homme de lа nature et de la vérité” французский текст является цитатой, отсылающей к культурным контекстам и в конечном счете свидетельствующей о невозможности перевода «французского характера» в русскую культуру, то “aux animaux domestiques” продолжают эту линию «непереводимости», доводя ее до абсурда. Абсолютно банальные слова, абсолютно «переводимые» оказываются как раз самыми непереводимыми, а вместе с ними и весь текст на русском языке.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):466-478
pages 466-478 views

«Записки из подполья» Ф.М. Достоевского в английской критике XX века

Маркова Е.А.

Аннотация

В статье прослеживается рецепция повести «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского в переписке, философских и литературно-критических работах таких писателей XX века, как Д.Г. Лоуренс, Д.М. Марри, К. Уилсон и А. Мердок. Отзывы указанных писателей хронологически и содержательно соответствуют двум основным волнам интереса к творчеству Достоевского в Англии - первая волна связана с ощущением «конца века», «смерти» христианского Бога и поисками богов новых, а вторая волна поднимается вслед за французским экзистенциализмом и его представлениями об иррациональном. Писатели называют ключевые характеристики Подпольного: тщеславие, эгоизм, раздвоенность личности, стремление к страданию ради наслаждения и неспособность к действию.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):479-489
pages 479-489 views

Социализм и/или христианство: влияние взглядов Ф.М. Достоевского на роман С. Лагерлёф «Чудеса Антихриста»

Андрейчук К.Р.

Аннотация

В 1880-е гг. Ф.М. Достоевский воспринимался в Швеции как писатель революционный, поэтому велико было внимание к его политическим взглядам, под влияние которых попала и С. Лагерлёф, читавшая Достоевского по-шведски, по-датски и, возможно, по-французски. В романе «Чудеса Антихриста» (1897) С. Лагерлёф повествует об Италии - стране католической, в которой церковь имеет гораздо больше власти, чем в протестантских странах. В связи с этим Лагерлёф актуализирует представленные в «Братьях Карамазовых» и других романах размышления Ф.М. Достоевского о связи государства и церкви. Ключевой вопрос, интересующий и Ф.М. Достоевского, и С. Лагерлёф - может ли царство Христово быть построено человеком на земле, когда сам Христос сказал: «Царство моё не от мира сего». Наиболее подробно Ф.М. Достоевский разбирает эту проблему в неоконченной статье «Социализм и христианство», которую С. Лагерлёф читать не могла, однако она, несомненно, была знакома с вложенными в уста старца Зосимы и князя Мышкина мыслями Достоевского по этому поводу. В романе С. Лагерлёф «Чудеса Антихриста» главный герой, мечтавший в детстве, как Алёша Карамазов, стать священником, становится социалистом. На знамя социализма в романе Лагерлёф поднято поддельное изображение Христа, на котором написано «Царство моё лишь на земле». Это изображение творит чудеса - но только связанные с земными благами. В конце романа Лагерлёф приходит к выводу (вложенному в уста Папы Римского), что это изображение не надо уничтожать, а надо «примирить землю с небесами». Этот вывод согласуется со идеями Достоевского о «вселенской церкви, осуществленной на земле».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):490-500
pages 490-500 views

Конфликт как категория литературоведения: аналитические стратегии исследования

Хомякова О.Р.

Аннотация

Дается обоснование методологической жизнеспособности и герменевтического потенциала категории «конфликт». Указывается на роль конфликта как категории художественного миромоделирования. Предлагается рассмотрение конфликта в аспекте диалогизма. Художественный конфликт - это особого рода коммуникативный акт, вытекающий из антагонизма «непонимания» противостоящих сторон, но обеспечивающий новый уровень понимания воспринимающему сознанию читателя, делая его «интеллектуально вооруженным» (Р. Якобсон) перед лицом конфликтующих структур. Аналитические стратегии исследования конфликта представлены в смысловом аспекте (конфликт как предмет художественного изображения) и аспекте структуры (конфликт как основополагающий структурный принцип). Утверждается, что двойственная природа конфликта предполагает учет в исследовательской практике возможностей текстоцентрического и антропологического подходов к исследованию конфликта, понимаемого как антагонистические отношения оппозиционных единиц. Разработка гносеологии, аксиологии и поэтики художественного конфликта видится на путях исследования всех уровней «конфликтного диалога».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):501-510
pages 501-510 views

Теория А.Н. Веселовского о мотиве и сюжете в отражении фольклорной сказки

Говенько Т.В.

Аннотация

В статье рассматриваются основные положения теории мотива и сюжета выдающегося русского филолога А.Н. Веселовского (1838-1906) в свете фольклорной сказки. На архаическом этапе, как полагал ученый, сложение сказки подчинялось законам синкретического сознания и дуалистического мировоззрения, определивших специфику не только ее бытия, но и логико-смысловую основу сказочной модели. С переходом к религиозно-исторической парадигме общественного сознания происходит семиотическое и морфологическое переустройство сюжетостроения сказки. Ставится задача выяснить, как научный метод дифференцированного изучения мотива и сюжета позволил Веселовскому доказать, что операционная система мотива прочно связана с апперцепцией и суггестивностью, а сюжета - с комбинацией и дискурсом, что мотив имеет непосредственное отношение к вымыслу, а сюжет - к замыслу, и при этом их общность выражена идейно-художественным концептом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):511-518
pages 511-518 views

Позитивизм в зеркале карнавала: раблезианский хронотоп в творчестве Э. Золя

Альбрехт О.В.

Аннотация

В статье предлагается применить раблезианский «культурный код» к прочтению некоторых романов Э. Золя. С точки зрения автора, подобный эксперимент позволяет взглянуть на французский натурализм с новой точки зрения как на вариант типологически повторяющегося в истории литературы явления. Раблезианство рассматривается в статье как своеобразная смыслопорождающая модель для французского натуралистического романа, «присвоенная коммуникация» или элемент традиционного литературного дискурса, который актуализирован в эпоху, когда культурные условия и характер основных идеологических и эстетических конфликтов стали аналогичными эпохе французского Ренессанса. В статье осуществляется попытка применить к интерпретации некоторых текстов Э. Золя теорию «карнавального хронотопа» М.М. Бахтина, при этом понятие хронотопа рассматривается широко: предлагается понимать хронотоп как универсальную модель пространственно-временных отношений в романе. Также в статье выражены идеи относительно рассмотрения поэтики «реального» в натуралистическом романе через призму карнавального (предельно детализированного вещного мира); в качестве примеров проанализированы мотивы еды и вина, а также мотив бунта/войны как варианта «войны за еду» и карнавальной битвы Масленицы и Поста. Основной привлеченный для анализа материал взят из романов Э. Золя «Чрево Парижа» («Le Ventre de Paris», 1873), «Западня» («L’Assommoir», 1877), «Жерминаль» («Germinal», 1885).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):519-528
pages 519-528 views

Китайский текст в стихотворении Н. Гумилева

Коваленко А.Г., Пороль П.В.

Аннотация

В статье рассмотрено стихотворение Н. Гумилева «Луна на море» из цикла «Фарфоровый павильон». Новым в работе является интерпретация стихотворения, выявление и объяснение китайских реалий поэтического текста Н. Гумилева. Выявлены первоначальные тексты, ставшие основой для создания стихотворения Н. Гумилева «Луна на море», рассмотрен вариант стихотворения, сохранившийся в рукописи поэта. Рассуждения и выводы автора основываются на критических исследованиях, сопоставлении двух культур. Анализ стихотворения Н. Гумилева проведен в семантическом аспекте с применением поиска текстовых параллелей. Интерпретация стихотворения Н. Гумилева «Луна на море» позволяет с еще одной стороны приблизиться к миропониманию культуры Серебряного века, объясняет генезис образа Китая в поэзии Н. Гумилева.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):529-536
pages 529-536 views

Интертекстуальные связи между романами «Козленок в молоке» Ю. Полякова и «Шутка Мецената» А. Аверченко

Хэ Ц.

Аннотация

Данная статья посвящена анализу преемственности романов «Шутка Мецената» А. Аверченко и «Козленок в молоке» Ю. Полякова. Целью статьи является объяснение аспектов, сближающих два произведения, а также раскрытие характеристик, отличающих Ю. Полякова от своего предшественника. Ставится задача прояснить традиции русской литературы и новаторства в романе «Козленок в молоке» Ю. Полякова. В статье автор рассматривает сходство двух произведений на сюжетном уровне, находит схожие художественные приемы и мотивы действий героев. Кроме того, в статье уделяется внимание галерее советских писателей, созданной Ю. Поляковым, а также важной роли исторического события - распада СССР - в жизни главных героев. В своем романе «Козленок в молоке» Ю. Поляков отражает позднесоветскую и постсоветскую жизнь в литературном круге. Внимание к общественным явлениям и развитию истории придает творчеству Ю. Полякова большое социальное и историческое значение. Можно сказать, что Ю. Поляков не просто заимствовал сюжет Аверченко, на этой основе он усовершенствовал оригинал и дал своеобразное толкование эпохе перемен с точки зрения литератора Советского Союза.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):537-545
pages 537-545 views

Журналистика

Трансформация представлений о свободе интернета в XXI веке

Засурский И.И., Трищенко Н.Д.

Аннотация

В статье анализируются теоретические подходы, сложившиеся в отношении вопросов контроля и свободы интернет-пространства, в том числе регулирования в сфере авторского права, их постепенная трансформация по мере развития и изменения условий развития цифровой среды. Особое место в рассмотрении проблемы занимают ценности, в соответствии с которыми определяются принципы регулирования. Если изначально доминирующие позиции занимали представления о том, что благодаря интернету человечество получит новый свободный мир, то в дальнейшем дискурс сместился к гораздо менее оптимистичным взглядам и темам - вопрос регулирования сети, техническим и правовым ограничениям, цензуре и защите данных. При этом основное внимание в свежих научных источниках уделяется именно практической стороне вопроса, а ценностная - уходит на второй план. В результате за рамками дискуссии оказывается значимый контекст: вопросы свободы и прав человека в интернет-среде, обсуждение того, что является действительно важным для общества - безопасность или отсутствие ограничений, проблема доверия пользователей к государству и платформам.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):546-557
pages 546-557 views

Библиографическая информация в театральном журнале «Артист»

Жилина А.В.

Аннотация

Театральный журнал «Артист» не раз становился объектом научного исследования, однако, несмотря на обилие работ, в той или иной мере затрагивающих структуру журнала, библиографический отдел «Артиста» остается недостаточно изученным. Библиографическая информация журнала еще не становилась объектом отдельного научного изыскания. Эмпирической базой исследования является полный комплект изданий театрального журнала «Артист» за весь период его существования. Преимущественное внимание уделяется библиографическому разделу журнала и приложению. Методы исследования: теоретический и исторический анализ, обобщение и систематизация полученных результатов. В статье автор описывает и осмысляет основные формы латентной библиографической информации в театральном журнале «Артист», прежде всего, самостоятельный отдел «Библиография». В исследовании определены главные тематические направления отдела, выявлены его структура и основные жанры. Кроме того, проанализированы формы библиографической рекламы в журнале: алфавитные каталоги дозволенных к постановке драматических сочинений, указатель пьес, удобных для постановки на любительских спектаклях, сообщения о подписке от редакции журнала, реклама книжных новинок, рекламные объявления о подписке на другие печатные издания. Автор приходит к выводу, что кроме просветительских целей редакция решала конкретные коммерческие задачи (реализация тиража своего издания и книг, распространяемых через контору издательства). Латентная библиографическая информация журнала «Артист» может быть полезной специалистам, интересующимся вопросами истории литературы, журналистики и театра.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):558-569
pages 558-569 views

Причины возникновения инфодемии: сравнительный анализ освещения эпидемии SARS и пандемии COVID-19

Землянский А.В.

Аннотация

В статье поднимается проблема деструктивного воздействия на жизнь общества такого феномена, как инфодемия. Для понимания современной инфодемии автор предлагает сравнительный анализ освещения эпидемии атипичной пневмонии и пандемии коронавируса (COVID-19), чтобы выявить общие черты в работе журналистских редакций в период таких глобальных вызовов, как вспышка нового опасного заболевания. Анализ всех значимых аспектов приводит к выводу, что особенности и характерные черты процесса, который в 2020 году получил название «инфодемия», присутствовали и в 2003 году во время освещения процесса борьбы с SARS. Учитывая тот факт, что СМИ годами придерживаются одной и той же концепции освещения, можно предположить, что в период новой пандемии журналисты совершат те же самые ошибки и позволят инфодемии снова встать на пути распространения правдивой информации. На основе детального изучения алгоритмов освещения в СМИ двух этих заболеваний автор предлагает поднять следующие вопросы: повышение ответственности массмедиа перед своими целевыми аудиториями за публикацию фейк-ньюс; более глубокий фактчекинг всей информации, которая может негативно повлиять на общество.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):570-579
pages 570-579 views

Анализ употребления игровых сленговых терминов в новостных статьях российских онлайн-СМИ

Волкова И.И., Чернявская А.Г.

Аннотация

Цель исследования - выявление игровых сленговых терминов в новостных статьях рейтинговых российских СМИ. В качестве эмпирического материала использовались три онлайн-издания различной направленности: «Коммерсант» (первое частное деловое издание в России), «РБК» (общественно-политическая аналитическая газета) и «Российская газета» (орган Правительства Российской Федерации). С помощью контент-анализа в новостных медиатекстах были обнаружены и описаны все случаи применения сленговых игровых терминов «ачивка», «нуб», «пасхалка» и др. Результаты исследования показывают, что за последние пять лет популярность использования игровых терминов в СМИ растет, это приращение может быть описано как линейный поступательный рост: геймерский сленг становится составной частью ресурсов Рунета и постепенно входит в общеупотребительную лексику. Можно предположить, что с увеличением количества медиаменеджеров из поколения цифровых аборигенов и переходом их в категорию «принимающих решения», рост игровых сленговых терминов в онлайн-медиа станет экспоненциальным.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021;26(3):580-588
pages 580-588 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах