Том 25, № 1 (2020)
- Год: 2020
- Статей: 20
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1322
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-1
Весь выпуск
Литературоведение
Семиогенезис мифа о «новой экзистенции» в романе Л. Андреева «Дневник Сатаны»
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы идентификации семиотических составляющих авторского неомифа о «вочеловечившемся Сатане» в романе Л. Андреева «Дневник Сатаны» в системе анализа междисциплинарной метаморфной модели инструментариями экзистенциального метода. Новизна данного исследования определяется анализом семиотической составляющей концептов «Человек - Cатана» в контексте понятия «живая онтологическая телесность» в системе междисциплинарной метаморфной модели Зальтмана. В качестве объекта исследования были избраны лингвокультурные концепты «Человек - Cатана» как ключевые символы метаморфной модели «вочеловечившийся Сатана», отражающие важнейшие категории и установки антропологической и религиозно-философской концепции писателя.
Портрет и пейзаж в публицистической прозе Бориса Зайцева: стиль и этос
Аннотация
В статье анализируется жанрово-стилевая этимология публицистических текстов (эссе, очерков и критических заметок) выдающегося представителя русского литературного зарубежья ХХ в. Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972). Стилеобразующие средства выразительности исследуются в контексте изучения этико-философских принципов писателя. В качестве образно-поэтических и жанрово-композиционных слагаемых «изобразительной палитры» художника впервые рассматриваются его портретные и пейзажные зарисовки. Одним из действенных методов постижения стиля и этоса писателя является раскрытие полижанровых подтекстов, отражающих творческое мировидение Б. Зайцева, в котором эстетика тесно сопряжена с метафизикой, а это, в свою очередь, определяет смежно-дисциплинарный инструментарий изучения «литературной живописи», актуализирует параллели с невербальными видами искусства (живопись, музыка). Интертекстуальная феноменология публицистических текстов Б. Зайцева не ограничивается искусной, виртуозно-технической изобразительностью. Природа утонченной предметно-фигуративной «живописи», как следует из проведенного анализа, базируется на духовной созерцательности писателя и отражает редкую для искусства ХХ столетия гармонию художественного и трансцендентного.
Самоидентификация в современной иронической поэзии
Аннотация
В статье рассматриваются современные иронические поэтические миниатюры, представляющие собой сложные тексты, в которых можно выделить несколько уровней самопрезентации субъекта. Проанализированы тексты стихотворной афористики и иронической интернет-поэзии. Ключевым приемом построения таких текстов является парадоксальное соположение противоположных положений дел. Эти тексты насыщенны аллюзиями. Установлено, что в иронических миниатюрах самоидентификация субъекта носит оценочный характер и связана с констатацией ограниченности человеческих возможностей, критикой абсурдности бытия и несовершенством мироздания.
Проблематика и жанровое своеобразие романа Юрия Полякова «Гипсовый трубач»
Аннотация
Статья посвящена анализу проблематики и жанрового своеобразия трехчастного романа Ю. Полякова «Гипсовый трубач». Роман, написанный в стиле гротескного реализма, многоплановый, содержит много вставных новелл исторического, детективного, лирического характера. Такая жанровая форма служит замыслу писателя разоблачить порочные явления окружающей реальности. Этой же цели служит широкий арсенал мастерски используемых поэтических приемов: окказиональных слов и словосочетаний, авторских неологизмов, развернутых гипербол и литот, неожиданных сравнений. Роман изобилует афоризмами. В названиях большинства глав произведения использованы прецедентные феномены. Отношение автора к героям проявляется в «говорящих» фамилиях, ярких портретных зарисовках. Предметно-бытовые детали, эпиграммы придают живость повествованию. Роман посвящен творческим людям, и в тексте много места занимают размышления и споры о назначении искусства, о том, каким должно быть настоящее искусство. Отдавая дань уважения служителям Музы, автор повествует о вдохновении, нелегком творческом труде и муках созидания.
«Нагрянула зима истории...»: концепция времени в стихотворениях В. Кривулина
Аннотация
Статья посвящена проблеме историзма в текстах ленинградского неофициального поэта и критика Виктора Кривулина. Новизна исследования заключается в попытке рассмотреть поэтическую историософию Кривулина в контексте «религиозного возрождения» 1970-х годов в СССР. Такой подход позволяет не только определить специфику образов времени в произведениях Кривулина, но и наметить контуры интеллектуальной истории советской неофициальной культуры. Особое внимание уделено эсхатологическим мотивам в произведениях Кривулина, а также противопоставлению «горизонтального» и «вертикального» типов времени. Повседневная реальность, с ее размеренным течением событий, подчиненных хронологическому порядку, преодолевается в текстах Кривулина выходом в сакральную сферу культуры, где творческий диалог с литературными предшественниками наделяется особым ценностным статусом. Именно культурное сотворчество позволяло неофициальному поэту выйти за рамки статичного позднесоветского опыта и заново обрести свою идентичность. Установлено, что образы времени в текстах Кривулина связаны с христианской эсхатологией, которая предполагает конечность исторического бытия. Наиболее отчетливо это проявилось в трансформации образа Ленинграда, представшего в произведениях Кривулина как «город-призрак», в котором остановилась история.
Почему научно-фантастическая литература потеряла свою популярность в Азербайджане после 1990 года?
Аннотация
Компаративистика
Хунхуз в литературной рецепции
Аннотация
Благородный разбойник - одни из архетипов в мировой художественной литературе. Хунхуз - восточный вариант образа благородного разбойника. Как и его аналог в европейской литературе, он выразил неоднозначность, амбивалентность человеческой натуры. В отличие от героев Ф. Шиллера, А.С. Пушкина и других, образ хунхуза менее всего отмечен романтическими чертами. В прозе русских писателей-эмигрантов харбинской диаспоры он выразитель китайской ментальности; на него спроецирована специфика ориентализма, и вместе с тем его образ предельно объективен, что прежде всего характеризует прозу П.В. Шкуркина - автора этнографической прозы о разбойниках пограничной зоны российского Дальнего Востока, Маньчжурии, Кореи и Монголии. Контекст составляют произведения Ши Найаня, Пушкина, Шиллера, английского фольклора и т. д. Сопоставительный анализ позволяет выявить индивидуальные черты художественного восприятия хунхузничества Шкуркиным. Доказывается, что интерпретация Шкуркиным хунхуза близка образу разбойника в китайской, английской, немецкой литературе, а также в русской литературе XIX-XX вв.
Искусство фарфора в творчестве Е.Я. Данько: «Ваза Богдыхана», «Фарфоровая чашечка» и «Китайский секрет»
Аннотация
В статье впервые прослеживается традиционная для китайской культуры связь между искусством фарфора и искусством слова в творчестве детской писательницы и художницы Е.Я. Данько. Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширить представление об образе Китая в советской детской литературе 1920-х годов. Стихотворения «Фарфоровая чашечка», «Китайский секрет» и повесть «Ваза Богдыхана» рассмотрены диахронически относительно истории русской поэзии и синхронически - в контексте разрушаемого мифа о Древнем Китае и идеологем революционного, пролетарского Китая. Отдельное внимание уделено генезису идеального образа Китая в творчестве Е.А. Данько, восходящему к представлениям Ф.М.А. Вольтера, М.В. Ломоносова и русских поэтов XIX - начала ХХ веков. Произведения Е.Я. Данько отвечают замыслу А.М. Горького - создать литературу о фабриках и заводах, о ремеслах и технологиях. Е.Я. Данько в своих произведениях о фарфоре находила выход из смуты 1920-х годов, отстаивая классическое понимание китайской культуры и восхищаясь талантом и трудолюбием китайского народа.
«Домолчаться до стихов»: «молчание» в жизни и творчестве М.С. Петровых
Аннотация
Мотив и образ молчания в лирике М.С. Петровых обусловлены ее поэтическим мировидением, ее пониманием природы творческого дара и восприятием социальной реальности. Образ «молчания» проходит через все творчество поэта, он определяет лирический сюжет концептуального стихотворения «Одно мне хочется сказать поэтам...». В стихотворении раскрывается тип творческого и жизненного поведения, которое исповедует автор. В статье приводятся некоторые факты биографии М. Петровых, которые находят подтверждение в стихах; анализируется лексико-семантический уровень стихотворений, в которых присутствуют образ и мотив молчания. «Молчание» было темой не только М. Петровых, А. Ахматовой, но и других писателей эпохи 1930-1950-х годов, что обусловлено атмосферой времени. Внешняя и внутренняя цензура диктовали стиль поведения. Но поэт должен дознаваться до жесткой сути происходящего и воссоздавать подлинную действительность, писать правду. Значение «домолчаться до стихов» состоит именно в этом. Это не просто афоризм, а смысл подлинного творчества.
Личное и социальное в автобиографическом письме Анни Эрно
Аннотация
В статье изучаются художественно-мировоззренческие особенности автобиографизма в произведении известной современной французской писательницы А. Эрно «Место в жизни». Раскрывается художественное своеобразие разрабатываемого ею «плоского письма», близкого по форме и содержанию к документальным этнографическим и социологическим исследованиям и лишенного характерной для автобиографии субъективности. Движение автобиографического письма рассматривается сквозь призму реализации в тексте понятия «символическое насилие», заимствованного из социологии П. Бурдье. Доказывается, что художественное исследование социально-исторических закономерностей возникновения «классовой дистанции» между отцом и дочерью заменяет у А. Эрно характерное для автобиографии хронологическое событийное повествование. Анализ ключевых для поэтики А. Эрно концептов, таких как «мир», «место», «стыд», «низшее положение», позволяет понять, с одной стороны, как рождается социально-культурное отчуждение, а с другой стороны, становится поводом для социальной критики действительности.
Литературная репрезентация отъезда евреев в «Саге о Музирисе» Сетху
Аннотация
Журналистика
«Библиотека для чтения» - первый массовый журнал в России
Аннотация
Статья посвящена так называемому периоду Смирдина в развитии журнала «Библиотека для чтения» (XIX в). Это уникальное периодическое издание, которое привлекло внимание многочисленных читателей: в первый год существования «Библиотеки для чтения» ее тираж достиг колоссальной для того времени цифры в пять тысяч экземпляров, затем он дошел до семи тысяч. Одновременно раздавалось немало упреков в том, что журнал избрал коммерческое направление, предпочитая в интересах извлечения доходов печатать поверхностные, посредственные литературные произведения. Издатели «Библиотеки для чтения» первыми среди коллег поняли, что журналистика не может оставаться в стороне от становления капиталистических отношений, а труд журналиста, равно как и писателя, должен хорошо оплачиваться. Они отдавали должное роли материального стимула в творческом процессе, что во многом и предопределило успех журнала, его долголетие.
Причины снижения популярности и перспективы развития информационного телевещания
Аннотация
Интерес автора фокусируется на исследовании общемировых тенденций развития информационного телевещания. На фоне широкого распространения новостных интернетпорталов наблюдается поступательное снижение зрительского интереса к линейному телевидению, привязанному к программной верстке. Основную часть телеаудитории в настоящее время составляют люди старшего возраста, молодые зрители отказывается от телепросмотра, предпочитая узнавать информацию об актуальных событиях из глобальной сети. В сложившихся условиях традиционное программное телевидение пытается предложить потребителю медиапродукцию новых форматов, найти обоснование собственного существования в стремительно меняющихся условиях. Цель статьи - представить результаты исследований, посвященных зрительским предпочтениям, инициировать дискуссию по одному из самых спорных вопросов развития современных СМИ: каким будет телевещание через 15-20 лет.
Новые тенденции в формировании образа России французской прессой в контексте Чемпионата мира по футболу - 2018
Аннотация
В статье рассматривается вопрос конструирования образа России качественной французской прессой (газеты Le Figaro, Le Monde, Le Parisien и журналы Le Point, Le Nouvel Observateur, Paris Match). Контенти дискурс-анализ их публикаций позволил выявить позитивную динамику образа, связанную с уровнем организации Чемпионата мира по футболу - 2018, гостеприимством россиян, улучшенной инфраструктурой и атмосферой праздника в Москве. Французские журналисты отходят от тактики одностороннего освещения событий, предлагая читателю многогранный взгляд на происходящее в России. Публикации характеризуются меньшей тенденциозностью и субъективностью взглядов. Тем не менее сложно представить, что «один месяц футбола» может переломить годами формировавшийся негативный образ, связанный с более глубинными вопросами: политикой, демократическими ценностями, менталитетом.
«Эфир» и «вещание»: этимология, сущность, характеристика понятий
Аннотация
В статье рассматриваются два базовых понятия современного телевещания (в русском и арабском языках), их этимология и эволюция в развитии тележурналистики в системе средств массовой коммуникации. Сделана попытка определить, какие общеизвестные инструменты телевидения являются первичными, каким образом и почему отождествляются понятия «эфир» и «вещание», в чем их сходство, почему существует подмена их сути и, как следствие, ошибочная трактовка. Приведены примеры толкования обоих понятий известными исследователями журналистики, с помощью которых и была предпринята попытка конкретизации функций, формы и содержания того или иного феномена.
Особенности функционирования медиапространства Казахстана в условиях глобализации
Аннотация
Статья посвящена исследованию медиапространства Республики Казахстан в условиях стремительно меняющихся глобализационных трендов и информационного противостояния мировых держав. С момента получения независимости Казахстан стремится к созданию собственного независимого информационного пространства. Этот процесс имеет ряд особенностей, таких как низкая конкурентоспособность национальных информационных агентств, медленное развитие нормативно-правовой базы в сфере обеспечения информационной безопасности, высокая политизированность, в том числе и в языковом вопросе, что обусловлено неоднородной языковой обстановкой, проблемами формирования национальных независимых информационных агентств, вызовами глобализации, самым актуальным из которых является растущее влияние глобальных СМИ. В статье затрагивается вопрос перехода Казахстана на латиницу, а также взгляды западных, российских и казахстанских исследователей на современное состояние медиапространства Казахстана. Обосновывается необходимость выработки путей минимизации внешнего информационного влияния на медиапространство Казахстана, которое все еще находится на этапе цифровой трансформации.
Научная тематика в цифровой реальности
Аннотация
В статье представлены результаты исследования более двухсот научных интернетресурсов, значительная часть которых - сайты научных журналов, имеющих печатную версию. Остальные ресурсы - электронные отраслевые и научно-популярные издания, онлайновые информационные порталы, аккаунты сообществ в блогосфере, социальных сетях, мессенджерах. На основании полученных результатов показано, что эти медиапродукты особым образом формируют современную цифровую реальность, усложняя и качественно улучшая ее. Создателями и авторами научных изданий являются журналисты, специализирующиеся в сфере научно-популярных проблем, ученые - представители научного сообщества, а также пользователи Сети, что отражает одну из современных тенденций развития медиа. В статье ставится вопрос об использовании системного подхода (комплекс естественно-научного, гуманитарного и технологического) при создании медиаресурсов научного направления как основы содержательно-предметных моделей научных и научно-популярных медиа.
Индийская политика социальных медиа: новая эра избирательных процессов
Аннотация
Рецензии. Обзоры
Новая книга о творчестве Б. Пильняка. Рецензия на монографию Л.Н. Анпиловой «Русская версия экспрессионизма: проза Бориса Пильняка 1920-х гг.». СПб.: Нестор-История, 2019. 214 с
Аннотация
В рецензии дается анализ новой работы о творчестве Бориса Пильняка, в которой проза известного русского писателя рассмотрена с позиции эстетики экспрессионизма. Оцениваются общая концепция труда и научная методология монографии, освещаются вопросы авторской стратегии, жанровых модификаций, специфики и форм выражения авторского сознания. В структуре книги отмечаются стройность и строгая аргументированность авторской концепции, обосновывается теоретическая значимость монографии для рассмотрения эстетики экспрессионизма в прозе Б. Пильняка.