Том 21, № 1 (2017): Дискурс-анализ в 21 веке: теория и практика (II)

Статьи

Дискурс-анализ в 21 веке: теория и практика (II)

Понтон Д.М., Ларина Т.В.
Russian Journal of Linguistics. 2017;21(1):7-21
pages 7-21 views

Дискурсивная семантика передачи эмоционального отношения: перспективы исследования лексики)

Мартин Д.Р.

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы категоризации оценочных отношений в английском языке как части описания оценки (Appraisal), основанной на системно-функциональной теории лингвистических исследований. В рамках данной традиции рассматриваются парадигматические и синтагматические подходы к лексике, а также развитие типологических и топологических представлений о системных отношениях. В статье высказывается отношение к возможности изучения оценки на основе корпусных данных, проведенного Беднарек (Bednarek 2008). Предлагается изучение лексики, выражающей негативные эмоции (грусть) и негативные реакции на поведение (например, смущение и стыд) на основе топологического подхода. Намечаются перспективы дальнейшего изучения лексики с применением основных положений системно-функциональной лингвистики.
Russian Journal of Linguistics. 2017;21(1):22-47
pages 22-47 views

Метафора и грамматика в поэтическом изображении природы

Гоутли Э.

Аннотация

Данная статья основана на двух положениях, которые уже были доказаны в литературе по анализу экологического дискурса. Первое - это то, что в активных предложениях с конгруэнтной функцией (Halliday, Matthiessen 2004), человек предстает как исполнитель однонаправленных действий, совершаемых им над пассивной природой (Goatly 2002, 2007). Второе положение заключается в том, что в большинстве случаев в экологическом дискурсе, как, например, в сообщениях Института всемирного наблюдения (Worldwatch Institute), где такая грамматика используется, недооценивается сила природы, которая не зависит от человека и способна властвовать над ним (Goatly, Hiradhar 2016). Автор опирается на уже проведенные ранее исследования (Goatly 2000, 2007, Goatly, Hiradhar 2016), в которых показано использования неконгруэнтных грамматических форм, различных видов метафор для описании отношений между человеком и природой в русле современной науки. Автором проанализирован ряд поэтических текстов, среди которых «Прелюдии» Уильяма Вордсворта, избранные стихотворения Эдварда Томаса и поэтический сборник Элис Освальд «Woods». Исследование показало, что, помимо грамматического согласования и метафор, используемых для размывания границ между человеком и природой, в них встречаются субстантивация, эргативные глаголы, очувствление символов. Подчеркивается, что природа способна говорить и чувствовать, что существенно отличается от приемов, используемых в экологическом и новостном дискурсах.
Russian Journal of Linguistics. 2017;21(1):48-72
pages 48-72 views

Метапрагматика осуществления правосудия в дискурсе российских и английских судей

Дубровская Т.В.

Аннотация

Настоящая статья делает вклад в исследование метапрагматики в условиях судебной коммуникации, в частности в дискурсе русских и английских судей, и представляет результаты функционального анализа метапрагматических элементов. В статье утверждается, что метавысказывания являются свойством судейского дискурса, в котором они выполняют особые функции, связанные с реализацией власти и судейского усмотрения, а также с осуществлением правосудия. Обсуждаются функции метавысказываний, выделяемые в научной литературе, и предлагается классификация метапрагматических элементов в судейском дискурсе в соответствии с тремя типами реальности, выделяемыми Дж. Гиббонсом (Gibbons 2003). Первая группа метапрагматических элементов способствует созданию первичной реальности, т.е. реальности судебного заседания; вторая группа помогает формировать вторичную реальность, т.е. реальность преступления или правонарушения; третья группа конструирует реальность права. Взятые вместе, все типы метапрагматических элементов создают организующую рамку судебного процесса. Речевые данные для анализа включают стенограммы современных судебных заседаний (1998-2008). Применение русских и английских данных позволяет продемонстрировать, что основные функции метавысказываний в судейском дискурсе обнаруживают значительный параллелизм, в то время как незначительные различия связаны с другими прагматическими категориями, в которых проявляется национально-культурная специфика коммуникации, например, с вежливостью.
Russian Journal of Linguistics. 2017;21(1):73-90
pages 73-90 views

Дискурсивные факторы ментальной дифференциации и выражение пропозициональной установки в речи (на материале английского языка

Хрисонопуло Е.Ю.

Аннотация

В статье представлен анализ явления мыслительной дифференциации, которая может выражаться в английском языке при передаче пропозициональной установки путем разграничения конструкций с подлежащими, ассоциируемыми с двумя концептуальными архетипами: «партиципантом» (II), на который указывает местоимение I лица ( I am certain that ), и «абстрактным сеттингом» (С), выражаемым вводным местоимением it ( It is certain that ). При опоре на основные теоретические положения об обусловленности языкового значения актами речевой деятельности (А.А. Леонтьев), ментальной дифференциации (Р. Лэнекер), процессами дискурсивно мотивированной концептуализации и категоризации (Е.С. Кубрякова), а также с учетом имеющихся дискурсивно ориентированных исследований выражения установки (Д. Байбер, Э. Финеган, Е. Карккаинен) в работе анализируются примеры (общим объемом около 350), представляющие нарративный и диалогический дискурс в текстах англоязычной художественной литературы. Языковые данные свидетельствуют в пользу того, что выбор конструкции пропозициональной установки с подлежащими П либо С мотивируется, соответственно, различиями, возникающими в дискурсе, между фактической и мысленно репрезентированной реальностью, противопоставлением референции и наблюдения как типов когнитивных операций, а также разграничением событийных схем и мысленных представлений. В работе показано, что данные дискурсивно значимые различия непосредственно связаны с нарративными и диалогическими стратегиями, которые используются в художественных текстах для выражения пропозициональной установки в предложениях с различными типами подлежащих.
Russian Journal of Linguistics. 2017;21(1):91-104
pages 91-104 views

«Передовой опыт» Уолмарта: анализ неоднозначной экополитики)

Аббамонте Л., Кавальери Ф.

Аннотация

В настоящее время компании, желая привлечь внимание покупателей, заботящихся об окружающей среде, все чаще апеллируют к идеям экологичной экономики. Это обусловлено увеличением категории потребителей экопродукции и массовой популяризацией концепции «экологической безопасности». Термин «экологичность» постепенно становится основной смысловой единицей рекламных и медийных проектов всех перспективных компаний, так как способствует формированию позитивной корпоративной репутации. Международная американская сеть розничной торговли Уолмарт (Walmart) позиционирует себя как «зеленая компания» и активно использует методы экологичного маркетинга. Например, на первой странице поисковой системы Google по запросу «экологичность» выдается веб-адрес корпорации: http://corporate.walmart.com/global-responsibility/sustainability. На официальном сайте «Уолмарт» сообщается, что компания стремится не только к расширению бизнеса, но также озабочена состоянием окружающей среды и фундаментальными социальными проблемами. Тем не менее, в последнее время Уолмарт часто обвиняют в серьезных нарушениях экологических норм, в частности в сокрытии реального объема вредных выбросов в процессе использования возобновляемых источников энергии. Основной причиной столь острой критики является неспособность компании предложить адекватное решение существующих проблем (Laclau and Mouffe 1985). Все это вызывает большой резонанс среди общественности и СМИ. Несмотря на двойственный, противоречивый характер деятельности корпорации Уолмарт (Macgilchrist 2007), в данной статье подчеркиваются ее положительные аспекты, в частности позитивное отношение компании к таким значимым проблемам, как энергетика, отходы и др. В статье используется комплексный критический дискурс-анализ, с помощью которого изучаются нюансы стратегий маркетинга и брендинга. Исследование направлено на изучение различных коммуникативных стратегий, мультимодальных средств, которые используются для создания привлекательных рекламных образов, способствующих формированию у реципиента чувства экологической и социальной ответственности.
Russian Journal of Linguistics. 2017;21(1):105-125
pages 105-125 views

«Двадцатипроцентное решение»: концепция социального капитала сквозь призму неономинаций в английском деловом дискурсе конца XX - начала XXI вв.

Гальчук Л.М.

Аннотация

В статье содержится обзор английских неологизмов, зафиксированных электронным словарем новых слов Word Spy в течение последних трех десятилетий и концептуально связанных с феноменом социального капитала как атрибута гражданского общества и одного из ресурсов устойчивого развития рыночной экономики. Исследование, опирающееся на теоретические положения неологии и концепции социального капитала, сфокусировано на ономасиологическом освещении семантики лексических инноваций. Они анализируются с точки зрения экстра- и интралингвистических причин их появления в лексическом составе языка, особенностей формальной и семантической структур. В работе отмечается преобладание вторичных коннотативно маркированных номинаций, вербализующих внутрикорпоративные отношения, над собственно неологизмами, обозначающими новые реалии в сфере политики и практики деловых отношений хозяйствующего субъекта с внешней средой. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что реализация прагматического потенциала таких лексических инноваций в функциональном пространстве английского делового дискурса ведет к нарушению регламентирующих его конвенциональных норм в интересах повышения эффективности конкретного коммуникативного акта.
Russian Journal of Linguistics. 2017;21(1):126-140
pages 126-140 views

Актовая речь как гибридная полидискурсивная практика

Иванова С.В.

Аннотация

Современные дискурсологи и исследователи медиакоммуникаций обращают внимание на то, что популярные в настоящее время дискурсивно-коммуникативные практики имеют тенденцию к гибридизации и конвергенции. Дискурс, понимаемый как речь в действии, обладает в такой же мере, как и сама речь, признаками гибкости. Оказывается, что текст может выступать правомерным репрезентантом нескольких типов дискурса. Ярким примером этого является текст актовой речи, в американской традиции commencement speech / commencement address / graduation speech. Актовая речь представляет собой напутственную речь для выпускников университетов, с которой, в соответствии с современной тенденцией, обращаются к аудитории видные медиа-персоны: политики, спортсмены, актеры и т.п. Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить специфику реализации полидискурсивных практик в рамках актовой речи. В исследовании задействованы такие методы, как дискурсивный, контекстуальный, стилистический, дефинитивный анализ. Методологическую основу исследования составляет теория дискурс-анализа, а именно понятие дискурсивной практики как вербализованного аналога практики социальной. Материал данного исследования составили 100 актовых речей, с которыми выступали видные представители американского общества начиная с 80-х годов XX в. по настоящее время. По существу, актовая речь относится к институциональному дискурсу, представляя собой ритуальный жанр публичной речи. Институциональные параметры актовой речи наиболее полно представлены в речах президентов, ректоров университетов, то есть лиц, облеченных властью и ее репрезентирующих. Как показали результаты исследования, институциональность актовой речи в настоящее время не является ее преимущественной характеристикой. В актовую речь активно интегрируются дискурсивные практики личностно-ориентированного общения в его наиболее выраженном варианте бытийного дискурса. Актовая речь по своей концептуальной информации полноправно представляет дидактический дискурс, поскольку суть актовой речи состоит в том, чтобы научить выпускников ориентироваться в жизни, правильно, с позиции оратора, реагировать на жизненные вызовы. Помимо институционального и дидактического дискурсов, актовая речь репрезентирует мемуарный дискурс, так как в выступлениях многих ораторов именно рассказ о собственной жизни составляет фактуальную канву текста выступления. Кроме того, нельзя не заметить связи современной актовой речи с ироническим дискурсом. Результатом междискурсивных, интердискурсивных и внедискурсивных трансформаций, обеспечивающих импорт дискурсивных практик в несвойственные для них типы дискурса, является создание гибридного дискурса, характеризующегося высокой степенью конвергенции. Органичное сочетание полидискурсивных практик способствует гибридизации дискурса актовой речи, нацеленной на повышение степени воздействия на адресата.
Russian Journal of Linguistics. 2017;21(1):141-160
pages 141-160 views

Дискурс убеждения: риторические и дискурсивные практики в президентской избирательной кампании Рухани и победа его принципа благоразумия и надежды

Мирзаи А., Еслами З.R., Сафари Ф.

Аннотация

В попытке приобрести и сохранить власть политики используют в своих выступлениях определенные риторические и языковые средства, чтобы привлечь избирателей на свою сторону. Настоящее исследование явилось попыткой изучения риторических и дискурсивных средств убеждения, использованных Хасаном Рухани в предвыборной кампании на пост президента Ирана. Особое внимание было уделено изучению языковых средств различных уровней, составивших основу его политического дискурса. В центре внимания оказались:1) фонетические особенности его речи, 2) выбор лексических средств, 3) особенности синтаксических структур, использованных для передачи политических нюансов. В исследовании применялся критический дискурс-анализ (КДА), опирающийся на трехмерную аналитическую парадигму Фэйрклафа (Fairclough 2010), с целью исследовать отношения дискурса и власти в речи Рухани, с одной стороны, и социально-культурные, религиозные и политические ценности, лежащие в основе риторических средств - с другой. Результаты показали, что политический дискурс Рухани включает различные риторические и дискурсивные средства, такие как трехчленные конструкции, повторения в параллельных конструкциях, аллитерацию и метафоры, влияющие на общественное мнение. Более того, использование кратких и лаконичных тезисов, визуальных символов и динамических метафор помогло ему обратиться к публике с высокой долей эмоциональности и привлечь значительный электорат.
Russian Journal of Linguistics. 2017;21(1):161-182
pages 161-182 views

На пути к новой лингвистической модели определения политической лжи

Эль-Завави А.М.

Аннотация

Настоящее исследование рассматривает проблему того, каким образом предвыборная речь американских кандидатов в президенты, Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, вводит в заблуждение избирателей. Были составлены два корпуса возможных лжевысказываний Клинтон и Трампа, каждый из которых содержал 16 утверждений, признанных сайтом Politifact (победитель Пулитцеровской премии) ложными или не соответствующими действительности. Некоторые заявления сопровождались видеозаписями, в то время как другие - нет, поскольку являлись либо твитами, либо событиями, которые не были выложены на YouTube или иной ресурс. В данном исследовании применялся метод контент-анализа в качестве трамплина для построения новой модели определения лжи в политическом дискурсе в соответствии с характеристиками дискурса кампании, что обеспечило качественный аспект исследования. Что касается количественных данных, то они были проанализированы с помощью программного обеспечения LIWC (Linguistic Inquiry and Word Count), а также ориентировались на анализ содержания обманных сигналов, которые могли быть сопоставлены с результатами, полученными из компьютеризированных данных. Для анализа стрессовых изменений голоса использовалась программа Praat. Для достижения высокой точности результатов в некоторых случаях нашел применение и статистический анализ. В исследовании делается вывод о том, что новая модель не является контекстно-зависимой, будучи количественной, и, таким образом, численно ориентированной в своих решениях. Вместе с тем, качественный анализ, особенно при изучении положений проекта Politifact, показывает, что контекст играет решающую роль в определении дискурса как вводящего или не вводящего в заблуждение.
Russian Journal of Linguistics. 2017;21(1):183-202
pages 183-202 views

Медийный дискурс в ситуации информационной войны: от манипуляции - к агрессии

Озюменко В.И.

Аннотация

В ситуации информационной войны воздействующая функция средств массовой информации заметно усилилась, отодвинув на второй план другие функции, в том числе и информационную. Изменились также и формы воздействия: открытое убеждение заменяется скрытым манипулированием, которое перерастает в открытую агрессию. Поскольку в медийном дискурсе агрессия может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами, предлагаем использовать термин информационная (или медийная) агрессия , который шире, чем речевая агрессия . Медийная агрессия рассматривается двупланово - по отношению к референту ( аффективная агрессия ) и по отношению к адресату ( когнитивная агрессия ). В результате под информационной (медийной) агрессией понимается выражение открытой неприязни и враждебности к референту и целенаправленное воздействие на сознание адресата (целевой аудитории) с целью его идеологического подчинения. Цель данной статьи - на основе комплексного анализа стратегий и тактик вербальной и невербальной агрессии обосновать гипотезу о том, что в условиях информационной войны формируется и усиливается функция информационной агрессии, которая может рассматриваться в рамках манипулятивного дискурса как манипулятивное убеждение. Исследование выполнено на материале американских и британских СМИ, информационных сайтов The New York Times, The Washington Post, The Economist, The Guardian , освещающих главным образом российско-американские отношения и ситуацию в Сирии. Результаты анализа, проведенного с применением критического дискурс-анализа (Fairclough 2001, Van Dijk 2006, 2009; Weiss, Wodak 2007, Wodak 2007 и др.) и мультимодального подхода (Иванова, Сподарец 2010; Ponton 2016), позволили выявить различные приемы и средства манипуляции и показать, что основной целью информационной агрессии является преднамеренное введение аудитории в заблуждение и внушение определенной идеи с целью ее идеологического подчинения. Знание механизмов манипулятивного воздействия в условиях его усиливающейся агрессивности необходимо для противостояния информационной и психологической войне.
Russian Journal of Linguistics. 2017;21(1):203-220
pages 203-220 views
pages 221-223 views
pages 224-229 views
pages 230-232 views
pages 233-237 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах