Том 19, № 3 (2022)

ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Особенности использования электронных образовательных ресурсов при изучении китайского языка как второго иностранного в основной школе

Ян Г.

Аннотация

Проблема и цель. Приоритетным аспектом изучения китайского языка как иностранного является использование электронных учебных комплексов и материалов. Однако в условиях комплексной цифровизации общества появляются особые факторы, которые следует учитывать при разработке и внедрении соответствующих электронных средств учебного назначения. Цель - исследовать особенности и потенциал образовательных электронных ресурсов обучения китайскому языку как иностранному в основной школе. Методология. Теоретический анализ и обобщение литературы использованы при описании условий эффективного обучения китайскому языку, проблем повышения качества образовательных результатов обучающихся. В эксперименте задействованы 52 ученика из Вятской гуманитарной гимназии. Изучение китайского языка как иностранного поддерживается сервисами StudyChinese.ru, Chinese Boost, Shibushi.ru. Для статистической обработки данных использован критерий Фишера. Результаты. В экспериментальной группе учащиеся основной школы применяли образовательные электронные ресурсы для комплексной информатизации на всех этапах изучения китайского языка как иностранного (говорение, аудирование, чтение, письмо, межкультурная коммуникация и коллаборация). Произведена оценка результатов обучения и выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в педагогической системе. Описаны особенности использования электронных образовательных ресурсов для комплексной информатизации при изучении китайского языка как второго иностранного в основной школе. Заключение. Сформулированы виды деятельности, типы интерактивных упражнений в информационной среде, максимально эффективно работающих на повышение качества обучения китайскому языку как второму иностранному.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022;19(3):171-182
pages 171-182 views

Применение интерактивных игровых тренажеров для развития алгоритмического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы

Новоселова С.Ю., Смеречинская Н.М.

Аннотация

Проблема и цель. Модель формирования конкурентоспособных качеств выпускника современной цифровой школы предполагает наличие у него культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Развитие соответствующих навыков активно происходит на уроках информатики, математики, физики, химии. Однако русский язык и литература обладают определенным дидактическим потенциалом по формированию способностей к выполнению мыслительных операций, выбору оптимального способа достижения цели и т. д. Обосновывается целесообразность использования интерактивных тренажеров для поддержки коммуникативной деятельности обучающихся при изучении русского языка и литературы с целью формирования алгоритмического мышления. Методология. Проанализированы возможности конструкторов интерактивных тренажеров различного назначения: для разработки онлайн-игр (Lingo Play, Kid Mama), квестов (Learnis), мобильных телефонов («Курорт Алисы», «Котовасия»), для создания ребусов, шарад, кроссвордов, метаграмм и головоломок с загадками, викторин. Для оценки входных условий использовано тестирование, включающее блоки по русскому языку, литературе, информатике. Экспериментальное исследование проведено в МБОУ СОШ № 25 г. Сочи имени Героя Советского Союза С.Е. Войтенко на уроках русского языка, литературы, информатики. Участники эксперимента - 46 школьников шестых классов. Для создания игровых интерактивных тренажеров на занятиях используется онлайн-конструктор «еТреники» (сервисы «Кокла», «Криптон», «Морфанки», «НЛО», «Картофан»). Статистическая обработка результатов выполнена с помощью критерия хи-квадрат Пирсона. Результаты. Обучающиеся изучают сервисы по созданию игровых интерактивных тренажеров, применяют их для обработки новых слов, запоминания правил орфографии, сюжета художественных произведений. Выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в системе по уровням развития алгоритмического мышления. Заключение. Описаны особенности представленного варианта применения интерактивных игровых тренажеров для развития алгоритмического мышления школьников на уроках русского языка и литературы: межсетевое взаимодействие, проектирование работы тренажеров по правилам русского языка или сюжету произведения, интенсификация обучения, учет специфики клипового мышления подростков.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022;19(3):183-195
pages 183-195 views

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Кластерный подход к критериальному оцениванию качества образовательного результата обучаемого

Пак Н.И., Клунникова М.М.

Аннотация

Проблема и цель. Вопросы критериального оценивания образовательных результатов обучаемого сохраняют свою актуальность для современной теории и практики образования. Как правило, мероприятия по мониторингу образовательных результатов и ресурсов в учебных заведениях проводятся экспертными, ручными, неавтоматизированными способами. В соответствии с направлениями цифровой трансформации образования необходимо создание технологичной, отвечающей требованиям современного общества системы оценивания, подлежащей автоматизации и интеллектуализации. Цель работы - обоснование новой модели критериального оценивания качества образовательного результата, опирающейся на математические методы теории кластеризации и распознавания образов и позволяющей автоматизировать процедуры оценки качества образовательных объектов, ресурсов, учебных и личностных достижений обучаемых. Методология. Качество образовательного результата или ресурса определяется критериальными показателями, которые можно представить в виде признаков оцениваемого объекта с помощью информационного вектора. Путем кластеризации множества допустимых объектов на три класса - с низким, средним и высоким качеством - можно осуществлять оценку объекта по его принадлежности к одному из этих классов. Кластеризация проводится на основе горного алгоритма, в качестве меры сходства объектов принимается метрика городских кварталов. Результаты. Разработана программа, которая состоит из модуля исходных данных, модуля кластеризации и модуля распознавания и обучения. Модельные результаты работы программы коррелируют с традиционными рейтинговыми оценками, в которых качество объекта определяется по бальной шкале. Полученные тестовые результаты подтверждают валидность алгоритма распознавания и корректность работы программного продукта. Заключение. Предложенная модель на основе кластеризации и метода распознавания делает возможной автоматизированную оценку качества образовательных результатов обучаемых и образовательных ресурсов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022;19(3):196-207
pages 196-207 views

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Применение технологии виртуальной реальности в инклюзивном образовании лиц с полным или частичным поражением нижних конечностей

Асланов Р.Э., Большаков А.А., Гриншкун А.В.

Аннотация

Проблема и цель. Ежегодный рост численности лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливает актуальность проблемы инклюзивного образования, для решения которой требуются новые средства обучения, обладающие более высокой интерактивностью и наглядностью, по сравнению с классическими инструментами. Одним из способов решения данной проблемы является применение технологии виртуальной реальности, что позволит повысить уровень комфорта образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Методология. Основным объектом для исследования выбран иммерсивный виртуальный симулятор, разработанный для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по техническому направлению. На примере симулятора демонстрируется решение для интерактивной подачи образовательного материала по специальности, комфортной для восприятия. Анализ численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и числа студентов с ограниченными возможностями здоровья в среднем профессиональном и высшем образовании проводился с использованием открытых источников, таких как sfri.ru и rosstat.gov.ru. Результаты. Приведены определения для понимания технологии виртуальной реальности и решений, реализуемых в виде симуляторов, используемых как тренажеры с особым подходом к восприятию информации. Рассмотрены особенности применения инновационного решения для инклюзивного образования на основе разработанного иммерсивного виртуального симулятора по техническому обслуживанию персональных компьютеров. Заключение. В процессе выполнения исследовательской работы с использованием различных средств анализа виртуального симулятора изучены основные сферы применения виртуальной реальности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и сделаны выводы о перспективах применения технологии виртуальной реальности в инклюзивном образовании.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022;19(3):208-223
pages 208-223 views

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Организация учебно-проектной деятельности студентов по созданию чат-ботов как фактор формирования цифровых компетенций будущих педагогов

Зенкина С.В., Герасимова Е.К., Федосеева М.В.

Аннотация

Проблема и цель . Анализ исследований ученых из Швейцарии, Германии, Норвегии, Австралии и других стран показал, что подготовка будущих педагогов предполагает формирование компетенций по разработке программных средств различного назначения, проектирование автоматизированных систем для управления реальными объектами. Развитие соответствующих качеств в условиях высшего образования осложняется рядом проблем различного характера. Авторы предлагают для совершенствования подготовки будущих специалистов организовывать проектную деятельность студентов по созданию диалоговых программ (учебных ботов). Методология. Проектное обучение применяется для формирования компетенций в области информатизации образования, получения востребованных soft skills, сплочения коллектива. Конструирование чат-бота происходит в командной работе. В эксперименте были задействованы 43 студента Северо-Кавказского федерального университета по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки». Оценка качества образовательных результатов выполнена с помощью авторского тестирования из 10 заданий («зачтено»/«не зачтено»). Для установления статистически достоверных различий использован критерий Фишера. Результаты. Студенты изучали сервисы для создания чат-ботов, анализировали дидактический потенциал и функциональные возможности полученных программ, применяли их для решения проблем. Выявлены статистически достоверные различия в изменениях, произошедших в системе, по качеству профессиональной подготовки. Описаны особенности представленного варианта организации учебной деятельности по созданию чат-ботов: работа в команде, использование шаблонов и сценариев, выбор тем проектов. Заключение. Сформулированы проблемные вопросы, ответы на которые позволяют определить направления работы по конструированию чат-ботов: обсуждение цели разработки и дидактической цели, применение блоков и действий, моделирование сценариев взаимодействия и т. д.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022;19(3):224-238
pages 224-238 views

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Информационно-мотивационная среда: повышение качества и развитие самоорганизации в условиях информатизации образования

Ваганова В.И., Кучумова О.П.

Аннотация

Проблема и цель. Рассматриваются особенности влияния информационных технологий и образовательной среды на качество школьного образования. Изучались результаты исследований ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, международных исследований (PISA) в национальных регионах (на примере Республики Бурятия) в условиях информатизации образования. Исследовалась информационная инфраструктура, включающая в себя информационные ресурсы, информационные системы различных классов, как система мотивации и самоорганизации школьников, особенно в период дистанционного обучения. Методология. Данные указанных исследований были сгруппированы и объединены, а затем проанализированы на предмет проблем качества общего образования в условиях применения информационной среды. Выборка данных производилась за 2011-2020 гг. по таким критериям, как востребованные предметы, общая тенденция в общеобразовательной подготовке школьников, рейтинг стран по читательской, математической и естественно-научной грамотности. Результаты. Выделена информационно-мотивационная среда и определены ее уровни (макро-, мезо-, микро-). Установлен принцип технического взаимодействия субъекта с иерархией уровней в условиях информационно-мотивационной среды. Заключение. Взаимодействие информации и мотивации способствует повышению самоорганизации и качества образования. Развитие информационно-мотивационной среды и управление ею может стать необходимой технологией развития цифроцентричного человека, критерием качества образовательных результатов, комплекса мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в национальных регионах РФ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022;19(3):239-248
pages 239-248 views

Цифровая трансформация библиотеки университета в условиях сетевого информационного изобилия

Лотова Е.Ю.

Аннотация

Проблема и цель. В контексте цифровой трансформации образования обосновывается значение формирования электронной библиотеки с учетом направлений подготовки, научно-исследовательских тем и других запросов всех целевых групп образовательного учреждения. Активное обращение обучающихся и преподавателей к интернет-источникам ставит задачу популяризации и раскрытия электронных фондов, организации беспроблемного доступа к ценной, достоверной информации из легитимных источников. Внедрение практики постоянного использования верифицированного контента обучающимися, преподавателями, учеными стало основной задачей библиотеки. В этой связи исследуются принципы и методы, применяемые в научной библиотеке университета для сбора и распространения информации, организации мероприятий, внедрения академических норм и новых форм работы по использованию информационных ресурсов в образовательный процесс и научно-исследовательскую деятельность. Методология. Как обобщение и систематизация накопленного практического опыта по работе с электронной информацией описываются этапы формирования электронной библиотеки классического университета, методы статистического анализа для оценки использования фондов, формы продвижения контента и работы с целевыми группами пользователей. Результаты. Проанализирован опыт реализации проекта по формированию и продвижению электронной библиотеки университета, аккумулированы данные эффективности использования контента, механизмы продвижения, достигнутые результаты для использования в работе библиотек сферы образования. Доказана необходимость формирования электронной библиотеки университета с применением кластерного подхода - универсальными, специализированными и профильными ресурсами, принимая во внимание особенности продвижения в разных целевых группах университета, значение аналитической работы по использованию контента для оптимизации подписок и ликвидации информационных пробелов, обязательное внедрение информационной культуры и активизацию использования цифровых образовательных ресурсов в контексте профессиональной деятельности преподавателя. Заключение. С использованием теоретических и практических данных, статистического анализа и различных аспектов как российского, так и зарубежного опыта по проблеме цифровой трансформации библиотеки университета в условиях сетевого информационного изобилия рассмотрены и проанализированы этапы модификации библиотечного фонда, каналы коммуникации и достигнутые результаты конкретной библиотеки.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022;19(3):249-264
pages 249-264 views

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования в области информационных технологий

Комелина Е.В.

Аннотация

Проблема и цель. Высококвалифицированные работники ИТ-сектора играют значительную роль в развитии государства, именно они вносят основной вклад в инновационное развитие ИТ-отрасли, а также в отрасль связи и телекоммуникаций. Прогнозируется, что в России к 2027 г. дефицит ИТ-специалистов может достигнуть 2 млн человек. Согласно федеральной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», система образования должна обеспечить государство компетентными кадрами. Для этого на государственном уровне определены специальности, относящиеся к сфере ИТ, внесены изменения в контрольные цифры приема в образовательные организации высшего профессионального образования. Исследование нацелено на поиск особенностей, выявление факторов, объясняющих малое количество желающих и большую разницу в уровне подготовки абитуриентов при поступлении на обучение по образовательным программам высшего образования в области ИТ. Методология . Изучены вопросы развития информационного общества и готовности к нему различных регионов страны, теоретические аспекты кадровой обеспеченности ИТ-отрасли. Детально проанализированы статистические данные о зачислении абитуриентов в вузы на образовательные программы в сфере ИТ, о численности выпускников высшего профессионального образования по направлениям подготовки, связанным с ИТ, в России. Результаты. Выяснилось, что количество желающих поступить на ИТ-специальности едва превышает количество запланированных бюджетных мест. Установлено, что перечни вступительных испытаний при поступлении в вузы на одни и те же специальности (направления обучения) различны. На ИТ-специальности зачисляются абитуриенты с разным уровнем подготовки. Найдены причины разброса и разного «веса» суммарного балла. Заключение. Полученные результаты подтверждают актуальность подготовки кадров в сфере ИТ. Предложенный набор факторов может рассматриваться как одна из причин, препятствующих выбору ИТ-специальностей выпускниками общеобразовательных учреждений.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022;19(3):265-278
pages 265-278 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах