Том 17, № 4 (2020)

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ

Проектирование и разработка элективного курса криптографии с использованием технологии вебинаров

Игнатенко Н.В.

Аннотация

Проблема и цель. Рассмотрены исследования эффективности применения элективного курса по обучению криптографии, основанного на технологии вебинаров. В рамках реформирования системы российского образования центральное место занимает профессиональное самоопределение учащихся старшей школы (9-11 класс). Одно из ключевых направлений в данном процессе - профилизация. Основной функцией профилизации является создание условий для обучения старшеклассников с опорой на их профессиональные интересы. Осуществление функции профилизации стало возможным, благодаря введению в учебный процесс элективных курсов, которые являются обязательным компонентом профильной и предпрофильной подготовки. Кроме того, не менее важная цель элективных курсов - удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, склонностей и интересов каждого школьника. Сама технология организации и проведения вебинаров достаточно подробно рассматривается учеными (Г.В. Торгашин, В.В. Назарова, О.И. Мещерякова, О.Ю. Исакова и др.), в работах которых отмечается не только перспективность использования такой технологии, но и ее возможности при обучении школьников. Однако опыт применения технологии вебинаров в системе подготовки по информатике, в частности обучению криптографии, рассмотрен недостаточно. Все это определило актуальность исследования. Проблему исследования состоит в устранении выявленного противоречия между необходимостью эффективного обучения криптографии с использованием технологии вебинаров, обладающей существенным образовательным потенциалом, с одной стороны, и отсутствием методики обучения криптографии, основанной на технологии вебинаров, с другой. Цель статьи заключается в описании подходов к разработке элективного курса по обучению криптографии, содержащего специальным образом спроектированные практико-ориентированные задачи и основанного на технологии вебинаров. Методология. Методологической основой послужил анализ ключевых компетенций, классификации которых представлены в научных работах таких исследователей, как И.А. Зимняя, Е.Я. Коган, А.В. Хуторской и др. Одной из главных компетенций указывается информационная, сформированность которой выступает в качестве непременного условия успешности многих видов деятельности человека, живущего в современном информационном обществе. Опыт преподавания раздела криптографии в школьном курсе информатики рассмотрен в работах А.В. Евлампьева, Е.М. Кузнецова, К.Ю. Драгина и других и наглядно демонстрирует недостаточное внимание, уделяемое этому разделу. Подходы к совершенствованию содержания курса информатики с учетом современных тенденций, в числе которых криптография, большие данные, информационная и кибербезопасность изучены в работах Н.А. Разумова, И.М. Тонких, М.М. Комарова, В.И. Ледовской и др. Сама технология организации и проведения вебинаров достаточно подробно рассматривается Г.В. Торгашином, В.В. Назаровой, О.И. Мещеряковой, О.Ю. Исаковой и др. Результаты. Обоснована возможность и целесообразность использования технологии вебинаров при организации обучения в рамках элективного курса по изучению криптографии учениками старшей школы. Создана модель и разработан прототип элективного курса обучения криптографии с использованием технологии вебинаров, включающий специальным образом разработанную систему практико-ориентированных задач. Определены критерии отбора, разработки и систематизации практико-ориентированных задач по криптографии, предусматривающих использование технологии вебинаров. Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что информатизация образования становится эффективной за счет использования технологии вебинаров для обучения криптографии в рамках элективного курса на основе организации удаленной работы школьников, использования онлайн-лекций и практических занятий, технологического цикла с обратной связью и рефлексией по результатам обучения, решения системы специально разработанных практико-ориентированных задач. Предложенная система практико-ориентированных задач, включающая задания на шифрование и дешифрование различных сообщений, способствует эффективности обучения криптографии, подготовке школьников к жизни и работе в информационном обществе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(4):279-293
pages 279-293 views

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Интерактивность в электронной лингводидактике: от показателя интеллектуальности системы к системным изменениям в образовательном процессе

Гальчук Л.М.

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме изменения характера и интенсивности учебного взаимодействия всех вовлеченных в него сторон в условиях активной интеграции цифровых технологий в традиционный, смешанный и дистанционный форматы обучения студентов высших учебных заведений. Актуальность исследования связана с необходимостью выявить природу интерактивности, ее виды, дидактические функции, способы и средства реализации в электронной информационно-образовательной среде в качестве одного из параметров и индикаторов ее эффективности. Методология. Исходными предпосылками работы стали теоретические и прикладные исследования в области психологии, педагогики и методики, информатизации и формирования цифровой образовательной среды, профессиональной и электронной лингводидактики в России и за рубежом. Для верификация предварительных выводов привлекался опыт проектирования электронного учебного курса на платформе виртуальной обучающей среды Moodle. Оценка качества его интерактивного контента осуществлялась на основе данных анкетирования студентов как инструмента их ретроспективной рефлексии по завершении работы над тематическими модулями онлайн-курса. Результаты. Разработаны и описаны принципы, этапы и технологии проектирования интерактивных электронных образовательных ресурсов, исходя из педагогического сценария, положенного в основу профессионально ориентированного курса иностранного языка для студентов магистратуры неязыкового вуза. Педагогический дизайн признается эффективным, если предусматривает комплексные виды учебных интеракций, характер и интенсивность которых меняются по мере усложнения образовательных задач, ориентированных на совершенствование студентами навыков мышления высшего порядка в процессе совместной работы с поэтапной сменой учебных ролей. Функции ИКТ как элемента интерактивной образовательной экосистемы также варьируют, позволяя преподавателю и/или студенту на каждом этапе обучения составлять оптимальный набор ресурсов для решения конкретной учебной задачи. Заключение. Полученные результаты выявили многообразие форм и дидактических функций интерактивности, стимулирующей познавательную деятельность студентов, результатом которой становится конструирование нового знания в форме интеллектуального артефакта с его последующей верификацией в социальном контексте. Методологическая ценность использованного в исследовании подхода заключается в смещении акцентов с сопоставительного анализа очного и дистанционного форматов обучения при обсуждении проблемы повышения качества образовательного процесса на выбор оптимальных способов и механизмов интеграции в него цифровых технологий для реализации их потенциала.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(4):294-305
pages 294-305 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Применение интерактивных мнемотехник для развития коммуникативных навыков дошкольников

Буйлина Е.Е., Рудакова Д.Т.

Аннотация

Проблема и цель. Рассматривается опыт использования мнемотехники как совокупности методов и приемов в учреждениях дошкольного образования. Целью описываемого исследования является обеспечение наиболее эффективного освоения дошкольниками представлений об окружающем мире и развитие речи. Методология. В процессе исследования проведен анализ нормативных документов, психолого-педагогического опыта по использованию мнемотехники, выполнено обобщение и систематизация материала по данной тематике, проделана рефлексия содержания сформированных знаний. Результаты. Предлагается апробированная методика использования мнемотехники в дошкольном учреждении для развития речи и понимания особенностей окружающего мира. Сформулированы пошаговые рекомендации для внедрения данной технологии в организации деятельности дошкольников. Выявлены психологические особенности использования приемов мнемотехники, которые способствуют развитию не только коммуникативных навыков, но и творческой активности детей. Заключение. Показано, что методика использования мнемотехники имеет большие возможности и должна быть рекомендована для распространения в работе с самыми разными группами детей, имеющих особенности развития. Вместе с тем обнаружено, что сегодня в детских дошкольных учреждениях мнемотехника используется преимущественно в традиционном формате, тогда как эффективным является интеграция методики с интерактивными информационными технологиями. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о перспективности направления интерактивной технологии мнемотехники, которая сталкивается с проблемой уровня готовности работников детских учреждений к их использованию. В целом материалы исследований подтверждают, что интеграция мнемотехнических приемов в игровую деятельность дошкольников соответствует возрастным особенностям детей, способствует развитию творчества, взаимопонимания, углубления интереса и любознательности к окружающему миру.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(4):306-314
pages 306-314 views

Методика обучения студентов обратным и некорректным задачам в условиях информатизации образования

Корнилов В.С.

Аннотация

Проблема и цель. Компьютерные технологии сегодня широко используются в прикладных исследованиях, направленных на получение новых научных знаний. В них применяется метод компьютерного моделирования и вычислительного эксперимента, с помощью которого возможно изучить свойства труднодоступных или недоступных человеку объектов, процессов и явлений различной природы. Это имеет непосредственное отношение к обучению студентов прикладной математике в целом и к обучению студентов физико-математических направлений подготовки обратным и некорректным задачам, которые являются научным направлением прикладной математики, в частности. Очевидно, что в процессе обучения студентов обратным и некорректным задачам целесообразно привлекать компьютерные технологии. Вместе с тем их использование должно быть уместным и корректным. Методология. Процесс поиска решения обратных и некорректных задач, как правило, трудоемок, так как такие математические задачи по своим постановкам являются нелинейными и могут иметь неединственное и неустойчивое решение. Эти обстоятельства создают математические трудности в доказательстве теорем существования, единственности и устойчивости решений обратных и некорректных задач. Компьютерные технологии помогают преодолеть математические трудности, связанные с рутинными преобразованиями и анализом информации о решении подобных задач. Результаты. Применяя компьютерные технологии, студенты приобретают опыт мобильного исследования разнообразных обратных и некорректных задач, выявления возможностей компьютерных технологий при решении различных прикладных математических задач, развивают ИКТ-компетентность. Заключение. При использовании мультимедийных и компьютерных технологий в процессе преподавания студентам обратных и некорректных задач реализуются дидактические принципы обучения, которые позволяют учащимся приобрести глубокие научные знания по обратным и некорректным задачам, развить свою информационную культуру.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(4):315-322
pages 315-322 views

РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инструменты дистанционного и электронного обучения в сообществах учащихся и педагогов: состав, особенности использования и предпочтения

Сергеев А.Н.

Аннотация

Проблема и цель. В статье описывается проблема использования инструментов электронного и дистанционного обучения в сообществах учащихся и педагогов. Актуальность решения этой проблемы определяется необходимостью развития цифровой образовательной среды, которая в большей или меньшей степени может быть ориентирована на электронное и дистанционное обучение. Целями исследования стали выявление степени востребованности инструментов дистанционного и электронного обучения в сообществах учащихся и педагогов, а также установление особенностей применения предлагаемых инструментов в условиях их совместного использования. Методология. В ходе исследования была проанализирована деятельность учащихся и педагогов образовательного портала Волгоградского государственного социально-педагогического университета в 2019-2020 учебном году. В процессе анализа фиксировались факты и интенсивность использования инструментов дистанционного (личная переписка, размещение сообщений в публичном пространстве, предоставление выполненных учебных заданий преподавателю) и электронного (публикация документов, разработка страниц электронных курсов, выполнение учебных заданий с автопроверкой) обучения. На основе полученных данных были определены предпочтения в использовании инструментов электронного и дистанционного обучения обучающимися и педагогами, а также особенности совместного использования инструментов. Результаты. Проведенное исследование показало, что существует широкий спектр инструментов, нацеленных на реализацию технологий как дистанционного, так и электронного обучения в сообществах Интернета. Инструменты являются в достаточной степени независимыми друг от друга, что позволяет выстраивать разные стратегии обучения, в большей или меньшей степени ориентированные на электронное и дистанционное обучение. Инструменты дистанционного обучения по охвату более востребованы, но более интенсивно используются инструменты электронного обучения. Существует значительная разница в том, как применяют инструменты педагоги и обучающиеся. При этом значительная часть пользователей совмещает разные стратегии обучения, выступает в роли как педагога, так и обучающегося. Заключение. Полученные данные позволяют лучше понять процессы, связанные с реализацией обучения в сообществах сети Интернет. Понимание характера этих процессов, возможных стратегий и предпочтений поведения педагогов и обучаемых в цифровой образовательной среде способно послужить основой дальнейшей разработки и совершенствования сетевых инструментов учебного назначения, а также педагогических технологий, составляющих основу реализации учебной деятельности в сети Интернет.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(4):323-336
pages 323-336 views

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ

Возможности использования интерактивных заданий по химии в рамках Middle Years Programme (основная школа) Международного бакалавриата

Томин В.И.

Аннотация

Проблема и цель. В современной методике преподавания одним из наиболее прогрессивных и эффективных средств увеличения интереса к учению и развития учащихся считаются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В России применение ИКТ и разработка их теоретических аспектов при обучении химии по Middle Years Programme (MYP, основная школа) Международного бакалавриата находится на зачаточном уровне и, следовательно, является современной и актуальной проблемой системы образования. Возрастанию интереса к изучению химии способствуют основанные на использовании ИКТ в образовательном процессе новые методы и средства. Повышение уровня самостоятельности в учебной деятельности в рамках работы с ИКТ положительно влияет на формирование компетентной, развитой личности, учит детей принимать адекватные решения, мотивирует к усовершенствованию самоподготовки к урокам. Благодаря непрерывному движению современного образования в сторону изменений и прогресса появляются новые разработки и средства обучения, которые можно применять при обучении химии. Все это способствует созданию и поддержанию стабильного интереса к образовательным процессам как при самостоятельном поиске и решении задач, так и в школе на уроках. Зачастую существующие сегодня общепризнанные подходы к изучению темы валентности не дают должных и желаемых результатов. А недостаточное усвоение этой темы учащимися приводит к ухудшению успеваемости в дальнейшем изучении курса химии основной школьной программы. В рамках MYP (основная школа) Международного бакалавриата изучение темы «Валентность» заменяется объяснением понятий электроотрицательности и степени окисления, что приводит к потере одного из фундаментальных понятий в химии. Это и определяет проблему исследования, цель которого заключается в описании подходов к повышению интереса и внимания учащихся в условиях использования новаторских интерактивных технологий. Методология. Методологической основой послужили научные и научно-методические работы А.К. Ахлебинина, Н.П. Безруковой, Г. Вернена, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.А. Герус, А.А. Журина, В.В. Загорского, Л.С. Зазнобиной, О.С. Зайцева, М.В. Зуевой, Р.Г. Ивановой, Н.Е. Кузнецовой, Г.Я. Ластушкиной, Т.С. Назаровой, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, Л.Ф. Плеуховой, И.В. Роберт, Т.А. Сергеевой, Н.Ф. Талызиной, С.Г. Чайкова, Г.М. Чернобельской, Л.Л. Чунихиной, М. Шанона. Результаты. Обоснована целесообразность использования интерактивных заданий по химии (на примере темы «Валентность») при обучении школьников по MYP за счет повышения общего уровня успеваемости по данной теме, увеличения интереса к урокам химии. Определены подходы к отбору содержания для создания интерактивных заданий, в числе которых научность, систематичность, соответствие возрастным особенностям. Разработана и апробирована система интерактивных заданий для изучения темы «Валентность» по программе MYP, включающая в себя методические материалы по подготовке учащихся, в том числе теоретическую часть и разбор примеров. Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что создание и применение специальным образом подготовленной системы интерактивных заданий по химии (на примере темы «Валентность») для MYP приводит к существенному упрощению изучения данной темы и повышению уровня внутренней мотивации к изучению химии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(4):337-348
pages 337-348 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах