Том 17, № 2 (2020)
- Год: 2020
- Статей: 7
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/issue/view/1347
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-2
Весь выпуск
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Повышение качества португальских малых и средних предприятий через оценку компетентности
Аннотация
Гибридные среды обучения студентов инженерных специальностей основам работы с геодезическим оборудованием
Аннотация
Проблема и цель. В статье описывается подход к решению актуальной проблемы выявления эффективных и одобряемых студентами средств смешанного обучения на начальных этапах работы с оборудованием для курсов инженерного образования. Целью исследования послужила проверка применимости гибридных сред упрощенной конфигурации для обучения работе с геодезическим оборудованием на основе интерактивных виртуальных средств обучения и мобильных устройств студентов архитектурно-строительного университета. Методология. Вариант гибридных лабораторий с виртуальным компонентом и переменным (стационарным или мобильным) физическим компонентом является достаточно новым для педагогических исследований. Физическая составляющая важна при обучении использованию геодезического оборудования, поскольку в университетских лабораториях изучаются стационарные устройства, тогда как в реальной геодезической практике используются портативные аналоги. Виртуальная составляющая гибридной среды при начальной работе с инженерным оборудованием может быть представлена набором мультимедийных средств обучения, которые имитируют работу инженерных приборов и устройств с высокой степенью интерактивности, доступных на одной онлайн-платформе для конкретного инженерного курса. Результаты. В ходе исследования установлено, что представленная конфигурация гибридной среды эффективно применима для начальной работы с геодезическим оборудованием и одобряется студентами как при проведении лабораторных работ в стационарной лаборатории, так и при использовании портативного оборудования и мобильных устройств на геодезической практике. Заключение. Для начальных этапов обучения студентов работе с геодезическим оборудованием предлагается конфигурация гибридной среды обучения, основанная на интерактивных виртуальных средствах обучения и мобильных устройствах, что является доступным и функциональным решением для инженерных вузов. Виртуальные электронные средства обучения могут быть аккумулированы на сайте с онлайн-поддержкой отдельного инженерного курса и дополнены средствами дистанционного взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студентов. Гибридную среду можно использовать для начального обучения работе в стационарной лаборатории, проведения профессиональной деловой игры или индивидуальных практических заданий на местности с переносным геодезическим оборудованием.
Проектирование системы управления обучением на основе метода управления проектами
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассмотрены исследования о сравнении различных систем управления обучением с открытым исходным кодом в дистанционном образовании и управлении образовательным процессом. При всем многообразии систем управления образованием достаточно сложным остается выбор оптимальной модели. Встраивание электронной системы управления образованием в глобальный процесс управления и обучения в системе высшего профессионального образования означает переориентацию образовательного процесса на современные потребности в эффективном использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Актуальность статьи определяется неотложностью перехода к активному и повсеместному использованию информационных и телекоммуникационных технологий в управлении процессом образования; неоднозначностью способов и степени интеграции электронных систем управления образованием в реальный процесс управления педагогическим вузом; дискуссионностью выбора модели системы управления образованием и необходимостью научного обоснования оптимальной стратегии разработки особым образом спроектированной системы управления образовательным процессом. Проблема определяется необходимостью проведения отбора такой системы управления, формирования пошагового руководства по выбору системы управления, составления индивидуального списка функций, которые согласуются с приоритетами обучения и задачами университета. Цели статьи заключаются в описании подходов к разработке форм организации процесса обучения, определении возможностей реализации новых способов управления образовательным процессом. Методология. Методологической основой послужил анализ значимости и развития систем дистанционного образования в отечественной педагогике. В работах ученых (А.А. Андреева, В.Ф. Горнева, Ю.П. Господарика, В.И. Кинелева, В.П. Колмогорова, В.Н. Лазарева, А.В. Могилева, В.И. Овсянникова, О.П. Околелова, Е.С. Полат, А.Е. Петрова, В.И. Солдаткина, Э.Г. Скибицкого, В.П. Тихомирова, О.Б. Тыщенко, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, В.А. Шаповалова) достаточно подробно рассмотрен обширный диапазон представлений о сущности и содержании дистанционного образования, особенностях учебного процесса, специфике управления и организации такого процесса. Результаты. Обоснована целесообразность применения электронной системы управления в системе управления университета, а также предложена технология проектирования и использования дополнительных модулей с учетом целевых установок университета и построения на этой основе модуля «Электронный деканат». Выявлены принципы и условия организации процесса управления в образовательной организации, рассмотрен метод управления проектами как основа для проектирования модели управления образовательным процессом с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что информатизация образования становится приоритетным направлением развития всех образовательных организаций. Введение системы электронного документооборота позволит сэкономить огромную часть рабочего времени преподавателей, а новый подход к составлению курсов - существенно улучшить содержание современного образования. Предложенная модель внедрения информационных технологий позволяет ускорить сбор, обработку большого объема информации, оптимизировать время и средства, расходуемые на принятие решения, повысить качество принимаемых управленческих решений за счет предоставление актуальной, достоверной информации. При отборе информационных и программных комплексов важно правильно определить к ним требования, критерии, а также функции, обязанности, задачи сотрудников, для которых они должны предназначаться.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Подходы к совершенствованию подготовки педагогов, работающих по программам Международного бакалавриата в области информатизации образования
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена обоснованию целесообразности и возможности совершенствования подготовки педагогов школ города Москвы, работающих по программам Международного бакалавриата, основанной на развитии навыков работы с проектом «Московская электронная школа». Для достижения поставленных целей потребовалось спроектировать модель совершенствования подготовки педагогов, работающих по программам Международного бакалавриата, в области информатизации образования, разработать содержание обучения педагогов, организовать и провести такое обучение, построенное на активном изучении возможностей проекта «Московская электронная школа» для педагогов школ Международного бакалавриата, а также оценить эффективность предложенной программы подготовки. Методология. В процессе исследования был использован комплекс методов: анализ нормативной документации, связанной с профессиональной подготовкой педагогов, изучение литературы, в том числе представленной Организацией Международного бакалаврита (IBO), поиск и анализ ресурсов библиотеки проекта «Московская электронная школа», изучение опыта использования сервисов в системе образования города Москвы, педагогический эксперимент. Результаты. В рамках статьи представлен фрагмент педагогического эксперимента по совершенствованию подготовки педагогов, работающих по программам Международного бакалавриата, направленный на развитие навыков работы с проектом «Московская электронная школа». В ходе исследования подтвердилась актуальность проблемы, которая заключается в необходимости совершенствования подготовки педагогов школ города Москвы, работающих по программам Международного бакалавриата, в области информатизации образования, в том числе в сфере работы с ресурсами проекта «Московская электронная школа». Результаты исследования позволили найти подходы к решению выявленной проблемы. Заключение. Предложено дополнить содержание дисциплины «Современные технологии обучения» в рамках магистерской подготовки педагогов, работающих по программам Международного бакалавриата, темами, связанными с изучением возможностей ресурсов проекта «Московская электронная школа» в деятельности педагога, работающего по программам Международного бакалавриата, а также системой практических работ, учитывающих специфику работы школы Международного бакалаврита.
В ознаменование 75-й годовщины Победы во Второй мировой войне: как цифровизация меняет наше отношение к истории
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассмотрены актуальные вопросы влияния средств, степени и последствий цифровизации на формирование общественного мнения и личных воззрений в социуме. Цель описанного исследования - доказать, что цифровизация качественно изменяет некоторые аспекты общественной жизни. Методология. Выявление влияния средств, степени и последствий цифровизации на некоторые аспекты жизни общества было осуществлено с помощью рассмотрения результатов работы некоторых сайтов/порталов, посвященных событиям Второй мировой войны. Результаты. В настоящее время цифровизация является бурно распространяющимся по всему миру процессом. Она охватывает многие области человеческой деятельности: бизнес, промышленность, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, культуру и общественную жизнь. Будучи абсолютно новым, сложным и неординарным, данный процесс требует стратегий, разрабатываемых на самом высоком (государственном) уровне, таких как Industrie 4.0, один из десяти проектов государственной стратегии высоких технологий Германии на период до 2020 г., или «Цифровая экономика Российской Федерации». Более того, становится очевидным, что цифровизация влияет не только на «производственную сферу», но и на общество. В 2016 г. Япония выдвинула концепцию Society 5.0 - масштабный план социальных преобразований. Интересные и значимые результаты в формировании некоторых аспектов жизни общества были также достигнуты в Российской Федерации в рамках подготовки к празднованию 75-летия Великой Победы. Заключение. Показано, что широкомасштабная цифровизация личных архивов (фотографии, документы, рассказы о событиях их участников или их близких, свидетельства очевидцев), а также доступ к данным архивов государственных учреждений, наряду с возможностью бесплатного перевода практически на все языки мира, сформировали качественно новое личное и общественное отношение к значимым историческим событиям.
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
Развитие ИКТ-компетентности у старшеклассников при обучении физике с использованием цифровых лабораторий
Аннотация
Проблема и цель. В настоящее время школьному образованию в России уделяется большое внимание государственными структурами, в том числе Министерством просвещения. ФГОС СОО предъявляют большие требования к уровню подготовки школьников. В современных условиях информационного общества система школьного образования призвана готовить школьников, формирующих фундаментальную систему предметных знаний по школьным дисциплинам, развивающих активное, творческое, критическое, аналитическое мышление, ИКТ-компетентность. Сегодня именно такие школьники успешно учатся в высших учебных заведениях, в учебном процессе которых широко применяются информационные и коммуникационные технологии, самостоятельно осваивая и формируя систему фундаментальных знаний по вузовским дисциплинам, содержания которых формируются на основе современных достижений мировой науки. Методология. Развитие ИКТ-компетентности у старшеклассников при обучении физике будет зависеть от успешности совершенствования целей, задач и содержания обучения физике с использованием цифровых лабораторий совместно с образовательными Интернет-ресурсами; реализации дидактических принципов обучения физике с использованием цифровых лабораторий совместно с образовательными Интернет-ресурсами, а также форм, методов и средств обучения физике с использованием цифровых лабораторий совместно с образовательными Интернет-ресурсами. Результаты. На лабораторных практикумах по физике в условиях применения цифровых лабораторий совместно с образовательными Интернет-ресурсами старшеклассники приобретают умения и навыки обращения с современными компьютерными технологиями, получают опыт анализа результатов экспериментов по различным физическим процессам и явлениям с использованием цифровых лабораторий совместно с образовательными Интернет-ресурсами, формируют глубокие знания не только по предметным знаниям по физике, но и о потенциале цифровых лабораторий, информационных технологиях, что в совокупности позволяет старшеклассникам развить ИКТ-компетентность. Заключение. Развитая в процессе обучения физике в условиях совместного использования цифровых лабораторий и образовательных Интернет-ресурсов ИКТ-компетентность позволит старшеклассникам после окончания школы, поступив в высшее учебное заведение, быть успешными студентами.
Концепция трансформационных и перевернутых электронных учебников
Аннотация
Проблема и цель. Несмотря на значительное количество работ по созданию электронных учебников интерес к ним не ослабевает. В настоящее время при их разработке возникает необходимость учитывать особенности поколения Z. Цели исследования - дидактический анализ и описание концепции учебников-трансформеров и перевернутого учебника. Методология. Идея создания подобных интеллектуальных обучающих средств связана с применением ментальных схем предметной области, скрытого психоанализа типа восприятия обучаемого и вопросно-задачной формы обучения. В проектируемых учебниках предусмотрена смена стратегии обучения (от парадигмы «накопление знаний для решения задач» к парадигме «решение задач путем освоения необходимых знаний»). При этом используется образовательная модель белого ящика, позволяющая визуализировать динамику приобретения учеником знаний предметной области. Результаты. Предложена процедура разработки перевернутых учебников и учебниковтрансформеров. Опытные образцы подобных электронных средств при их использовании в реальном учебном процессе показали высокую результативность при самообразовательной деятельности обучаемых. Заключение. Использование трансформационных и перевернутых электронных учебников позволяет не только автоматизировать процесс обучения без реального контакта с учителем, но и способствует значительному повышению мотивации современных учеников к самообучению. Материалы статьи представляют практическую ценность для разработчиков электронных средств обучения, а также преподавателей, предпочитающих использовать инновационные методы обучения.