Том 16, № 3 (2019)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы

Кондаков А.М., Костылева А.А.

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена исследованию проблемных вопросов, касающихся цифровой идентичности, цифровой самоидентификации личности, цифрового профиля. Поиском ответов на эти вопросы занимаются не только ученые гуманитарного направления, но и специалисты в области государственного управления, финансов, образования, философии и этики, высокотехнологичных секторов экономики, поскольку формирование цифровой идентичности - это сфера личной, общественной, корпоративной и национальной безопасности. Целями описываемого в статье исследования являются определение на основе анализа сложившихся подходов к цифровизации общества возможных проблем в области формирования цифровой идентичности личности и выявление основных путей решения таких проблем. Методология. Проведено аналитическое исследование по выявлению вопросов, характеризующих процессы цифровизации общества. Первый блок вопросов: что такое цифровая идентичность? Каковы ее особенности? Как формируется цифровая идентичность в условиях сетевой коммуникации? Второй блок вопросов: каким образом происходит цифровая самоидентификация личности? Каковы последствия этого процесса для реальной и виртуальной (конвергентной) жизни индивида? Третий блок вопросов: что такое цифровой профиль? Кто провайдер цифрового профиля? В чем заключаются новые возможности и риски использования цифровых профилей? Результаты. В ходе исследования аргументировано, что в условиях цифровой экономики, предполагающей повсеместное использование больших массивов данных, особое значение приобретает решение проблемы контроля над формированием цифровой идентичности гражданина. Начиная с самого раннего возраста, у человека необходимо целенаправленно развивать навыки формирования цифровой идентичности. Единственный способ восстановить полный контроль над цифровой проекцией человека - это сделать все данные о пользователе открытыми для него. Опыт применения соответствующих цифровых профилей порождает новые риски, перечисленные в статье. Заключение. Проблемы цифровой идентичности, цифровой идентификации и цифрового профиля являются темами для серьезного общественно-профессионального и научного обсуждения. Цифровая идентичность оказывает все более возрастающее влияние на жизнь человека и общества. Формирование цифровой идентичности является вопросом личной, общественной и национальной безопасности. Человеку необходимо учиться формировать свою цифровую идентичность.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(3):207-218
pages 207-218 views

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ

Особенности обучения использованию информационных технологий при получении финансовых услуг

Заславская О.Ю., Усова Н.А.

Аннотация

Проблема и цель. В статье проведен комплексный анализ организации процессов обучения пользователей работе с безналичной системой оплаты с использованием средств информатизации, а также оценена эффективность специальным образом разработанного электронного образовательного ресурса, позволяющего организовать такое обучение. Целью стало выявление специфики обучения населения использованию безналичной системы оплаты товаров и услуг на основе разработанного электронного ресурса, которое заключается в рассмотрении классификации российских и международных платежных систем, опыта их использования, возможностей информационных и телекоммуникационных технологий в организации такого обучения. Это позволило спроектировать модель повышения уровня финансовой грамотности, разработать образовательный электронный ресурс, организовать и провести обучение, построенное с использованием информационных технологий, а также оценить эффективность применения разработанного образовательного электронного ресурса при формировании финансовой грамотности. Методология. В ходе проектирования специального электронного образовательного ресурса производилось изучение специальной литературы и нормативных правовых актов. Основу исследования составили работы А.И. Савельева, А.В. Пухова, Д.А. Кочергина, В.А. Лопатина, С.В. Криворучко, В.М. Ионова, В. Семенихина, Д. Поминова, В.А. Дадалко, П.А. Тамарова и др. В рамках исследования применялись: метод прямого наблюдения за качественным тестированием сайта, который позволил определить, какие существуют особенности дизайна сайта и сформулировать рекомендации по его изменению (в рамках прямого наблюдения осуществлялся замер скорости навигации респондента по сайту, эмоциональное состояние, список разделов, интересующих респондентов в большей степени), и метод глубинного интервью, направленный на оценку соответствия содержания разработанных материалов требованиям целевой группы потребителей и потенциальных пользователей портала. Фокусгруппа как метод не подходит в рамках данного исследования в связи с тем, что респонденты слишком сильно отличаются по возрасту и уровню финансовой грамотности. Результаты. В рамках статьи представлен подробный анализ уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. В ходе исследования подтвердилась ак- туальность проблемы низкого уровня финансовой грамотности населения России, а также необходимости разработки информационного инструмента по решению данной проблемы. В рамках проектной части в качестве информационного инструмента по повышению уровня финансовой грамотности населения был разработан прототип веб-сайта. Выбор веб-сайта как инструмента эффективной информатизации обучения основам финансовой грамотности был обусловлен статистикой роста пользователей Интернета, а также выбранной целевой аудиторией в возрасте от 20 до 35 лет. Заключение. Особенности информатизации обучения по использованию безналичной системы оплаты рассмотрены на основе использования прототипа веб-сайта специально для текущих и будущих пользователей финансовых услуг. Данный портал направлен на развитие у пользователей самостоятельных навыков сравнения и выбора платежных систем и электронных кошельков по показателям их финансовой устойчивости. Функционал портала направлен на поиск и освоение пользователем важных принципов работы с банковскими продуктами, в том числе на то, чтобы пользователи портала всегда были в курсе ближайших семинаров и мероприятий по повышению финансовой грамотности в их городе проживания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(3):219-230
pages 219-230 views

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ

Подходы к решению проблемы поиска сценариев уроков по информатике для основной школы в библиотеке Московской электронной школы

Левченко И.В., Садыкова А.Р.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема поиска сценариев уроков по информатике для основной школы в библиотеке Московской электронной школы (МЭШ). Целью является выявление особенностей поисковой системы МЭШ и возможных подходов к совершенствованию процесса нахождения сценариев уроков информатики для основной школы. Методология. В процессе исследования был использован комплекс методов: анализ ресурсов библиотеки МЭШ и нормативных документов; рефлексия содержания полученного знания; поиск подходов к совершенствованию процесса нахождения сценариев уроков информатики для основной школы в библиотеке МЭШ; локальный педагогический эксперимент. Результаты. Выявлено отличие классификации разделов и тем школьного курса информатики, предусмотренной Примерной основной образовательной программой [16] (в соответствии с общеобразовательными стандартами [20]), от установленной в библиотеке МЭШ классификации [3], а также наличие большого числа контролируемых элементов содержания библиотеки МЭШ, указываемых создателями сценариев уроков по информатике для основной школы, что определяет проблему поиска нужных ресурсов. Результаты исследования позволили найти подходы к решению выявленной проблемы. Заключение. Предложены подходы к решению выявленной проблемы поиска сценариев уроков по информатике для основной школы в библиотеке МЭШ, реализация которых может оказать положительное влияние на возможность нахождения нужного цифрового ресурса и, как следствие, повысить эффективность профессиональной деятельности учителя информатики основной школы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(3):231-242
pages 231-242 views

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Автоматизированная система по проведению профориентационного тестирования в образовательных организациях

Кусакина Е.В., Самарина Е.А., Фролов Ю.В.

Аннотация

Проблема и цели. В статье рассмотрена проблема проведения профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях. Определена роль ранней профориентации в осознанном выборе выпускниками школ своей будущей профессии. Показана необходимость использования автоматизированных систем для проведения профориентационного тестирования учащихся с целью выявления склонностей и интересов к той или иной области профессиональной деятельности. Методология. Исследование направлено на проектирование и разработку системы «Психодиагностика образовательного учреждения», позволяющей проводить профориентационное тестирование в различных вариантах. В отличие от существующих разработок, созданная система позволяет проводить в компьютерном классе и удаленно как групповое, так и индивидуальное тестирование. В системе хранятся результаты тестирования за все время проведения, а также предоставляется возможность осуществлять аналитику результатов исследования по различным показателям и критериям. Результаты. Работа имеет практическую ценность для общеобразовательных учреждений, занимающихся профориентацией школьников. Показаны результаты апробации данной системы на базе ГБОУ г. Москвы «Школа № 1357 “На Братиславской”». Заключение. Впервые предлагается система, позволяющая повысить эффективность профориентационной деятельности образовательной организации и автоматизировать процесс тестирования в различных вариантах с возможностью аналитики результатов тестирования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(3):243-256
pages 243-256 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Модель проектирования ресурсов Московской электронной школы по предметной области «Математика» основного общего образования

Денищева Л.О., Семеняченко Ю.А., Федосеева З.Р., Жданов А.А., Захарова Т.А.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с разработкой различных методических аспектов подготовки сценариев уроков по математике в Московской электронной школе (МЭШ), которые еще не рассматривались в методике, что поможет учителю математики включиться в активную и продуктивную работу по применению нового электронного ресурса. Целями исследования являлись определение подходов к разработке типологии сценариев уроков по математике в МЭШ и создание модели наиболее востребованных типов сценариев. Методология. Определение подходов к созданию типологии сценариев уроков по математике осуществлено на основе анализа научной литературы, аналитической деятельности, метода моделирования и проведения анкетирования работников просвещения. Результаты. Разработаны и описаны наиболее часто применяемые типы сценариев уроков математики, которые могут быть созданы учителем с помощью имеющихся ресурсов МЭШ. Такие типы сценариев отражают модель, составленную на основе системно-деятельностного подхода, и включают мотивационный, деятельностный, контроля и рефлективный блоки. Предложенная модель предусматривает возможность унифицированного представления сценариев. Заключение. Применение разработанных подходов позволит обеспечить оперативность работы учителя, рациональное использование программных средств, технологических преимуществ и ключевых возможностей инструментария МЭШ, облегчит поиск нужного сценария в МЭШ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(3):257-269
pages 257-269 views

Обучение физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по Middle Years Programme (программа основной школы) Международного бакалавриата

Корнилов В.С., Львова О.В., Оболенский И.С.

Аннотация

Проблема и цель. В 1968 году в Швейцарии была создана международная неправительственная организация Международного бакалавриата с консультационным статусом в ЮНЕСКО [11; 26; 27; 29-31]). Методологической основой Международного бакалавриата выступают межкультурное общение, коммуникации, саморазвитие, концептуальное мышление, эффективность обучения и др. Международный бакалавриат является международно признанной учебной программой и реализуется по всему миру, в том числе и в России (Владивосток, Москва, Московская область, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Ульяновск). Кроме того, дипломы Международного бакалавриата признаются многими иностранными учебными заведениями. В процессе обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата у некоторых школьников появляются трудности как при усвоении теоретического материала, так и при решении учебных текстовых задач. В связи с чем для повышения эффективности обучения таких школьников целесообразно не только проводить теоретическое обоснование возможностей использования методов адаптации текстов задач по физике и разрабатывать адаптированные учебные задачи с последующим их включением в содержание обучения, но и использовать современные информационные технологии при изложении школьникам теоретического материала (мультимедийные средства обучения, электронные ресурсы и др.), а также научить школьников использовать компьютерные программы («Живая физика», «Лаборатория L-микро», «1С: Репетитор по физике», «Курс физики XXI века», «Открытая физика», «Физика в анимациях», «Физика. 7-11 классы. Практикум» и др.). Очевидно, что необходимо в дальнейшем проводить и экспериментальную педагогическую деятельность, выявляющую эффективность такого обучения физике. Методология. Эффективность обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата во многом будет обеспечиваться разработанным содержанием обучения, реализацией дидактических принципов обучения и системно-деятельностного подхода в обучении, информатизацией обучения, лингвистическим анализом содержания учебных задач, реализацией технологического подхода к конструированию учебного процесса обучения, учетом особенностей психологических закономерностей формирования умственных действий школьников в процессе решения физических задач [1; 3; 7-9; 12-16; 19; 20; 28]. Результаты. Применение методики адаптации текста учебных задач, использо- вание средств информатизации и различных алгоритмов решения физических задач, лингвистический анализ содержания учебных задач способствуют повышению качества обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата. Заключение. Использование адаптированного формата представления учебных задач, различных алгоритмов решения физических задач, применение современных информационных технологий для обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата способствуют повышению у школьников заинтересованности в обучении и формированию у них фундаментальной системы предметных знаний по физике.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(3):270-280
pages 270-280 views

ПОЗДРАВЛЕНИЯ

К юбилею главного редактора

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(3):281-282
pages 281-282 views

К 60-летию Виктора Семеновича Корнилова

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(3):283
pages 283 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах