Том 14, № 4 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/issue/view/1027
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-4
Весь выпуск
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
ИЗУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические и методические основы преподавания компьютерной графики в системе общего образования. Это, прежде всего, касается уроков информатики, но компьютерная графика имеет серьезные возможности для использования в процессе обучения и других дисциплин, в частности на уроках геометрии. Применение векторной графики на занятиях по геометрии способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Не менее существенный вклад в развитие методики обучения геометрии может внести использование растровой графики. Растровая графика - основа компьютерной графики. При изучении технологии растровых редакторов нельзя игнорировать ее значение для понимания других типов компьютерной графики, в частности, фрактальной графики. Изучая растровые технологии, также необходимо обратить внимание на преобразование форматов файлов, поскольку в будущем количество форматов будет только увеличиваться.Использование компьютерной графики позволяют детям, даже без художественных способностей, ощущать себя определенным творцом, создавать художественные образы и предоставляет широкие возможности для самореализации. А самое главное - использование графических возможностей компьютера позволяет повышать интерес учащихся к занятиям и активизировать их познавательную деятельность.
ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ КАК ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО, АБСТРАКТНОГО И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассматривается роль школьного курса информатики и его раздела, связанного с программированием, в формировании навыков мыслить логически, умении работать с абстракциями, и готовности к системному мышлению. Описываются причины, существующие подходы к ликвидации разрыва между уровнем подготовки выпускников и требованиями работодателей. Одной из наиболее перспективных предлагается считать парадигму STEM. Обучение в рамках нее ориентированно не только на формирование необходимого багажа теоретических знаний, но и на формирование практических навыков работы со сложными техническими и информационными объектами у обучающихся, а также на развитие творческого, критического и вычислительного мышления. Обучение программированию, входящее в рамки курса информатики, является эффективным способом развития логического и аналитического мышлений, поскольку основано на изучении таких базовых понятий, как алгоритмические конструкции и принципы построения алгоритмов. В статье акцентируется внимание и на социальном аспекте обучения программированию. Область вычислительных перспектив включает в себя навык привлечения сторонних ресурсов для решения задач. Освоившие его ученики сформировали группы, продолжившие совместную работу в рамках обучения другим дисциплинам.
ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
АНАЛИЗ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Аннотация
В настоящей статье приведены результаты исследования степени вовлеченности педагогов в актуальные проблемы, возникающие в образовательной деятельности. В работе рассматриваются понятие вовлеченности, его функции и научные подходы к его анализу, предлагаются оригинальное определение и структура этого понятия, описываются избранная методология анализа, база исследования и характер выборки, инструменты анализа. Базой настоящего исследования был определен интернет-портал «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования». Подробно описываются количественные результаты, показатели вовлеченности педагогов в обсуждение проблем образования применительно к нормативным образовательным документам - федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) начального, основного и среднего общего образования. Результаты исследования позволили ознакомиться с показателями активности педагогов и обозначенными проблемами при применении федеральных государственных образовательных стандартов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАТИВНЫХ ВОКАБУЛЯРОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА
Аннотация
Поиск путей и средств воспитания мультикультурализма является в настоящее время край-не актуальным для всего мирового сообщества. Ситуативные вокабуляры были ранее предложены автором в качестве ИКТ-инструмента для формирования и развития коммуникативных компетенций на родном и иностранном языках. Они содержат лексические конструкции, применяемые в определенных коммуникативных ситуациях, а также современные ИКТ-инструменты (блоги, чаты, форумы, рассылки и др.), позволяющие дополнять имеющийся материал и обсуждать способы и ситуации применения различных лингвистических конструкций или значения слов. Дальнейшее изучение возможностей и способов применения данного инструмента показало, что обучаемые не умеют выбрать релевантную форму для определенных ситуаций общения или им не хватает или они не знают соответствующих слов и выражений, как на родном, так и на иностранном языках.Кроме того, неверное применение некоторых слов или выражений применительно к ситуации может рассматриваться представителями другой культуры как грубость или неуважение. Особенность методики автора состоит в идее использования ситуативных вокабуляров для получения информации и изучения различных языковых и культурных аспектов как страны нахождения, так и других стран. Кроме того, взаимодействие в привычном для обучаемых ИКТ-пространстве дополнительно мотивирует их и повысит эффективность подобной дея-тельности.
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
В статье проведен анализ Интернет-ресурсов образовательного назначения и дана краткая характеристика основных возможностей этих ресурсов. Сегодня уже невозможно представить образовательный процесс без использования возможностей Интернет-ресурсов. Современный педагог должен уметь работать с информацией, которая необходима для реализации его профессиональной деятельности, решения его профессиональных задач, обладать навыками сотрудничества с учащимися на базе информационного взаимодействия. Образовательный Интернет-ресурс - это целостная, поименованная, взаимосвязанная, единая системно организованная совокупность, которая включает в себя и общеобразовательные формализованные и профессионально значимые знания и средства организационно-методического обеспечения образовательного процесса и средства для их автоматизированного хранения, накопления и обработки. Интернет-ресурсы призваны удовлетворять потребности пользователя в различных аспектах и сферах образовательной деятельности. Нередко определенный ресурс обладает несколькими свойствами такого сложного по составу и функционированию средства, каким является сеть Интернет, позволяющая установить между педагогом и учащимися обратную связь при выполнении самостоятельных работ, рассылать материалы и проводить опросы. Занятия с использованием ресурсов Интернета представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ИНСТУМЕНТА ОЦЕНКИ ИК-ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье изложены результаты экспериментальной проверки инструмента оценки информационно-коммуникационной грамотности школьников. Проверка проводилась в рамках внешней оценки учебных достижений и итоговой аттестации на уровне средней школы. Про-водилась оценка качества разработанных тестовых заданий, получены основные характеристики теста. Результаты обрабатывались по программе Winsteps и получены статистические характеристики по заданиям теста. Учитывались такие показатели, как трудность задания, коэффициент корреляции и статистические согласия между баллами по заданию и уровнем подготовленности испытуемых. Выявлено, что имеются тестовые задания с коэффициентами корреляции ниже значения 0,3. Эти задания рекомендованы к исключению из теста.В результате анкетирования было выявлено, что навыки планирования собственной индивидуальной и групповой деятельности, уровень сформированности первичных навыков анализа и критичной оценки получаемой информации, уважение к информации о частной жизни, отношение к оргтехнике у каждого учащихся сформированы неодинаковы.По результатам такой работы вносились изменения в базу заданий.
К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ БИЛИНГВАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В настоящее время применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения английскому языку в высшей школе доказало свою эффективность. В статье представлены разграничения понятий CLIL (Content and Language Integrated Learning) и EMI (English as a Medium of Instruction) и приведены определения данных терминов; обоснован выбор образовательной технологии CLIL. Проанализированы психологические и психо-лингвистические проблемы, возникших в процессе обучения студентов, а также предложены возможные пути их решения. В статье рассматриваются возможности использования Интернет-ресурсов в как средства обучения в рамках CLIL.
РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ПРИКЛАДНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБРАТНЫМ И НЕКОРРЕКТНЫМ ЗАДАЧАМ
Аннотация
В статье автор обращает внимание читателя на то, что, осваивая в процессе обучения теорию и методологию исследования обратных и некорректных задач, студенты не только формируют фундаментальные знания в области обратных и некорректных задач, прикладной и вычислительной математики, математического моделирования процессов и явлений, но и развивают одну из важных компонент творческих математических способностей - прикладное математическое мышление.Подчеркивается, что при поиске решений обратных и некорректных задач студенты при-обретают глубокие знания в таких научных областях, как сейсмология, гравиметрия, магнитометрия, геофизика, астрофизика, томография, электродинамика, атмосферная оптика, квантовая теория рассеяния и другие научные области. При обучении обратным и некорректным задачам студенты также осваивают математические методы, которые не входят в содержание традиционных математических дисциплин прикладной и вычислительной математики, а могут быть приобретены только в процессе преподавания специальных курсов. Среди них спектральный анализ, метод операторных уравнений Вольтерра, метод С.Л. Соболева, метод шкал банаховых пространств аналитических функций, метод интегральной геометрии, метод тензорного анализа, методы вычислительной математики и другие математические методы.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ, ВИДОВ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧИ НАПРАВЛЕНИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности применения электронных портфолио (е-портфолио) при обучении студентов в вузе. Описываются особенности и результаты социологического исследования, проведенного в целях выявления наиболее оптимальных областей применения структуры электронных портфолио выпускников вузов. В рамках исследования выявлены критерии, которые позволяют определить таблицу возможных видов компонентов электронных портфолио. С учетом мнения респондентов определены наиболее актуальные задачи, решение которых возможно с применением корректно структурированных электронных портфолио. Такие задачи дифференцированы в зависимости от разных категорий пользователей портфолио. В статье приведены рекомендации обучающимся вузов по созданию персональных электронных портфолио и их последующему эффективному применению в рамках выбора индивидуальных образовательных траекторий. Обсуждается проблема соответствия материалов портфолио требованиям профессиональных стандартов, предъявляемым к профессиональным компетенциям выпускников вузов. Подчеркивается индивидуальность портфолио, наполнение которых происходит с учетом психотипа владельцев. Демонстрируются особенности и преимущества использования портфолио, изначально создаваемых в электронном виде. Материалы статьи подготовлены по результатам казахстанского проекта (3639/ГФ4) с российским участием в области использования электронных портфолио в вузах разных стран.
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РОЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье выделены основные цели информатизации вузов, включая требования нормативных документов, обусловливающих создание электронной среды вуза, включающей в себя электронную библиотеку, информационную базу данных и организацию доступа студентов к необходимым для обучения электронным ресурсам. Проанализированы нормативные доку-менты, выдвигающие требования по организации дистанционного и онлайн-образования, а также форме его реализации; документы, регламентирующие форму проведения оценки обучающихся дистанционными методами и требования к организациям, проводящим подобную оценку. На основании проведенного анализа были выделены показатели информатизации, которые можно в дальнейшем использовать при проведении оценки эффективности развития ИТ и его влияние на качество образования в вузах.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Аннотация
В статье излагаются особенности влияния информационных технологий на процесс самоопределения, приводятся примеры использования интернет-технологий и средств социальных сетей по привлечению абитуриентов в высшее учебное заведение, опытно-экспериментальным путем доказана эффективность применения информационных технологий в профориентационной деятельности. Обсуждаются различные механизмы и пути использования информационных технологий в профориентации, основанные на стандартных методах анализа и современных направлениях деятельности. Это дает возможность раскрыть потенциал учащихся и получить наиболее высокие результаты деятельности по профориентации.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ОНЛАЙН-РЕКРУТИНГА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В 2017 году произошли значительные изменения в государственной образовательной политике России, за счет чего экспорт образования стал ее важной частью. Реализуется приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В связи с поставленными задачами особое внимание должно быть уделено рекрутингу иностранных студентов, представляющего собой достаточно новое направление деятельности для большинства отечественных вузов. При этом современные информационные и телекоммуникационные технологии становятся все более важным инструментом рекрутинга иностранных студентов. Наиболее популярными инструментами онлайн-рекрутинга оказываются такие инструменты и сервисы, как электронная почта, онлайн-калькуляторы расчета стоимости обучения, видеоролики, опубликованные на Интернет-сайте вуза, виртуальные выставки и виртуальные туры по вузовскому кампусу. В статье подробно рассматриваются особенности и преимущества использования этих и других перспективных технологий онлайн-рекрутинга, применяемых зарубежными и российскими вузами в настоящее время. Подчеркивается, что опора на такие технологии и средства раздвигает границы популярности российских вузов, способствует при-влечению новых студентов и педагогов.
АМЕРИКАНСКИЙ СЛЕНГ: ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Данная работа посвящена диахроническому анализу американского сленга. В настоящее время английский язык признан «глобальным языком», и его американский вариант в свою очередь сильно влияет на международную норму. Чтобы правильно использовать и понимать язык, нельзя забывать о его сленговой составляющей. Являясь знаменательной частью языка, отражающего его культуру и историю, сленг меняется с годами. Для преодоления разрыва поколений такое исследование, как диахронический анализ сленга, имеет большое значение.