Том 14, № 3 (2017)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ

Гриншкун В.В., Краснова Г.А.

Аннотация

Характерной чертой информатизации образования на протяжении нескольких последних лет является появление и быстрое распространение MOOCs - массовых открытых онлайн-курсов. Специфичность российской системы образования не может не отразиться на особенностях разработки и внедрения таких курсов с учетом реалий работы отечественных университетов. Для расширения возможностей влияния MOOCs на повышение эффективности об-учения студентов в вузах целесообразно проведение анализа опыта использования таких средств информатизации образования, как в России, так и за ее пределами. Настоящая статья содержит перечисление и описание различных аспектов появления и распространения MOOCs в мире, в целом, и в нашей стране, в частности. Дается краткая характеристика возможных подходов к разработке и внедрению MOOCs и их компонент в отечественной системе высшего образования, приводятся примеры российских и зарубежных платформ, при помощи которых такие курсы становятся общедоступными. Подчеркивается, что общемировой опыт информатизации высшего образования на основе использования MOOCs без соответствующей адаптации не может быть применен для обучения студентов в российских вузах.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):255-266
pages 255-266 views

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ

ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Гриншкун А.В., Левченко И.В.

Аннотация

В статье рассматривается необходимость и возможность обучения технологии дополненной реальности в курсе информатики основной школы, а также целесообразность применения этой технологии в процессе обучения таким темам информатики, которые традиционно сложны для восприятия и изучения учащимися из-за недостаточной разработанности визуальных средств обучения. В условиях информатизации образования необходимо дальнейшее совершенствование методической системы обучения курсу информатике в основной школе за счет научно-обоснованного внедрения технологии дополненной реальности в рамках определенных подходов. В статье предложены два подхода к созданию и использованию визуальных средств обучения информатике с помощью технологии дополненной реальности в основной школе. Первый подход связан с созданием виртуальной модели, отображаемой на материальном заместителе реального объекта. Второй подход связан с созданием виртуального информационного слоя на реальном объекте. В каждом из подходов выделены область и ограничение применения. В статье приводятся примеры разработанных визуальных средств обучения и учебных заданий в рамках предлагаемых подходов, которые носят инвариантный характер и не зависят ни от каких программных средств и технической реализации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):267-272
pages 267-272 views

ИНВАРИАНТНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Карташова Л.И., Левченко И.В., Павлова А.Е.

Аннотация

В статье приводятся примеры практических заданий по созданию и редактированию баз данных для учащихся основной школы. Задания носят инвариантный характер и не зависят от программных средств. Это связано с тем, что в настоящее время информационные технологии и их средства применяются практически повсеместно, в самых различных сферах деятельности человека. Поэтому профессиональный успех современных выпускников школ, которым придется жить и работать в информационном обществе, напрямую зависит от их умения своевременно и грамотно использовать информационные технологии и их средства для решения различного рода задач. Добиться этого можно тогда, когда на уроках информатики будут изучаться не только средства информационных технологий, или версии программного обеспечения, которые стремительно меняются, но и будет реализован фундаментальный инвариантный подход к обучению информационным технологиям. Для этого необходимо выделить инвариантное содержание обучения информационным технологиям, определить последовательность изучения вопросов, а также правильно подобрать и логически выстроить задания, которые должны быть инвариантными относительно программных средств. Именно такой подход к обучению информационным технологиям позволит оказать влияние на формирование обобщенных способов информационной деятельности учащегося.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):273-280
pages 273-280 views

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ЗАДАЧ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Магомедов Р.М.

Аннотация

В статье рассматривается пути совершенствования образования за счет использования со-временных организационных форм обучения. Автор отмечает, что новое понимание обществом ценностей и целей образования, значения образовательных результатов и обусловливают направления модернизации образования и если во главу угла ставятся современные образовательные результаты, то добиться их можно лишь в процессе новой по содержанию и по организационным формам учебной деятельности. В статье приводятся дидактические возможности использования современных организационных форм при подготовке и переподготовке будущих учителей информатики. Отмечается необходимость предоставления учителю информатики широких возможностей для выбора организационных форм, инновационных методов, новых средств обучения для профессионального совершенствования. То есть, актуальным является, по мнению автора, поиск методологических и дидактических оснований для систематизации организационных форм обучения при подготовке будущих учителей информатики, развитие уже известных и разработка новых форм обучения, конструирования на их основе новых педагогических технологий. Следовательно, отмечается, необходимость решения комплекса задач по развитию организационных форм подготовки будущих учителей информатики в условиях расширения задач его профессиональной деятельности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):281-289
pages 281-289 views

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ И РЕСУРСЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Бубнов В.А., Садыкова А.Р.

Аннотация

В статье демонстрируется содержание методики проведения занятий в компьютерном классе на примере статистического анализа цены доллара США в рублях в течение марта 2017 года с использованием программы Microsoft Excel. Этот анализ позволяет от традиционных данных, определяющих динамику цены доллара в зависимости от даты дня данного месяца, выявить дни месяца, в которые цена доллара группируется относительно средней цены доллара, а также выявить так называемые редкие дни, в которые цена доллара сильно отличается от средней как в сторону ее уменьшения, так и увеличения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):290-300
pages 290-300 views

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ

Гербеков Х.А., Байчорова С.К., Лайпанова М.С.

Аннотация

Сегодня разрабатываются инструментальные средства для ведения учебных курсов, основанные на возможностях информационно-коммуникационных технологий. Практически по всем направлениям подготовки и по всем учебным дисциплинам создаются электронные учебники и самоучители. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов активно развивается и получает все больше и больше направлений развития и внедрения. В этой связи все более актуальной становится задача разработки электронных образовательных ресурсов, адекватных современным образовательным потребностям. Создание и организация учебных курсов с использованием электронных образовательных ресурсов, в особенности на базе Интернет-технологий, остается непростой методической задачей.В статье рассматриваются вопросы связанные с разработкой электронных образовательных ресурсов для использования при изучении содержательной линии «Информационные технологии» школьного курса информатики, в частности для изучения электронных таблиц. Проведен также анализ содержания школьного курса и единого государственного экзамена с точки зрения представления в нем заданий соответствующих содержательной линии изучения «Информационные технологии» на овладение технологией обработки информации в электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и графиков.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):301-308
pages 301-308 views

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА

Заславская О.Ю.

Аннотация

В статье рассматриваются современные возможности информационно коммуникативных технологий для проектирования электронных образовательных ресурсов. Концептуальная основа открытой образовательной мультимедиа системы основывается на модульной архитектуре электронного образовательного ресурса. Контент электронного учебного модуля может быть реализован в нескольких вариантах модулей: получения информации, практических занятий, контроля. Рассмотрены закономерности, действующие в учебном процессе, в со-временной педагогической теории: общие и специфичные, и определены принципы формирования содержания обучения на разных его уровнях, основываясь на сформулированных закономерностях. На основе проведенного анализа определены принципы формирования электронного образовательного ресурса, учитывающие общие и дидактические закономерности обучения.В качестве принципов формирования учебного материала получения информации для электронного образовательного ресурса в статье рассмотрены принципы: методологической направленности; общенаучной направленности; системности; фундаментализации; учета межпредметных связей; минимизации. К закономерностям формирования электронного учебного модуля практических занятий в статье отнесены принципы: систематичности и дозированной последовательности; рационального использования учебного времени; доступности. Задачами формирования модуля контроля электронного образовательного ресурса могут стать принципы: операционализации целей; унифицировано-идентификационного диагностирования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):309-316
pages 309-316 views

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОТИВНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ

Львова О.В.

Аннотация

Поиск путей и средств решения проблемы толерантности является в настоящее время крайне актуальным для всего мирового сообщества. В России в силу целого ряда обстоятельств на протяжении значительного времени накоплен некоторый опыт и предложены различные подходы к решению подобных проблем. Опираясь на исследования В.И. Шаховского, который изучал явление эмотивности и возможности воздействия с ее помощью на личностные качества индивида, и учитывая широкое распространение информационных и телекоммуникационных технологий автор предлагает инновационный метод формирования и развития толерантности путем воздействия на эмотивность обучаемых с помощью ситуативных вокабуляров и лингвистических квазикорпусов в телекоммуникационных средах. Ситуативный вокабуляр представляет собой ИКТ инструмент, содержащий лексические конструкции, применяемые в конкретных коммуникативных ситуациях а также современные ИКТ-инструменты (блоги, чаты, форумы, рассылки и т.д.), позволяющие дополнять имеющийся материал и обсуждать способы и ситуации применения различных лингвистических конструкций или значения слов. Лингвистический квазикорпус - это массив, состоящий из текстов (или отрывков текстов), отобранных по какому-либо признаку и включающий в себя небольшое (2-20) количества элементов. Основной задачей лингвистического квазикорпуса является помощь пользователю в анализе структуры и/или вокабуляра какого-либо документа при составлении собственного документа. Опыт использования данных ИКТ-инструментов свидетельствует о повышении мотивированности обучаемых за счет вовлечения их в активную деятельность в привычных для них средах, в частности социальных сетях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):317-323
pages 317-323 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОБРАБОТКА И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПАКЕТА ORIGINPRO 8.6 (КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ)

Баранова Н.М., Сорокин Л.В.

Аннотация

В статье проведен психолого-педагогический анализ использования компьютерного математического пакета OriginPro при обучении студентов старших курсов вузов, аспирантов. Выявлены возможные и фактические затруднения учащихся, их основные ошибки в умственной и учебной деятельности, психолого-познавательные барьеры, возникающие в процессе изучения и применения компьютерного математического пакета OriginPro. Представлена учебно-педагогическая практика использования компьютерного математического пакета OriginPro 8.6. Изложены методические рекомендации, направленные на снижение психолого-познавательного барьера в учении.Обращается внимание читателя на то, что использование программного пакета OriginPro существенно облегчит работу при подготовке научных статей, докладов, исследований, позволит провести математическую и статистическую обработку данных, наглядно отобразить результаты проделанной работы в 2D и 3D, а также имеет богатый функционал по подбору аппроксимирующих функций для многомерных массивов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):324-333
pages 324-333 views

ПОСТРОЕНИЕ ЛОКУСОВ В GEOGEBRA

Есаян А.Р.

Аннотация

В статье рассматриваются способы построения локуса точки в учебной среде нового поколения GeoGebra, используемой для визуализации математических объектов и создания их динамических моделей. Иными словами, речь идет о задачах следующего типа. Пусть имеется точка A, которая может перемещаться по некоторой заданной кривой L и позиция некоторой другой точки B, жестко связанной с позицией точки A. Требуется построить траекторию, которая описывается точкой B при перемещении A по кривой L1. Такую траекторию и называют локусом точки. Подчеркнем, что локус, не есть уравнение линии, а лишь ее динамический график, хотя в некоторых случаях его можно использовать для нахождения самого уравнения. Связь между точками A и B может быть задана как аналитически, так и описанием, по которому тем или иным способом может быть найдена позиция B.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):334-347
pages 334-347 views

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБРАТНЫМ ЗАДАЧАМ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ

Корнилов В.С.

Аннотация

В статье обсуждаются результаты дидактического анализа организации и проведения семинарских занятий по обратным задачам для дифференциальных уравнений для студентов высших учебных заведений физико-математических направлений подготовки. Такой анализ включает: общую характеристику математического содержания семинарских занятий; изучение структуры семинарского занятия; реализацию развивающих и воспитательных целей, выделение дидактических единиц и познавательных средств, которые должны быть усвоены студентами при изучении каждого раздела содержания обучения обратным задачам и другие важные психолого-педагогические аспекты. Обращается внимание на установление соответствия тем семинарских занятий лекционному материалу и выявление функций в учебно-воспитательном процессе, которые выполняются при решении обратных задач, а также на необходимость демонстрировать различные математические приемы и методы их решения. Такой дидактический анализ помогает не только выявить такие обратные задачи, при решении которых студенты могут коллективно включиться в творческий процесс поиска их решения, но и эффективно организовать контроль усвоения знаний и умений студентов по обратным задачам для дифференциальных уравнений.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):348-356
pages 348-356 views

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ РЕЙТИНГОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ НЕЧИСЛОВОЙ СТАТИСТИКИ

Куклин В.Ж., Виноградов В.А.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы анализа рейтингов как систем сравнительной оценки вузов в контексте их использования в российской системе образования и соответствующее информационно-программное обеспечение. Проводится анализ их соответствия содержа-тельным (системным) и формальным (математическим) требованиям к системам сравнительной оценки. Рассматривается использование коэффициентов ранговой корреляции для оценки корректности рейтингов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):357-364
pages 357-364 views

РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Бостанов Р.А., Гербеков Х.А., Халкечева И.Т.

Аннотация

Потребность в образовательных услугах в отдаленных регионах, необходимость обучения на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность применения высоких технологий и компьютерных систем привели к возникновению дистанционного обучения в России. Возможности дистанционной технологии обучения до сих пор не применяются в полном объеме из-за ряда объективных причин. Методика использования возможностей дистанционной технологии обучения в целом ряде вопросов не разработана в полном объеме. Многие образовательные организации, обладающими всеми техническими возможностями не используют в полном объеме богатые возможности такой формы обучения как дистанционное обучение в силу методической неподготовленности. Основное свое развитие дистанционная технология обучения получила на сегодняшний день как форма обучения детей-инвалидов на дому. Имеются отдельные курсы энтузиастов, которые пользуются большой популярностью в Интернете в силу востребованности таких курсов в современном обществе. Таким образом, в дистанционном обучении сложились противоречия между колоссальными возможностями, которые предоставляются современными средствами ИКТ и недостаточная методическая разработанность данного направления. В статье обоснована эффективность и востребованность технологии дистанционного обучения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):365-370
pages 365-370 views

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ И РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Краснова Г.А., Нухулы А., Тесленко В.А.

Аннотация

Статья посвящена основным тенденциям развития электронного образования в системе формального и неформального образования в различных странах мира. В статье рассматриваются основные количественные и качественные характеристики рынка электронного образования. Авторами приводятся основные причины, стимулирующие развитие электронного образования в системе высшего образования, а также факторы, тормозящие его внедрение. Авторы отмечают, что что спрос на электронное образование во всем мире со стороны различных групп пользователей будет подталкивать органы управления образованием и образовательные организации развивать различные формы электронного образования и внедрять новые бизнес-модели. В большинстве университетов мира в ближайшее время будут приняты институциональные стратегии развития электронного образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(3):371-377
pages 371-377 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах