Робототехнический конструктор как средство обучения старшеклассников программированию на языке С++
- Авторы: Елисеев А.В.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 297-307
- Раздел: ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/42314
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-3-297-307
- EDN: https://elibrary.ru/RUAUFX
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . В данной работе рассматриваются и обосновываются подходы к решению проблемы недостаточной разработанности методов обучения старшеклассников программированию на языке C++ в курсе информатики c использованием робототехнического конструктора VEX EDR. Применение робототехнических конструкторов в школьной программе по информатике может значительно улучшить процесс обучения программированию, предоставляя задачи с практическим уклоном. Это также способствует развитию у школьников навыков взаимодействия с различными устройствами и самостоятельного принятия решений, позволяет раскрыть их творческий потенциал в конструкторской и проектноисследовательской деятельности, а также усиливает интерес к обучению информатике, что особенно важно в современном технологически ориентированном обществе. Целью данного исследования является разработка компонентов методической системы обучения старшеклассников программированию на языке C++ с использованием робототехнического конструктора VEX EDR и проверка эффективности предложенной методики. Методология . Для достижения поставленной цели был использован метод анализа научно-методических источников и нормативных документов, которые касаются проблемы обучения старшеклассников программированию в рамках курса информатики. Выполнено опытно-экспериментальное исследование с участием двух групп школьников. Контрольной группе тема «Линейный алгоритм» преподавалась в традиционном изложении по учебнику К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина (10-11 класс). Экспериментальной группе тема «Линейный алгоритм» преподавалась в традиционном изложении по тому же учебнику, но с использованием робототехнического конструктора, разработанной системы задач и методических рекомендаций. Результаты . В ходе исследования установлено, что реализация сформированных компонентов методической системы обучения старшеклассников программированию на языке C++ с использованием робототехнического конструктора VEX EDR позволила повысить эффективность обучения старшеклассников программированию реальных исполнителей, работающих «в обстановке». Заключение . Экспериментально доказана эффек тивность разработанных компонентов методической системы обучения старшек лассников программированию на языке C++ с использованием робототехнического конструктора VEX EDR.
Об авторах
Антон Вячеславович Елисеев
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: eliseevav@mgpu.ru
ORCID iD: 0009-0003-4581-9212
SPIN-код: 3826-9890
аспирант, ассистент департамента информатизации образования, Институт цифрового образования
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1Список литературы
- Gharbia M., Chang-Richards A., Lu Y., Zhong R.Y., Li H. Robotic technologies for on-site building construction: A systematic review // Journal of Building Engineering. 2020. Vol. 32. https://doi.org/10.1016/j.jobe.2020.101584
- Векслер В.А. Образовательная робототехника: основы программирования конструкторов VEX IQ на языке RobotC // NovaInfo.ru. Педагогические науки. 2017. № 75. С. 159–165.
- Левченко И.В. Методическая подготовка учителя к использованию на уроках средств информационных технологий // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2007. № 8. С. 62–67.
- Елисеев А.В. Обучение программированию с использованием робототехнических конструкторов в школьном курсе информатики // #ScienceJuice2021: сборник тезисов студенческой открытой конференции. М.: Парадигма, 2021. С. 78–81.
- Макаров И.М, Топчеев Ю.И. Робототехника: история и перспективы. М.: Наука; МАИ, 2003. 349 с.
- Гриншкун А.В. Технология дополненной реальности как объект изучения и средство обучения в курсе информатики основной школы: дис.. канд. пед. наук. М., 2018. 219 с.
- Ou Yang F.-C., Lai H.-M., Wang Y.-W. Effect of augmented reality-based virtual educational robotics on programming students’ enjoyment of learning, computational thinking skills, and academic achievement // Computers & Education. 2023. Vol. 195 https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104721
- Левченко И.В. Применение методических средств для организации алгоритмической деятельности на уроках информатики в основной школе // Информатика и образование. 2006. № 2. С. 107–112.
- Delgado J.M.D., Oyedele L. Robotics in construction: A critical review of the reinforcement learning and imitation learning paradigms // Advanced Engineering Informatics. 2022. Vol. 54. https://doi.org/10.1016/j.aei.2022.101787
- Кондратьева В.А. Обучение основам программирования на языке Python в школьном курсе информатики // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2021. № 1 (55). С. 8–16.
- Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2017. 359 с.
- Angeli Ch. The effects of scaffolded programming scripts on pre-service teachers’ computational thinking: Developing algorithmic thinking through programming robots // International Journal of Child-Computer Interaction. 2022. Vol. 31. https://doi.org/10.1016/j.ijcci.2021.100329
- Moraes de Carvalho J., de Magalhães Netto J.F. Currents trends in use of collaborative learning in teaching of robotics and programming – A systematic review of literature // Proceedings of the 2020 IEEE Frontiers in Education Conference. 21–24 October 2020, Uppsala, Sweden. P. 1–8. IEEE Press, 2020. https://doi.org/10.1109/FIE44824.2020.9273950