Формирование коммуникативных умений обучающихся с помощью системы интерактивных диалогов Dailo, основанной на технологиях искусственного интеллекта
- Авторы: Дрейцер С.И.1,2
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- ООО «Цереврум»
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 44-55
- Раздел: РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/41251
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-1-44-55
- EDN: https://elibrary.ru/OMWFBB
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Педагогические технологии формирования коммуникативных умений постоянно совершенствуются, возникают новые методики и практики. Особый интерес представляет использование информационных технологий для развития коммуникативных профессиональных навыков. Однако на сегодняшний день недостаточно данных о том, какие есть специфические инструменты в области информационных технологий для формирования коммуникативных умений, как именно они применяются, какие механизмы задействуют. Рассматривается подход к информатизации образования на основе средств искусственного интеллекта, распространенных для формирования профессиональных коммуникативных умений среди сотрудников крупных компаний. Методология. Проанализированы возможности интерактивных диалоговых систем, реализованных с использованием технологий искусственного интеллекта, для формирования профессиональных коммуникативных умений. Разработаны коммуникативные сценарии с разными возможностями поведения для участника и критерии для контрольной оценки его коммуникативных умений. Экспериментальное исследование проведено в рамках деятельности отделов обучения персонала компаний. Участники - 35 сотрудников крупных компаний. Статистическая обработка результатов выполнена с помощью критериев Манна - Уитни и Пирсона. Результаты. Подтвердилось, что диалоговый тренажер обучает умению гибкого воспроизведения и импровизации в процессе диалога с удержанием его логики и сути. Во втором эксперименте полученные данные позволяют частично подтвердить эту гипотезу и порождают новое предположение, что инструмент может быть использован для диагностики определяющей рефлексии с помощью предоставления участникам доопределенных и недоопределенных задач. Заключение. Полученные данные свидетельствуют, что диалоговые симуляции улучшают коммуникативные навыки. Кроме того, диалоговые симуляции могут помочь диагностировать рефлексию, представляя задачи различной определенности. Эти гипотезы требуют дальнейшего изучения в рамках будущих исследований искусственного интеллекта в образовании.
Об авторах
Софья Ильинична Дрейцер
Московский городской педагогический университет; ООО «Цереврум»
Автор, ответственный за переписку.
Email: dreitsersi562@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8549-1627
аспирант, департамент информатизации образования, институт цифрового образования, Московский городской педагогический университет; педагогический дизайнер, ООО «Цереврум»
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, корп. 1; Российская Федерация, 121205, Москва, б-р Большой, д. 42, стр. 1Список литературы
- Якупов П.В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры // Вестник ГУУ. 2016. № 10. C. 261–266.
- Светлякова О.А. Проблемы формирования коммуникативных навыков студентов вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 10. С. 381–384.
- Исаханова А.А. Коммуникативные навыки выпускников вуза в социальном взаимодействии // Казанский педагогический журнал. 2016. № 5 (118). С. 143–149.
- Михайлова А.Г. Технологии формирования коммуникативной готовности будущих инженеров в контексте профессиональной подготовки // Вестник НВГУ. 2023. № 2 (62). С. 100–109.
- Кизлевич Е.Е. Особенности организации корпоративного образования в цифровую эпоху // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 14–25 ноября 2022 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2023. Т. 1. Ч. 1. С. 151–154.
- Yoel S.R., Akiri E., Dori Y.J. Fostering graduate students’ interpersonal communication skills via online group interactions // Journal of Science Education and Technology. 2022. Vol. 32. Pp. 1–20. https://doi.org/10.1007/s10956-022-09998-5
- Толстенева А.А., Галкина Е.Н. Модель формирования коммуникативных умений специалистов сферы обслуживания // Вестник Мининского университета. 2013. № 1 (1). С. 170–187.
- Дёмина Е.А. Формирование коммуникативных умений у студентов колледжа // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 50–53.
- Абдрахманова Л.В. Игровые методы обучения в процессе формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. 2006. № 44. С. 17–21.
- Гордиенко Т.П., Позднякова А.Я. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования навыков самостоятельной работы у обучающихся начального звена образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. С. 31–34.
- Степаненко Е.Б., Белова С.Б. Цифровые технологии в развитии коммуникативных навыков обучающихся начальной школы // Дистанционное обучение: реалии и перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 13–14 февраля 2020 года / сост. Н.Д. Матросова, О.А. Лазыкина. СПб.: Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, 2020. С. 111–116.
- Lentovskaya A.V. Application of information and communication technologies in the formation of communication skills in foreign language linguistic culture // Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2020. Vol. 26. No. 4. Pp. 76–88. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-76-88
- Воронцов А.Б. Судьба учебной деятельности в подростковой школе: содержание, способы и формы // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 56–69.
- Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка: хрестоматия / под ред. Ю.И. Фролова. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 286–313.
- Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 39–46.
- Chang B. Reflection in learning // Online Learning. 2019. Vol. 23. No. 1. Pp. 95–110. https://doi.org/10.24059/olj.v23i1.1447
- Selvam V.J. Interactive teaching method for communication enhancement: fostering effective communication skills in education // European International Journal of Philological Sciences, 2023. Vol. 3. No. 7. Pp. 5–8. https://doi.org/10.55640/eijps-03-07-02
- Lo W.L., Hsieh M.C. Teaching communication skills: using Gagne's model as an illustration // Tzu Chi Medical Journal. 2019. Vol. 32. No. 1. Pp. 19–25. https://doi.org/10.4103/tcmj.tcmj_59_19
- Cebrià J., Palma C., Segura-Bernal J., Gracia R., Pérez J. Communication skills training as a protection factor of professional burn out in a primary care practitioners // Revista de Psiquiatria de la Facultad de Medicina de Barcelona. 2006. Vol. 33. Pp. 34–40.