Перспективы внедрения технологии голосовых помощников при обучении говорению на японском языке на начальном уровне

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . Большинство японских учебников и методических материалов не включают в себя достаточного количества упражнений для тренировки продуктивных навыков учащихся. Нихонго норёку сикэн, экзамен по определению уровня владения японским языком среди лиц, для которых японский язык не является родным, также не содержит разделы, посвященные навыкам письма и устной речи. Это приводит к тому, что учителя не уделяют должного внимания развитию этих навыков, а учащиеся не имеют возможности определить, насколько хорошо развиты их продуктивные навыки. В качестве метода решения данной проблемы предложено использовать голосовой помощник Google Assistant. Цели исследования - изучить, насколько технология «голосовой помощник» готова к внедрению в учебный процесс среди изучающих японский язык как иностранный на начальном уровне, и рассмотреть способы ее внедрения. Методология. В педагогическом эксперименте приняли участие 12 студентов первого года обучения (10 девушек и 2 юношей), посещавших занятия по японскому языку в Школе юного филолога филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, в ходе которого они использовали Google Assistant для изучения японского языка с декабря 2021 г. по апрель 2022 г. и в сентябре 2022 г. Применялся теоретический и методологический анализ, изучены научные работы по теме исследования, обобщены результаты анкетирования. Результаты. Google Assistant хорошо себя показал в рамках тренировки навыка говорения среди учащихся. Выделены четыре общих группы упражнений, которые можно предложить учащимся: сбор данных, управление технологией с помощью инструкций, оповещение о своих желаниях и «диалог с роботом». Определены возможные трудности при работе с голосовым помощником на японском. В рамках анкетирования учащиеся дали положительную обратную связь, отмечая, что рады, что у них есть возможность потренировать говорение с носителем языка в виде голосового ассистента и лучше отследить собственный прогресс. Заключение. Применение голосового помощника Google Assistant в процессе обучения разговорной речи изучающих японский язык на начальном уровне видится высоко перспективным и может быть рекомендовано для внедрения в учебный процесс.

Об авторах

Виктория Евгеньевна Марфина

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vika434221@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3345-5998

аспирант, кафедра иностранных языков, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Nishizawa H, Isbell DR, Suzuki Y. Review of the Japanese-Language Proficiency Test. Language Testing. 2022;39(3):494-503.
  2. Minna no Nihongo Shokyu I. Tokyo: 3A Corporation; 2012.
  3. Стругова Е.В., Шефтелевич Н.С. Читаем, пишем, говорим по-японски: в 2 томах. М.: ВКН, 2018. 288 с.
  4. Banno E, Ikeda Y, Ohno Y, Shinagawa C, Takashiki K. Genki. An integrated course in elementary Japanese. Tokyo: Japan Times; 2012.
  5. Kijima H, Shibahara T, Hatta N, Kitani N, Netsu M. Marugoto: Japanese language and culture starter A1 coursebook for communicative language competences - Japanese language study book. Publishing House Sanshusha; 2013.
  6. Moussalli S, Cardoso W. Intelligent personal assistants: can they understand and be understood by accented L2 learners? Computer Assisted Language Learning. 2019;33(1):1-26.
  7. Tai T, Chen H. The impact of Google Assistant on adolescent EFL learners’ willingness to communicate. Interactive Learning Environments. 2023;31(3):1485-1502. https://doi.org/10.1080/10494820.2020.1841801.
  8. Tai T, Chen H. Effects of intelligent personal assistants on EFL learners’ oral proficiency outside the classroom. Computer Assisted Language Learning. 2022. https://doi.org/10.1080/09588221.2022.2075013
  9. Трегубов В.Н. Использование голосовых ассистентов для развития английской научной речи // International Journal of Open Information Technologies. 2020. Vol. 8. No. 6. Pp. 62-72.
  10. Al-Kaisi AN, Arkhangelskaya AL, Rudenko-Morgun OI. The didactic potential of the voice assistant “Alice” for students of a foreign language at a university. Education and Information Technologies. 2021;26(1):715-732.
  11. Dizon G. Evaluating intelligent personal assistants for L2 listening and speaking development. Language Teaching and Technology Forum: Language Learning & Technology. 2020;24(1):16-26.
  12. Tai T, Chen H. The impact of intelligent personal assistants on adolescent EFL learners’ speaking proficiency. Computer Assisted Language Learning. 2022. https://doi.org/10.1080/09588221.2022.2070219
  13. Dizon G, Tang D, Yamamoto Y. A case study of using Alexa for out-of-class, self-directed Japanese language learning. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022;3:1-8.
  14. Underwood J. Speaking to machines: motivating speaking through oral interaction with intelligent assistants. In: Beaven T, Rosell-Aguilar F. (eds.) Innovative Language Pedagogy Report. Research-publishing.net; 2021. p. 127-132. https://doi.org/10.14705/rpnet.2021.50.9782490057863

© Марфина В.Е., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах