Механизмы управления процессами цифровой трансформации школы: развитие цифровых компетенций педагогов

Аннотация

Постановка проблемы. Описаны результаты пилотного проекта по внедрению структурно-функциональной модели управления процессом развития цифровых компетенций педагогов как внутришкольной системы повышения квалификации с ориентацией на профессиональные дефициты в области цифровых компетенций педагогов, адресному методическому сопровождению. Цель проекта - повышение цифровых компетенций педагогов для модернизации образовательного процесса современной школы, изменения педагогических практик и форматов обучения. Проект предназначен для общеобразовательных школ, реализующих сценарии цифровой трансформации. Методология. Исследование дефицитов цифровых компетенций педагогов произведено на основе инструментов SAMR и мониторинга цифровой трансформации, осуществлен анализ образовательных ресурсов цифровых платформ, форматов обучения для построения программ развития цифровых компетенций. Результаты. Рассмотрены полученные эмпирических данные по апробации технологий управленческой деятельности на основе данных. Приведена классификация ресурсов, определены ключевые показатели эффективности, показаны механизмы реализации проекта. Заключение. Практический опыт моделирования процессов управления развитием цифровых компетенций педагогов может быть использован руководителями школ, органами управления образованием для конструирования проектов и программ цифровой трансформации, расширения практик использования цифровых инструментов педагогами, ускорения динамики процессов цифровизации образовательных организаций.

Полный текст

Постановка проблемы. Новая технологическая эра привела к широкому применению цифровых технологий во всех сферах жизни общества, в экономике и образовании. Удаленный офис, дистанционное взаимодействие сотрудников, виртуальный рабочий стол - современные форматы работы нового поколения, требующие формирования цифровых компетенций школьников иного уровня. Сравнение количества обучающихся по образовательным программам с использованием современных форматов на основе электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий в школах и организациях среднего и высшего профессионального образования показывает наличие разрыва: почти двукратное отставание школ в использовании цифровых технологий [1] (рис. 1). Образовательные программы высшего образования in higher educationОбразовательные программы среднего профессионального образования in secondary vocational educationОбразовательные программы школы in school Рис. 1. Статистика обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, 2020-2021 [1] Figure 1. Statistics of students using e-learning and distance learning technologies, 2020-2021 [1] Жестко структурированная образовательная среда, нерациональное расходование времени, отсутствие возможности индивидуализировать траекторию обучения вызывают неудовлетворенность школой [2] - в 2020 г. 12 млн российских школьников выбрали форму семейного обучения. Цифровая трансформация образования становится неизбежным этапом преобразования школы. Исследователи ВШЭ, осуществляя мониторинг процессов цифровой трансформации в российских школах [3], выделяют несколько областей изменений: создание цифровой инфраструктуры организации, применение цифровых инструментов и сервисов, модернизацию образовательного процесса на основе цифровых технологий, формирование цифровой компетентности обучающихся, профессиональное развитие педагогов в области развития цифровых компетенций, управление процессами цифровой трансформации образовательной системы школы. В работах А.Ю. Уварова [4], П.Д. Рабинович [5] показано, что развитие инфраструктуры и обеспечение цифровыми ресурсами не решающие факторы смены привычных практик обучения. Т.Е. Хавенсон [6] выявила, что изменение педагогических практик школьных учителей определяется индексом их технологической готовности, поэтому степень развития цифровых компетенций педагогов - ключевой фактор, определяющий скорость изменений. Уровень цифровой грамотности учителей, по оценке НАФИ [7], достаточно высок - 87 пп. из 100. По итогам TALIS-2018[40], 75 % учителей в течение последнего года обучались использованию цифровых технологий, но только 25 % педагогов проводили видеоуроки онлайн в период вынужденной изоляции во время пандемии [1], что свидетельствует о наличии разрыва между содержанием и дидактикой обучения учителей, дефицитах практических навыков. Таким образом, установлены противоречия: - между потребностью школы в изменении свойств образовательной среды, педагогических практик на основе цифровой трансформации и уровнем цифровых компетенций учителя; - между необходимостью повышения уровня цифровых компетенций педагогов и возможностями малоэффективных существующих форм повышения квалификации педагогов. Необходимость устранения этих противоречий требует решения проблем создания релевантной системы непрерывной адресной методической поддержки педагогов в применении цифровых технологий, изменении практик, актуализирует поиск новых подходов к управлению развитием цифровых компетенций педагогов в современной образовательной ситуации. Проектирование персонализированных программ развития цифровых компетенций педагогов на основе процессного подхода, с ориентацией на профессиональные дефициты, применение практико-ориентированных форматов обучения позволяет осуществить эффективный обмен успешными практиками, стимулирует интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс школы. Т. Бенедикт и колл. [8], рассматривая оптимизацию и совершенствование управления деятельностью организации, нацеленных на трансформацию организации, повышение ее эффективности и конкурентоспособности, предлагает применение процессного подхода как средства согласования отдельных бизнес-процессов и стратегий, конкретных действий, позволяющих ускорить темп изменений. SMART-школаИзображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, число Автоматически созданное описание Рис. 2. Модель бизнес-процессов цифровизации школы Источник: составлено автором. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, число Автоматически созданное описание Figure 2. School digitalization business process model Source: compiled by the author. Для реализации системного подхода к управлению цифровизацией школы нами спроектирована модель бизнес-процессов цифровой трансформации образовательного учреждения, выделены ключевые области первого уровня и группы процессов, их составляющих (рис. 2). Анализ содержания изменений в ключевых областях по вертикали позволяет увидеть стадии реализации цифровой трансформации отдельной области, а горизонтальные строки формируют текущее состояние процессов цифровизации школы, ее уровень зрелости. В данном исследовании рассмотрена реализация области развития цифровой культуры организации. Методология. Под цифровыми компетенциями педагога будем понимать систему знаний, навыков и установок, позволяющую свободно использовать информационно-коммуникационные технологии в ходе разных этапов образовательного процесса: от планирования урока до формирования цифровой среды, с реализацией индивидуальных образовательных траекторий школьников, вовлечением в обучение, анализом и прогнозированием результатов. Модель цифровых компетенций - динамически меняющийся набор специфических и универсальных компетенций для ведения профессиональной деятельности. На основе контент-анализа концептуальных рамок различных моделей цифровых компетенций в проекте предложена модель компетенций для формирования программ профессиональной подготовки педагогов. Анализ существующих инструментов по измерению уровня цифровых компетенций показывает, что методика их оценки практически не разработана. В основном применяемые методы основаны на самооценке компетентности в определенных видах деятельности с использованием цифровых технологий [9], поэтому субъективны, имеют множество личностных и контекстуальных факторов влияния [10]. Использование инструмента SAMR[41] позволяет на основе самооценки педагогов определить уровень применения ими цифровых технологий в педагогической практике. Проведен онлайн-опрос педагогов и административных работников школы, объем выборки составил 162 респондента. Наиболее высокие показатели интеграции технологий в практику работы получены при подборе содержания обучения (53 %), составлении учебного плана (59 %), в меньшей степени - в области отслеживания прогресса обучения (11 %), организации разнообразных форм деятельности (38 %). Дефицит обнаруживается в области применения цифровых технологий для оценки индивидуального прогресса школьников: только 2 % педагогов используют их систематически, а 24 % - очень редко. Применение инструмента позволило осуществить мониторинг слабых и сильных областей интеграции цифровых технологий в образовательный процесс, осуществить кластеризацию педагогов по областям профессиональных дефицитов, выделить учителей, имеющих цифровые компетенции высокого уровня [11]. Анализируя стратегии подготовки учителей к использованию цифровых технологий в педагогических практиках, Д. Тондер и колл. [12] отмечают неоднородность отношения учителей к цифровизации, влияние индивидуального опыта и эффективности знаний педагога на обновление образовательного процесса, связывая эффективное развитие цифровых компетенций с построением адаптивной модели повышения квалификации с применением личностно ориентированных программ. О.А. Фиофанова [13] предлагает модели повышения квалификации, основанные на деятельностном подходе, в форме проектных сессий, стажировок, кейсов-интеракториумов. Анализ возможных вариантов решения проблемы повышения уровня цифровых компетенций педагогов для изменения педагогических практик в специализированных центрах и организациях повышения квалификации показывает наличие дефицитов: целевые программы и проекты федерального уровня ограничены сроком действия; дистанционные курсы университетов не имеют сопровождения, ориентации на индивидуальные запросы; курсы региональных организаций предлагают предметную подготовку, массовые онлайн-курсы цифровых платформ стимулируют использование собственных продуктов; сетевые мероприятия профессиональных сообществ создают неформальное образовательное пространство, но рассчитаны на вовлеченных педагогов с достаточными навыками сетевого взаимодействия. Оценка дефицитов предложенных вариантов позволяет осуществить выбор в пользу реализации внутришкольной модели повышения квалификации. Для эффективного формирования цифровых компетенций необходимо выстроить модель управления процессом развития цифровых компетенций педагога, реализующую процессный подход к оценке уровня цифровых компетенций педагогов, анализа программ повышения квалификации, реализации уровневой подготовки педагогов на основе выявленных профессиональных дефицитов. Проектная идея: внедрение структурно-функциональной модели управления процессом развития цифровых компетенций педагогов с позиций процессного подхода позволит повысить уровень цифровых компетенций педагогов, ускорит процесс изменения педагогических практик, обеспечив развитие школы в современных условиях. Научная новизна проектной работы состоит в разработке структурно-функциональной модели управления развитием цифровых компетенций педагогов на основе процессного подхода, алгоритмов формирования индивидуальных образовательных траекторий внутришкольной системы повышения квалификации. Практическая значимость проекта заключается во внедрении модели управления развитием цифровых компетенций педагогов в практику школ Рязани, совершенствовании механизмов принятия управленческих решений по развитию цифровых компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации школ. Цель: теоретическое обоснование, разработка и апробация структурно-функциональной модели управления процессом развития цифровых компетенций педагогов для изменения педагогических практик в условиях современной образовательной организации. Методологическую основу проекта формируют теории социального капитала (П. Бурдье, Дж. Коулмэн), поведенческих характеристик компетенций (Р. Уайт), поддерживающих инноваций (К. Кристенсен), практико-ориентированного обучения (А.А. Вербицкий), концепция непрерывного образования в течение жизни (Б. Йексли). Для решения задач проекта использованы теоретические (анализ и синтез научных положений источников, нормативных документов, статистических данных, моделирование), эмпирические (наблюдение практик, мониторинг, эксперимент по апробации проектного предложения, рефлексивный анализ), диагностические (анкетирование), статистические (кластеризация, графическая интерпретация данных) методы. Предметом проектирования является модель управления развитием цифровых компетенций педагогов в условиях системных трансформационных изменений, обеспечивающая повышение эффективности их формирования и преобразование педагогических практик. Целевая аудитория проекта - общеобразовательные школы Рязани, муниципальные и региональные органы управления образованием. Для выявления проблемных областей и значимых факторов, способных повлиять на осуществление и результаты основного проекта, реализуется пилотный проект на базе одной из общеобразовательных школ. Ожидаемые результаты - устранение несоответствий между требованиями обновления образовательной среды и практиками использования цифровых технологий, реализация индивидуальных дефицитов педагогов, ускорение динамики процессов цифровой трансформации школы. Проект рассчитан на реализацию в течение 5 лет (2020-2025 гг.), совокупность ресурсов для осуществления проекта представлена в табл. 1. Ключевые показатели эффективности проекта основаны на оценке изменений в образовательном процессе, степени обновления практик и форматов обучения (табл. 2). Механизм реализации проекта, содержащий перечень проводимых мероприятий, сроки и планируемые результаты, указан в табл. 3. Таблица 1 Ресурсы проекта Ресурсы Обеспеченность Кадровые Наличие педагогов с высоким уровнем цифровых компетенций Внутришкольная система методической поддержки обучения Специалисты по технической поддержке Аутсорсинг Временные Ресурсы педагогов Короткие модули-программы, планирование методических дней Ресурсы методистов-тьюторов Выплаты стимулирующего фонда оплаты труда, заключение договора гражданско-правового характера Финансовые Оплата обучения на курсах Бюджетное финансирование Оплата работы методистов-тьюторов Стимулирующая часть фонда оплаты труда Выплаты педагогам, интегрировавшим цифровые технологии в образовательный процесс Стимулирующая часть фонда оплаты труда, социальные партнеры Масштабирование успешных практик Поддержка инвесторов, благотворителей Материально-технические Развитие инфраструктуры (система управления обучением, цифровой контент образовательной среды) Бюджетное финансирование, спонсорская помощь Table 1 Project resources Resources Sufficiency Personnel Availability of teachers with a high level of digital competencies Intraschool system of methodological support for learning Technical support specialists Outsourcing Temporary Educator resources Shot modules-programs, planning methodological days Tutor resources Payments of a stimulating wage fund, conclusion of a civil law contract Financial Tuition fees for courses Budget financing Payment for the work of methodologists-tutors Incentive part of the wage fund Payments to teachers who have integrated digital technologies into the education process Incentive part of the wage fund, social partners Scaling up good practices Support for investors, philanthropists Logistics Infrastructure development (learning management system, digital content of the educational environment) Government funding, sponsorship Таблица 2 Ключевые показатели эффективности проекта Показатель 2021 2022 2023 2024 2025 Доля педагогов, внедривших в образовательный процесс цифровые технологии, % 10 20 40 50 70 Доля образовательных программ, реализуемых с учетом цифровых технологий, % 5 10 20 30 50 Доля педагогических работников, повысивших квалификацию в области развития цифровых компетенций, % 10 20 40 60 80 Table 2 Key performance indicators of the project Index 2021 2022 2023 2024 2025 The share of teachers who have introduced digital technologies into the educational process, % 10 20 40 50 70 The share of educational programs implemented taking into account digital technologies, % 5 10 20 30 50 The share of teaching staff who have completed professional development in the field of developing digital competencies, % 10 20 40 60 80 Таблица 3 Механизм реализации проекта Мероприятия Сроки Планируемые результаты Мониторинг оснащенности образовательной организации цифровой инфраструктурой 2020-2021 Аналитическая справка об обеспеченности цифровым оборудованием Анализ различительных инструментов оценки цифровых компетенций педагогов 2021-2022 Банк диагностических материалов для мониторинга цифровых компетенций педагогов Мониторинг уровня цифровой компетентности педагогов 2021-2022 (входная диагностика) 2022-2023 (промежуточная) 2024-2025 (итоговая) Кластеризация педагогов по уровню цифровых компетенций, профессиональным дефицитам, исследование возможностей школы реализовывать методическую поддержку. Определение образовательных потребностей, выделение методистов-тьюторов Анализ цифровых ресурсов обучения педагогов 2021-2023 Формирование банка данных цифровых образовательных ресурсов Организация обучения по развитию цифровых компетенций педагогов 2022-2025 Повышение профессиональных компетенций педагогов в области цифровых технологий (по уровням, по областям дефицитов) Окончание табл. 3 Мероприятия Сроки Планируемые результаты Проведение методических мероприятий (педсоветы, вебинары, тренинги, конкурсы, мастер-классы, открытые уроки, методические семинары, проектные сессии) 2022-2025 Методические материалы, формирующие ЦОС, банк успешных педагогических практик, публикация опыта. База данных планов уроков с использованием технологий. Банк образовательных программ, интегрированных с цифровыми ресурсами Индивидуальные консультации 2021-2025 Увеличение доли педагогов, внедривших цифровые технологии в образовательный процесс Участие педагогов в работе профессиональных сообществ 2023-2025 Увеличение числа педагогов, участвующих в сетевых сообществах Анализ реализации пилотного проекта 2023-2025 Внесение изменений в проектное предложение. Составление матрицы многопараметрического стратегического анализа Table 3 Project implementation mechanism Events Timing Planned results Monitoring the use of digital infrastructure by an education organization 2020-2021 Analytical report on the availability of digital equipment Analysis of distinctive tools for assessing digital competencies of teachers 2021-2022 Bank of diagnostic materials for monitoring the digital competencies of teachers Monitoring the level of digital competencies of teachers 2021-2022 (input diagnostics) 2022-2023 (intermediate) 2024-2025 (final) Clustering of teachers by the level of digital competencies, professional deficits, study of the school's opportunities to implement methodological support. Determination of educational needs, selection of methodologists-tutors Analysis of digital resources for educator learning 2021-2023 Formation of a data bank of digital educational resources Organization of training on the development of digital competencies 2022-2025 Improving the professional competencies of teachers in the field of digital technologies (by levels, by areas of deficit) Conducting methodological events (teacher councils, webinars, trainings, competitions, master classes, open lessons, methodological seminars, project sessions) 2022-2025 Methodological materials that form the digital educational environment, a bank of successful pedagogical practices, publication of experience technology lesson plan database bank of educational programs integrated with digital resources Individual consultations 2021-2025 Increasing the share of teachers who have implemented digital technologies in the educational process Participation of teachers in the work of professional communities 2023-2025 Increasing the number of educators participating in online communities Analysis of the way pilot projects are implemented 2023-2025 Making changes to the project proposal. Compilation of a matrix of multivariate strategic analysis Эффекты осуществления проектирования управления развитием цифровых компетенций педагогов для изменения педагогических практик и форматов обучения: - экономический - сокращение временных и финансовых затрат на повышение квалификации педагогов, увеличение контингента обучающихся; - педагогический - изменение педагогических практик, формирование цифровых компетенций школьников; - эргономический - повышение квалификации учителя без отрыва от основной работы, в удобное время, автоматизация рутинных процессов; - информационный - создание современной цифровой среды обучения, обладающей свойствами гибкости, системности и открытости, позитивный имидж школы; - коммуникационный - развитие сетевого взаимодействия, сотрудничества, обмена опытом и обогащение идеями и успешными практиками коллег. Результаты проекта могут быть применены командами проектов цифровой трансформации в образовании, руководителями органов управления образованием для моделирования процесса развития цифровых компетенций педагогов в целях управления процессами цифровой трансформации учреждения на уровне образовательной организации и региональных систем управления образованием. Результаты и обсуждения. Для осуществления пилотного проекта проведено изучение количественных характеристик общеобразовательных организаций Рязани по критериям количества педагогов и обучающихся в школе. Выбор критериев обусловлен факторами влияния на результат апробации: число обучающихся определяет объем финансирования учреждения, количество педагогов - систему методической поддержки при организации обучения учителей, степень самодостаточности школы при реализации программ развития цифровых компетенций. Графическая интерпретация данных позволила осуществить кластеризацию для коррекции управленческих стратегий в зависимости от размеров образовательной организации: в первый кластер (14 %) попадают школы с небольшим количеством педагогов и школьников, которые нуждаются в сетевой поддержке, наиболее распространены школы второго кластера (63 %), к третьему кластеру (23 %) отнесены крупные образовательные комплексы с развитой инфраструктурой, достаточными внутренними ресурсами для оказания адресной методической поддержки учителям. Результаты мониторинга уровней изменения педагогических практик при внедрении цифровых технологий в зависимости от принадлежности к кластеру представлены на рис. 3. Рис. 3. Результаты мониторинга уровней изменения педагогических практик при внедрении цифровых технологий Figure 3. Results of monitoring the levels of change in pedagogical practices during the implementation of digital transformation Источник: составлено автором. Source: compiled by the author. В школах пилотного проекта проведена диагностика уровня цифровых компетенций педагогов, выявлены области профессиональных дефицитов, определены методисты-тьюторы, реализованы программы обучения и практикумы использования цифровых ресурсов. Анализ сравнительных характеристик по результатам первичной и вторичной диагностик на основе использования SAMR по применению цифровых технологий показывает положительную динамику числа педагогов, часто или всегда применяющих цифровые технологии, снижение доли педагогов совсем их не использующих (рис. 4, 5). Рис. 4. Показатели применения цифровых технологий по результатам первичной диагностики Figure 4. Indicators of the use of digital technologies based on the results of primary diagnostics Источник: составлено автором. Source: compiled by the author. Рис. 5. Динамика показателей применения цифровых технологий по результатам вторичной диагностики Figure 5. Dynamics of digital technologies use indicators based on the results of secondary diagnostics Источник: составлено автором. Source: compiled by the author. Заключение. Практическая апробация технологий управленческой деятельности по развитию цифровых компетенций педагогов как внутришкольной системы повышения квалификации позволяет оптимизировать процессы цифровой трансформации организации, ускорить темп изменений. Системный подход к проектированию программ развития цифровых компетенций педагогов, основанный на преодолении профессиональных дефицитов, дифференцированном методическом сопровождении обучения, способствует вовлечению педагогов в процессы обновления образовательного процесса, применению моделей смешанного обучения, повышает их готовность к изменению практик преподавания.
×

Об авторах

Татьяна Евгеньевна Хоченкова

Лицей № 4

Автор, ответственный за переписку.
Email: tex707070@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3532-6102

кандидат педагогических наук, учитель

Российская Федерация, 390000, Рязань, Соборная пл., д. 15

Список литературы

  1. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 132 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2384-1
  2. Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 72-80. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060208
  3. Дворецкая И.В., Мерцалова Т.А. Российские школы через призму мониторинга цифровой трансформации образования (анализ различительных возможностей инструмента) // Современная аналитика образования. 2020. № 12 (42).
  4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 343 с. https://doi.org/10.17323/97 8-5-7598-1990-5
  5. Рабинович П.Д., Заведенский К.Е., Кушнир М.Э., Храмов Ю.Е., Мелик-Парсаданов А.Р. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности // Информатика и образование. 2020. № 5. С. 4-14. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-5-4-14
  6. Хавенсон Т.Е., Гизатуллин М.А. Цифровая технологическая готовность учителей: подходы к измерению // Тенденции развития образования. Эффективность образовательных институтов. М.: Дело, 2020. С. 188-195.
  7. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. М.: НАФИ, 2019. 84 с.
  8. Бенедикт Т., Кирхмер М., Франц П., Шарсиг М., Саксена Р., Моррис Д., Хилти Д. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 4.0. М.: Альпина Паблишер, 2022. 504 с.
  9. Rubach C., Lazarides R. Addressing 21st-century digital skills in schools - development and validation of an instrument to measure teachers’ basic ICT competence beliefs // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 118. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106636
  10. Lucas M., Bem-Haja P., Siddiq F., Moreira A., Redecker C. The relation between in-service teachers’ digital competence and personal and contextual factors: what matters most? // Computers & Education. 2021. Vol. 160. https://doi.org/10.1016.compedu.2020.104052
  11. Хоченкова Т.Е. Цифровая трансформация школы: SAMR для персонализации траектории развития цифровых компетенций педагогов // Педагогическое образование в условиях глобальной цифровизации / под ред. Е.В. Андриенко, Л.П. Жуйковой. Новосибирск: НГПУ, 2021. С. 226-234.
  12. Tondeur J., Howard S., Yang J. One-size does not fit all: towards an adaptive model to develop preservice teachers’ digital competencies // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 116. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106659
  13. Фиофанова О.А. Стажировки, проектные сессии, кейсы-интеракториумы: новые модели повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций // Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад? М.: Дело, 2014. С. 148-158.

© Хоченкова Т.Е., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах