Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования в области информационных технологий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Высококвалифицированные работники ИТ-сектора играют значительную роль в развитии государства, именно они вносят основной вклад в инновационное развитие ИТ-отрасли, а также в отрасль связи и телекоммуникаций. Прогнозируется, что в России к 2027 г. дефицит ИТ-специалистов может достигнуть 2 млн человек. Согласно федеральной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», система образования должна обеспечить государство компетентными кадрами. Для этого на государственном уровне определены специальности, относящиеся к сфере ИТ, внесены изменения в контрольные цифры приема в образовательные организации высшего профессионального образования. Исследование нацелено на поиск особенностей, выявление факторов, объясняющих малое количество желающих и большую разницу в уровне подготовки абитуриентов при поступлении на обучение по образовательным программам высшего образования в области ИТ. Методология . Изучены вопросы развития информационного общества и готовности к нему различных регионов страны, теоретические аспекты кадровой обеспеченности ИТ-отрасли. Детально проанализированы статистические данные о зачислении абитуриентов в вузы на образовательные программы в сфере ИТ, о численности выпускников высшего профессионального образования по направлениям подготовки, связанным с ИТ, в России. Результаты. Выяснилось, что количество желающих поступить на ИТ-специальности едва превышает количество запланированных бюджетных мест. Установлено, что перечни вступительных испытаний при поступлении в вузы на одни и те же специальности (направления обучения) различны. На ИТ-специальности зачисляются абитуриенты с разным уровнем подготовки. Найдены причины разброса и разного «веса» суммарного балла. Заключение. Полученные результаты подтверждают актуальность подготовки кадров в сфере ИТ. Предложенный набор факторов может рассматриваться как одна из причин, препятствующих выбору ИТ-специальностей выпускниками общеобразовательных учреждений.

Полный текст

Проблема и цель. Специфика цифровой экономики и развитие перспективных технологий определили необходимость появления новых профессий и специальностей в области информационных технологий [1]. Развитие IT-отрасли как основы цифровой экономики привело к изменению требований не только к квалификации специалистов в целом, но и к их профессиональным компетенциям, в том числе и в области IT [2]. Высококвалифицированные специалисты выступают важным ресурсом экономического развития страны. Так, согласно «Атласу новых профессий»[39], разработанному специалистами Агентства стратегических инициатив, к 2030 г. появится более 186 профессий, так или иначе связанных с информационными технологиями. Учитывая, что на сегодняшний день в России наблюдается сокращение численности специалистов, в условиях динамичного развития IT-сферы проблема нехватки кадров может усугубиться. В связи с этим вопрос об обеспеченности кадрами IT-отрасли является актуальным как на федеральном, так и на региональном уровнях. Увеличение количества квалифицированных специалистов в стране, обладающих высоким уровнем IT-потенциала, возможно достичь только путем приведения в соответствие системы образования к реалиям времени [3; 4]. В настоящее время одной из главных проблем, выступающей барьером при переходе России к цифровой экономике, является имеющийся разрыв между количеством подготовленных к работе в новых условиях трудовых ресурсов и потребностью в них. Целью описываемого исследования является выявление особенностей приемной кампании и зачисления абитуриентов на специальности в области ИТ. Для разрешения обозначенной проблемы необходимо сопоставить данные о зачислении абитуриентов в вузы на образовательные программы в сфере ИТ, уровне их подготовки, выпуске студентов высших профессиональных организаций по направлениям подготовки, связанным с ИТ. Методология. Изучен вопрос развития информационного общества и анализа готовности к нему различных регионов страны [5], выполнен анализ научно-педагогических исследований в области формирования и измерения цифровых компетенций [6-9], влияния цифровизации на образование [10, 11], а также нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность вузов при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования. Эмпирической базой стали результаты исследований НИУ «Высшая школа экономики»[40], Института исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково», ФГБУ «Федеральный центр тестирования», информация федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»[41]. Также в качестве информационной базы для анализа кадровой обеспеченности IT-отрасли в России выступили экспертные мнения представителей российских компаний в сфере информационных технологий, сведения Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ). Результаты и обсуждение. Проведенный анализ научных публикаций показал, что вопросам исследования готовности различных регионов к информационному обществу уделяется недостаточно внимания и некоторые из них имеют дискуссионный характер. Также следует отметить, что в целом проблема нехватки ИТ-ресурсов и их качества поднимается и обсуждается в России как в органах власти, так и в научном сообществе [12]. Выявлен ряд проблем приема на направления подготовки, связанные с цифровой экономикой (далее - IT-специальности). Существующие контрольные цифры приема в организации высшего образования Российской Федерации не могут удовлетворить спрос на подготовку кадров, востребованных цифровой экономикой. Качество цифровизации регионов определяется качеством региональных политик и в особенности качеством человеческого капитала. Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.10.2021 г. № 1113 определено 63 специальности, которые относятся к сфере ИТ[42]. Планом национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»[43] предусмотрена подготовка студентов-бюджетников в сфере IT в 2021 г. - в количестве 80 000 чел., в 2022 г. - 90 000 чел., в 2023 г. - 100 000 чел., в 2024 г. - 120 000 чел. Оценка перспективной потребности ИТ-специалистов, составленная ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий в 2020 г., выявила необходимость в дополнительных специалистах интернета вещей - до 5000 чел. в год, специалистах в технологии искусственного интеллекта - до 10 000 чел. в год. В итоге дополнительная совокупность потребности ИТ-специалистов высшего уровня квалификации составит 70 000 чел. в год. С учетом этого общая годовая потребность в высококвалифицированных ИКТ-кадрах к 2024 г. увеличится на четверть и достигнет значения 290-300 тыс. чел. в год[44]. Такой спрос сформировал серьезный дефицит кадров. Существующие контрольные цифры приема (КЦП) в организациях высшего образования Российской Федерации не могут удовлетворить спрос на подготовку кадров, востребованных цифровой экономикой [13; 14]. Анализ численности выпускников вузов, получивших диплом о высшем профессиональном образовании в сфере ИТ показал, что годовую потребность в ИТ-специалистах покрывает только суммарная численность выпускников за три года - 220 043 чел. (рис. 1). 2021 г., 69 628 чел. / 2021, 69 628 ppl 2020 г., 74 573 чел. / 2020, 74 573 ppl 2019 г., 75 842 чел. / 2019, 75 842 ppl Ежегодная потребность в ИТ-специалистах в РФ, 222 000 чел. Annual demand in IT-specialists in the Russian Federation, 222 000 ppl Рис. 1. Число студентов, получивших диплом о высшем образовании в сфере ИТ за последние 3 года Figure 1. The number of students who have got diplomas in IT sphere for the last 3 years Ситуация усугубляется тем, что, во-первых, ИТ-специальности не являются популярными среди выпускников (малый конкурс); во-вторых, уровень знаний абитуриентов очень сильно разнится. В 2021 г. общее количество зачисленных абитуриентов на бюджетной основе на ИТ-специальности по Российской Федерации составило 94 452 чел., на платной основе - 20 337 чел. В ходе исследования выяснилось, что в каждом субъекте РФ имеются образовательные организации высшего профессионального образования, в которых выделены специальности (направления подготовки) в сфере ИТ [15]. Но в то же время нашло подтверждение предположение, что в регионах России с недостаточно развитой ИКТ-инфраструктурой и низкими показателями использования ИКТ[45] в вузах открыто мало специальностей в области ИТ (табл. 1). Неоднородность экономического развития регионов и распределения университетов по стране приводит к перемещению человеческих ресурсов между регионами вследствие поиска молодежью новых образовательных и экономических возможностей [16]. Например, наибольшее количество вузов находится в двух университетских центрах: в Москве и Санкт-Петербурге (137 и 70 вузов соответственно по состоянию на 1 сентября 2021 г.). При этом в Ненецком автономном округе нет ни одного вуза, а система высшего образования Республики Алтай состоит из одного университета, что существенно ограничивает выбор специальностей для потенциальных студентов. Таблица 1 Рейтинг регионов по уровню развития цифровизации «Цифровая Россия» Место в рейтинге Регион Показатель индекса «Цифровая Россия» КЦП на ИТ-специальности, 2021 г. Количество вузов и филиалов Количество специальностей (направлений подготовки) 1 Москва 75,14 17 102 36 56 2 Республика Татарстан 74,74 1653 9 29 3 Санкт-Петербург 74,55 5028 18 48 4 Ханты-Мансийский автономный округ 74,24 304 3 8 5 Тюменская область 74,01 705 3 16 6 Ямало-Ненецкий автономный округ 72,43 - - - 7 Московская область 71,86 823 11 21 8 Республика Башкортостан 71,29 2431 16 28 9 Ленинградская область 71,25 25 1 25 10 Челябинская область 70,75 1603 10 33 … … … … … … 76 Севастополь 41,43 593 1 17 77 Псковская область 41,32 240 1 7 78 Республика Адыгея 40,95 259 2 9 79 Республика Северная Осетия - Алания 40,04 361 2 7 80 Чукотский автономный округ 39,59 28 1 2 81 Республика Калмыкия 39,52 66 1 3 82 Карачаево-Черкесская Республика 38,93 143 2 3 83 Республика Тыва 38,20 80 1 4 84 Республика Ингушетия 38,15 28 1 1 85 Еврейская автономная область 37,20 25 1 1 Table 1 Rating of regions by the level of digitalization “Digital Russia” Place in the ranking Region Index indicator “Digital Russia” Admission quotas for IT-specialties, 2021 Number of universities and collages Number of specialties (areas of training) 1 Moscow 75.14 17 102 36 56 2 Republic of Tatarstan 74.74 1653 9 29 3 St Petersburg 74.55 5028 18 48 4 Khanty-Mansi Autonomous Okrug 74.24 304 3 8 5 Tyumen Oblast 74.01 705 3 16 6 Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 72.43 - - - 7 Moscow Oblast 71.86 823 11 21 8 Republic of Bashkortostan 71.29 2431 16 28 9 Leningrad Oblast 71.25 25 1 25 10 Chelyabinsk Oblast 70.75 1603 10 33 … … … … … … 76 Sevastopol 41.43 593 1 17 77 Pskov Oblast 41.32 240 1 7 78 Republic of Adygea 40.95 259 2 9 79 Republic of North Ossetia - Alania 40.04 361 2 7 80 Chukotka Autonomous Okrug 39.59 28 1 2 81 Republic of Kalmykia 39.52 66 1 3 82 Karachay-Cherkess Republic 38.93 143 2 3 83 Republic of Tuva 38.20 80 1 4 84 Republic of Ingushetia 38.15 28 1 1 85 Jewish Autonomous Oblast 37.20 25 1 1 По итогам приемной кампании 2021 г. только 25 % выпускников (259 292 чел.) поступили в вузы своих регионов, из них на бюджетной основе - 158 099 чел., на платной основе - 101 193 чел. Уехали в другой регион и поступили в вуз на бюджетной основе - 94 234 чел., на платной основе - 57 312 чел. Есть субъекты РФ, из которых для дальнейшего обучения выезжает выпускников больше, чем остается. В Москве в 36 вузах из 63 ИТ-специальностей открыто 56, на которые зачислено 19 % всех абитуриентов, поступивших в 2021 г. на специальности в сфере ИТ. В остальных регионах эта цифра колеблется от 9 до 0,1 %. Группы вступительных испытаний при поступлении в вузы на одни и те же специальности различны. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2019 г. № 666[46] утвержден перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования на различные направления подготовки. На ИТ-специальности обязательным вступительным испытанием является математика профильная, предметами по выбору организации - физика, информатика и ИКТ, химия, иностранный язык, обществознание. Причем образовательная организация самостоятельно определяет предмет по выбору и устанавливает одно или два вступительных испытания. Насколько сравним уровень ИКТ-компетенций абитуриентов, у которых при поступлении на ИТ-специальность были зачислены результаты ЕГЭ по обществознанию, иностранному языку, химии, физике или информатике и ИКТ? Математика, физика, информатика и ИКТ являются базовыми предметами, необходимыми для освоения компетенций, востребованных цифровой экономикой. При выборе дополнительного предмета «Физика» у абитуриентов открывается возможность выбора 53 ИТ-специальности, при выборе предмета «Информатика и ИКТ» - 52 специальности. Результат ЕГЭ по обществознанию учитывается только при зачислении на специальность 38.03.05 «Бизнес-информатика». Сопоставительный анализ показал, что доля абитуриентов, сдававших ЕГЭ по физике, информатике и ИКТ, зачисленных на бюджетные места значимо выше, чем доля выпускников, сдававших ЕГЭ по другим предметам (рис. 2). Рис. 2. Доля выпускников 2021 г., зачисленных на бюджетные места в вузах (в разрезе предметов) Figure 2. The share of school leavers in 2021 admitted to universities to the budget openings (in the context of subjects) Почти все выпускники текущего года, сдававшие ЕГЭ по физике и информатике и ИКТ, зачислены в вузы (за исключением не преодолевших минимальный порог). Доля поступивших на платной основе среди них не превышает 10-15 %. Диаграмма наглядно показывает, что желающих сдать ЕГЭ по обществознанию больше количества бюджетных мест в пять раз (рис. 3). Рис. 3. Результаты приемной кампании 2021 г. Figure 3. The results of the admission campaign 2021 Таким образом, количество сдающих ЕГЭ по физике, информатике и ИКТ лишь немногим превышает КЦП в вузы, в том числе на IT-специальности. Соответственно, конкурс на данные специальности снижается. При этом большая часть выпускников школ сдает ЕГЭ по обществознанию - предмету, гораздо менее значимому для освоения компетенций цифровой экономики. Суммарный балл для разных групп вступительных испытаний имеет разный вес. Зачисление в вуз происходит по суммарному баллу, который получается из суммы значений результатов ЕГЭ по трем предметам (русский язык, математика и предмет по выбору). Для абитуриентов, которые выбрали физику, минимальный суммарный балл составляет 118 баллов, для выбравших информатику и ИКТ - 123 балла, для выбравших обществознание - 124 балла. Расширение прав выбора абитуриентами дополнительного предмета при подаче заявления в вуз является весьма формальным и не учитывает различий в шкалах оценивания ЕГЭ по разным предметам. Например, баллы, полученные школьниками на ЕГЭ по информатике и ИКТ, значимо (в среднем на 15 тестовых баллов) выше, чем баллы этих же школьников на ЕГЭ по физике (сопоставление проводилось по результатам ЕГЭ, полученными школьниками, сдававшими оба предмета в 2021 г.). Среднее значение баллов по информатике и ИКТ по Российской Федерации отличается на 10 и более баллов от значений по другим предметам (табл. 2). Таблица 2 Изменение среднего балла по предметам за три последних года Предмет 2019 2020 2021 Математика профильная 54,92 53,94 56,55 Физика 55,09 54,51 53,97 Информатика и ИКТ 62,98 61,3 61,98 Обществознание 56,41 55,97 54,57 Table 2 Change of the average score on subjects for the last three years Subject 2019 2020 2021 Mathematics major 54.92 53.94 56.55 Physics 55.09 54.51 53.97 Computer Science Information and Communication Technology 62.98 61.3 61.98 Social Studies 56.41 55.97 54.57 Таблица 3 Количество участников ЕГЭ по предметам за три года Предмет 2019 2020 2021 Количество ВТГ ЕГЭ Доля ВТГ, сдававших ЕГЭ по предмету, от общего количества ВТГ ЕГЭ, % Количество ВТГ ЕГЭ Доля ВТГ, сдававших ЕГЭ по предмету, от общего количества ВТГ ЕГЭ, % Количество ВТГ ЕГЭ Доля ВТГ, сдававших ЕГЭ по предмету, от общего количества ВТГ ЕГЭ, % Итого по России 656 802 - 589 284 - 625 348 - Математика профильная 350 002 53,29 343 023 58,21 348 649 55,75 Физика 143 373 21,83 133 818 22,71 123 325 19,72 Информатика и ИКТ 74 506 11,34 79 176 13,44 89 823 14,36 Обществознание 312 589 47,59 282 032 47,86 291 345 46,59 Table 3 Number of participants of the Unified State Exam (USE) on subjects for three years Subject 2019 2020 2021 Number of school leavers of the current year USE Share of school leavers of the current year passed the USE on the subject of the total number USE, % Number of school leavers of the current year USE Share of school leavers of the current year passed the USE on the subject of the total number USE, % Number of school leavers of the current year USE Share of school leavers of the current year passed the USE on the subject of the total number USE, % Total in Russia 656 802 - 589 284 - 625 348 - Mathematics major 350 002 53,29 343 023 58,21 348 649 55,75 Physics 143 373 21,83 133 818 22,71 123 325 19,72 Computer Science Information and Communication Technology 74 506 11,34 79 176 13,44 89 823 14,36 Social Studies 312 589 47,59 282 032 47,86 291 345 46,59 Абитуриент, имеющий результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ, получает преимущества в конкурсной ситуации по отношению к абитуриенту с результатами ЕГЭ по физике на одну и ту же специальность (направление подготовки). В 2021 г. наблюдается небольшое повышение численности участников ЕГЭ по информатике и ИКТ. По остальным предметам доля участников ЕГЭ по предмету относительно общей численности выпускников уменьшилась (табл. 3). Качественный состав абитуриентов на разные специальности (направления подготовки) неоднороден. Рис. 4 показывает, что в 2021 г. на ИТ-специальности зачислены абитуриенты с разным уровнем подготовки. Рис. 4. Качественный состав абитуриентов по направлениям обучения в сфере ИТ (суммарный балл при зачислении) Figure 4. Quality facts about the enrollees on areas of training in the sphere of IT (total score for admission) В ходе исследования выяснилось, что суммарный балл при зачислении в вуз колеблется от 103 до 300 баллов. Выявлены специальности, на которые зачислено наибольшее количество абитуриентов с суммарным баллом за три предмета выше 250 и ниже 160. Важно отметить, что почти половина абитуриентов, поступивших на ИТ-специальности на бюджетной основе, имеют суммарный балл трех предметов выше 250. Средний балл колеблется от 83 до 95,1. Это говорит о том, что абитуриенты целенаправленно выбирают эти специальности. Выделим пять специальностей, на которые было зачислено наибольшее количество абитуриентов с суммарным баллом за три предмета выше 250: 03.05.02 «Фундаментальная и прикладная физика» - 93 %; 01.05.01 «Фундаментальные математика и механика» - 82 %; 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы» - 79 %; 03.03.01 «Прикладные математика и физика» - 77 %; 24.05.04 «Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники» - 74 %. К сожалению, есть специальности, на которые были зачислены абитуриенты с суммарным баллом ниже 160. Средний балл колеблется от 51,7 до 54. Наибольшее количество таких абитуриентов принято на специальности: 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» - 21 %; 26.05.01 «Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники» - 19 %; 01.03.01 «Математика» - 18 %; 24.03.01 «Ракетные комплексы и космонавтика» - 15 %; 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» - 13 %. Таблица 4 Результаты приемной кампании 2021 г. Предмет Зачтено при зачислении Из них зачислено Количество зачисленных абитуриентов с минимальным баллом Количество зачисленных абитуриентов с баллами +10 от минимального Бюджет Платно Бюджет Платно Диапазон Бюджет Платно Математика профильная 217 022 160 492 56 530 1995 2381 27-37 5707 6253 Физика 78 628 72 864 5 764 781 134 36-46 15 890 2213 Информатика и ИКТ 56 450 45 882 10 568 523 323 40-50 5772 2559 Обществознание 140 200 59 242 80 958 155 1305 42-52 7332 20 946 Table 4 The results of admission campaign in 2021 Subject Taken into account by admission Therefrom admitted Number of admitted enrollees with minimum score Number of admitted enrollees with the score + 10 from minimum Budget On paid basis Budget On paid basis Range Budget On paid basis Mathematics major 217 022 160 492 56 530 1995 2381 27-37 5707 6253 Physics 78 628 72 864 5 764 781 134 36-46 15 890 2213 Computer Science Information and Communication Technology 56 450 45 882 10 568 523 323 40-50 5772 2559 Social Studies 140 200 59 242 80 958 155 1305 42-52 7332 20 946 В табл. 4 представлены результаты зачисления выпускников текущего года. Видим, что есть немало абитуриентов, у которых были при зачислении зачтены предметы с результатами ЕГЭ, равными минимальному порогу или попадающими в диапазон минимальный порог + 10 баллов. Таких абитуриентов, зачисленных на бюджетной основе 21,8 % по физике, 12,6 % по информатике и ИКТ, 12,4 % по обществознанию. На платной основе - 25 % и более. Заключение. Изучение вопроса о кадровой обеспеченности IT-отрасли в условиях перехода к цифровой экономике помогло выявить причины зачисления абитуриентов с различным уровнем подготовки. Результаты исследования будут полезны при формировании групп вступительных испытаний при приеме на обучение на одноименные специальности (направления подготовки), при создании адаптивных образовательных программ по направлениям обучения в области ИТ для обучающихся с разным уровнем подготовки.
×

Об авторах

Елена Витальевна Комелина

Федеральный центр тестирования

Автор, ответственный за переписку.
Email: elena-komelina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2121-8685

кандидат педагогических наук, заместитель начальника информационно-аналитического отдела

Россия, 123557, Москва, ул. Пресненский Вал, д. 19, стр. 1

Список литературы

  1. Faria H.J., Montesinos-Yufa H.M., Moralesd D.R., Navarro C.E. Unbundling the roles of human capital and institutions in economic development // European Journal of Political Economy. 2016. No. 45. Pp. 108-128.
  2. Znak N., Sedova N. Approaches to the development of key competences of the 21st century in the National Research University Higher School of Economics // Society. Integration. Education: Proceedings of the International Scientific Conference. 2018. Vol. I. Pp. 656-666.
  3. Holford W.D. The future of human creative knowledge work within the digital economy // Futures. 2019. No. 105. Pp. 143-154.
  4. Vuorikari R., Punie Y., Carretero Gomez S., Van den Brande G. DigComp 2.0: the digital competence framework for citizens. Update phase 1: the conceptual reference model. Luxembourg Publication Office of the European Union, 2016.
  5. Зимнякова Т.С. Анализ условий формирования IT-кластеров в регионах Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2021. № 3. С. 56-60. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42980 (дата обращения: 04.02.2022).
  6. Алябина Е.В. Выявление спроса на цифровые компетенции в российских компаниях // Экономика Сибири в условиях глобальных вызовов XXI века: сборник статей: в 6 т. / под ред. Н.А. Кравченко, А.А. Горюшкина. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2018. С. 10-18.
  7. Ершова Т.В., Зива С.В. Ключевые компетенции для цифровой экономики // Информационное общество. 2018. № 3. С. 4-20.
  8. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 11. С. 1055-1072
  9. Шарипова О.М. Модель компетенций для персонала в условиях цифровизации и Индустрии 4.0 // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 12. С. 2411-2420.
  10. Волгина С.В. К вопросу об изменении содержания и качества высшего образования в условиях цифровой экономики с позиции компетентностного подхода // Тенденции развития науки и образования. 2019. Т. 50. № 7. С. 12-15.
  11. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. 2019. № 2 (28). С. 116-121.
  12. Климова Ю.О. Проблемы подготовки кадров в сфере информационных технологий // Проблемы развития территории. 2020. № 6 (110). С. 86-105.
  13. Лебедева Т.Н., Носова Л.С. Проблемы и перспективы подготовки ИТ-специалистов в России // Управление в современных системах. 2016. № 4 (11). С. 9-13.
  14. Колмакова А.А. Современные тенденции изменения численности абитуриентов вуза: маркетинговый аспект // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. № 2. С. 357-359.
  15. Шамуратова И.И. Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения // Образование и воспитание. 2018. № 3 (18). С. 33-35.
  16. Васильева Е.В. Воспроизводство кадров ИТ-отрасли. Сценарный анализ // Мир новой экономики. 2016. № 4. С. 127-134.

© Комелина Е.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах