Информационно-мотивационная среда: повышение качества и развитие самоорганизации в условиях информатизации образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Рассматриваются особенности влияния информационных технологий и образовательной среды на качество школьного образования. Изучались результаты исследований ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, международных исследований (PISA) в национальных регионах (на примере Республики Бурятия) в условиях информатизации образования. Исследовалась информационная инфраструктура, включающая в себя информационные ресурсы, информационные системы различных классов, как система мотивации и самоорганизации школьников, особенно в период дистанционного обучения. Методология. Данные указанных исследований были сгруппированы и объединены, а затем проанализированы на предмет проблем качества общего образования в условиях применения информационной среды. Выборка данных производилась за 2011-2020 гг. по таким критериям, как востребованные предметы, общая тенденция в общеобразовательной подготовке школьников, рейтинг стран по читательской, математической и естественно-научной грамотности. Результаты. Выделена информационно-мотивационная среда и определены ее уровни (макро-, мезо-, микро-). Установлен принцип технического взаимодействия субъекта с иерархией уровней в условиях информационно-мотивационной среды. Заключение. Взаимодействие информации и мотивации способствует повышению самоорганизации и качества образования. Развитие информационно-мотивационной среды и управление ею может стать необходимой технологией развития цифроцентричного человека, критерием качества образовательных результатов, комплекса мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в национальных регионах РФ.

Об авторах

Валентина Ивановна Ваганова

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Email: valen51@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3573-5539

доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физики

Россия, 670013, Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, стр. 1

Ольга Павловна Кучумова

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuchumova-op@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0442-9659

соискатель, кафедра общей педагогики

Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24А

Список литературы

  1. Фельдбаум А.А., Бутковский А.Г. Методы теории автоматического управления. М.: Наука, 1971.
  2. Бозиев Р.С. Образование нового поколения // Педагогика. 2015. № 1. С. 119–122.
  3. Заславская О.Ю., Симонян А.В. Проектирование системы управления обучением на основе метода управления проектами // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020. Т. 17. № 2. С. 107–122. http://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-2-107-122
  4. Добреньков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ. М.: ИНФРА-М, 2006.
  5. Белоцерковский А.В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 3–9.
  6. Качество образования в Республике Бурятия. 2016–2017 учебный год. Улан-Удэ: Центр коммуникационных технологий, 2017. 23 с.
  7. Карбаинов А.Н., Надагурова Т.В., Пыкина О.В., Раднаева В.С., Федотов Д.А., Шангина И.П. Основные итоги Единого государственного экзамена в Республике Бурятия в 2017 году: информационно-статистические материалы. Улан-Удэ, 2017. 43 с.
  8. Дамбуева А.Б., Жапова Н.В., Жилина А.С., Минуева Э.Э. Основные результаты национальных исследований качества образования в Республике Бурятия в 2017 году: информационно-аналитические материалы. Улан-Удэ, 2017. 32 с.
  9. Карбаинов А.Н., Надагурова Т.В., Оюн Д.О., Пыкина О.В., Раднаева В.С., Федотов Д.А. Основные итоги Единого государственного экзамена в Республике Бурятия в 2018 году: информационно-статистические материалы. Улан-Удэ, 2018. С. 29.
  10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  11. Ковалева Г.С. Оценка качества образования // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 150–155.

© Ваганова В.И., Кучумова О.П., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах