Информационно-мотивационная среда: повышение качества и развитие самоорганизации в условиях информатизации образования
- Авторы: Ваганова В.И.1, Кучумова О.П.2
-
Учреждения:
- Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
- Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
- Выпуск: Том 19, № 3 (2022)
- Страницы: 239-248
- Раздел: ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/32259
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2022-19-3-239-248
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Рассматриваются особенности влияния информационных технологий и образовательной среды на качество школьного образования. Изучались результаты исследований ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, международных исследований (PISA) в национальных регионах (на примере Республики Бурятия) в условиях информатизации образования. Исследовалась информационная инфраструктура, включающая в себя информационные ресурсы, информационные системы различных классов, как система мотивации и самоорганизации школьников, особенно в период дистанционного обучения. Методология. Данные указанных исследований были сгруппированы и объединены, а затем проанализированы на предмет проблем качества общего образования в условиях применения информационной среды. Выборка данных производилась за 2011-2020 гг. по таким критериям, как востребованные предметы, общая тенденция в общеобразовательной подготовке школьников, рейтинг стран по читательской, математической и естественно-научной грамотности. Результаты. Выделена информационно-мотивационная среда и определены ее уровни (макро-, мезо-, микро-). Установлен принцип технического взаимодействия субъекта с иерархией уровней в условиях информационно-мотивационной среды. Заключение. Взаимодействие информации и мотивации способствует повышению самоорганизации и качества образования. Развитие информационно-мотивационной среды и управление ею может стать необходимой технологией развития цифроцентричного человека, критерием качества образовательных результатов, комплекса мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в национальных регионах РФ.
Об авторах
Валентина Ивановна Ваганова
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
Email: valen51@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3573-5539
доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физики
Россия, 670013, Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, стр. 1Ольга Павловна Кучумова
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Автор, ответственный за переписку.
Email: kuchumova-op@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0442-9659
соискатель, кафедра общей педагогики
Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24АСписок литературы
- Фельдбаум А.А., Бутковский А.Г. Методы теории автоматического управления. М.: Наука, 1971.
- Бозиев Р.С. Образование нового поколения // Педагогика. 2015. № 1. С. 119–122.
- Заславская О.Ю., Симонян А.В. Проектирование системы управления обучением на основе метода управления проектами // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020. Т. 17. № 2. С. 107–122. http://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-2-107-122
- Добреньков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ. М.: ИНФРА-М, 2006.
- Белоцерковский А.В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 3–9.
- Качество образования в Республике Бурятия. 2016–2017 учебный год. Улан-Удэ: Центр коммуникационных технологий, 2017. 23 с.
- Карбаинов А.Н., Надагурова Т.В., Пыкина О.В., Раднаева В.С., Федотов Д.А., Шангина И.П. Основные итоги Единого государственного экзамена в Республике Бурятия в 2017 году: информационно-статистические материалы. Улан-Удэ, 2017. 43 с.
- Дамбуева А.Б., Жапова Н.В., Жилина А.С., Минуева Э.Э. Основные результаты национальных исследований качества образования в Республике Бурятия в 2017 году: информационно-аналитические материалы. Улан-Удэ, 2017. 32 с.
- Карбаинов А.Н., Надагурова Т.В., Оюн Д.О., Пыкина О.В., Раднаева В.С., Федотов Д.А. Основные итоги Единого государственного экзамена в Республике Бурятия в 2018 году: информационно-статистические материалы. Улан-Удэ, 2018. С. 29.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
- Ковалева Г.С. Оценка качества образования // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 150–155.