Переход от традиционного подхода к интерактивному: обучение монологической речи с использованием информационно-коммуникационных технологий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В современном обществе приоритетны непрерывное обновление и рекреация языковой личности обучающихся и наличие необходимых компетенций и способностей практического применения изученного для решения актуальных задач. Общеизвестно, что существующее в настоящее время в методологии иноязычного образования и обучения понятие формирования «вторичной языковой личности» подразумевает наличие компетенций, ключевой и наиболее значимой из которых является коммуникативная. Уровень сформированности коммуникативной компетенции определяется наличием осознанности в восприятии социокультурного портрета страны иностранного языка; социальной, культурной и этнической толерантности; речевого этикета и вежливости в общении; возможности поиска путей разрешения конфликтов в коммуникации. Вышеперечисленные задачи реализуются только при условии создания и ведения учебного процесса в контексте диалога культур. В этой связи следует учитывать, что осуществление диалога культур невозможно без внедрения в образовательный процесс информационных и цифровых технологий. Цель исследования - апробация эффективности и актуальности применения различных методов, приемов и упражнений с использованием информационных технологий для развития речевых навыков (в частности, монологической речи) обучающихся. Методология. Педагогический эксперимент состоял из четырех этапов: организация исследования, реализация эксперимента, выявление количественных и качественных характеристик результатов экспериментального обучения, интерпретация причин и факторов, влияющих на полученные результатов. Результаты. Показатели экспериментальной группы оказались сравнительно выше показателей контрольной группы. Объяснением могут служить различная степень успеваемости групп, уровень мотивации обучающихся и применяемые в процессе обучения технологии. Установлено, что данные исследования качества монологической речи на контрольном этапе (теста-среза экспериментальной группы) по сравнению с показателями констатирующего этапа увеличились в среднем на 10 % по всем параметрам. Заключение. Результаты экспериментальной и контрольной групп доказывают, что качество проведения занятий, внедрение инновационных и информационных технологий, а также мотивация обучающихся играют немаловажную роль в процессе обучения иностранному языку.

Об авторах

Гулнара Абдумажиткызы Ризаходжаева

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави

Email: gulnara_rizahodja@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6791-243X

PhD, и.о. доцента

Республика Казахстан, 161201, Туркестан, пр-кт Б. Саттарханова, д. 29

Мадина Мурзахановна Акешова

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави

Автор, ответственный за переписку.
Email: madina_shakh@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2264-4742

PhD, и.о. доцента

Республика Казахстан, 161201, Туркестан, пр-кт Б. Саттарханова, д. 29

Список литературы

  1. Nambudiri R, Shaik R, Ghulyani S. Student personality and academic achievement: mediating role of psychological capital (PsyCap). International Journal of Educational Management. 2019;34:768-781.
  2. Shaffer K. Why we need a guide to new teaching methods now. Academic Radiology. 2019;26(1):114-115. https://doi.org/10.1016/j.acra.2018.09.020
  3. Williams M, Mercer S, Ryan S. Exploring psychology in language learning and teaching. Oxford University Press; 2016.
  4. Gardner D, Yung KWH. Learner motivation in self-access language learning. Innovation in Language learning and Teaching. 2017;11(2):159-176. https://doi.org/10.1080/17501229.2015.1088545
  5. Galimova EG, Shvetsova MG. Modern educational technologies in teaching senior secondary pupils’ communication in the form of a monologue and in generating their cognitive interest. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; 11(8):1951-1962. https://doi.org/10.12973/ijese.2016.569a
  6. Van Dijk LA, Jochems WMG. Changing a traditional lecturing approach into an interactive approach: effects of interrupting the monologue in lectures. International Journal of Engineering Education. 2002;18(3):275-284.
  7. Ford K. The taped monologue as narrative technique for reflective practice. ELT Journal. 2016;70(3):253-260. https://doi.org/10.1093/elt/ccv079
  8. Goryacheva EN, Goryacheva IN. The role of digital technologies in the formation of communicative competence in teaching a second foreign language (Spanish) to bachelors in Economics and Finance. Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth: 1st International Scientific Conference (MTDE 2019). Atlantis Press; 2019.
  9. Rizakhojayeva G, Yussupova G, Mamyrbayeva B, Meirbekov A. Professional foreign language training in the context of the digital university: example of modeling and experimental validation. International Journal of Engineering Pedagogy. 2021;11(6):50-69.
  10. Setyorini W, Hartono R. The effectiveness of digital and printed comics to teach monologue of visual and auditory students: a Case of the Tenth Year Students of State Senior High School 1 Ungaran. English Education Journal. 2017;7(1):73-78. https://doi.org/10.15294/EEJ.V7I1.14689
  11. Holubnycha LО. Intensification of students’ cognitive activity while forming skills of English monologue speech (experience exchange). Cherkasy University Bulletin: Pedagogical Sciences. 2018;(9):53-60.
  12. Oslick ME, Robertson T, Parks M. Creating spaces for critical conversations on issues of social justice. Using Nonfiction for Civic Engagement in Classrooms: Critical Approaches. Rowman & Littlefield Publishers, Inc.; 2018. p. 95-104.
  13. Bhatnagar M. Learning through information and communication technology. International Journal in Management & Social Science. 2016;4(4):206-212.
  14. Brown R. (ed.). Knowledge, education, and cultural change: papers in the sociology of education (vol. 3). Routledge; 2018.
  15. Suyarov A. Teaching reading: goals and techniques. Texas Journal of Multidisciplinary Studies. 2022;5:283-286.

© Ризаходжаева Г.А., Акешова М.М., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах