Применение информационных технологий как значимый фактор формирования понятийного мышления школьников
- Авторы: Шамкуть В.Л.1
-
Учреждения:
- Школа № 1252 имени Сервантеса
- Выпуск: Том 19, № 2 (2022)
- Страницы: 121-134
- Раздел: ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/31447
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2022-19-2-121-134
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Выявляются факторы развития понятийного мышления школьников в условиях информатизации образования. Стремительная информатизация общества и образования заставляет современных педагогов искать новые пути формирования понятийного мышления учащихся, привлекая при этом новейшие информационно-коммуникационные технологии. Существует проблема определения роли и места понятийного мышления в эволюционировании цифрового общества, обнаружения эффективных отечественных и зарубежных электронных образовательных ресурсов, способствующих развитию понятийного мышления у детей разного возраста. Методология. Разработана модель формирования понятийного мышления учащихся основной школы на основе электронного курса по испанскому языку. Проведено экспериментальное обучение школьников с применением образовательных электронных ресурсов, созданных с учетом положений указанной модели. Результаты. Экспериментально обосновано, что положительная динамика сформированности готовности учащихся основной школы к использованию терминологических конструкций обусловлена принятием во внимание имеющихся педагогических условий, внедрением предложенных методов обучения и средств информатизации. В результате эксперимента у школьников зафиксировано развитие понятийного мышления и повышение мотивации к коммуникации. Заключение. Использование созданного и апробированного электронного учебного пособия способствует повышению эффективности формирования понятийного мышления у учащихся основной школы в рамках обучения иностранному языку. Развитие понятийного мышления с использованием иностранного языка можно осуществить благодаря учету описанных педагогических условий, предусматривающих широкое применение современных информационных технологий.
Об авторах
Виктория Леонидовна Шамкуть
Школа № 1252 имени Сервантеса
Автор, ответственный за переписку.
Email: pusina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4141-7104
учитель иностранного языка
Российская Федерация, 125080, Москва, ул. Дубосековская, д. 3Список литературы
- Чиркова Е.И. Формирование «понятийного мышления» с помощью чтения // От традиций к инновациям в обучении иностранным языкам. СПб., 2018. С. 65-76.
- Olynets T. Interactive technologies and critical thinking at foreign language lessons in higher educational institutions // Pedagogical Education: Theory and Practice. 2019. No 2. Pp. 358-363. http://doi.org/10.32626/2309-9763.2019-26-2.358-363
- Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике понятийного мышления // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 21-31.
- Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. М.: Дашков и К, 2016. С. 89-99.
- Готт В.С., Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М.: Высшая школа, 2016. С. 34-36.
- Ilchuk I.Y. Methodology of critical thinking development in the process of teaching a foreign language in secondary school // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 44-47.
- Boltaeva D.B. Methods of building a modern foreign language lesson // Молодой ученый. 2019. № 46 (284). С. 402-403.
- Булатова О.В., Королева В.И. Формирование предпосылок понятийного мышления у первоклассников в разных педагогических условиях // Вестник угроведения. 2015. № 4 (23). С. 117-123.
- Штейнберг В.Э., Манько Н.Н., Вахидова Л.В., Фатхулова Д.Р. Визуальные дидактические регулятивы как инструменты учебной деятельности: развитие и прикладные аспекты // Образование и наука. 2021. № 23 (6). С. 126-152.
- Гильманов С.А. Профессиональная специфика понятийного мышления // Образование и наука. 2017. № 9. С. 32-51.
- Ефремова З.И. Развитие понятийного мышления средствами иностранного языка // Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков: теория и практика. Кострома, 2021. С. 113-119.
- Гавриленкова И.В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении. М.: КноРус, 2018. С. 10-15.
- Выготский Л.С. Развитие мышления подростка и образование понятий. М.: Педагогика, 2018. С. 244-268.
- Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 28.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: ИПП, 2018. С. 88-90.
- Колобкова А.А. Образ-ориентированное обучение иностранным языкам // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2019. № 6-2. С. 65-69.
- Мишина И.И. Профессионально ориентированная модель формирования готовности студентов негуманитарных специальностей к речевой самопрезентации: дис.. канд. пед. наук. М., 2018.
- Вавилова Л.Н., Дочкин С.А., Костюк Н.В., Кузина В.М., Сахарова В.И. Мотивация учения в профессиональном образовании: сущность, особенности, развитие / под науч. ред. В.И. Сахаровой. Кемерово: КРИРПО, 2007. 207 с.