Мобильные приложения для диагностики, развития и альтернативной коммуникации для детей с общим недоразвитием речи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Недоразвитие речи различного вида может приводить к личностным проблемам и препятствовать успешному развитию личности. Ранняя диагностика и точные коррекционные рекомендации позволяют эффективно решать данные проблемы в детстве. Современный терапевт нуждается в мобильных средствах, которые одновременно облегчают работу по предписанным протоколам и выполняют высококачественную профессиональную диагностику. Создание программных средств особенно важно для детей. Пик профилактических и лечебных мероприятий приходится на дошкольный и младший школьный возраст. Методология. В рамках исследования сделан обзор и проанализировано текущее состояние проблемы, определены психолингвистическая и информационно-технологическая ее части, установлено их взаимодействие. Анализ и оценка результатов применения этих подходов проведены на основе нескольких лонгитюдных психодиагностических экспериментов. Результаты. Представлены программные средства для диагностики недоразвития речи у детей и для развития речевых возможностей при наличии проблем. Кроме того, описаны инструменты для альтернативной коммуникации посредством пиктограмм, которые реализуют игровую стратегию для снижения стресса и повышения эффективности. Заключение. Эксперименты демонстрируют, что основанный на мобильных приложениях подход сокращает время на исполнение формальностей и делает диагностический и коррекционный процесс более привлекательным для детей.

Об авторах

Людмила Борисовна Можейкина

Новосибирский государственный технический университет

Email: mozhejkina@corp.nstu.ru
ORCID iD: 0000-0001-7470-8616

кандидат психологических наук, директор, Центр инклюзивного сопровождения

Российская Федерация, 630073, Новосибирск, пр-кт К. Маркса, д. 20, корп. 8

Павел Геннадьевич Емельянов

Институт систем информатики имени А.П. Ершова Сибирского отделения Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: emelyanov@mmf.nsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8747-0600

кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, лаборатория смешанных вычислений

Российская Федерация, 630090, Новосибирск, пр-кт Лаврентьева, д. 6

Список литературы

  1. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. 1967. № 2. С. 121-130.
  2. Зайдан И.Н. Терапевтическая дидактика в обучении русскому языку: развитие коммуникативных и социальных компетенций. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2013.
  3. Duenser A, Ward L, Stefani A, Smith D, Freyne J, Morgan A, Dodd B. Feasibility of technology enabled speech disorder screening. Studies in Health Technology and Informatics. 2016;227:21-27. http://doi.org/10.3233/978-1-61499-666-8-21
  4. Степаненко Д.Г., Сагутдинова Э.Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте // Системная интеграция в здравоохранении. 2010. Т. 2. № 8. С. 32-43.
  5. Макаров И.В., Емелина Д.А. Нарушения речевого развития у детей // Социальная и клиническая психиатрия. 2017. Т. 27. № 4. С. 101-105.
  6. Mozheikina L, Emelyanov P. Mobile applications as tools of alternative communication, diagnostics and language development for children with language disorders. In Staab S, Koltsova O, Ignatov D. (eds.) Proceedings of the 10th International Conference on Social Informatics (SocInfo), Saint Petersburg, Russia, 25-28 September 2018. Springer; 2018. p. 75-84. http://doi.org/10.1007/978-3-030-01159-8_7
  7. Robles-Bykbaev V, López-Nores M, García-Duque J, Pazos-Arias JJ, Guillermo-Anguisaca JC. A multilayer mobile ecosystem to support the assessment and treatment of patients with communication disorders. In Kommers P, Isaías P, Betancort HF. (eds.) Proceedings of the IADIS International Conference on e-Health, Las Palmas de Gran Canaria, Spain, 21-24 July 2015. IADIS; 2015. p. 35-42.
  8. Robles-Bykbaev V, López-Nores M, Ochoa-Zambrano J, García-Duque J, Pazos-Arias JJ. SPELTRA: a robotic assistant for speech-and-language therapy. In Antona M, Stephanidis C. (eds.) Universal Access in Human-Computer Interaction. Access to Learning, Health and Well-Being: Proceedings of the 9th International Conference, UAHCI 2015, Held as Part of HCI International 2015, Los Angeles, CA, USA, 2-7 August 2015 (part III, p. 525-534). Cham: Springer; 2015. http://doi.org/10.1007/978-3-319-20684-4
  9. Burgstahler S. (ed.) Universal design in higher education: promising practices. Seattle: DO-IT, University of Washington; 2013. Available from https://www.washington.edu/doit/resources/books/universal-design-higher-education-promising-practices (accessed: 25.12.2021).
  10. Rodríguez CD, Cumming TM. Employing mobile technology to improve language skills of young students with language-based disabilities. Assistive Technology. 2017; 29(3):161-169. http://doi.org/10.1080/10400435.2016.1171810
  11. Kultsova M, Matyushechkin D. Assistive technology for complex support of children rehabilitation with autism spectrum disorder. Proceedings of the 8th International Conference on Information, Intelligence, Systems & Applications (IISA), Larnaca, Cyprus, 27-30 August 2017. IEEE; 2017. http://doi.org/10.1109/IISA.2017.8316440
  12. Kultsova M, Matyushechkin D, Usov A, Karpova S, Romanenko R. Generation of pictograph sequences from the Russian text in the assistive mobile application for people with intellectual and developmental disabilities. Proceedings of the 8th International Conference on Information, Intelligence, Systems & Applications (IISA), Larnaca, Cyprus, 27-30 August 2017. IEEE; 2017. http://doi.org/10.1109/IISA.2017.8316440
  13. Lee D, Frey G, Cheng A, Shih PC. Puzzle walk: a gamified mobile app to increase physical activity in adults with autism spectrum disorder. Proceedings of the 10th International Conference on Virtual Worlds and Games for Serious Applications (VS-Games), Wurzburg, Germany, 5-7 September 2018. IEEE; 2018. http://doi.org/10.1109/VS-Games.2018.8493439
  14. Barman T, Deb N. Development of “Kotha” for the people with speech impairments. Proceedings of the IEEE International Conference on Power, Control, Signals and Instrumentation Engineering (ICPCSI), Chennai, India, 21-22 September 2017. IEEE; 2017; p. 2652-2655. http://doi.org/10.1109/ICPCSI.2017.8392198
  15. Mooney A, Bedrick S, Noethe G, Spaulding S, Fried-Oken M. Mobile technology to support lexical retrieval during activity retell in primary progressive aphasia. Aphasiology. 2018;32(6):666-692. http://doi.org/10.1080/02687038.2018.1447640
  16. Cheng Yu, Luo Sh-yun, Lin H-ch, Yang Ch-S. Investigating mobile emotional learning for children with autistic spectrum disorders. International Journal of Developmental Disabilities. 2018;64(1):25-34. http://doi.org/10.1080/20473869.2016.1206729
  17. Askari F, Feng H, Sweeny TD, Mahoor MH. A pilot study on facial expression recognition ability of autistic children using Ryan, a rear-projected humanoid robot. Proceedings of the 27th IEEE International Symposium on Robot and Human Interactive Communication (RO-MAN), Nanjing, Chine, 27-31 August 2018. IEEE; 2017. p. 790-795. http://doi.org/10.1109/ROMAN.2018.8525825
  18. Lorusso ML, Biffi E, Molteni M, Reni G. Exploring the learnability and usability of a near field communication-based application for semantic enrichment in children with language disorders. Assistive Technology. 2018;30(1):39-50. http://doi.org/10.1080/10400435.2016.1253046
  19. Методы исследования детской речи: руководство по диагностике языковых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. 3-е изд. М.: АРКТИ, 2003.
  20. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я говорю! Ребенок в семье. Упражнения с пиктограммами. М.: Дрофа, 2007.

© Можейкина Л.Б., Емельянов П.Г., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах