Цифровая дидактика как дисциплина программы магистерской подготовки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Проблема заключается в результативности формирования у субъектов образовательного процесса мотивации к продуктивной информационной деятельности. Цель определяется необходимостью подготовки специалистов с учетом изменений в сфере образования, произошедших в связи с внедрением в учебный процесс цифровых технологий, и рисков цифровизации, порожденных техногенными процессами в образовательной среде. Методология. Использовались авторские программы и фонды оценочных средств, разработанные практические задания и темы исследовательских проектов для включения их в программы педагогической и производственной практик магистрантов. Материалы основаны на авторских разработках, отраженных в учебных пособиях. В практике реализации дисциплины нашли методологическое обоснование следующие технологии: информационно-коммуникационные универсального назначения, Big Data, дистанционное обучение, смешанное обучение, организации проектной деятельности обучающихся. Результаты. Внедрение дисциплины «Цифровая дидактика» позволяет сформировать у магистрантов новые компетенции. Заключение. Компетенции, сформированные при обучении дисциплине «Цифровая дидактика», дают возможность учесть существующие изменения в сфере образования.

Полный текст

Постановка проблемы. В современных условиях цифровизации образования от педагога требуется готовность к продуктивной информационной деятельности, подготовка к которой, безусловно, начинается с мотивации [1]. Весь процесс преподавания в информационном обществе в своей основе видоизменяется, и основную нагрузку берет на себя базовая дисциплина «Цифровая дидактика». Креативность специалиста в информационном обществе выходит на первый план с позиции творческого информационного обмена и именно умение его реализовывать в профессиональной деятельности обеспечивается особенностями обучения в рамках рассматриваемой дисциплины. Основные особенности цифровой дидактики как дисциплины программы магистерской подготовки, в частности педагогического профиля, заключаются в: 1) наличии в его содержании сравнительного анализа компонент традиционной дидактической системы и системы цифровой дидактики; 2) представлении комбинированных форм и методов реализации содержания, направленных на активизацию и совершенствование самостоятельной когнитивной деятельности обучаемого; 3) формировании у магистрантов новых компетенций, а именно способности: - анализировать и устанавливать качественное соответствие цифрового образовательного продукта конкретным поставленным целям и задачам образовательного процесса; - применять и адаптировать существующие цифровые образовательные продукты к конкретным целям и задачам образовательного процесса; - самостоятельно извлекать, формализовать, усваивать информацию и преобразовывать ее согласно выявленным закономерностям средствами ИКТ в условиях цифрового образования. Методы исследования. Имеющиеся программы и фонды оценочных средств, основанные в том числе на авторских разработках [2-4], практические задания и темы исследовательских проектов по материалам дисциплины, включенные в программы педагогической и производственной практик магистрантов, полностью коррелируют со следующими внедренными в процесс обучения методами и технологиями: - информационно-коммуникационными (ИКТ) универсального назначения (например, графические редакторы, интернет-браузеры и т. д.); - Big Data, позволяющая осуществлять мониторинг образовательного процесса; - дистанционного (онлайн) обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения; - смешанного обучения (blended learning); - организации проектной деятельности обучающихся. В процессе обучения магистрантов нашли свое применение релевантные российские и зарубежные образовательные практики, среди которых необходимо отметить [5; 6]: 1) МСЭО - методическую систему электронного обучения В.М. Монахова; 2) научную школу «Информатизация образования» И.В. Роберт; 3) магистерскую программу «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании», реализуемую в ГАОУ ВО МГПУ (руководитель - В.В. Гриншкун); 4) MOOC-платформы (massive open online courses; например, Coursera, Udacity, edX). Результаты и обсуждение. Дисциплина «Цифровая дидактика» рассчитана на 36 часов: 12 часов лекционных и 24 часа практических и/или лабораторных занятий. В структуре дисциплины выделяется два основных модуля. Первый включает в себя проблемы генезиса, закономерностей и принципов проектирования дидактических систем в условиях цифрового образования, второй модуль посвящен развитию содержания, форм, методов и методик в условиях цифровизации образовательного процесса. Также предусматривается включение практических заданий по материалам учебного курса в программы педагогической и производственной практик магистрантов; проведение научно-практических семинаров и выполнение исследовательских работ магистрантами по проблемам цифровой дидактики [2; 7-10]. Данная дисциплина является дополнением действующих очных магистерских программ и может быть интегрирована в учебный процесс вуза путем включения в модули магистерских образовательных программ по различным направлениям подготовки, в частности по направлению подготовки педагогического образования [3; 4]. Также предусматриваются включение практических заданий по материалам учебного курса в программы педагогической и производственной практик магистрантов, проведение научно-практических семинаров и выполнение исследовательских работ магистрантами по проблемам цифровой дидактики [11; 12]. Дисциплина представлена следующими темами лекционных и практических занятий. Лекция 1 (2 часа). Генезис дидактических систем. Практические занятия 1, 2 (4 часа). Генезис дидактических систем. Понятие цифровой дидактической системы. Лекция 2 (2 часа). Закономерности дидактических систем и сравнительный анализ традиционной дидактической системы и системы цифровой дидактики. Практические занятия 3, 4 (4 часа). Внешние и внутренние закономерности проектирования дидактической системы в условиях цифровой образовательной среды. Лекция 3 (2 часа). Принципы как категории дидактики. Практические занятия 5, 6 (4 часа). Классические принципы обучения, их внедрение, адаптация и развитие в цифровом образовании. Лекция 4 (2 часа). Содержание образования и его цифровизация. Практические занятия 7, 8 (4 часа). Цели, задачи, содержание обучения и их развитие и адаптация в условиях цифровизации образовательного процесса. Лекция 5 (2 часа). Методы и методики обучения, их внедрение, адаптация и развитие в цифровом образовании. Практические занятия 9, 10 (4 часа). Понятие и проектирование цифровой модели образовательного процесса. Примеры. Лекция 6 (2 часа). Цифровые формы организации образовательной деятельности. Практические занятия 11, 12 (4 часа). Образовательный цифровой продукт: понятие, примеры. В нашей практике обучения магистрантов получены следующие результаты. 1. Внедрение дисциплины «Цифровая дидактика» в образовательный процесс подготовки магистров педагогического направления реализует: - технологии информационно-коммуникационные (ИКТ) универсального назначения (например, графические редакторы, интернет-браузеры и т. д.); Big Data, позволяющую осуществлять мониторинг образовательного процесса; дистанционного (онлайн) обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения; смешанного обучения (blended learning); организации проектной деятельности обучающихся; - формы и методы цифрового анализа и оценки уровня обученности студентов; - возможность применения цифровых форм и методов контроля текущей и итоговой аттестации магистрантов, позволяющих осуществить коррекцию содержания обучения [2]. 2. Дисциплина «Цифровая дидактика» позволяет сформировать у магистрантов следующие новые компетенции: - способность анализировать и устанавливать качественное соответствие цифрового образовательного продукта конкретным поставленным целям и задачам образовательного процесса [7; 8]; - применять и адаптировать существующие цифровые образовательные продукты к конкретным целям и задачам образовательного процесса [13; 14]; - реализовывать и совершенствовать самостоятельную когнитивную деятельность [15]; - самостоятельно извлекать, формализовать, усваивать информацию и преобразовывать ее согласно выявленным закономерностям средствами ИКТ в условиях цифрового образования. 3. Поскольку компетенции, сформированные при обучении дисциплине «Цифровая дидактика», позволяют учесть существующие изменения в сфере образования [11; 16], произошедшие в связи с внедрением в образовательный процесс цифровых технологий, и риски цифровизации, порожденные техногенными процессами в образовательной среде, внедрение названного курса крайне целесообразно, а результаты его освоения устойчивы и жизнеспособны. В качестве критериев оценки успешности обучения дисциплине мы предлагаем следующие [2]: 1) процент учащихся, успешно сдавших экзамен (зачет) по дисциплине; 2) процент учащихся, успешно реализовавших знания по дисциплине в процессе педагогической и производственной практик; 3) процент учащихся, удовлетворенных знаниями, полученными в результате изучения дисциплины. Заключение. Обучаясь по дисциплине «Цифровая дидактика» в рамках применяемых авторских программ, фондов оценочных средств, практических заданий, предлагаемых исследовательских проектов, магистранты получают необходимые знания и компетенции в областях историко-педагогического контекста цифрового образования с позиции целостности содержания образования; модульной организации и содержания цифрового образования с позиции интеграции репродуктивного, развивающего и результирующего блоков; цифровой образовательной деятельности; создания и внедрения цифровых образовательных ресурсов и интеграции образовательных сетей.

×

Об авторах

Вита Иммануиловна Глизбург

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: glizburg@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1230-6931

доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, департамент методики обучения, Институт педагогики и психологии образования

Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4

Список литературы

  1. Атанасян Л.С., Глизбург В.И. Сборник задач по геометрии: учебное пособие. М.: ЭКСМО, 2007. 336 с.
  2. Аксенова М.В., Виноградова Е.П., Вирановская Е.В., Глизбург В.И. и др. Управление качеством в профессиональном образовании: коллективная монография. Оренбург, 2012. 203 с.
  3. Глизбург В.И. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования к интегрированному обучению школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1 (31). С. 27-32.
  4. Глизбург В.И. Подготовка магистров педагогического образования к интегрированному обучению школьников математике и информатике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 4. С. 318-327.
  5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Подготовка магистров по программе «Информационные технологии в образовании» в МГПУ - новое направление, новые возможности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 2. С. 5-13.
  6. Монахов В.М., Тихомиров С.А. Эволюция методической системы электронного обучения // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6 (105). С. 76-88.
  7. Глизбург В.И. Применение информационных технологий в процессе преподавания дифференциальной геометрии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2009. № 1. С. 34-38.
  8. Глизбург В.И. Информационные технологии при освоении топологических и дифференциально-геометрических знаний в условиях непрерывного математического образования // Информатика и образование. 2009. № 2. С. 122-124.
  9. Глизбург В.И. Элективное изучение топологии в старших классах средней школы как элемент единства непрерывного математического образования и пропедевтики ее изучения в вузе // Математика в школе. 2008. № 9. С. 57-61.
  10. Глизбург В.И. Информатизация образования как фактор интеграции начального обучения математике и информатике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 1. С. 76-81.
  11. Данилюк А.Я., Факторович А.А. Цифровое общее образование. М.: Авторская мастерская, 2019. 221 с.
  12. Корнилов В.С. Роль учебных курсов информатики в обучении студентов вузов численным методам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011. № 3. С. 24-27.
  13. Бидайбеков Е.Ы., Корнилов В.С., Камалова Г.Б. Обучение будущих учителей математики и информатики обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 3 (29). С. 57-69.
  14. Корнилов В.С. Обратные задачи в учебных дисциплинах прикладной математики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 1 (27). С. 60-68.
  15. Глизбург В.И. Алгоритмизация мыслительной деятельности школьника при подготовке к решению задач ГИА // Математика в школе. 2012. № 8. С. 59-62.
  16. Kornilov V.S., Morozova S.V. Experimental pedagogical activity when teaching computer science to younger students // RUDN Journal of Informatization in Education. 2020. Vol. 17. No. 1. Pp. 18-25.

© Глизбург В.И., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах