Развитие ИКТ-компетентности у старшеклассников при обучении физике с использованием цифровых лабораторий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В настоящее время школьному образованию в России уделяется большое внимание государственными структурами, в том числе Министерством просвещения. ФГОС СОО предъявляют большие требования к уровню подготовки школьников. В современных условиях информационного общества система школьного образования призвана готовить школьников, формирующих фундаментальную систему предметных знаний по школьным дисциплинам, развивающих активное, творческое, критическое, аналитическое мышление, ИКТ-компетентность. Сегодня именно такие школьники успешно учатся в высших учебных заведениях, в учебном процессе которых широко применяются информационные и коммуникационные технологии, самостоятельно осваивая и формируя систему фундаментальных знаний по вузовским дисциплинам, содержания которых формируются на основе современных достижений мировой науки. Методология. Развитие ИКТ-компетентности у старшеклассников при обучении физике будет зависеть от успешности совершенствования целей, задач и содержания обучения физике с использованием цифровых лабораторий совместно с образовательными Интернет-ресурсами; реализации дидактических принципов обучения физике с использованием цифровых лабораторий совместно с образовательными Интернет-ресурсами, а также форм, методов и средств обучения физике с использованием цифровых лабораторий совместно с образовательными Интернет-ресурсами. Результаты. На лабораторных практикумах по физике в условиях применения цифровых лабораторий совместно с образовательными Интернет-ресурсами старшеклассники приобретают умения и навыки обращения с современными компьютерными технологиями, получают опыт анализа результатов экспериментов по различным физическим процессам и явлениям с использованием цифровых лабораторий совместно с образовательными Интернет-ресурсами, формируют глубокие знания не только по предметным знаниям по физике, но и о потенциале цифровых лабораторий, информационных технологиях, что в совокупности позволяет старшеклассникам развить ИКТ-компетентность. Заключение. Развитая в процессе обучения физике в условиях совместного использования цифровых лабораторий и образовательных Интернет-ресурсов ИКТ-компетентность позволит старшеклассникам после окончания школы, поступив в высшее учебное заведение, быть успешными студентами.

Об авторах

Виктор Семенович Корнилов

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vs_kornilov@mail.ru

доктор педагогических наук, кандидат физико-мате- матических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Ирина Александровна Ханина

Школа № 1494 города Москвы

Email: irakhanina001@mail.ru

учитель информатики

Российская Федерация, 127276, Москва, ул. Большая Марфинская, д. 1, корп. 5

Список литературы

  1. Булин-Соколова Е.И., Хохлова Е.Н., Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2012. 128 с.
  2. Верховцева М.О. Учебный физический эксперимент с использованием современного оборудования как средство повышения эффективности учебного процесса: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2015. 219 с.
  3. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. Решения ключевых задач по физике для профильной школы. 10–11 классы. М.: Илекса, 2016. 288 с.
  4. Давыдов В.Н. Использование цифровой лаборатории «Архимед» для изучения эффекта Ребиндера на внеурочных занятиях // Физика в школе. 2019. № 6. С. 57–60.
  5. Давыдов В.Н., Яковлева Т.Г. Использование цифровой лаборатории в учебной проектной деятельности школьников // Физика в школе. 2020. № 8. С. 198–202.
  6. Евдокимова В.Е. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников // Наука и перспективы. 2017. № 1. URL: http://docplayer.ru/68477507-Formirovanieikt-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov.html (дата обращения: 14.10.2019).
  7. Заболотний А.И., Ханнанов Н.К. Использование цифровой лаборатории от «Научных развлечений» в массовой школе и учреждении дополнительного образования // Физика в школе. 2015. № 8. С. 37–45.
  8. Колесникова В.И. ИКТ-компетенции учащихся как основа становления нового качества образования. URL: https://gigabaza.ru/doc/23721.html (дата обращения: 14.10.2019).
  9. Ларченкова Л.А. Образовательный потенциал учебных физических задач в современной школе: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2014. 387 с.
  10. Поваляев О.А., Ханнанов Н.К., Хоменко С.В. Цифровая лаборатория по физике: базовый уровень: методическое руководство по работе с комплектом оборудования и программным обеспечением фирмы «Научные развлечения. М.: МАКС-СПЕЙС, 2013. 104 c.
  11. Подпрограмма формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся на ступени основного общего образования. URL: http://av.disus.ru/programma/1997296-1-podprogramma-formirovaniya-razvitiya-ikt-kompetentnosti-obuchayuschihsya-stupeniosnovnogo-obschego-obrazovaniya-podprogramma-formirovaniya-razv.php (дата обращения: 14.10.2019).
  12. Соколова Н.Ю. Исследование изотермического и адиабатного процессов с использованием цифровой лаборатории // Физика в школе. 2018. № 1. С. 51–54.
  13. Тищенко Л.В. Экспериментальный практикум по физике как средство обучения старшеклассников решению задач (углубленный уровень) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 279–286
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования Российской Федерации (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. В ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578, от 29.06.2017 г. № 613). URL: https://classinform.ru/fgos/ 1.4-srednee-obshchee-obrazovanie-10-11-class.html (дата обращения: 14.10.2019).
  15. Федорова Н.Б., Кузнецова О.В., Огнева М.А. Методика организации исследовательского мини-проекта с использованием цифровой лаборатории как средство формирования ключевых компетенций на уроках физики // Физика в школе. 2020. № 1. С. 38–43.
  16. Харлова Е.В. Формирование у обучающихся ИКТ-компетентности. URL: https:// pedsovet.su/publ/47-1-0-4671 (дата обращения: 14.10.2019).
  17. Kornilov V.S., Lvova O.V., Obolensky I.S. Teaching physics students of humanitarianoriented groups in the Middle Years Programme (basic school) of the International Baccalaureate // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 3. С. 270–280.

© Корнилов В.С., Ханина И.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах