Обучение физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по Middle Years Programme (программа основной школы) Международного бакалавриата

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В 1968 году в Швейцарии была создана международная неправительственная организация Международного бакалавриата с консультационным статусом в ЮНЕСКО [11; 26; 27; 29-31]). Методологической основой Международного бакалавриата выступают межкультурное общение, коммуникации, саморазвитие, концептуальное мышление, эффективность обучения и др. Международный бакалавриат является международно признанной учебной программой и реализуется по всему миру, в том числе и в России (Владивосток, Москва, Московская область, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Ульяновск). Кроме того, дипломы Международного бакалавриата признаются многими иностранными учебными заведениями. В процессе обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата у некоторых школьников появляются трудности как при усвоении теоретического материала, так и при решении учебных текстовых задач. В связи с чем для повышения эффективности обучения таких школьников целесообразно не только проводить теоретическое обоснование возможностей использования методов адаптации текстов задач по физике и разрабатывать адаптированные учебные задачи с последующим их включением в содержание обучения, но и использовать современные информационные технологии при изложении школьникам теоретического материала (мультимедийные средства обучения, электронные ресурсы и др.), а также научить школьников использовать компьютерные программы («Живая физика», «Лаборатория L-микро», «1С: Репетитор по физике», «Курс физики XXI века», «Открытая физика», «Физика в анимациях», «Физика. 7-11 классы. Практикум» и др.). Очевидно, что необходимо в дальнейшем проводить и экспериментальную педагогическую деятельность, выявляющую эффективность такого обучения физике. Методология. Эффективность обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата во многом будет обеспечиваться разработанным содержанием обучения, реализацией дидактических принципов обучения и системно-деятельностного подхода в обучении, информатизацией обучения, лингвистическим анализом содержания учебных задач, реализацией технологического подхода к конструированию учебного процесса обучения, учетом особенностей психологических закономерностей формирования умственных действий школьников в процессе решения физических задач [1; 3; 7-9; 12-16; 19; 20; 28]. Результаты. Применение методики адаптации текста учебных задач, использо- вание средств информатизации и различных алгоритмов решения физических задач, лингвистический анализ содержания учебных задач способствуют повышению качества обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата. Заключение. Использование адаптированного формата представления учебных задач, различных алгоритмов решения физических задач, применение современных информационных технологий для обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата способствуют повышению у школьников заинтересованности в обучении и формированию у них фундаментальной системы предметных знаний по физике.

Об авторах

Виктор Семенович Корнилов

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vs_kornilov@mail.ru

доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Ольга Владимировна Львова

Московский городской педагогический университет

Email: olglvova@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Игорь Сергеевич Оболенский

Школа № 1389 г. Москвы

Email: iograff@gmail.com

учитель физики школы № 1329 г. Москвы

Российская Федерация, 119602, Москва, ул. Никулинская, 10

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 2007. 103 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер. 2008. 400 с.
  3. Боровских Т.А. Конструирование учебного процесса на основе технологического подхода // Интеграция образования. 2011. № 1 (62). С. 67–73.
  4. Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В. Физика. 9 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 1. М.: Лаборатория знаний. 2019. 224 с.
  5. Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В. Физика. 9 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 2. М.: Лаборатория знаний. 2019. 144 с.
  6. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Физика 9 класс: учебник. М.: Мнемозина, 2012. 273 с.
  7. Гриншкун В.В. Качество информационных ресурсов и профессиональные качества педагогов. Взаимосвязь и проблемы // Информатика и образование. 2013. № 1 (240). С. 79–81.
  8. Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 1 (27). С. 15–21.
  9. Гриншкун В.В. Существующие подходы к использованию средств информатизации при обучении естественно-научным дисциплинам // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 4 (30). С. 8–13.
  10. Дуэк К. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 400 с.
  11. Кондаков А.М. Международный бакалавриат и российская школа: нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. М.: Молодая гвардия, 1997. 51 с.
  12. Корнилов В.С. Методы рациональных рассуждений в обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 2 (5). С. 63–66.
  13. Корнилов В.С. Гуманитарная компонента прикладного математического образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 2 (7). С. 94–99.
  14. Корнилов В.С. Обратные задачи в содержании обучения прикладной математике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 2. С. 109–118.
  15. Корнилов В.С. Реализация научно-образовательного потенциала обучения студентов вузов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 55–59.
  16. Корнилов В.С. Теория и методика обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений: монография. М.: ОнтоПринт, 2017. 500 с.
  17. Кривченко И.В. Физика 9 класс: учебник. М.: Лаборатория знаний. 2015. 150 с.
  18. Левшунова Ж.А., Артюхова Т.Ю. Возрастные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности в период ранней юности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. T. 1. № 3. С. 102–106.
  19. Мирошкина М.Р. X, У, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. 2014. № 2. С. 50–57.
  20. Пенроуз Р. Новый ум короля: о компьютерах, мышлении и законах физики. М.: УРСС, 2011. 400 с.
  21. Перышкин А.В. Физика: 9 класс: сборник задач по физике. М.: Экзамен, 2010. 195 с.
  22. Перышкин А.В. Физика: 8 класс. М.: Дрофа, 2013. 237 с.
  23. Перышкин А.В., Лонцова Г.А. Физика: 8 класс: учебник. М.: Дрофа, 2017. 160 с.
  24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1644.html (дата обращения: 20.03.2019).
  25. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации: утв. приказом Государственной думы РФ от 29 декабря 2012 г. № 273−ФЗ (ред. от 03.08.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 20.03.2019).
  26. Что такое международный бакалавриат и как работает наша школа. URL: https:// infourok.ru/chto-takoe-mezhdunarodniy-bakalavriat-i-kak-rabotaet-nasha-shkola3160569.html (дата обращения: 20.03.2019).
  27. Что такое программа Международного бакалавриата (IB)? URL: https://www. globaldialog.ru/articles/chto-takoe-ib/ (дата обращения: 20.03.2019).
  28. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. 217 с.
  29. IB Middle Years Programme. URL: https://istudy.com.ru/ib/ib-myp.html (дата обращения: 20.03.2019).
  30. MYP: from principles into practice. URL: http://www.ibo.org/ (дата обращения: 20.03.2019).
  31. MYP Science guide. URL: https://www.spps.org/site/handlers/ filedownload.ashx?mod uleinstanceid=38378&dataid=21234&FileName=sciences_guide_2014.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

© Корнилов В.С., Львова О.В., Оболенский И.С., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах