Автоматизированная система по проведению профориентационного тестирования в образовательных организациях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цели. В статье рассмотрена проблема проведения профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях. Определена роль ранней профориентации в осознанном выборе выпускниками школ своей будущей профессии. Показана необходимость использования автоматизированных систем для проведения профориентационного тестирования учащихся с целью выявления склонностей и интересов к той или иной области профессиональной деятельности. Методология. Исследование направлено на проектирование и разработку системы «Психодиагностика образовательного учреждения», позволяющей проводить профориентационное тестирование в различных вариантах. В отличие от существующих разработок, созданная система позволяет проводить в компьютерном классе и удаленно как групповое, так и индивидуальное тестирование. В системе хранятся результаты тестирования за все время проведения, а также предоставляется возможность осуществлять аналитику результатов исследования по различным показателям и критериям. Результаты. Работа имеет практическую ценность для общеобразовательных учреждений, занимающихся профориентацией школьников. Показаны результаты апробации данной системы на базе ГБОУ г. Москвы «Школа № 1357 “На Братиславской”». Заключение. Впервые предлагается система, позволяющая повысить эффективность профориентационной деятельности образовательной организации и автоматизировать процесс тестирования в различных вариантах с возможностью аналитики результатов тестирования.

Полный текст

Постановка проблемы. В последние годы профориентационная деятельность стала одним из приоритетных направлений развития образования как в регионах, так и на уровне государственной власти. В 2018 году под новую инициативу был выделен 1 миллиард рублей. Подготовка профессиональных кадров - один из важнейших рычагов роста экономики страны. Активно идет совместная работа органов власти с объединениями предпринимателей по разработке и реализации мер, направленных на создание базы для ранней профориентации и производственной практики, чтобы учащиеся могли на деле попробовать себя в выбранной профессии в ведущих компаниях страны [1; 3; 7]. Важнейшей задачей является интеграция возможностей таких площадок, как «Сириус» и «Кванториум», для охвата всей территории страны и создания и укрепления целостной системы развития творческих способностей и талантов детей. Ранняя профориентация, охватывающая период с дошкольного возраста до обучающихся в старших классах организации общего образования, - один из главных приоритетов современного образования. Система образования Москвы входит в пятерку ведущих образовательных систем мира (согласно исследованиям PIRLS и PISA). Процесс обучения не ограничивается школьной программой. В школах Москвы создаются специализированные классы [12; 13; 15]: медицинские, инженерные, экономические и др. В таких классах учащиеся получают первые профессиональные знания. Благодаря партнерству с вузами и промышленными предприятиями, школьники имеют возможность ближе познакомиться с особенностями будущей профессии. Дополнительное образование в Москве можно также получить в 12 детских технопарках. В каждом есть свой перечень программ дополнительного образования: авиамоделирование, нанотехнологии, промышленный дизайн, геоинформатика, робототехника и др. Особенностью данной формы организации дополнительного и общего образования является возможность заключить отложенный трудовой договор с предприятием. После получения молодыми специалистами соответствующего профессионального или высшего образования контракт вступает в силу. Таким образом, важнейшей задачей школы становится помощь учащимся в самоопределении, выявлении склонностей и способностей, определении интересов для дальнейшего осознанного выбора профессии [6; 8]. Методы исследования. Профориентационная система в школе включает в себя следующие виды деятельности: профессиональное просвещение, воспитание, оценка психофизиологических особенностей, проведение психодиагностического тестирования, элективные курсы, экскурсии, профессиональные пробы. Одна из важных задач образовательной организации (ОО) - помочь обучающимся определить приоритетную для них сферу будущей деятельности, например, на основе выявления их предпочтений и профиля дальнейшего обучения с учетом потребностей регионального рынка труда. Эффективно решать такую масштабную задачу без применения средств автоматизации не представляется возможным. Действительно, рабочие процессы предполагают необходимость работы с большими массивами данных, широкого охвата опросами обучающихся в классах на средней и старшей ступенях образования, школьных подразделений (в рамках образовательного комплекса), формирования соответствующей базы данных и групп школьников для посещения различных профориентационных мероприятий в соответствии с выявленными предпочтениями [14]. Очевидно, что эффективность профориентационной деятельности и участия образовательной организации в разнообразных мероприятиях невозможно оценить без использования профориентационного тестирования учащихся, которое позволяет выявлять индивидуальные особенности, предпочтения и интересы школьников и реакцию обучающихся, их родителей на этапы и события комплексной системы профориентационной работы. Именно профориентационное тестирование содействует формированию индивидуальных образовательных (консультационных) траекторий и программ для обучающихся [2; 10; 11]. Результаты и обсуждение. Исходя из вышеизложенного, актуально создание программ и систем автоматизированного тестирования [1]. В настоящей статье описана разработанная авторами система автоматизированного тестирования «Психодиагностика образовательного учреждения», которая предназначена для решения следующих задач: o проведение тестирования детей и взрослых (родителей, опекунов); o проведение удаленного тестирования учащихся, находящихся на домашнем обучении или не посещающих школу по другим причинам; o ведение базы данных по детям, работе с ними; o анализ результатов психологических исследований. Система учитывает такие требования для повышения эффективности профориентационной работы в образовательной организации [4; 5; 9], как: o наличие готовых электронных тестов по профориентации, рекомендованных к использованию школьным психологом; o возможность проводить групповое тестирование учащихся, автоматическое формирование результатов тестирования (больший охват детей, сокращение времени на диагностику); o возможность хранить результаты тестирования по каждому учащемуся для отслеживания динамики изменения интересов, предпочтений (выстраивание и коррекция образовательного маршрута); o возможность делать отбор по результатам тестирования (составление списков учащихся на посещение профориентационных мероприятий); o возможность работать из любого здания образовательного комплекса (сокращение времени на дорогу учащихся или психолога); o защита персональных данных; o наличие качественной и быстрой технической поддержки. Система позволяет: o работать в многопользовательском режиме (несколько психологов одновременно); o использовать конструктор для добавления тестов, применяемых психологами в своей работе, но не вошедших в стандартную конфигурацию системы; o обобщать данные тестирования. Преимущества использования системы в профориентационной деятельности: o улучшение качества психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса за счет применения современных и проверенных методик; o сокращение времени по интерпретации результатов тестирования за счет быстрой обработки и визуализации данных; o снижение вероятности ошибок при обработке результатов тестирования; o оперативный поиск информации в базе системы; o снижение вероятности ошибок в результатах расчета психодиагностического исследования; o автоматизация процесса написания психодиагностических заключений; o соблюдение конфиденциальности психологической информации посредством разграничения прав доступа пользователей к системе. В системе предусмотрены следующие варианты тестирования. 22. «Новый тестируемый» - позволяет провести тестирование сразу после установки программы. Если необходимо протестировать ребенка, карточка которого еще не заведена в программе (например, ребенок пришел в учебное заведение в середине года), то нужно зайти в программу под пользователем «Новый тестируемый» (рис. 1). Рис. 1. Пользователь «Новый тестируемый» После этого необходимо выбрать тест, внести данные на нового тестируемого и провести тестирование. После завершения тестирования программа выдаст результат, который можно сохранить в текстовом редакторе. Также информация о ребенке автоматически попадет в разделы программы: ребенок будет записан в выбранный класс, итоги диагностики зафиксированы в разделе «Результаты тестирования». Автоматически заполнится карточка ребенка. 23. Тестирование за компьютером психолога - позволяет протестировать учащегося, данные на которого внесены в базу. Для этого необходимо открыть систему в режиме «Тестируемый» (рис. 2). Далее необходимо выбрать методику, тестируемого и провести тестирование. 24. Батарея тестов. При необходимости система позволяет провести сразу несколько тестов для изучения предрасположенностей ребенка к разным видам деятельности (рис. 3.). Для этого нужно заранее подготовить батарею тестов. Программа запускается в одном из режимов: «Тестируемый» или «Новый тестируемый». Рис. 2. Пользователь «Тестируемый» Рис. 3. Батарея тестов 25. Тестирование группы. Для того чтобы протестировать группу (например, в компьютерном классе) предусмотрены программы-проекторы. Для тестирования группы учащихся необходимо выбрать программу-проектор со- ответствующей методики и с помощью любого носителя информации (диск, флешка) или по сети Интернет перенести на все компьютеры (рис. 4). Рис. 4. Выбор программы-проектора После запуска программы-проектора учащиеся заполняют анкету и проходят тестирование. Психологу необходимо собрать результаты тестирования и загрузить в программу с помощью сервиса «Загрузка электронных бланков». Программы-проекторы можно пересылать по почте для тестирования детей, находящихся на домашнем обучении либо отсутствующих по уважительным причинам. 26. Ввод данных с бумажных бланков. Иногда необходимо провести массовое анкетирование, и нет возможности использовать компьютеры и программы-проекторы (например, анкетирование родителей). В этом случае необходимо распечатать анкеты и раздать тестируемым. Для проведения тестирования на бумажных бланках нужно выбрать тест, открыть вкладку «Бланк методики» и распечатать необходимое количество бланков (рис. 5). После тестирования данные с бумажных бланков необходимо будет внести в программу, воспользовавшись кнопкой «Ввод данных с бумажных бланков». Предусмотренная в системе вариативность тестирования позволяет охватить максимальное количество учащихся за короткий промежуток времени. Для анализа результатов тестирования, отслеживания динамики показателей профессиональных предпочтений и формирования групп учащихся по результатам тестирования на посещение профориентационных мероприятий предусмотрена функция «Выборки» (рис. 6). Рис. 5. Распечатывание бланков Рис. 6. Выборки Предоставляемые системой аналитические возможности позволяют сравнивать профили классов, возрастных групп и отдельных тестируемых между собой. Созданные выборки хранятся в программе, к ним всегда можно вернуться. Таким образом, разработанная система «Психодиагностика образовательного учреждения» решает проблемы профориентационного тестирования, интерпретации результатов, выдачи заключений и рекомендаций, а также содействует обоснованному проведению индивидуальных консультаций с учащимися по итогам профориентационных мероприятий. Апробация системы проходила на базе ГБОУ г. Москвы «Школа № 1357 “На Братиславской”» (далее - школа № 1357). Образовательный комплекс включает 8 подразделений дошкольного образования и 7 подразделений начального, основного и среднего образования. Школа осуществляет обучение по технологическому, естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, универсальному направлениям. В школе функционирует профориентационный центр, на базе которого осуществляется работа с системой «Психодиагностика образовательного учреждения». Цель профориентационного центра - актуализация способностей обучающихся и оказание им помощи по профессиональному самоопределению [3]. Система «Психодиагностика образовательного учреждения» была установлена в комплексе в 2015 году. Ее использование в первый же год дало положительную динамику в объеме проводимого профориентационного тестирования. Охват обучающихся комплекса профориентационным тестированием Таблица 1 Учебный год Численность обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования, чел. Численность обучающихся 7-9 классов, проходящих профориентационное тестирование, чел. Охват обучающихся тестированием, %/чел. 2014-2015 738 270 40/108 2015-2016 1796 736 82/603 2016-2017 2114 893 89/795 2017-2018 2150 1274 92/1172 Представленные в табл. 1 результаты показывают, что применение системы «Психодиагностика образовательного учреждения» в профориентационном тестировании учащихся 7-9 классов позволило увеличить процент охвата тестированием школьников более чем в 2 раза. Увеличение контингента показывает востребованность у обучающихся прохождения обучения в школе № 1357 для получения качественного образования с целью поступления в средние и высшие учебные заведения (табл. 2). Также необходимо отметить отсутствие в 2018 году набора обучающихся в классы универсального направления подготовки, что говорит о повышении адресной предпрофильной подготовки учащихся и определении направления дальнейшего обучения (табл. 3). Динамика контингента в школе № 1357 Таблица 2 Класс 2016 2017 2018 Кол-во классов Кол-во учащихся Кол-во классов Кол-во учащихся Кол-во классов Кол-во учащихся 10 12 333 13 363 14 365 11 11 229 13 301 13 315 Всего 23 562 26 664 27 680 Распределение по профилям обучения Таблица 3 Профили обучения 2016 2017 2018 10 класс 11 класс Всего 10 класс 11 класс Всего 10 класс 11 класс Всего Кол-во классов/ кол-во учащихся Кол-во классов/ кол-во учащихся Кол-во классов/ кол-во учащихся Кол-во классов/ кол-во учащихся Кол-во классов/ кол-во учащихся Кол-во классов/ кол-во учащихся Технологический 2/51 1/21 72 2/47 2/42 89 2/64 2/46 110 Естественно-научный 1/23 2/40 63 2/57 1/27 84 3/80 2/57 137 Гуманитарный 2/58 2/43 101 2/58 2/40 98 2/55 2/44 99 Социальноэкономический 3/78 3/50 128 4/114 3/65 179 7/166 4/97 263 Универсальный 4/123 3/75 198 3/87 5/127 214 - 3/71 71 Всего 12/333 11/229 562 13/363 13/301 664 14/365 13/315 680 Охват профориентационным тестированием и определение дальнейшего профильного обучения позволили сократить процент учащихся, переходящих в 10 класс в другие образовательные организации (рис. 7). Рис. 7. Процент учащихся, перешедших в другие ОО Заключение. Можно сделать вывод, что внедрение системы «Психодиагностика образовательного учреждения» позволило повысить качество и эффективность профориентационной работы в школе № 1357, что способствовало: · сокращению числа учащихся, переходящих в другие образовательные организации для получения дальнейшего среднего общего образования; · повышению численности контингента, увеличению количества классов и, как следствие, повышению конкурентных преимуществ школы № 1357; · более осознанному подходу учащихся (и их родителей) к выбору области будущей профессии и, следовательно, профиля обучения в 10-11 классах.

×

Об авторах

Евгения Викторовна Кусакина

ООО «1С-Софт»

Автор, ответственный за переписку.
Email: evvik73@mail.ru

менеджер ООО «1С-Софт».

Российская Федерация, 127434, Москва, Дмитровское ш., 9

Елена Анатольевна Самарина

ООО «Информационные системы в образовании»

Email: seamari@bk.ru

методист ООО «Информационные системы в образовании».

Российская Федерация,129085, Москва, пр. Мира, д. 101, стр. 2

Юрий Викторович Фролов

Московский городской педагогический университет

Email: jury_frolov@mail.ru

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бизнес-информатики Московского городского педагогического университета

Российская Федерация, 127521, ул. Шереметьевская, 29

Список литературы

  1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. 121 с.
  2. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. С. 17.
  3. Климов Е.А. Разработка и использование рекомендаций для профессионального отбора и профессиональной ориентации // Стенографический отчет научного совещания по комплексной проблеме профориентации. Л.: ВНИИ Профтехобразования, 1969. С. 5-19, 22-43.
  4. Куракина О.А., Майковец М.А., Тарахтий В.В. Психологическое консультирование с использованием технологий удаленного тестирования в программе «1С»: Психодиагностика образовательного учреждения // Применение технологий «1С» для развития компетенций цифровой экономики: сборник научных трудов XIX Международной научно-практической конференции. Ч. 2. М.: 1С-Паблишинг, 2019. С. 390-393
  5. Куракина О.А., Тарахтий В.В. Повышение эффективности психологического сопровождения учащихся, их родителей и педагогов при использовании программы «1С: Психодиагностика» // Новые информационные технологии в образовании: сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. Ч. 2. М.: 1С-Паблишинг, 2016. С. 128-132
  6. Кусакина Е., Яникова З., Гусев А., Рубан В., Киселев П. 1С: Психодиагностика образовательного учреждения. Редакция 2.0. Руководство пользователя. М., 2015. 180 с.
  7. Луначарский А.В. О народном образовании. М.: АПН РСФСР, 1958. 558 с.
  8. Описание программы «1С: Психодиагностика образовательного учреждения». URL: https://solutions.1c.ru/catalog/psy/features (дата обращения: 09.04.2019).
  9. Полякова В.В., Киселев П.Б. Опыт решения задач Федеральной целевой программы развития образования в Республике Тыва на основе программно-методического комплекса «1С: Психодиагностика» // Новые информационные технологии в образовании: сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. Ч. 2. М.: 1С-Паблишинг, 2016. С. 125-128.
  10. Пряжников Н.С., Серебряков А.Г., Кувшинова О.Л., Алтухов В.В., Кузнецов К.Г. Диагностические материалы для профессиональной ориентации: методическое пособие. М.: Академия, 2014. 231 с.
  11. Самойлова А.С. Модель организации профориентационного сопровождения образовательного процесса в ГБОУ «Школа № 1357» // Новые информационные технологии в образовании: сборник научных трудов 17-й Международной научно-практической конференции. Ч. 2. М.: 1С-Паблишинг, 2017. С. 167-169.
  12. Фролов Ю.В. Стратегия развития образовательных комплексов как предмет повышения квалификации руководителей // Актуальные вопросы повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования города Мо- сквы: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. М. - Ярославль: Канцлер, 2013. С. 165-167.
  13. Фролов Ю.В., Баранникова Н.А. Совершенствование образовательного процесса в системе ДПО на основе результатов анкетирования и тестирования слушателей // Актуальные проблемы развития дополнительного профессионального образования: сборник тезисов по материалам круглого стола в ГОУ ВПО «МГПУ». М.: ОМЦ СЗОУО, 2010. С. 28-31.
  14. Фролов Ю.В., Бочаров М.И., Кусакина Е.В. Формирование единой информационной образовательной среды в организации общего образования на основе автоматизации административных процессов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2016. № 1 (35). С. 42-51.
  15. Чистякова С.Н. Введение // Школа и выбор профессии. M.: Педагогика, 1987. С. 3.

© Кусакина Е.В., Самарина Е.А., Фролов Ю.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах