Особенности обучения использованию информационных технологий при получении финансовых услуг
- Авторы: Заславская О.Ю.1, Усова Н.А.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2019)
- Страницы: 219-230
- Раздел: ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/22166
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-3-219-230
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В статье проведен комплексный анализ организации процессов обучения пользователей работе с безналичной системой оплаты с использованием средств информатизации, а также оценена эффективность специальным образом разработанного электронного образовательного ресурса, позволяющего организовать такое обучение. Целью стало выявление специфики обучения населения использованию безналичной системы оплаты товаров и услуг на основе разработанного электронного ресурса, которое заключается в рассмотрении классификации российских и международных платежных систем, опыта их использования, возможностей информационных и телекоммуникационных технологий в организации такого обучения. Это позволило спроектировать модель повышения уровня финансовой грамотности, разработать образовательный электронный ресурс, организовать и провести обучение, построенное с использованием информационных технологий, а также оценить эффективность применения разработанного образовательного электронного ресурса при формировании финансовой грамотности. Методология. В ходе проектирования специального электронного образовательного ресурса производилось изучение специальной литературы и нормативных правовых актов. Основу исследования составили работы А.И. Савельева, А.В. Пухова, Д.А. Кочергина, В.А. Лопатина, С.В. Криворучко, В.М. Ионова, В. Семенихина, Д. Поминова, В.А. Дадалко, П.А. Тамарова и др. В рамках исследования применялись: метод прямого наблюдения за качественным тестированием сайта, который позволил определить, какие существуют особенности дизайна сайта и сформулировать рекомендации по его изменению (в рамках прямого наблюдения осуществлялся замер скорости навигации респондента по сайту, эмоциональное состояние, список разделов, интересующих респондентов в большей степени), и метод глубинного интервью, направленный на оценку соответствия содержания разработанных материалов требованиям целевой группы потребителей и потенциальных пользователей портала. Фокусгруппа как метод не подходит в рамках данного исследования в связи с тем, что респонденты слишком сильно отличаются по возрасту и уровню финансовой грамотности. Результаты. В рамках статьи представлен подробный анализ уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. В ходе исследования подтвердилась ак- туальность проблемы низкого уровня финансовой грамотности населения России, а также необходимости разработки информационного инструмента по решению данной проблемы. В рамках проектной части в качестве информационного инструмента по повышению уровня финансовой грамотности населения был разработан прототип веб-сайта. Выбор веб-сайта как инструмента эффективной информатизации обучения основам финансовой грамотности был обусловлен статистикой роста пользователей Интернета, а также выбранной целевой аудиторией в возрасте от 20 до 35 лет. Заключение. Особенности информатизации обучения по использованию безналичной системы оплаты рассмотрены на основе использования прототипа веб-сайта специально для текущих и будущих пользователей финансовых услуг. Данный портал направлен на развитие у пользователей самостоятельных навыков сравнения и выбора платежных систем и электронных кошельков по показателям их финансовой устойчивости. Функционал портала направлен на поиск и освоение пользователем важных принципов работы с банковскими продуктами, в том числе на то, чтобы пользователи портала всегда были в курсе ближайших семинаров и мероприятий по повышению финансовой грамотности в их городе проживания.
Полный текст
Постановка проблемы. Тема электронных денег, как в России, так и в мире, очень актуальна. Физические и юридические лица активно используют электронные средства платежей при оплате различных услуг и товаров, переводе средств и по иным назначениям. Платежные системы активно развиваются. С помощью внедрения научно-технического прогресса в середине 20 века начался поиск более экономичных платежей. На территории нашей страны широкое распространение электронные денежные средства получили только в последние 15 лет. Существует немало исследований и ресурсов о способах обучения работе с конкретными платежными системами и проведения финансовых операций, которые ориентированы скорее на профессионалов или людей, обладающих финансовыми знаниями. На данный момент существуют такие обучающие ресурсы, как «Бизнес-информатика», «Учебный центр USC», «Академия информационных систем» и др. Однако по вопросам использования средств информатизации при формировании финансовой грамотности у различных категорий обучающихся - школьников и студентов, обычных граждан, среди которых особое место занимают люди старшего возраста - исследований не достаточно. Таким образом, актуальность данного исследования, которая заключается в нехватке ресурсов для самостоятельного обучения пользователей работе с пластиковыми картами и системой безналичной оплаты, позволила сформулировать проблему исследования. Она заключается в выявлении потребности создания и развития такой информационной системы обучения, которая бы ставила своей целью учитывать особенности самого процесса формирования финансовой грамотности населения в части применения электронных денег и банковских карт на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Объект исследования - процесс обучения пользователей использованию безналичной системой оплаты. Предмет исследования - информатизация обучения по использованию безналичной системой оплаты. Цель исследования - разработка электронного ресурса для организации обучения использованию безналичной системы оплаты товаров и услуг. Гипотеза исследования: проектирование, разработка и эксплуатация специального электронного ресурса, посвященного правильному пониманию использования электронных денег и платежных карт, будет способствовать содержательному, методическому и технологическому развитию образовательного процесса граждан, направленного на ориентацию в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, что внесет существенный вклад в развитие финансовой грамотности населения и информатизацию системы обучения. Для реализации данного исследования необходимо выполнить следующие задачи: 1. проанализировать современное состояние и использование безналичной системы оплаты товаров и услуг, выявить преимущества и недостатки; 2. рассмотреть классификацию российских и международных платежных систем, а также мировой опыт их использования; 3. выявить особенности обучения пользователей работе с безналичной системой оплаты, определить роль и место информационных технологий в таком обучении; 4. изучить возможности информационных технологий в организации обучения; 5. спроектировать модель повышения уровня финансовой грамотности, разработать образовательный электронный ресурс, организовать и провести обучение, построенное с использованием информационных технологий; 6. оценить эффективность применения разработанного образовательного электронного ресурса при формировании финансовой грамотности. Электронные деньги возникли благодаря появлению предоплаченных продуктовых карт [1; 3-5; 7; 9-11; 15]. Сами банковские карты не могут являться электронными деньгами, но передовые информационные технологии создали принципиально новый тип карт: остаток неизрасходованной суммы фиксировался на карте (или в компьютерной системе продавца) в электронном виде. Все началось с того, что крупные торговые компании начали выпускать собственные карты для продажи клиентам. Клиент, который приобретал карту, мог приобрести все желаемые товары и/или услуги в рамках той суммы, которая была на карте. В 1993 г. центробанки Евросоюза обратили внимание на феномен электронных денег (рис. 1). Результатом проведенного анализа стало признание существования электронных денег на официальном уровне. При анализе новых платежных продуктов, построенных по принципу предоплаченных многоцелевых карт, центробанки Европейского союза пришли к выводу, что в случае распространения таких продуктов со стороны центробанков необходимы постоянный мониторинг, обмен информацией и принятие политических решений с целью сбережения целостности платежной системы [2; 8; 9]. Рис. 1. Доля международных платежных систем на мировом рынке Следует отметить, что в настоящее время появилась специальная виртуальная валюта - биткоины, которую также называют цифровой криптовалютой (от англ. bit - единица информации «бит», англ. coin - монета) - принципиально отличающаяся от других электронная валюта, созданная в 2009 году Сатоси Накамото. Сделки с биткоинами совершаются через зашифрованные каналы передачи данных. С одной стороны, это обеспечивает безопасность расчетов. С другой стороны, биткоины нередко используются для совершения незаконных сделок (торговля наркотиками, оружием и т. д.) [6; 11; 12-14]. Таблица 1 Показатели использования платежных инструментов и терминалов не банками: количество операций (млн/год) Операции по видам платежных инструментов 2006 2007 2008 2009 2010 Кредитовые переводы: 1 345,00 1835,04 2052,73 2010,86 2630,00 - бумажные; - 1118,11 1204,64 1147,61 1680,17 - безбумажные - 716,93 848,09 863,25 949,83 Прямые дебеты 43,33 80,50 105,18 136,10 136,83 Платежи с использованием карт, выпущенных в стране 224,88 352,74 517,30 677,20 1014,27 Платежи с использованием карт с дебетовой функцией 215,47 334,70 489,20 641,25 959,58 Платежи с использованием карт с кредитной функцией 9,41 18,04 28,10 35,95 54,69 Окончание табл. 1 Операции по видам платежных инструментов 2006 2007 2008 2009 2010 Платежные операции с электронными деньгами, 4,32 1,85 7,38 47,75 79,11 из них: - с использованием карт с функцией электронных 4,32 1,85 7,38 47,75 79,11 денег; - с использованием других запоминающих устройств - - - - - для электронных денег Чеки 0,625 0,263 0,033 0,010 0,007 Прочие платежные инструменты 458,46 792,84 907,99 855,82 971,57 Общее количество операций с использованием платежных инструментов 2076,61 3063,23 3590,61 3727,73 4831,64 В настоящее время функционирует огромное количество электронных платежных систем в России. С помощью современных гаджетов (мобильных телефонов, компьютеров, планшетов, подключенных к сети Интернет) люди могут совершать практические моментальные денежные переводы без открытия банковских счетов и оформления банковских карт, хотя есть некоторые ограничения: например, при большом обороте или для удобства пользования в ряде электронных платежных систем предусмотрены свои банковские карты, которыми можно пользоваться в любом банкомате (в частности, в Москве и СанктПетербурге широко распространена пластиковая карта «Яндекс.Деньги»). В табл. 1 представлена динамика использования платежных инструментов. Таким образом, можно аргументированно констатировать, что перечень услуг, предоставляемых электронными платежными системами, стремительно расширяется. Методы исследования. Актуальность проблемы финансовой грамотности россиян подтвердило рейтинговое агентство Standards & Poors, которое в 2017 году провело мировое исследование. По результатам этого исследования было выявлено, что только 38 % жителей Российской Федерации являются финансово грамотными. В качестве инструмента по повышению уровня финансовой грамотности был разработан прототип веб-сайта, который позволит посетителям сайта самостоятельно сравнивать и выбирать платежные электронные системы, получить много полезных советов по пользованию электронными деньгами и кошельками. Обязательным условием разработки и запуска веб-сайта в промышленную эксплуатацию является тестирование портала на различных группах потенциальных пользователей. В рамках исследования применялись следующие методы. Метод прямого наблюдения за качественным тестированием сайта - позволяет определить, что работает и не работает в дизайне сайта, а также сформулировать рекомендации по его изменению. В рамках прямого наблюдения осуществляются замер скорости навигации респондента по сайту, фиксация его эмоционального состояния, определение разделов, интересующих респондентов в большей степени. Метод глубинного интервью - нацелен на оценку соответствия разработанных материалов требованиям целевой группы потребителей и потенциальных пользователей портала. Фокус-группа как метод не подходит в рамках данного исследования в связи с тем, что респонденты слишком сильно отличаются по возрасту и уровню финансовой грамотности. Результаты и обсуждение. Эксперимент проводился на базе ГБОУ СОШ города Москвы среди учителей и учащихся старших классов. Рассмотрим сетевой график проекта (табл. 2). Сетевой график CPM Таблица 2 № Мероприятие (описание работ) Длительность (часы) 1 Выбор группы обучаемых 10 2 Проведение предварительной презентации новой системы 10 3 Составление графика проведения обучения 13 4 Проведение контроля начальных знаний 13 5 Проведение обучения 15 6 Закрепление теоретических знаний на практических занятиях 20 7 Прохождение аттестации 10 8 Формирование обратной связи 20 9 Обсуждение итогов аттестации, разбор ошибок 40 10 Повторная итоговая аттестация 10 График CPM (critical path method - метод критического пути) для проекта внедрения системы мотивации представлен на рис. 2. Рис. 2. График CPM для проекта новой системы мотивации к формированию финансовой грамотности на основе использования информационных технологий Рассмотрим и рассчитаем критический путь проекта. 1. Путь 1; 2; 3; 6; 9; 10 = 10 + 10 + 13 + 20 + 10 + 10 = 103 часа. 2. Путь 1; 2; 3; 5; 8; 9;10 = 10 + 10 + 13 + 15 + 10 + 10 + 10 = 118 часов. 3. Путь 1; 2; 4; 7; 8; 10 = 10 + 10 + 13 + 40 + 10 + 10 = 113 часов. Критический путь (табл. 3) - это максимальный путь, время проекта 118 дней, у нас этот путь является вторым. Критический путь проекта Таблица 3 № Мероприятие (описание работ) Длительность (часы) 1 Выбор группы обучаемых 10 2 Проведение предварительной презентации новой системы 10 3 Составление графика проведения обучения 13 4 Проведение контроля начальных знаний 15 5 Проведение обучения 20 6 Закрепление теоретических знаний на практических занятиях 40 7 Прохождение аттестации 10 8 Итог (дни) 118 Проанализировав проект, составив наименование работ и установив продолжительность каждой работы, можно построить линейный график Ганта, представленный на рис. 3. Рис. 3. Диаграмма Ганта проекта внедрения новой системы мотивации к формированию финансовой грамотности на основе использования информационных технологий Респондентам предлагалось самостоятельно изучить сайт без подробных пояснений и понять, зачем этот сайт нужен и как им пользоваться. Во время изучения респондентом сайта проводилось прямое наблюдение, в рамках которого фиксировались скорость навигации пользователя по сайту, а также эмоциональное состояние и разделы, которые заинтересовали респондента в большей степени. После того, как респондент давал понять, что он готов к обсуждению сайта, интервьюер просил его оценить веб-сайт по пятибалльной шкале по следующим критериям: · дизайн сайта - цветовая гамма, расположение кнопок, размер шрифтов; · удобство поиска информации - понятность группировки разделов; · актуальность разделов и тем; · понятность материалов; · вероятность использования сервиса в дальнейшем. В табл. 4 представлены результаты оценки веб-сайта. Результаты оценки респондентами прототипа веб-сайта во время глубинного интервью Таблица 4 Параметр Участник 1 Участник 2 Участник 3 Участник 4 Дизайн сайта 5 5 5 5 Удобство поиска информации 5 5 4 4 Актуальность разделов и тем 4 4 5 4 Понятность материалов 5 5 5 5 Вероятность использования сервиса в дальнейшем 4 4 5 3 После организации процесса обучения на основе разработанного вебсайта были проведены оценка и сравнение степени изменения уровня финансовой грамотности (рис. 4) Рис. 4. Динамика изменения уровня знаний в области финансовой грамотности после проведения обучения Таким образом, была получена обратная связь от целевой и потенциальной групп пользователей, а также сформулированы рекомендации по дальнейшей доработке портала как инструмента по повышению финансовой грамотности населения Российской Федерации. Заключение. Использование специального образовательного электронного ресурса, посвященного правильному пониманию и использованию электронных денег и платежных карт, будет способствовать развитию образовательного процесса граждан, направленного на ориентацию школьников в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, что внесет существенный вклад в развитие финансовой грамотности населения и информатизацию системы обучения.
Об авторах
Ольга Юрьевна Заславская
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zaslavskaya@mgpu.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Наталья Александровна Усова
Московский городской педагогический университет
Email: usova-n@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Список литературы
- Васильев Г.А., Забегалин Д.А. Электронный бизнес и реклама в Интернете. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 183 с.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Заславская О.Ю., Кулагин В.П., Оболяева Н.М. Мониторинг использования средств информатизации в российской системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2009. № 3. С. 5-15.
- Гриншкун В.В., Заславская О.Ю. История и перспективы развития программ информатизации образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2011. № 21. С. 5-13.
- Заславская О.Ю. Интернет как новый институт социализации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 2 (28). С. 20-24.
- Информационно-консалтинговый центр по электронному бизнесу. URL: http:// www.e-commerce.ru (дата обращения: 14.04.2019).
- Кобелев О.А. Электронная коммерция. М.: Перспектива, 2018. 312 с.
- Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: учебник. М.: КНОРУС, 2006. 560 с.
- Любимцева О.Ю., Тарутин А.Л. Экономика информационного общества. М.: МГПУ, 2013. С. 21-22.
- Моршавин Р.А. Использование мирового опыта в решении проблем регулирования электронной коммерции в России. М.: МГТУ, 2016. 32 с.
- Назарова Т.С., Тихомирова К.М., Кудина И.Ю., Кожевников Д.Н., Заславская О.Ю. и др. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды, технологии обучения. М.-СПб., 2012. 213 c.
- Парасоцкая Н.Н., Архипова М.А. Электронные деньги: проблемы и перспективы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 14. С. 40.
- Серединцев Д.С. Информационные технологии в сфере размещения государственного заказа // Бюджет. 2016. № 11. С. 94-103.
- Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 14.04.2019).
- Фролова Т.А. Банковское дело: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. 231 c. [15] Юрасов А.В. Электронная коммерция: учебное пособие. М.: Дело, 2016. 480 с.