Интерактивная игра как средство развития внеурочной деятельности по информатике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассмотрены процессы развития методов обучения информатике в условиях организации внеурочной деятельности на основе использования игр и игровых форм, что способствует повышению эффективности обучения. Целью стало выявление особенностей разработки интерактивной компьютерной игры, которая отличается тем, что объединяет все темы курса информатики 5-8-х классов и позволяет использовать инструменты интерактивной доски, объединяя их в единую систему (группировка объектов, работа со слоями и т.д.), а также предоставляет возможность проведения игры с использованием мобильных устройств как в классе, так и дистанционно. Это позволило учесть особенности методики использования интерактивной игры в процессе обучения информатике в условиях внеурочной деятельности учащихся 5-8-х классов и оценить эффективность обучения, рост мотивации, закрепление полученных знаний и повышение интереса к предмету «Информатика». Методология. Разработка специальным образом спроектированной интерактивной игры в процессе обучения информатике в условиях внеурочной деятельности учащихся 5-8-х классов осуществлялась за счет анализа дидактических особенностей внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов и психолого-педагогических аспектов обучения учащихся в условиях внеурочной деятельности по информатике с использованием интерактивной игры, а также путем наблюдения, организации и проведения педагогического эксперимента, с опорой на его результаты. Результаты. Выявлены возможности и роль интерактивной игры в процессе обучения информатике в условиях внеурочной деятельности школьников. Дано теоретическое обоснование необходимости применения интерактивной игры как средства развития внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов. На основе полученных данных разработана, внедрена и апробирована интерактивная компьютерная игра как средство развития внеурочной деятельности по информатике, отобрано и систематизировано содержание заданий интерактивной игры, проверена эффективность методики использования интерактивной игры во внеурочной деятельности по информатике. Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что эффективность игры целиком и полностью определяется тем, насколько с помощью нее реализуются образовательные цели, обусловленные государственным стандартом среднего образования по информатике и информационно-коммуникационными технологиям. Создание и применение интерактивных игр во внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов должно учитывать общедидактические принципы (научность, доступность, систематичность, наглядность, преемственность и т.д.), а также специфические дидактические принципы, обусловленные использованием преимуществ интерактивной доски - адаптивности и интерактивности обучения, реализации возможностей компьютерной визуализации, развития интеллектуального потенциала учащихся.

Полный текст

Постановка проблемы. Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного образовательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Среди технических новинок, пришедших в школу, важное место заняли интерактивные доски. Чаще их используют на уроках, хотя они обладают высоким потенциалом и для внеурочной деятельности. Следовательно, необходимо рассмотреть возможные методы обучения информатике в условиях организации внеурочной деятельности по предмету. Одним из ведущих факторов повышения эффективности обучения информатике является использование игр и игровых форм организации внеурочной деятельности. Компьютерные игровые программы имеют преимущество перед другими формами игр. Интерактивная компьютерная игра - это программный ресурс, который отличается тем, что объединяет все темы курса информатики 5-8-х классов, позволяет использовать инструменты интерактивной доски, объединяя их в единую систему (группировка объектов, работа со слоями и т.д.), а также дает возможность проведения игры с использованием мобильных устройств как в классе, так и дистанционно, что содействует созидательному процессу обучения и позволяет ученикам активно и увлеченно учиться. Проблема исследования заключается в необходимости обосновать методические основы, проектирование, разработку интерактивных компьютерных игр, обеспечивающих эффективное обучение информатике во внеурочной деятельности учащихся [1-16]. Объект исследования - процесс обучения информатике в условиях внеурочной деятельности учащихся. Предмет исследования - методика использования интерактивной игры в процессе обучения информатике в условиях внеурочной деятельности учащихся 5-8х классов. Цель исследования: обосновать возможности специально созданной интерактивной игры по информатике как эффективного средства обучения информатике в условиях внеурочной деятельности школьников 5-8-х классов. Гипотеза исследования: если в процессе обучения информатике в условиях внеурочной деятельности использовать интерактивные игры, которые специальным образом спроектированы и включают соответствующее содержание, то это позволит повысить эффективность обучения, закрепить знания учащихся и увеличить интерес к предмету «Информатика». Для реализации данного исследования необходимо выполнить следующие задачи: · проанализировать возможности и выявить дидактические особенности внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов; · рассмотреть влияние психолого-педагогических аспектов обучения учащихся в условиях внеурочной деятельности по информатике с использованием интерактивной игры; · сформулировать цели и выявить принципы использования интерактивной игры во внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов; · обосновать целесообразность применения интерактивной игры во внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов; · обосновать отбор программных и технических средств для создания интерактивной компьютерной игры, используемой во внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов; · описать методику применения интерактивной игры в процессе внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов; · разработать интерактивную игру, наполнить содержанием, необходимым для использования во внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов; · проверить эффективность методики использования интерактивной игры во внеурочной деятельности по информатике. Для решения представленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ принципов использования интерактивной игры во внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов, изучение научной литературы по подходам и методам разработки интерактивных игр программными средствами интерактивной доски, наблюдение, педагогический эксперимент и анализ экспериментальной деятельности. Рассмотрены особенности реализации внеурочной деятельности, основанной на использовании интерактивной игры. Интерактивное средство обучения - средство, при котором возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Современные школьники живут в стремительно изменяющемся мире, возрастают темпы развития науки и объемы новой информации. Поэтому перед учителем стоит проблема повышения интереса учащихся к предмету, концентрации внимания учащихся на изучаемом материале, скорости и качества усвоения темы. Задания для интерактивной компьютерной игры необходимо ориентировать на подготовку к государственной итоговой аттестации по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) выпускников девятых классов общеобразовательных организаций. Использование неподвижных и подвижных иллюстраций, звуковых эффектов, заданий на тактильные ощущения активизирует различные органы чувств, участвующие в восприятии нового материала. Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, весь класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшаются понимание и запоминание материала. Основным показателем высокого качества интерактивной обучающей игры является эффективность обучения. Богатые демонстрационные возможности и высокая степень интерактивности сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считать обучающую игру полезной. Эффективность игры целиком и полностью определяется тем, насколько с помощью нее реализуются образовательные цели, обусловленные Федеральным государственным образовательным стандартом. Для использования игры такого типа все требования можно реализовать с помощью интерактивной доски. Применение интерактивных досок в школе совершенно оправдано, так как они улучшают восприятие материала, позволяют наладить тесный контакт учителя и класса, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Методы исследования. Была проведена экспериментальная проверка эффективности разработанного интерактивного средства обучения, при котором возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. За основу сюжета игры была выбрана детская сказочная повесть, к которой были разработаны: · интерактивная игра на основе интерактивной доски Promethean Planet (рисунок); · герои игры, соответствующие героям повести, выполняющие роль фишек для карты (соответственно, сразу определилось максимальное число команд для игры - не более 4); · интерактивная книга, в которой прописаны правила игры; · графическое оформление заданий (на данном этапе использованы программы Adobe Photoshop и Corel Draw, позволившие нам создавать, редактировать и сохранять изображения). Рисунок. Структура интерактивной игры Разработка интерактивной компьютерной игры включает в себя следующие этапы: · постановку целей и задач; · построение модели; · разработку алгоритма; · программирование; · тестирование и отладку; · анализ результатов решения задачи. Результаты и обсуждение. Эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы города Москвы среди учителей и учащихся 5-8-х классов. Для проведения эксперимента были сформированы две группы - контрольная и экспериментальная. Учащиеся контрольной группы посещали внеклассные мероприятия по информатике без использования интерактивной доски и мобильных устройств. Учащиеся экспериментальной группы занимались внеурочной деятельностью по информатике с использованием интерактивной компьютерной игры. При разработке интерактивной компьютерной игры прежде всего следует сформулировать цели и задачи курса. Цель определяет знания, умения и навыки, которые должен освоить обучаемый, а также уровень их освоения. Cформулируем следующие цели интерактивной компьютерной игры. Воспитательная цель заключается в развитии: · устойчивого интереса к предмету «Информатика», положительного отношения к знаниям; · умения работать в команде, уважения к сопернику; · чувства ответственности. Образовательная цель состоит в: · обеспечении комплексного повторения материалов курса «Информатика и ИКТ» за 5-8-й класс в увлекательной форме; · расширении кругозора по информатике; · формировании умений и навыков работы с интерактивной доской, носящих общеинтеллектуальный характер. Развивающая цель направлена на: · увеличение познавательного интереса, творческой активности учащихся; · обеспечение развития логического мышления; · совершенствование умения грамотно излагать свои мысли. Из поставленных целей можно сформулировать следующие задачи интерактивной компьютерной игры: · повторить материал курса «Информатика и ИКТ» за 5-8 класс, применить полученные знания на практике; · обобщить и систематизировать знания по предмету «Информатика и ИКТ» за 5-8-й класс; · создать условия для повышения познавательного интереса к предмету; · способствовать формированию умений и навыков, носящих общенаучный и общеинтеллектуальный характер. После определения целей и задач был проведен отбор заданий для интерактивной компьютерной игры. Задания ориентированы на подготовку к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений с позиции стандартов второго поколения. Следующим шагом было определение программного обеспечения, с помощью которого будет реализована интерактивная компьютерная игра. Выбраны интерактивные доски Promethean Planet, которые позволяют обеспечить выполнение всех дидактических требований к интерактивным компьютерным играм и обладают богатыми функциональными возможностями. В соответствии с направленностью исследования в процессе эксперимента были проанкетированы 50 учителей информатики с целью выявления целесообразности использования интерактивных компьютерных игр и интерактивных досок во внеурочной деятельности по информатике (см. таблицу). Использование интерактивных компьютерных игр во внеурочной деятельности по информатике Таблица Основные вопросы Ответы учителей 1. Необходимо ли использование интерактивных досок и мобильных устройств во внеурочной деятельности по информатике? Да 75 % Иногда 20 % Нет 5 % 2. Используете ли вы интерактивные компьютерные игры во внеурочной деятельности по информатике? Да 5 % Иногда 15 % Нет 80 % 3. Как, на ваш взгляд, использование интерактивных компьютерных игр во внеурочной деятельности по информатике влияет на развитие познавательной активности школьников? Отрицательно 5 % Положительно 95 % Из данной таблицы можно сделать вывод, что большинство учителей считают необходимым использование интерактивных досок и интерактивных компьютерных игр во внеурочной деятельности, но такие игры в основном не проводятся. Основной задачей следующего этапа стала разработка интерактивной компьютерной игры по информатике для внеурочной деятельности школьников. Рассмотрим реализацию интерактивной игры с использованием интерактивной доски Promethean Planet. Перед началом игры учащихся необходимо разделить на команды. В игре могут участвовать от 2 до 4 команд. Открываем игру с помощью программного обеспечения интерактивной доски Promethean Planet, снимаем кнопку «Закрепить панель инструментов» и разворачиваем игру на полный экран. Вначале попадаем в меню игры, где можно выбрать следующие действия: · инструкция - открывается интерактивная книга, в которой можно познакомиться с правилами игры; · герои - есть возможность прослушать песню каждого героя и узнать цель их путешествия; · от авторов - в данном разделе размещены ссылки на используемые при создании интерактивной игры ресурсы; · играть - осуществляется переход в игру. Ход игры: 1. Каждая команда размещает свою фишку на начальном игровом поле. 2. Команды по очереди запускают интерактивный кубик. 3. В соответствии с выпавшими числами игроки передвигают свою фишку от старта к финишу. 4. Решают предложенные задания. 5. Если задание решено верно, то команда остается на своем месте, если неверно - возвращается на предыдущую позицию. 6. Победителем в игре является та команда, которая первая придет к финишу. Также интерактивная игра может быть реализована с помощью различных мобильных устройств. Каждое мобильное устройство необходимо подключить к основному устройству (устройство учителя) с помощью приложения Team Viewer, на котором находится интерактивная компьютерная игра. Получив ID-адрес и пароль для подключения к основному устройству, учащиеся обеспечивают себе доступ к игре. Игра остается такой же, как с использованием интерактивной доски, но в данном случае каждая команда играет на своем мобильном устройстве и видит ход игры соперников. Приведенный пример реализации интерактивной игры наглядно демонстрирует возможность ее организации как в форме коллективной, групповой деятельности, так и в форме индивидуальной деятельности. При таком подходе к реализации интерактивной игры существует возможность ее проведения в различных классах или зданиях школ, что позволяет провести внеурочное занятие в рамках мультиобразовательного комплекса. Исходя из этого, подытожим, что использование интерактивных компьютерных игр во внеурочной деятельности по информатике оказывает существенное влияние на рост мотивации, закрепление знаний у учащихся и повышение интереса к предмету «Информатика». Заключение. Рассмотрены технология и этапы разработки интерактивной компьютерной игры по информатике, отобрана система заданий для данной игры, рассмотрены возможные формы, методы и средства использования интерактивной игры, проведен анализ эффективности ее использования. Использование интерактивной компьютерной игры позволяет формировать мотивации учения, стимулировать инициативу и творческое мышление, развивать умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям.

×

Об авторах

Ольга Юрьевна Заславская

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: z.oy@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Список литературы

  1. Алешко Н.Н. Интерактивные игры. URL: http://aleshko.ucoz.kz/index/interaktivnye_igry/013 (дата обращения: 20.12.2018).
  2. Заславская О.Ю. Информатизация образования: новое понимание места и роли учителя в учебном процессе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2007. № 9. С. 81-82.
  3. Заславская О.Ю. Совершенствование профессиональной и управленческой компетентности преподавателя в связи с внедрением информационных технологий // Наука и школа. 2006. № 3. С. 52-54.
  4. Заславская О.Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки в области методики обучения информатике: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 46 с.
  5. Заславская О.Ю. Проект учебных модулей, направленных на преемственное обучение мультимедийным технологиям в средней школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2016. № 2 (36). С. 69-74.
  6. Заславская О.Ю., Галеева Н.Л. Подходы к управлению учебной деятельностью учащихся на уроках информатики // Информатика и образование. 2010. № 3. С. 44-49.
  7. Зубрилин А.А. Игровые моменты при изучении телекоммуникационных технологий // Информатика и образование. 2002. № 11. С. 27-34.
  8. Иванова И.А. Использование интерактивной доски на уроках и внеклассных мероприятиях. URL: http://www.nic-snail.ru/festival/2010/articles/ivanova_ia1.html (дата обращения: 17.02.2019)
  9. Каткова А.Л. Компьютерные игры в процессе обучения информатике // Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий. 2008. № 7. С. 36-39.
  10. Лебедев В.В. Повышение мотивации учащихся в изучении информатики посредством внеурочной деятельности. URL: http://www.bytic.ru (дата обращения: 20.12.2018)
  11. Назарова Т.С., Тихомирова К.М., Кудина И.Ю., Кожевников Д.Н., Заславская О.Ю. и др. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды, технологии обучения. М.-СПб.: Нестор-История, 2012. 436 с.
  12. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. 209 с.
  13. Трофимова А.А. Взаимосвязь видов деятельности школьников и ее влияния на информатизацию образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2003. № 1. С. 106-110.
  14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1998. 14 с.
  15. Zaslavskaya O.Yu. Components of teacher’s management competency: knowledge and skills, activity, functional areas // American Journal of Pedagogy and Education. 2013. No. 1. Pp. 13- 15.
  16. Kravets O.Ja., Zaslavskaya O.Ju. Adaptive management of individualizing computer science studies: patterns, algorithms, educational process. Yelm, WA, USA, 2014. 122 p.

© Заславская О.Ю., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах