Перспективы продвижения онлайн-модели экспорта российского образования в странах Африки
- Авторы: Краснова Г.А.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Выпуск: Том 16, № 2 (2019)
- Страницы: 117-127
- Раздел: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/21644
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-2-117-127
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Задача по увеличению численности иностранных студентов в два раза к 2024 г., поставленная перед российскими вузами руководством страны в рамках национального проекта «Образование», потребует пересмотра традиционного подхода к набору иностранных студентов. Очевидно, что в условиях ограниченности организационных, кадровых и финансовых ресурсов вузов страны потребуются принципиально новые формы и технологии рекрутинга, а в дальнейшем и новые формы обучения студентов. В статье рассматривается актуальная проблема внедрения и реализации онлайн-модель экспорта российского образования в условиях расширения экспортной активности российских вузов по набору иностранных студентов в странах Африки. Целью описываемого исследования стало определение основных условий реализации онлайн-модели экспорта российского образования в странах Африки, выявление целевых стран Африки, перспективных для рекрутинга студентов. Методология. Определение особенностей и условий реализации онлайн-модели экспорта образования осуществлялось на основе анализа лучших практик зарубежных вузов (ТОП-500) и российских вузов (участников Проекта 5-100). Проанализированы основные условия реализации онлайн-модели экспорта образования, наличие соответствующей инфраструктуры, потенциальной эффективности реализации модели экспорта в странах Африки (целевые страны). Результаты. В результате исследования выявлено, что использование онлайн-модели экспорта образования российскими вузами в странах Африки, основанной на применении телекоммуникационных технологий, может повлиять на увеличение численности иностранных студентов и положительно отразиться на эффективности рекрутинговой деятельности российского вуза в современных условиях путем внедрения рекрутинговых онлайн-методов набора иностранных студентов, привлечения новой аудитории иностранных абитуриентов, реализации онлайн-обучения в странах Африки, что в конечном счете привет к увеличению доходов вуза от образовательной деятельности, получаемых из иностранных источников. Заключение. Показано, что использование онлайн-модели экспорта образования может оказать существенное влияние на конкурентоспособность российских вузов в странах Африки и увеличение численности иностранных студентов, обучающихся на онлайн-программах российских вузов, из целевых стран.
Полный текст
Постановка проблемы. В 2017 г. произошли значительные изменения в государственной образовательной политике России и экспорт образования стал ее важной частью. По результатам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30.05.2017 г. был запущен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Впервые образование вошло в число экспортоориентированных отраслей российской экономики. В майском указе президента России 2018 г., положенном в основу национальных проектов до 2024 г., экспорт образования стал одним из десяти федеральных проектов национального проекта «Образование», в рамках которого запланировано увеличение не менее чем в два раза численности иностранных граждан до 2024 г., обучающихся в образовательных организациях высшего образования России. Совершенно очевидно, что поставленные задачи и показатели потребуют от российских вузов пересмотра традиционных подходов к рекрутингу иностранных студентов, реформированию международных служб российских вузов, определению моделей и стратегий продвижения российских образовательных программ и услуг в целевых странах набора иностранных студентов, определению этих целевых стран и внедрению новых образовательных технологий для повышения качества образовательного процесса. В условиях ограниченных организационных, кадровых, финансовых ресурсов российских вузам необходимы новые модели экспорта образования и, на наш взгляд, онлайн-модель экспорта образования может стать одной из перспективных в этом контексте. В то же время такая онлайн-модель экспорта образования, основанная на преимуществах телекоммуникационных технологий, позволит расширить потенциальную аудиторию иностранных студентов для российских вузов [8]. По прогнозам аналитиков, спрос на высшее образование в ближайшие несколько десятилетий превысит возможности образовательных организаций, а именно: численность учащихся высших учебных заведений увеличится с 97 млн чел. в 2000 г. до более чем 262 млн чел. к 2025 г., предполагается, что в среднем ежегодный рост составит 1,4 % [12]. Однозначно, что удовлетворение увеличивающегося спроса на высшее образование без внедрения новых образовательных технологий невозможно. Таким образом, и органам управления образованием, и образовательным организациям во всем мире уже в настоящее время необходимо внедрять новые образовательные технологии, расширять использование информационно-коммуникационных технологий в образовании и открытых образовательных ресурсов электронного и онлайн-обучения [6]. Ожидается, что численность населения во всем мире вырастет примерно до 11,2 млрд чел. к 2100 г., что повлечет дальнейшие изменения в глобальной экономике и мобильности трудовых ресурсов и академической мобильности. Рост численности населения по разным регионам мира предполагается неравномерным. Самый значительный рост населения ожидается в африканских странах, где 60 % населения составит молодежь в возрасте до 25 лет. Следовательно, спрос на высшее образование в африканских странах будет расти. Технологические тенденции будут оказывать влияние на мобильность студентов в части доставки знаний и методов обучения, основанных на цифровых технологиях. Необходимо отметить, что во всем мире растет доля родителей, которые готовы рассматривать онлайн-обучение для получения высшего образования, причем в основных странах - импортерах студентов доля таких родителей значительно выше, например, 50 % родителей в Китае рассматривают возможность обучения их детей полностью на онлайн-программах [11]. В качестве основных причин родителями называются относительная дешевизна таких программ по сравнению с традиционными, возможность сочетать работу и обучение, а также сократить транспортные расходы и расходы на проживание, обеспечить безопасность. Безусловно, отношение к онлайн-обучению в конкретной стране мира во многом зависит от развитости информационно-коммуникационной инфраструктуры, частоты использования Интернет-сервисов в повседневной жизни гражданами страны, доступности системы высшего образования, развитости национального электронного рынка обучения. Методы исследования. Автором статьи проведено исследование уровня доступа к Интернету в странах Африки для оценки возможностей продвижения российского образования посредством онлайн-обучения на основе Internet World Stats, развитости и объема рынка электронного обучения в африканских странах, выявлены основные провайдеры онлайн-обучения, работающие в странах Африки. На основе проделанного анализа определены страны, обладающие высоким потенциалом для продвижения онлайн-модели экспорта российского образования. Результаты и обсуждение. Демография и экономика являются одними из наиболее влиятельных факторов, формирующих ландшафт международного высшего образования. Оба этих фактора служат основой для прогнозирования мобильности студентов, поскольку они относительно легко поддаются количественному определению и прогнозированию. Демографические факторы, в частности население в возрасте от 18 до 22 лет, будут стимулировать рынок высшего образования, непосредственно затрагивая набор, зачисление и мобильность (физическую и виртуальную) [4; 7]. Существует четкая положительная корреляция между числом молодежи в возрасте от 18 до 22 лет и числом обучающихся высших учебных заведений, включая аспирантов. Как уже отмечалось, численность населения во всем мире вырастет примерно до 11,2 млрд чел. к 2100 г., при этом максимальный рост населения ожидается в африканских странах, где 60 % населения составит молодежь в возрасте до 25 лет. К 2050 г. население Африки может составить 2,4 млрд чел. При этом численность молодежи в азиатских странах в то же время будет уменьшаться. К 2078 г. численность африканской молодежи превысит численность молодежи в азиатских странах. Эти демографические тенденции станут ключевыми движущими силами прогнозов и определения будущих тенденций в международном секторе высшего образования во всем мире. Спрос на высшее образование положительно коррелирует с ростом численности молодежи в целом, и чем выше число молодых людей университетского возраста, тем больше вероятность того, что будет спрос с их стороны к высшему образованию и поступлению в вузы. Таким образом, привлечение студентов из африканских стран может стать одной из долгосрочных тенденций для стран - экспортеров образования [13]. Этому могут способствовать следующие факторы: · шесть из самых быстрорастущих экономик мира в период с 2001 по 2010 гг. принадлежали странам Африки; · население Африки составляет 15 % от всего населения мира; · крупные корпорации расширяют свою деятельность в Африке - открываются огромные месторождения нефти, газа и полезных ископаемых; · в Африке стремительно развиваются Интернет и информационные технологии. В настоящий момент коэффициент охвата высшим образованием в странах Африки южнее Сахары составляет 8 %, а к 2063 г. этот показатель должен вырасти до 50 %. Рост населения, значительное расширение доступа к базовому образованию и рост доходов домашних хозяйств способствуют огромному росту спроса на высшее образование в странах Африки. Онлайн-обучение в странах Африки рассматривается как один из способов расширения доступа к высшему образованию в непосредственной близости от проживания студентов в условиях нехватки высших учебных заведений и низкого качества обучения в имеющихся. Необходимо отметить, что развитие информационных технологий в образовании оказывает большое влияние на обучение. Статистика по обучению онлайн меняется, ежедневно миллионы студентов по всему миру обучаются или планируют обучаться онлайн. Крупные провайдеры массовых открытых онлайн-курсов (МООК), такие как Сoursera, ЕdХ в США, FutureLearn в Великобритании и Iversity в Германии, считают, что МООК имеют огромный потенциал, расширяют доступ к образованию. Таким образом, можно предположить, что спрос на альтернативные методы получения высшего образования в будущем превысит спрос на традиционное обучение к 2020 г. Транснациональное образование и различные формы онлайн-обучения меняют педагогическую практику во всем мире. Существует значительный спрос на решения по обучению в режиме онлайн, поскольку инфраструктура становится более доступной. Кроме того, правительства во всем мире активно пропагандируют информационно-коммуникационные технологии для решения проблем в области образования, а работодатели используют онлайн-системы обучения без отрыва от производства. По мере развития онлайн-обучения, в значительной степени благодаря прогрессу в области образовательных технологий, будут появляться все больше исследований и данных для оценки спроса и результатов обучения. Уже в настоящее время в высшем образовании используются разнообразные образовательные технологии, в их числе технологии дополненной, виртуальной и смешанной реальности, искусственного интеллекта [2; 3]. Благодаря адаптивному обучению и внедрению этих образовательных технологий в учебный процесс, студенты обучаются по гибкому сценарию обучения с учетом их индивидуальных особенностей и темпов обучения. Поскольку развитие новых технологий не стоит на месте, образовательный сектор не может позволить только вносить небольшие изменения в обучение, но должен использовать образовательные технологии и инструменты для реализации образовательных программ, которые позволят обучать студентов практическим навыкам на сегодняшнем (и завтрашнем) рабочем месте [1]. В 2016 г. по оценке аналитиков рынок электронного образования африканских стран составил 512,7 млн долл. США (для сравнения в 2013 г. объем рынка составлял 332,9 млн долл. США), а ежегодный его рост - 15,2 %. Но развитие рынка электронного обучения в Африке все еще ограничено отсутствием ИТинфраструктуры и доступа к Интернету. Согласно Internet World Stats [9], проникновение Интернета в Африку достигло лишь 35,2 %, Интернет-пользователями являются 464 923 169 чел., но рост числа пользователей с 2000 по 2019 г. составил более 10 %. В настоящее время быстрорастущий рынок мобильных устройств является самой сильной тенденцией, которая будет способствовать развитию электронного обучения в Африке. Для выявления стран с высоким потенциалом для продвижения онлайн-модели экспорта российского образования (приоритетные страны) нами использовались данные Internet World Stats [9], которые фиксируют проникновение Интернета в странах Африки, динамику роста числа пользователей Интернета с 2000 по 2017 г., численность пользователей социальных сетей (Фейсбук) в стране. По этим показателям нами были выявлены три категории стран: с высоким, средним и низким потенциалом по продвижению российского образования посредством онлайн-модели экспорта образования. В группу стран с высоким потенциалом были отнесены: Кения, Ливия, Мали, Марокко, Нигерия, Реюньон, Сенегал, Сейшелы, Южная Африка, Тунис (табл. 1). Таблица 1 Страны Африки, в которых доля населения, использующего Интернет, превышает 50 % Страны Африки Численность населения на 2018 г., чел. Численность Интернетпользователей на конец 2017 г., чел. Доля населения, использующего Интернет, % Динамика роста пользователей Интернета с 2000 по 2017 г., % Численность пользователей Фейсбука в 2017 г., чел. Кения 50 950 879 43 329 434 85,0 21,564 7 000 000 Ливия 6 470 956 3 800 000 58,7 37,900 3 500 000 Мали 19 107 706 12 480 176 65,3 66,283 1 500 000 Марокко 36 191 805 22 567 154 62,4 22,467 15 000 000 Нигерия 195 875 237 98 391 456 50,2 49,096 17 000 000 Реюньон 883 247 480 000 54,3 26,9 420 000 Сенегал 16 294 270 9 749 527 59,8 24,274 2 900 000 Сейшелы 95 235 67 119 70,5 1,018 61 000 Южная Африка 57 398 421 30 815 634 53,7 1,184 16 000 000 Tунис 11 659 174 7 898 534 67,7 7,798 6 400 000 Источник: [9]. К странам с средним потенциалом для продвижения онлайн-модели экспорта российского образования относятся: Алжир, Бенин, Ботсвана, Кабо-Верде, Египет, Габон, Гана, Намибия, Свазиленд, Танзания (табл. 2). Страны с незначительной долей населения, использующего Интернет, приведены в табл. 3. Таблица 2 Страны Африки, в которых доля населения, использующего Интернет, не менее 30 % Страны Африки Численность населения на 2018 г., чел. Численность Интернетпользователей на конец 2017 г., чел. Доля населения, использующего Интернет, % Динамика роста пользователей Интернета с 2000 по 2017 г., % Численность пользователей Фейсбука в 2017 г., чел. Алжир 42 008 054 18 580 000 44,2 37,060 19 000 000 Бенин 11 458 674 3 801 758 33,1 25,245 920 000 Ботсвана 2 333 201 923 528 39,6 6,057 830 000 Кабо-Верде 553 335 265 972 48,1 3,225 240 000 Египет 99 375 741 49 231 493 49,5 10,840 35 000 000 Габон 2 067 561 985 492 47,7 6,470 620 000 Гана 29 463 643 10 110 000 34,3 33,600 4 900 000 Намибия 2 587 801 797 027 30,8 2,557 570 000 Свазиленд 1 391 385 446 051 32,1 4,360 170 000 Танзания 59 091 392 23 000 000 38,9 19,900 6 100 000 Источник: [9]. Таблица 3 Страны Африки, в которых доля населения, использующего Интернет, менее 30 % Страны Африки Численность населения на 2018 г., чел. Численность Интернетпользователей на конец 2017 г., чел. Доля населения, использующего Интернет, % Динамика роста пользователей Интернета с 2000 по 2017 г., % Численность пользователей Фейсбука в 2017 г., чел. Ангола 30 774 205 5 951 453 19,3 19,738 3 800 000 Бурунди 11 216 450 617 116 5,5 20,470 450 000 Камерун 24 678 234 6 128 422 24,8 30,542 2 700 000 Центрально-африканская Республика 4 737 423 256 432 5,4 16,995 96 000 Чад 15 353 184 768 274 5,0 76,727 260 000 Каморы 832 347 130 578 15,7 8,605 120 000 Конго 5 399 895 650 000 12,0 129,900 600 000 Демократическая Республика Конго 84 004 989 5 137 271 6,1 1,027 2 100 000 Котд’Ивуар 24 905 843 6 318 355 26,3 16,246 3 800 000 Джибути 971 408 180 000 18,5 12,757 180 000 Экваториальная Гвинея 1 313 894 312 704 23,8 62,441 67 000 Эритрея 5 187 948 71 000 1,4 1,320 63 000 Эфиопия 107 534 882 16 437 811 15,3 164,278 4 500 000 Гамбия 2 163 765 392 277 18,1 9,707 310 000 Гвинея 13 052 608 1 602 485 12,3 19,931 1 500 000 Гвинея Бисау 1 907 268 120 000 6,3 7,900 110 000 Лесото 2 263 010 627 860 27,7 15,596 310 000 Окончание табл. 3 Страны Африки Численность населения на 2018 г., чел. Численность Интернетпользователей на конец 2017 г., чел. Доля населения, использующего Интернет, % Динамика роста пользователей Интернета с 2000 по 2017 г., % Численность пользователей Фейсбука в 2017 г., чел. Либерия 4 853 516 395 063 8,1 78,912 330 000 Мадагаскар 26 262 810 1 900 000 7,2 6,233 1 700 000 Малави 19 164 728 1 828 503 9,5 12,090 720 000 Мавритания 4 540 068 810 000 17,8 16,100 770 000 Мозамбик 30 528 673 5 279 135 17,3 17,497 1 800 000 Нигер 22 311 375 951 548 4,3 18,931 440 000 Руанда 12 501 156 3 724 678 29,8 74,393 490 000 СьерраЛеоне 7 719 729 902 462 11,7 17,949 450 000 Сомали 15 181 925 1 200 000 7,9 599,900 1 100 000 Южная Африка 57 398 421 30 815 634 53,7 1,184 16 000 000 Южный Судан 12 919 053 2 229 963 17,3 - 180 000 Судан 41 511 526 11 816 570 28,5 39,288 2 600 000 Того 7 990 926 899 956 11,3 800 560 000 Западная Сахара 561 257 28 000 5,0 - 24 000 Источник: [9]. На развитие рынка электронного обучения в африканских странах оказывают и международные организации, такие как ЮНЕСКО. Именно ЮНЕСКО вкладывает значительные средства в разработку информационно-коммуникационных технологий в образование африканских стран. Зарубежные ведущие университеты в сотрудничестве с африканскими университетами с целью расширения доступа к высшему образованию вводят онлайн-платформы и онлайн-курсы [5]. Так, соглашение между онлайн-провайдером МООК eLearnAfrica и Ассоциацией африканских университетов нацелено на расширение доступа к онлайн-программам для студентов из 380 университетов - членов Ассоциации. Онлайн-провайдер eLearnAfrica предоставляет курсы типа МООК от ведущих платформ (EdX, FutureLearn) и образовательных организаций (Гарвардский университет, Кембриджский университет, Массачусетский технологический институт), а также курсы повышения квалификации по 175 востребованным направлениям, таким как разработка программного обеспечения и управление бизнесом. Цель нового партнерства будет заключаться в открытии доступа более чем к 1000 курсов, предлагаемых в настоящее время eLearnAfrica для студентов университетов, входящих в Ассоциацию африканских университетов, для расширения возможностей обучения. Также члены Ассоциации будут иметь поддержку eLearnAfrica при разработке и запуске онлайн-курсов и программ [10]. Другим примером является бесплатная онлайн-платформа с МООК для африканских менеджеров и предпринимателей - The AMI Virtual Campus [10]. Два южноафриканских университета предлагают MOOК для тысяч африканских студентов: Университет Витватерсранда в партнерстве с EDX обучает более 200 тыс. африканских студентов, Университет Кейптауна планирует развивать партнерство с FutureLearn. В настоящее время партнерами Coursera в России являются восемь ведущих российских вузов: ВШЭ, МФТИ, СПбГУ, МИФИ, НГУ, ТГУ, СПбПНУ, МГИМО и две бизнес структуры: Сбербанк и Интернет-компания «Яндекс». Ими размещаются онлайн-курсы как на английском, так и на русском языках. В целом ведущими вузами в среднем разрабатывается 20 онлайн-курсов в год. С 2016 г. в России проводится Международный конкурс открытых онлайн-курсов EdCrunch Award OOC 2016. Первым вузом, открывшим полностью онлайн магистерские программы «Технологическое предпринимательство» и «Современная комбинаторика» на русском языке в 2017 г., стал МФТИ. Обучение имеет продолжительность два года, вступительные экзамены могут приниматься онлайн, промежуточная аттестация проводится онлайн, сдача государственных экзаменов и защита диплома проводится очно, непосредственно в МФТИ, по завершении обучения выдается диплом государственного образца. Учебный процесс состоит из лекций в асинхронном режиме обучения, когда обучающийся самостоятельно осваивает МООК на онлайн-платформах miptX, Coursera и Национальной платформе образования; консультаций с преподавателем в онлайн-режиме в определенное время; научной работы под руководством научного руководителя в дистанционном режиме; текущей аттестации (экзаменов и зачетов), проходящих дистанционно после процедуры идентификации личности в письменном и устном формате; итоговых государственных квалификационных экзаменов и защиты магистерской диссертации, проходящих очно. Российские образовательные организации используют одну и более платформ открытого образования, разработанных как российскими, так и зарубежными компаниями. К примеру, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова размещает свои онлайн-курсы на платформах Coursera и UNIWEB; Высшая школа экономики - на Национальной платформе открытого образования и Coursera; МГИМО - на Coursera и UNIWEB; Томский государственный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого - на Coursera, Лекториуме и Национальной платформе открытого образования. Заключение. В целом можно утверждать, что развитие электронного и онлайнобразования в Российской Федерации осуществляется в русле основных мировых тенденций. Но неравномерность развития электронного образования в российских вузах позволит внедрять онлайн-модель экспорта образования только ведущим вузам, располагающим соответствующими ресурсами. В течение нескольких лет различные аналитики предсказывают увеличение доходов и появление новых игроков на рынке электронного обучения в африканских странах. В этом смысле представляется, что для ведущих российских вузов африканский образовательный рынок мог бы стать одним из перспективных с учетом растущего населения стран Африки, увеличивающегося спроса на высшее образование, значительного числа выпускников российских (советских вузов) в странах Африки, инвестиций со стороны России в африканские проекты и растущего интереса российского бизнеса к странам Африки.
Об авторах
Гульнара Амангельдиновна Краснова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: director_ido@mail.ru
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1Список литературы
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Львова О.В., Шунина Л.А. Использование средств информатизации для формирования толерантности при обучении в течение всей жизни // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2016. № 1 (35). С. 8-19.
- Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Развитие образования в эпоху четвертой промышленной революции // Информатика и образование. 2017. № 1 (280). С. 42-45.
- Диденко Г.А., Степанова О.А. Современные аспекты информатизации: концепция информационных сервисов // Информатика и образование. 2018. № 7 (296). С. 57-61.
- Катунина А.С. Современные технологии в IT-рекрутинге // Управление развитием персонала. 2018. № 2. С. 118-130.
- Краснова Г.А., Тесленко В.А. Концептуальные подходы к сетевому взаимодействию вузов: лучшие практики и зарубежный опыт // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018. № 1 (43). C. 78-86.
- Савельева О.А., Бободжонова О.Н. Влияние интернет-среды на формирование личности обучающихся в современном информационном обществе // Информатика и образование. 2018. № 5 (294). С. 27-30.
- Тихонова И.О. Новые возможности рекрутинга XXI века // Научный альманах. 2015. № 7 (9). С. 1277-1280.
- Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гриншкун В.В. Трансграничное образование // Платное образование. 2008. № 6. С. 36-38.
- Internet World Stats. URL: https://www.internetworldstats.com/ (дата обращения: 27.02.2019).
- ICEF Monitor: new agreement aims to expand online learning in Africa. URL: http://monitor. icef.com/2017/02/new-agreement-aims-to-expand-online-learning-in-africa/ (дата обращения: 27.02.2019).
- The value of education higher and higher. HSBC, 2017. URL: https://me.popsugar.com/how-to/ HSBC-Value-Education-2017-Study-44096013 (дата обращения: 27.02.2019).
- The shape of things to come: higher education global trends and emerging opportunities to 2020. British Council, 2012. 76 p.
- 10 trends transformative changes in higher education. British Council, 2017. URL: https://www. britishcouncil.vn/en/programmes/education/internationalisation /knowledge-centre/10-trendstransformative-changes-higher-education (дата обращения: 27.02.2019).