Информационные технологии в дидактических играх на уроках информатики в младших классах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В условиях информатизации школьного образования использование информационных технологий при обучении школьников любой учебной дисциплине, очевидно, должно быть корректным, оправданным. В статье обсуждаются методические аспекты применения информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в младших классах. Методология. Изучен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, проанализирована научно-методическая литература в области информатики и методики обучения информатике, сделан анализ учебно-методического обеспечения применяемого на уроках информатики, обобщен собственный опыт преподавания информатики в младших классах. Результаты. Выявлено, что применение различных информационных технологий при обучении младших школьников повышает качество их обучения. Обоснованно целесообразное использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в начальных классах. Заключение. Внедрение дидактических игр позволяет добиться эффективности обучения за счет придания процессу усвоения знаний эмоционально положительной окраски. Применение информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики приобретает ярко выраженный позитивный характер для повышения мотивации, познавательных способностей, а следовательно, и качества обучения младших школьников. Включение в содержание обучения информатике разработанной системы упражнений и заданий позволяет младшим школьникам на уроках развивать внимание, мышление, воображение, увеличивать объем усвоенного учебного материала.

Полный текст

Постановка проблемы. В современном школьном образовании уже сложно представить организацию образовательного процесса без информационных технологий. Знакомство детей с компьютером начинается с младших классов. Важной целью школьных педагогов при работе с младшими школьниками является обучение ребенка ориентированию в огромном потоке информации, выделению главного, поиску нужного для решения проблемы. Школьный педагог должен добиваться того, чтобы с помощью использования информационных технологий организация познавательной деятельности учеников носила развивающий и технологический характер. Новые возможности компьютерных технологий позволяют перейти образовательному процессу на более высокий уровень, с их помощью можно организовать систематический контроль над усвоением полученных знаний не только через различные виды тестирования, но и подготовить такие задания, где сразу виден результат. Внедрение информационных технологий в систему школьного образования сегодня имеет многогранный характер. Одна из его граней -применение средств информатизации для получения школьниками новых знаний, на основе которых у них развивались бы творческие способности. Существенный вклад в развитие информатизации школьного образования вносят исследования Л.Л. Босовой, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, А.П. Ершова, Т.Б. Захаровой, О.Ю. Заславской, А.А. Кузнецова, И.В. Левченко, М.П. Лапчика, Н.Д. Угриновича, Е.К. Хеннера и других авторов (см., например, [7; 10]). По мнению А.П. Ершова, информатизация является комплексом мер, которые направлены на то, чтобы обеспечить пользователю всесторонне применение правдивых, широких и своевременных знаний во всех общественно значимых видах его деятельности [10]. Использование средств информатизации в школе дает возможность совершенствовать содержание обучения, формы организации учебного процесса, применять дистанционное обучение, повышать эффективность и качество обучения, развивать у младших школьников информационную культуру и другие возможности. Появление аппаратных, программных и коммуникационных средств поэтапно приводит к вытеснению понятия «компьютерные технологии» термином «информационные технологии». Изучением понятия «информационные технологии» занимались А.Р. Ганеева, О.И. Пащенко, Б.С. Гершунский и другие (см., например, [5; 15]). Повсеместное внедрение информационных технологий в школьное образование предполагает наличие у школьников умений и навыков их использования в учебной деятельности. Совершенствование школьного процесса образования приводит к внедрению новых информационных технологий, таких как: · обучающие компьютерные программы, содержащие электронные учебники, тренажеры (для обучения техники печати), тьюторы (помощники), лабораторные практикумы (эксперименты); · системы, в основе которых находятся мультимедиа технологии; · базы данных по предметным областям; · экспертные системы, которые используют на разных предметах в школе - интеллектуальные и обучающие; · средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, локальные и глобальные сети связи, телеконференции и т.д.; · электронные библиотеки, подключенные издательские системы. Естественно, современные информационные технологии включают в себя и базовые: работу в текстовых редакторах, работу с числовыми расчетами, графические редакторы (создание графических объектов), сетевые информационные технологии, мультимедийные технологии. Все эти возможности повышают мотивацию у школьников, стимулируют познавательный интерес, эффективно сказываются на самостоятельной работе. Когда ребенок приходит в школу, у него меняется статус - он становится учеником и должен отходить от привычной ему среды детского сада. Но игра для младшего школьника все также интересна, хотя ее и сменяет учебная деятельность. На помощь учителю приходят игровые технологии. Игра - это вид деятельности, который обладает обширным спектром игровых методических приемов, помогает удерживать внимание длительное время, что в свою очередь благотворно влияет на понимание понятий. С помощью игры младший школьник легче познает действительность. В перспективу развития игры в образовательной области в школе внесли исследования А.К. Бондаренко, Н.А. Владимировой, Л.М. Дергачевой, Р.Р. Камалова, А.Л. Катковой, Д.С. Рыбакова, О.Н. Польшиковой, Т.Г. Рысьевой, И.А. Седова и других авторов (см., например, [3; 4; 8; 9; 11-13; 16-18]). Методы исследования. Анализ и обобщение подходов к обучению младших школьников информатике с использованием дидактических игр. Изучение школьного педагогического опыта, наблюдение на школьных уроках по информатике за выполнением упражнений, заданий. Результаты и обсуждения. На сегодняшний день в школах для обучения учеников младших классов учителя используют специальные компьютеры Macintosh фирмы Apple, которые выдаются комплектом на классы. В их разработке учтена детская анатомия и психология восприятия, также адаптирована клавиатура для удобства знакомства с техникой печати. Для примера разберем учебное задание, составленное в среде Visual Basic «Давай поиграем» (автор С.В. Морозова). Данное учебное задание можно использовать и на уроке информатики, и в интеграции с уроком математики. На первом этапе выполнения задания школьник должен найти свое имя в списке, используя «мышь» или touchpad (рис. 1). Далее из представленных картинок выбрать зверей Африки (рис. 2). Ученик отрабатывает умения с помощью «мыши» перемещать картинки в другие места экрана. Затем школьник на представленных картинках должен увидеть, что спрятано, и выбрать вариант ответа (рис. 3). Все ответы ученика отправляются учителю. Рис. 1. Поиск имени школьника Приведем требования к учебным результатам, которые устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт. Цель: приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Личностные результаты освоения основной образовательной (ООО) программы начального общего образования (НОО): развитие самостоятельности, принятие и освоение социального статуса обучающегося, развитие мотивации в учебной деятельности, формирование личного смысла учения. Метапредметные результаты ООО программы НОО: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, использование ИКТ для решения познавательных задач, умение перемещать в цифровой форме изображения, овладение межпредметными понятиями. Предметные результаты ООО программы НОО: овладение предметными понятиями, основами логического и алгоритмического мышления. Выполнение подобных упражнений способствует развитию у младших школьников познавательных способностей, в свою очередь это благотворно влияет на усвоение учебного материала. Заключение. В заключение можно сказать, что использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в младших клас- сах дает возможность повысить эффективность проверки умений и навыков школьников. На практике мы видим, что разумное использование совместно с классическими педагогическими приемами современных информационных технологий позволяет улучшить продуктивность работы учителя и результативность обучения.

×

Об авторах

Светлана Валерьевна Морозова

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: suhovasvetlanka@mail.ru

аспирант кафедры информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Список литературы

  1. Бизяева С.А. Игровые формы и интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов: дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2007. 212 с.
  2. Булгакова Н.Н. Активная деятельностно-игровая учебно-информационная среда пропедевтического курса информатики в начальной школе: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2002. 273 с.
  3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2008. 137 с.
  4. Владимирова Н.А. Дидактические игры на уроках информатики. М.: Проспект, 2012. 80 с.
  5. Ганеева А.Р. Информационные технологии в педагогическом вузе: автореф. … дис. канд. пед. наук. Елабуга, 2005. 24 с.
  6. Горячев А.В. Методика обучения информатики в начальной школе, реализующая объектно-информационный подход: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2004. 183 с.
  7. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизации образования: учебник - шаг на пути к системе обучения. М.: ИСМО РАО, 2005. 222 с.
  8. Дергачева Л.М., Рыбаков Д.С. О принципах отбора дидактических игр, направленных на формирование познавательной активности учащихся при изучении информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. № 3. С. 13-16.
  9. Дергачева Л.М. Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике: дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 173 с.
  10. Ершов А. П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986. С. 28-31.
  11. Камалов Р.Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики // Информатика и образование. 2004. № 5. С. 76-77.
  12. Каткова А.Л. Компьютерные игры как средство стимулирования познавательного интереса будущих учителей к практическим занятиям информатикой: дис. … канд. пед. наук. Екатеренбург, 2007. 145 с.
  13. Короткова Н.А. Современные исследования детской игры. URL: http://www.voppsy.ru/ issues/1985/852/852163.htm (дата обращения: 10.10.2018).
  14. Морозова С.В. Методические подходы к обучению информатике с использованием игрового метода // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 4 (42). С. 100-105.
  15. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. ун-та, 2013. 227 с.
  16. Польщикова О.Н. Использование деловых игр в преподавании школьного курса информатики: дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 143 с.
  17. Рысьева Т.Г. Система дидактических игр как средство развития познавательной самостоятельности школьников: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2003. 230 с.
  18. Седов И.А. Компьютерная игра как средство саморазвития будущего учителя в условиях информатизации общества: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2002. 162 с.
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Российской Федерации. URL: http://window.edu.ru/resource/624/70624/files/373.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

© Морозова С.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах