ИКТ-инструменты для интернационализации непрерывного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Непрерывное образование представляет собой процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. Под интернационализацией понимают целенаправленный процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерения в цели, функции и обеспечение высшего образования с целью повышения качества образования и научных исследований для всех учащихся и сотрудников и внесения существенного вклада в жизнь общества. В наши дни информационные и телекоммуникационные технологии являются важной частью современного образовательного процесса и играют значительную роль в непрерывном образовании, обеспечивая его нужды различными ИКТ-инструментами, однако в зависимости от предлагаемого подхода непрерывное образование обладает и определенной спецификой. Соответственно, возникает потребность в различных информационных и телекоммуникационных технологиях и методах их применения. Чтобы эффективно использовать информационные и телекоммуникационные технологии для решения задач непрерывного образования, необходимо четко соотносить цели непрерывного образования и потенциал тех или иных ИКТ-инструментов. Методология. Рассмотрены различные способы применения информационных и телекоммуникационных технологий для интернационализации непрерывного образования. Проанализирована область применения различных ИКТ-инструментов и возможности их использования для решения задач интернационализации непрерывного образования с учетом специфики этой деятельности. Результаты. В настоящее время интернационализация образования и развитие непрерывного образования являются важными процессами мирового уровня. При этом в ходе интернационализации высшего образования наблюдается несколько основных тенденций использования хорошо развитых и широко применяемых ИКТ-инструментов/технологий. Большинство из указанных ИКТ-инструментов/технологий могут быть использованы также и в непрерывном образовании для решения аналогичных задач. При этом новые ИКТ-инструменты/ технологии - виртуальная мобильность, дистанционная академическая мобильность и электронная интернационализация - имеют значительные, однако еще недостаточно используемые возможности для решения задач именно непрерывного образования. Заключение. Показано, что информационные и телекоммуникационные технологии обеспечивают интернационализацию непрерывного образования не только хорошо известными ИКТ-инструментами/технологиями, но и новыми, обладающими широкими возможностями в этой области.

Об авторах

Ольга Владимировна Львова

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olglvova@yandex.ru.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская ул., 29

Список литературы

  1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Львова О.В. Использование средств информатизации для формирования толерантности при обучении в течение всей жизни // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2016. № 1 (35). С. 8-19.
  2. Гриншкун В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования. URL: http://www.dissertations/archive/index.php (дата обращения: 10.10.2018).
  3. Пушкарёв Ю.В., Пушкарёва Е.А. Непрерывное образование в современных условиях: основные концептуальные подходы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (28). С. 161-171.
  4. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. С. 203-211.
  5. Beelen J., Leask B. Internationalization at home on the move. Berlin: Dr. Josef Raabe Verlag, 2011. 204 p.
  6. Bremer L., Van der Wende M. Internationalizing the curriculum in higher education. The Hague: Nuffic, 1995. 74 p.
  7. Coelen R.J. Ranking and the measurement of success in internationalisation: are they related? Amsterdam, 2009. Pp. 39-48.
  8. Commission of the European Communities: adult learning: it is never too late to learn. Brussels, 2006. 89 p.
  9. Crowther P., Joris M., Otten M., Nilsson B., Teekens H., Wächter, B. Internationalisation at home: a position paper. Amsterdam: EAIE, 2001. 45 p.
  10. Department of Education and Science. Learning for Life: Paper on Adult Education. Dublin: Stationery Office, 2000. 112 p.
  11. De Wit H. Erasmus at 25: What is the future for international student mobility? URL: www. theguardian.com/guardian-professional (дата обращения: 10.10.2018).
  12. Elspeth J., Jos B., Robert C., de Wit H. Local and Global Internationalisation // Sense Publishers. Dordrecht, 2016. 88 p.
  13. Fenwick T., Nesbit T., Spencer B. Contexts of adult education: Canadian perspectives. Toronto: Thompson Educational Publ., 2006. P. 17.
  14. Fischer G. Lifelong Learning - More than Training // Journal of Interactive Learning Research. 2000. Vol. 11. Pp. 265-294.
  15. Grubb N. Vocational Education and Training: Issues for a Thematic Review. OECD. November, 2006. 39 p.
  16. Hudzik J. Comprehensive internationalization: from concept to action. Washington: NAFSA, 2011. 231 p.
  17. Knight J. Updating the definition of internationalization // International Higher Education. 2003. Pp. 2-3.
  18. Leask B. Using formal and informal curricula to improve interactions between home and international students // Journal of Studies in International Education. 2009. Vol. 13 (2). Pp. 205- 221.
  19. Merriam Sh., Brockett R. The Profession and Practice of Adult Education: an Introduction. JosseyBass, 2007. P. 7.
  20. Rizvi F. Internationalizing the curriculum in higher education. Paris, 1996. 54 p.
  21. Spencer B. The purposes of adult education: a short introduction. Toronto: Thompson Educational Publ., 2006. Pp. 9-10.
  22. TeaCamp. URL: http://teacamp.vdu.lt/content/about-project-0 (дата обращения: 10.10.2018).

© Львова О.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах