Использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в вузе (опыт ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Автор описывает преимущества работы с системой LMS Moodle при обучении иностранному языку в высшей школе, опираясь на собственный опыт создания и внедрения в учебный процесс ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» электронных курсов по дисциплине «Иностранный язык». Рассматриваются широкие информационно-коммуникационные и педагогические возможности системы Moodle в целом, а также предлагается и обосновывается определенная методика работы с наиболее перспективным для создания электронного курса «Иностранный язык» инструментарием Moodle. Демонстрируется, как при помощи учебных элементов системы Moodle преподаватель иностранного языка может разместить учебные и контролирующие материалы в эффективной интерактивной форме, ввести неограниченное количество дополнительных материалов, повысить качество самоконтроля обучаемых при работе с учебным материалом, обеспечить объективный контроль усвоения учебного материала студентами. Делается вывод о целесообразности использования в учебном процессе вуза, наряду с традиционной формой обучения иностранному языку, электронных курсов «Иностранный язык» на платформе LMS Moodle.

Полный текст

Введение. В настоящее время Россия находится в процессе активного развития и внедрения электронной формы обучения. Основной причиной возникновения электронного образования служит большой объем информации: современный мир стремительно развивается, происходят изменения в локальном и глобальном масштабах. Поэтому студенты должны уметь хорошо ориентироваться в потоке быстро устаревающей и постоянно обновляющейся информации, владеть навыками поиска и анализа нужной им информации. Такие умения и навыки пригодятся в дальнейшем, поскольку в сегодняшней профессиональной среде существует необходимость постоянной корректировки и совершенствования профессиональных знаний. Преимуществом электронного образования стало повышение качества и доступности образования для широкого круга лиц. Возможность обучаемых проходить профессиональную подготовку на удаленном расстоянии от вуза при помощи передовых информационных технологий дает основание отнести подобную форму передачи и получения знаний к дистанционному обучению [2. С. 40]. В российской высшей школе электронное (дистанционное) образование появилось относительно недавно, поэтому сегодня актуальны вопросы о его особенностях [8], перспективах внедрения и использования в вузах [6], преимуществах реализации современных информационно-коммуникационных технологий [4], методических аспектах размещения обучающих и контролирующих материалов в электронной образовательной среде [7]. В целом же можно говорить об устойчивой тенденции перехода российских высших учебных заведений к активному и эффективному использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Многие российские вузы уже внедрили в учебный процесс систему дистанционного обучения «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда» (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, Moodle). Система Moodle относится к классу систем управления обучением - Learning Management System, LMS - что позволяет проектировать, создавать и редактировать работу с ресурсами информационно-образовательной среды вуза [5]. ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» в рамках развития информатизации образовательного процесса организует обучение преподавателей навыкам работы с платформой LMS Moodle, что в дальнейшем позволяет им создавать и внедрять в образовательный процесс вуза электронные учебные курсы по различным дисциплинам. Использование LMS Moodle формирует информационно-образовательную среду, которая компенсирует недостаток личного общения педагога со студентами при заочной или дистанционной форме обучения и дополняет очную форму благодаря технологиям, применяемым при разработке электронных курсов [1. C. 7]. Отметим, что преподаватели, имеющие базовые навыки работы с персональным компьютером, сетью Интернет и электронной почтой, без труда осваивают принципы работы в системе Moodle, поскольку ее интерфейс удобен и доступен для понимания. Пользуясь исключительно справочной системой, преподаватель имеет возможность самостоятельно детально разработать учебный курс по любой дисциплине, включающий в себя: 1. информационно-деятельностный контент (форумы, wiki-проекты, онлайнконсультации с преподавателем, методические указания, лекции, тесты, ситуационные задачи, мультимедийные ресурсы, презентации, кроссворды, дополнительные материалы для изучения, вопросы к экзаменам); 2. оценочный контент (анализ результатов контрольных видов деятельности по группам, отчеты о работе участников курса); 3. администрирующий контент (регистрация пользователей, назначение ролей). Преподаватели иностранных языков ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», пользуясь большим набором средств системы Moodle, создают и внедряют в учебный процесс электронные учебные курсы различной степени сложности по одной из базовых дисциплин - «Иностранный язык» [9; 10]. Использование инструментария LMS Moodle при обучении иностранному языку в ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ». Структура курса «Иностранный язык» на платформе LMS Moodle имеет модульный характер. Содержание каждого модуля представлено стандартными учебными ресурсами (книга, гиперссылка, папка, файл, webстраница и т.д.) и деятельностными элементами, требующими активного участия обучаемых (лекция, задание, глоссарий, форум, чат, семинар и др.), что позволяет разнообразить подачу учебного материала, способы контроля и самоконтроля знаний учащихся, обеспечивать коммуникацию между преподавателем и всеми пользователями курса [11]. Наиболее эффективными, на наш взгляд, учебными элементами для наполнения курса «Иностранный язык» являются: глоссарий, база данных, задание, книга, лекция, тест, Hot Potato Quizzes, форум. Элемент Глоссарий, используемый стандартным способом, позволяет преподавателю организовать работу с терминами. В курсе «Иностранный язык» целесообразно использовать элемент Глоссарий для создания словаря (Glossary/ Vocabulary) как по микротемам (Units), так и по более крупным разделам курса (Modules). Cистема Moodle позволяет преподавателю создать как глоссарий одного курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов. Лексические единицы, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курса: они являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария [5]. Обучаемый при работе с текстом или заданием может нажать на такую гиперссылку, и в небольшом всплывающем окне отобразится перевод данной лексической единицы. Пополнять глоссарий может не только преподаватель: участникам курса «Иностранный язык» можно предложить добавлять в глоссарий слова и выражения по определенным темам. При этом преподаватель может редактировать записи учащихся, оценивать их по заданной шкале и т.д. Такая работа с лексическим материалом является наиболее эффективной, поскольку мотивирует изучающих иностранный язык не только тщательно прорабатывать уже имеющуюся лексику, но и грамотно размещать новые лексические единицы в глоссарии (например, при попытке обучающегося внести в глоссарий уже имеющееся слово/выражение преподаватель может удалить его, лишив студента баллов за проделанную работу; при некорректном написании слова обучаемому также будет снижен балл). На рис. 1 представлен пример фрагмента глоссария в курсе «Иностранный язык». Элемент База данных позволяет преподавателю и/или обучающемуся создавать базу структурированных записей по предварительно обозначенной тематике. Структура записей может состоять из полей различных типов (изображение, текст, выпадающий список и др. [5]). Возможен просмотр и поиск записей в разных режимах. Каждую запись можно сопроводить комментарием или оценить по любой заданной шкале. Обучающиеся могут добавлять записи в базу данных с учетом определенных заранее требований, при этом у преподавателя имеется возможность предварительного редактирования. В качестве примера приведем элемент База данных в курсе «Иностранный язык». Данный элемент - Gallery “The sights of London” - мы использовали в рамках изучения темы London, предложив участникам курса разместить любые изображения Лондона и сопроводить их кратким описанием (текстом). Подобное задание мотивирует обучающихся к самостоятельному поиску визуальной и текстовой информации по заданной теме, а итогом такой работы станет обширный иллюстрированный справочник, созданный коллективом студентов, пользоваться и пополнять который смогут следующие поколения учащихся. На рис. 2 приведен пример элемента База данных в курсе «Иностранный язык» при изучении темы «Достопримечательности Лондона». Рис. 1. Глоссарий в курсе «Иностранный (английский) язык» [10] Рис. 2. База данных в курсе «Иностранный (английский) язык» [10] Элемент Задание позволяет преподавателю ставить задачу, требующую от обучаемых подготовки развернутого ответа в форме очерка, презентации, сообщения и т.п. При таком типе задания обучаемому предоставляется свобода действий в формировании ответа, поскольку его ответ может быть представлен в виде простого текста, текста с вложением мультимедиа-объекта, файла (файлов) и др. Элемент Задание позволяет преподавателю дать отзыв и оценить полученные ответы. Преподавателю стоит заранее обозначить критерии оценивания ответов, при этом оцениваться может не только содержательность ответа и его полнота: дополнительно баллы можно присудить студенту за наличие презентации и т.п. На рис. 3 представлен пример размещения обучаемым ответа на задание в виде файла - презентации Power Point. Рис. 3. Задание в курсе «Иностранный (английский) язык» [10] Ресурс Книга в курсе «Иностранный язык» полезен преподавателю для размещения теории в виде текста или таблиц. На рис. 4 показан пример размещения одной из теоретических тем курса «Иностранный язык» - «Времена группы Simple» - в формате Книги. В данном случае наша Книга, как видно из ее Оглавления, включает в себя несколько глав с подразделами: 1. The Present Simple Tense, 1.1. Structure of the Present Simple Tense, и т.д., которые можно изучать как последовательно, так и произвольно. Отметим, что формат Книги помогает преподавателю четко отбирать и структурировать материал, а обучаемый может легко найти и изучить информацию по определенной теме. Рис. 4. Размещение теории в курсе «Иностранный (английский) язык» в формате Книги (фрагмент главы) [3; 10] Элемент Лекция очень полезен преподавателю дисциплины «Иностранный язык», тем более что лекции как вид учебной деятельности при изучении данного предмета в неязыковом вузе, как правило, не предусмотрены учебным планом. Элемент Лекция позволяет преподавателю преподносить учебный материал в интересной и гибкой форме. Лекция состоит из набора страниц, навигация по которым может осуществляться в произвольной форме, что дает обучаемому возможность самостоятельно выстраивать и контролировать процесс овладения учебным материалом. Наиболее эффективной при обучении иностранному языку является лекция с контрольными вопросами: каждый отдельный раздел (страница) лекции заканчивается одним или несколькими вопросами, на которые студент должен ответить. В зависимости от правильности ответа можно организовать переход обучаемого на любую из страниц курса. Например, при верном ответе он переходит к следующему вопросу раздела или к новому разделу, а при неверном - система Moodle возвращает его к повторному изучению учебного материала. При прохождении лекции студент имеет возможность отслеживать объем изученного материала и количество заработанных баллов. Для преподавателя существует возможность анализа прохождения лекции обучаемыми. Навигация по лекции, в зависимости от структуры предлагаемого материала, может быть прямой или более сложной. При прямой навигации студент может перейти от теории непосредственно к контрольным вопросам, при сложной - страницы с теорией могут быть «вложены» одна в другую и требуют от обучаемых последовательного изучения [10. С. 272]. На рис. 5 приведен пример оформления титульной страницы такой «усложненной» Лекции по одному из грамматических разделов курса «Иностранный язык» - «Система времен глагола в активном залоге», где находятся кнопки перехода к «вложенным» страницам раздела, а на рис. 6 - пример «вложения» - стартовая страница одного из пунктов данного грамматического раздела с кнопками навигации по лекции: Back - на титульную страницу лекции, Present Simple/ Indefinite Tense - переход к соответствующему пункту лекции и т.д. Кроме того, можно видеть шкалу отслеживания объема изученного материала. На рис. 7 представлен пример одного из контрольных вопросов типа «Множественный выбор» в Лекции по грамматике. Обучаемому предлагается выбрать правильный, на его взгляд, вариант ответа на вопрос и отправить его на проверку. Система Moodle производит моментальную проверку ответа, и если он будет верным, студент получит возможность перейти к следующему вопросу, если же нет - система вернет его к повторному изучению теории. Элемент Тест позволяет преподавателю создавать набор тестовых вопросов различных типов. Система Moodle имеет в своем арсенале стандартные (установленные по умолчанию) типы вопросов, многие из которых можно эффективно использовать в курсе «Иностранный язык». К таким типам вопросов можно отнести: 1) «Множественный выбор» с одним или несколькими вариантами правильных ответов; 2) «Верно - неверно»; 3) «На соответствие» с выбором ответа на каждый из поставленных вопросов из списка возможных; 4) «Выбор пропущенных слов» с вписываемыми ответами из списка слов в выпадающем меню; 5) «Короткий ответ», где можно вводить в качестве ответа одно или несколько слов; 6) «Перетаскивание в текст», где пропущенные слова в тексте заполняются с помощью перетаскивания курсором; 7) «Перетащить на изображение» - картинку или текст необходимо переместить при помощи курсора в зону на фоновом изображении; 1. «Эссе» - допускается ответ из нескольких предложений или абзацев [5]. Рис. 5. Титульная страница Лекции по грамматике в курсе «Профессиональные коммуникации на иностранном языке» [3; 9] Рис. 6. «Вложенная» страница Лекции по грамматике в курсе «Профессиональные коммуникации на иностранном языке» [3; 9] Рис. 7. Пример контрольного вопроса в Лекции по грамматике в курсе «Профессиональные коммуникации на иностранном языке» [9] Стоит отметить, что все перечисленные выше типы вопросов, за исключением «Эссе», оцениваются системой Moodle автоматически, что существенно экономит время преподавателя при проверке работ учащихся, и позволяет студентам получить моментальную объективную оценку своих работ сразу по завершении теста. При этом система Moodle использует метод выставления оценки с учетом максимального балла, минимального балла или среднего балла либо последнего результата. «Эссе» оценивается преподавателем вручную. Все вопросы, разделенные по категориям, хранятся в банке вопросов и могут впоследствии снова использоваться как в этом же курсе, так и в других. Вопросы обучающего теста и ответы на них могут быть случайным образом перетасованы, чтобы ограничить возможность для списывания. В тест контролирующего типа целесообразнее добавлять случайные вопросы из определенной категории, на месте которых при каждой попытке выполнения будут выбираться случайные тестовые задания из заданной категории [5]. Учащимся можно разрешить проходить тест один или несколько раз, можно устанавливать ограничения по времени (тест будет автоматически отправлен на проверку по истечении заданного времени) и срокам прохождения тестов (по истечении определенного срока тест станет недоступен). Можно создавать адаптивные тесты, в которых каждая попытка будет зависеть от результатов предыдущего тестирования. Обучающие тесты лучше настроить таким образом, чтобы они могли показывать правильные ответы, контролирующие - только оценку. Важно, что в системе Moodle для преподавателя предусмотрена полезная возможность комплексного анализа результатов выполнения теста обучаемыми, позволяющая определять их типичные ошибки и контролировать качество вопросов. На рис. 8 приведены примеры вопросов различных типов в одном из обучающих тестов курса «Иностранный язык»: вопрос 6. «Множественный выбор»; вопрос 7. «Выбор пропущенных слов»; вопрос 8. «Перетащить на изображение». Элемент Hot Potato Quizzes позволяет преподавателю иностранного языка настроить работу кроссвордов и оценить студентов, выполнивших их решение. Кроссворды могут быть использованы как интересная интерактивная форма работы при изучении различных аспектов иностранного языка: лексики, грамматики, страноведческого материала и т.д. Можно использовать кроссворд и как форму контроля усвоения учебного материала, при этом кроссворд может иметь ограниченное число попыток для решения и ограничение по времени его выполнения. Рис. 8. Пример вопросов обучающего Теста в курсе «Иностранный (английский) язык» [10] На рис. 9 приведен пример кроссворда, созданного с целью контроля усвоения лексического материала по одному из модулей курса «Иностранный язык». Интерактивный кроссворд сопровождается инструкцией по выполнению и оснащен кнопками Enter (Ввод слова), Hint (Подсказка), Check (Отправить на проверку), Таймер (где показан обратный отсчет времени, поскольку выполнение кроссворда ограничено 30 минутами), а также кнопкой I am tired. I want to have a break: она нужна, чтобы студент мог при необходимости сделать перерыв в работе, а затем вернуться к решению кроссворда без использования дополнительных попыток. Элемент Форум в курсе «Иностранный язык» позволяет преподавателю настроить интерактивный режим для реализации коммуникативной функции и организации асинхронного общения участников курса. Форум можно использовать для обсуждения как учебных проблем, так и для проведения онлайн-консультаций. Рис. 9. Пример контролирующего кроссворда в курсе «Иностранный (английский) язык» [10] Заключение. В заключение отметим: при необходимости внедрения в учебный процесс новых технологий, повышающих его эффективность, использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в вузе является целесообразным. Как показывает опыт работы с курсом «Иностранный язык» в ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», система Moodle может быть очень полезной в учебном процессе вуза как в рамках очного, так и заочного (дистанционного) обучения иностранному языку. При очной форме традиционные форматы обучения (лекция, лабораторно-практическое занятие, семинар и т.п.) сохраняются, а применение LMS Moodle носит вспомогательный характер. Весомым преимуществом внедрения LMS Moodle в традиционный учебный процесс является то, что, не нарушая его хода и принципов, она в значительной степени обогащает его благодаря своим богатым информационно-коммуникационным и педагогическим возможностям. Заочное (дистанционное) обучение посредством LMS Moodle дает возможность организовать продуктивную самостоятельную работу студента по освоению учебной дисциплины. Студенты через доступ к интерактивным обучающим элементам и ресурсам LMS Moodle получают возможность оптимизировать усвоение учебного материала при подготовке к занятиям по иностранному языку, а посредством контролирующих элементов - повысить качество самоконтроля. Пользуясь обширным арсеналом ресурсов и деятельностных элементов LMS Moodle, преподаватель иностранного языка получает возможность наполнить свой курс интересными, познавательными и современными материалами, разместив их в гибкой и эффективной форме. В свою очередь, студенты получают беспрепятственный доступ к новейшим - интерактивным - методикам изучения иностранного языка. Благодаря легкости редактирования курса преподаватель при необходимости может дополнять и разнообразить его различными элементами, усложнять или упрощать. Простота администрирования курса позволяет преподавателю без труда регистрировать новых пользователей, а также публиковать информацию и новости о курсе. Широкий набор средств коммуникации LMS Moodle позволяет обучаемому находиться на постоянной связи с преподавателем. Преимуществом LMS Moodle является возможность автоматического оценивания ею работ студентов, что способствует объективизации оценки уровня их подготовки. Средства обработки и анализа результатов студенческих работ помогают преподавателю вносить необходимые коррективы в курс обучения, адаптируя его под нужды учащихся. Таким образом, использование LMS Moodle при обучении иностранному языку расширяет возможности образовательного процесса как в плане организации аудиторной работы, так и в аспектах организации самостоятельной работы студентов и форм текущего и промежуточного контроля, предоставляет дополнительные средства управления качеством образования, выводит обучение иностранному языку в вузе на новый уровень.

×

Об авторах

Наталья Викторовна Худолей

Красноярский государственный аграрный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.v.kh@mail.ru

кандидат культурологии, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Красноярского государственного аграрного университета

Российская Федерация, 660049, Красноярск, пр. Мира, 90

Список литературы

  1. Амбросенко Н.Д., Потапова С.О., Скуратова О.Н. Опыт создания и использования электронного курса по основам работы LMS Moodle в рамках программы повышения квалификации педагогического состава // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Часть I. Образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Красноярск: КГАУ, 2017. С. 7-10.
  2. Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Мокашов В.В., Копылова П.А. Дистанционное обучение как один из способов эффективного обучения иностранных студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 38-45.
  3. Грамматика английского языка. URL: http://www.correctenglish.ru/theory/grammar (дата обращения: 15.07.2015).
  4. Ефименко Т.И. Проблемы разработки электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы. Чита: ЗабГГПУ, 2009. 103 с.
  5. История возникновения и основные характеристики системы управления обучением Moodle. URL: https://poisk-ru.ru/s59941t1.html (дата обращения: 14.05.2018).
  6. Корень А.В., Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-5. С. 806-808.
  7. Мухлисов С.С., Ширинов З.З. Внедрение LMS Moodle в учебном процессе // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 72-74. URL: https://moluch.ru/archive/114/29730/ (дата обращения: 14.05.2018)
  8. Ниязова Г.Ж., Дуйсенова Г.А., Иманбеков Б.А. Особенности использования LMS Moodle для дистанционного обучения // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 991-994. URL: https:// moluch.ru/archive/62/9365/ (дата обращения: 14.03.2018).
  9. Худолей Н.В. Профессиональные коммуникации на иностранном языке. Электронный учебный курс дисциплины. URL: http://e.kgau.ru/
  10. Худолей Н.В. Иностранный (английский) язык. Электронный учебный курс дисциплины. URL: http://e.kgau.ru/
  11. Худолей Н.В. Опыт использования деятельностного элемента Лекция LMS Moodle при обучении иностранному языку в вузе // Наука и образование: Опыт, проблемы, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Красноярск: КГАУ, 2018. Ч. 1. С. 271-276.

© Худолей Н.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах