Использование технологии «веб-квест» в профессиональном самоопределении

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель данной работы заключается в анализе теоретических исследований информационных технологий и опытно-экспериментального исследования среди старшеклассников и студентов для изучения профориентационной направленности, выбора приоритетов в профессии и эффективности применения веб-квестов в профориентации молодежи. В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, теоретический и практический анализ педагогических идей. На основе результатов проведенных исследований был разработан профориентационный информационно-практический веб-квест «В мире IT-профессий». Использование предложенного веб-квеста позволит сформировать у молодых людей представление о профессиях сферы IT, требованиях, предъявляемых к человеку в данной профессии, поможет ориентировочно выявить их личные и профессиональные интересы и склонности, а также будет способствовать формированию готовности школьников и студентов самостоятельно и осознанно подходить к решению вопроса своего профессионального развития.

Полный текст

Важным этапом в жизни каждого молодого человека является выбор будущей профессии, обеспечивающей не только материальное благополучие, но и возможность реализации своих способностей, предпочтений, возможностей и желаний. Правильному выбору профессии способствует профессиональная ориентация. В этой связи тема профориентации молодежи приобретает все большую значимость. Под профессиональной ориентацией понимают комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности [8]. Профессиональное самоопределение - это процесс и результат формирования у личности отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности [4]. Можно выделить несколько способов выбора профессии. Первый - метод «проб и ошибок», заключающийся в поиске человеком подходящей ему профессии посредством апробации себя в различных сферах деятельности, т.е. человек осуществляет поиск до тех пор, пока не найдет ту профессию, которая будет удовлетворять его материальным и духовным потребностям. Но этот путь довольно долгий и трудный, потому что на сегодняшний день имеется более сорока тысяч различных профессий и специальностей. Второй способ заключается в изучении, прежде всего, самого себя, в выявлении своих интересов и склонностей, особенностей характера и темперамента, образа мышления и т.д.; затем - знакомство с различными профессиями и требованиями, предъявляемыми этими профессиями к человеку, а также идентификация личных особенностей с этими требованиями. Значительное место в жизни современной молодежи занимают информационно-коммуникационные технологии, применяемые в различных сферах деятельности. Благодаря применению информационных технологий в повседневной жизни можно отметить ряд позитивных тенденций, наметившихся в области творчества, общения и образования [2; 3]. В связи с этим стремительно развивающаяся компьютерная техника и постоянно растущие возможности всемирной компьютерной сети Интернет являются основой и реальным ресурсом в обновлении форм и принципов профориентационной работы [6]. В данном исследовании основу профессионально-ориентационной деятельности представляет веб-квест, являющийся определенным новшеством в информационных технологиях. Лучшему усвоению знаний учащимися, как показывает анализ научной литературы и опыт профессиональной деятельности, способствует самостоятельное добывание и систематизация новой информации. Веб-квест, по сути своей, - это образовательный проект, базирующийся на поиске информации с помощью различных источников в сети Интернет, т.е. учащиеся получают не «готовые знания», а сами добывают их. Веб-квест (web - веб, сеть; quest - поиск) - представляет собой проблемное задание, которое решается на основе ресурсов и данных Интернета [1]. Разработчиком веб-квеста является профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Берни Додж. Термин «образовательный веб-квест» был предложен им в 1995 г. В настоящее время в педагогической науке проведен комплекс исследований по методологии и эффективности применения веб-квестов в образовательном процессе. В России наиболее часто веб-квесты используются как способ активизации учебной деятельности учащихся при изучении иностранных языков. Однако новым направлением, до недавнего времени еще не являвшимся предметом научного исследования, выступает применение технологии «веб-квест» в осуществлении профориентационной деятельности. Таким образом, научная новизна представленной разработки заключается в обосновании эффективности и действенности применения технологии «вебквест» в проведении профориентационных мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению. Все вышеизложенное обусловило необходимость проведения исследования, состоящего из нескольких этапов: 1. этап - проведение анкетирования для анализа информации о профориентационной работе в школах; проведение социологического опроса касательно осведомленности молодежи о разновидностях IT-профессий; 2. этап - применение технологии «веб-квест» в проведении профориентации молодежи; 3. этап - подведение итогов о проделанной работе. Рассмотрим более подробно каждый из этапов. В течение нескольких месяцев проводилось анкетирование учащихся старших классов и студентов первого курса вуза, касающееся профориентационной работы в школах. В анкетировании приняли участие 152 человека. Согласно полученным данным с 45 % опрошенных никакие виды профориентационной работы не проводились, 32 % указали на то, что разговаривали о своей будущей профессии только с родителями, и лишь 23 % опрошенных беседовали о конкретной профессии непосредственно с представителем данной отрасли и бывали на встречах с представителями других профессий [5-7]. Помимо этого, требовалось выявить наиболее популярные на сегодняшний день профессии по мнению молодежи для определения уровня осведомленности молодых людей о спросе на рынке труда. В январе-феврале 2018 г. было проведено анкетирование старшеклассников, в результате которого выяснилось, что, вопреки установившемуся мнению о наибольшей популярности сегодня творческих профессий, лишь 3 % опрошенных школьников планируют свою специальностью в творческой сфере. Большая часть современных подростков настроена гораздо прагматичнее: 51 % респондентов считают профессии, связанные с экономической сферой, наиболее востребованными, 36 % - делают ставку на государственную службу. Сфера IT, которая сегодня считается, по мнению экспертов рынка труда, наиболее перспективной, привлекает только 10 % старшеклассников. При этом большая часть опрошенных среди профессий сферы IT называют только программиста. Все это подчеркивает слабую осведомленность молодежи о разнообразии и новых перспективах мира профессий. Решением данной проблемы может выступить применение технологии веб-квеста в проведении профориентационных мероприятий. В процессе опытно-экспериментального исследования был создан и апробирован профориентационный информационно-практический веб-квест «В мире IT-профессий». Техническая реализация выполнена с помощью конструктора WIX, который позволил разместить весь необходимый материал по заданной структуре. Содержательная часть Цель веб-квеста - мотивация обучающихся к необходимости выбора будущей профессии, ознакомление их с миром IT-профессий. Задачи: · выявить склонность молодых людей к профессиям сферы IT; · ознакомить обучающихся с миром IT-профессий; · мотивировать к выбору профессии с учетом собственных потребностей и возможностей; · усовершенствовать навыки работы с интернет-источниками. Целевая аудитория: старшеклассники, студенты СПО и ВО. Структурные элементы веб-квеста Главная страница. Попав на главную страницу, посетитель сайта может ознакомиться с основной информацией данного ресурса: цель квеста, участники, маршрут квеста, информация о разработчике. Нажав кнопку «Начать», посетителю будет необходимо пройти регистрацию. Инструкция участника. Пройдя регистрацию, участник сможет ознакомиться с инструкцией прохождения квеста. Маршрут квеста построен на последовательном прохождении пяти уровней (5 IT-специальностей): · web-дизайнер; · UI-дизайнер; · SMM-специалист; · технический писатель; · программист. Каждый из уровней имеет 3 последовательных этапа прохождения: · теория - просмотр видео от ведущих профессионалов отрасли; · практика - создание IT-продукции (выполняется по желанию); · игра-тест - переход на следующий уровень квеста по коду, полученному в результате ответов. Этапы веб-квеста Основные моменты каждого из этапов подробно описаны (рис. 1). После нажатия кнопки «Перейти к квесту» участник переходит на первый уровень - знакомство с профессией web-дизайнера, где изучает информацию о профессии: получает краткую характеристику специальности, просматривает видео. По желанию может выполнить два практических задания (рис. 2). Рис. 1. Основные этапы квеста Рис. 2. Практические задания к профессии «web-дизайнер» Затем участнику квеста будет предложен перечень (с указанием ссылок) онлайн-курсов по данной специальности, а также список учебных заведений (ссылка на сайт: https://www.ucheba.ru), осуществляющих подготовку специалистов данной отрасли. Далее, нажав кнопку «Продолжение квеста. Этап 2», участник перейдет на созданную с помощью Google-формы игру-тест и за правильные ответы получит баллы (рис. 3). После прохождения игры можно ознакомиться с количеством своих баллов и верных/неверных ответов. А затем, перейдя по ссылке, указанной в диалоговом окне, участник попадет на следующий уровень (UI-дизайнер). Каждый из последующих уровней имеет вышеописанную структуру этапов. На заключительной стадии прохождения квеста участник получает письмо с поздравлением о прохождении веб-квеста и пожеланиями дальнейших успехов. Данный веб-квест уже был апробирован небольшой группой старшеклассников и студентов. Все прошедшие этот квест проявили к нему большой интерес и отметили его удобство, интерактивность, занимательность и увлекательность. Помимо этого нами были рассмотрены и приняты рекомендации об усовершенствовании квеста, поступившие со стороны участников. Таким образом, профориентация молодежи - это важная составляющая подготовки будущих квалифицированных кадров в условиях общего среднего, профессионального и высшего образования. Однако анализ результатов оценки состояния разработки профориентационных мероприятий на практике свидетельствует о значительных недостатках, корректировка которых возможна с помощью применения IT-технологий, в частности проведения веб-квеста со школьниками и студентами. Верное и адресное использование данного метода способствует формированию внутренней готовности молодежи самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития. Рис. 3. Игра-тест На основе результатов проведенных исследований нами был разработан профориентационный информационно-практический веб-квест «В мире ITпрофессий». Применение данного веб-квеста в профориентационной деятельности позволило выявить склонность молодых людей к профессиям сферы IT, ознакомить обучающихся с миром IT-профессий, мотивировать к выбору профессии с учетом собственных потребностей и возможностей, способствовать совершенствованию навыков работы с интернет-источниками.

×

Об авторах

Юлия Михайловна Царапкина

Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева

Автор, ответственный за переписку.
Email: julia_carapkina@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева

Российская Федерация, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49

Эльмира Юнировна Якубова

Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева

Email: yakubova.97@mail.ru

студентка 3 курса гуманитарно-педагогического факультета Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева

Российская Федерация, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49

Список литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения «Информатизации образования». М.: ИСМО РАО, 2015. 225 с.
  3. Гриншкун В.В., Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. Курск: КГУ, 2013. 222 с.
  4. Землянская Е.Н. Инновационная начальная школа: подготовка магистров по педагогике в условиях сетевого взаимодействия: монография. М.: МПГУ, 2015. 250 с.
  5. Лемешко Т.Б., Якубова Э.Ю. Профориентационная игра как метод, способствующий профессиональному самоопределению молодежи // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 2018. С. 146-148.
  6. Царапкина Ю.М. Использование информационных технологий в профориентации как основа профессионального самоопределения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017. Т. 14. № 4. С. 430-434.
  7. Царапкина Ю.М. Электронное портфолио как основа саморазвития студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 3 (41). С. 82-87.
  8. Шапиро С.А., Самраилова Е.К., Баландина О.В., Вешкурова А.Б. Концепции управления человеческими ресурсами: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 343 с.

© Царапкина Ю.М., Якубова Э.Ю., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах