Организация взаимодействия между преподавателем и студентами в ходе обучения созданию и использованию электронных образовательных материалов
- Авторы: Заславская О.Ю.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 15, № 4 (2018)
- Страницы: 351-362
- Раздел: ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/20584
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-4-351-362
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассмотрены подходы, позволяющие организовать подготовку студентов в области разработки и использования электронных образовательных материалов для поддержки научно-методической и организационно-управленческой деятельности работников образовательных организаций. Актуальной проблемой подготовки студентов в современных условиях цифровизации является необходимость особым образом организовать их обучение по проектированию как структуры электронного образовательного ресурса, так и выбора содержания, способов применения полученного продукта. Цель статьи - описание рекомендаций по организации такого взаимодействия между преподавателем и студентами на примере использования информационной образовательной среды проекта «Московская электронная школа» (МЭШ). Методология. Банк данных включает в себя надежные критерии и механизмы оценки качества образовательных электронных ресурсов библиотеки МЭШ, а также приемы освоения конструктора сценариев интерактивного урока и редактора диагностических материалов. Результаты. Целью создания и использования электронных образовательных материалов проекта МЭШ для поддержки научно-методической и организационно-управленческой деятельности работников образовательных организаций в рамках изучения курса «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании» является овладение студентами навыками уверенной и эффективной работы в новой системе. В результате организации подобного взаимодействия преподавателя и студента проанализировано около 1000 образовательных электронных ресурсов МЭШ. Среди них: сценарии интерактивных уроков, тесты, атомарный контент. В связи с тем, что ведущую роль в наполнении информационной образовательной среды МЭШ играют сценарии уроков и диагностические материалы, именно их анализу было уделено наибольшее внимание. Заключение. В ходе реализации учебного модуля «Информационная образовательная среда МЭШ» в рамках дисциплины «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании» были изучены и проанализированы дидактические особенности различных образовательных электронных ресурсов библиотеки МЭШ.
Полный текст
Постановка проблемы. Важнейшей задачей современного профессионального образования является соответствие требованиям работодателей: · подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля; · компетентность и конкурентоспособность выпускника на рынке труда; · ответственность и свободное владение профессией; · ориентированность в смежных областях деятельности; · способность к эффективной работе на уровне мировых стандартов; · готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для реализации компетентностного подхода необходимы технологизация процесса проектирования, разработки и использования электронных образовательных материалов для поддержки научно-методической и организационно-управленческой деятельности работников образовательных организаций, а также операционализация процессов реализации обучения и мониторинга эффективности их применения. Только тогда возможно управлять качеством взаимодействия студентов и преподавателей в процессе подготовки к работе в новых информационных системах, информационно-образовательных средах. Соответствие требованиям стандарта, уровню подготовки и требованиям со стороны работодателей достигается за счет разработки специальным образом сформулированных методических рекомендаций, включающих описание процесса обучения по созданию и использованию электронных образовательных материалов для поддержки научно-методической и организационно-управленческой деятельности педагогов. Методы исследования. Внедрение и использование в образовательном процессе образовательной организации информационных и телекоммуникационных технологий осуществляется на основе интернет-сервисов нового поколения и сопровождается изменениями практически во всех его подсистемах (дидактической, организационной, управленческой, экономической, теоретико-методологической и т.д.) (см., например, [1-6]). Представленный комплекс подготовки студентов в области проектирования, разработки и использования электронных образовательных материалов для поддержки научно-методической и организационно-управленческой деятельности педагогов включает: · обеспечение вариативного содержания деятельности и возможности выбора индивидуальной траектории обучения, которая позволяет сознательно формировать индивидуальное образовательное пространство на основе использования возможностей информационно-образовательной среды; · учет внутренних потенциалов студента; · разработку диагностического инструментария выявления текущего уровня знаний; · реализацию индивидуализации обучения; · подготовку педагогических кадров вуза к использованию в учебном процессе информационных, модульных и компьютерных индивидуально-ориентированных технологий; · взаимосвязь и согласованность действий преподавателей и студентов в обеспечении индивидуализации обучения. Результаты и обсуждение. Учебно-методический модуль содержит систему лабораторных работ, в которых необходимо выполнить задания по оценке качества различных образовательных электронных ресурсов (на примере библиотеки МЭШ), а также подготовить сценарий интерактивного урока и диагностические материалы (пользуясь соответствующими редакторами платформы МЭШ). В начале такой работы необходимо выполнить анализ видового состава и особенностей применения средств информатизации в различных видах образовательной деятельности. Анализ выполняется по заданному плану, исследуются возможные области и направления использования образовательных электронных ресурсов (на примере библиотеки электронных учебных материалов МЭШ) по нескольким видам профессиональной деятельности. Таблица для заполнения и пример данных, накопленных в ходе выполнения работы, представлены в табл. 1, 2. Таблица 1 Анализ видового состава и особенностей применения средств информатизации в различных видах образовательной деятельности № в картотеке Название издания/ресурса Тип издания Классификация по направлениям образовательной деятельности Выходные данные Положительные аспекты использования Отрицательные аспекты использования Особенности использования выбранного ресурса Области использования Направления использования Автор ID номер Ссылка Цель и/или задачи Эту работу удобнее всего организовать в документе совместного доступа, что позволяет оперативно отслеживать активность студентов при выполнении задания, а студентам, в свою очередь, обеспечивает открытость результатов и возможность самостоятельно выбирать время и место для его выполнения. Следующий блок работ посвящен отбору и систематизации положительных и отрицательных факторов, а также примеров использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. Для этого студенту необходимо, пользуясь данными, выявленными в ходе анализа видового состава и особенностей применения средств информатизации в различных видах образовательной деятельности, создать таблицу и/или инфографику, интеллект-карту с описанием примеров дидактически обоснованных факторов использования исследованных ресурсов. Для обоснования дидактических факторов была выбрана следующая совокупность параметров: научность, систематичность, наглядность, доступность, интерактивность, визуализация, адаптивность содержания сценария интерактивного урока. После подсчета баллов (каждый критерий оценивался по 10-балльной шкале) определялось процентное соотношение выраженности критерия. Далее полученные данные представлялись в виде инфографики или интеллект-карты. Комплекс показателей совокупности исследованных образовательных электронных ресурсов библиотеки (далее - БЭОМ) МЭШ трансформировался в обоснованные выводы. Таблица 2 № в картотеке Название издания/ ресурса Тип издания [1] Направления образовательной деятельности Выходные данные Положительные аспекты использования Отрицательные аспекты использования Особенности использования выбранного ресурса Направление использования Область использования Автор ID номер Ссылка Цель и/или задачи ID: 22566 Геометрия 7-9 класс Электронный учебник Учебная Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев ID: 22566 https://uchebnik.mos. ru/player2/books/ 0000037D.0.1/articles/0.0 Содержание учебника позволяет достичь планируемых результатов обучения 1. Учебник включает трехступенчатую систему задач. 2. Список рекомендуемой литературы позволит учащимся расширить и углубить свои знания по геометрии Мало заданий по теме прямоугольники Сразу после теоретической части идут практические задания Прямоугольник Понятие прямоугольника ID: 394392 Прямоугольник Изображение Учебная Е.А. Смирнова ID: 394392 https://uchebnik.mos.ru/ materials/atomic_ objects/39439 Изучение пространственных отношений Изложена главная информация Оформление Удобно объяснять материал Прямоугольник Основные понятия прямоугольника ID: 285013 Прямоугольник Видеоматериал Научноисследовательская М.С. Жукова ID: 285013 https://uchebnik.mos.ru/ materials/atomic_ objects/285013 Видео поможет изучить тему 1. Хорошее оформление. 2. Приведены примеры Длительность 3 минуты Данный материал поможет педагогу в самом начале изучения темы Прямоугольник Понятие прямоугольника, примеры ID: 849440 Прямоугольник Тест Контрольноизмерительная С.В. Дмитриева ID: 849440 https://uchebnik.mos.ru/ exam/task/849440/preview Узнать, как ребенок усвоил материал Помогает узнать, как ребенок усвоил новый материал Всего одно задание Поможет узнать, как ребенок усвоил новый материал Прямоугольник Прямоугольник В табл. 3 показаны примеры обоснования дидактических факторов исследованных ресурсов в виде сводной таблицы выраженности дидактических критериев оценки образовательного электронного ресурса библиотеки МЭШ, дана инфографика (рис. 1) - итог проведенного анализа. Следующим шагом, позволяющим подготовиться к самостоятельному использованию возможностей информационно-образовательной среды, стала подготовка сценария интерактивного урока на основе использования конструктора МЭШ. Перед этим была проведена работа по изучению функций виртуального конструктора. Конспект урока предварительно разрабатывался в программе MS Word. Кроме того, требовалось заранее собрать соответствующий аудиовизуальный материал для реализации образовательных целей. Обоснования дидактических факторов исследованных ресурсов (на примере ресурсов БЭОМ МЭШ) Таблица 3 Музыка в моей жизни Conditionals Времена года Петербург в романе Ф.М. Достоевского Мода Петербург Достоевского Итог Наглядность 9 9 10 9 10 8 55 Научность 7 9 6 6 7 6 41 Систематичность 7 10 7 7 7 8 46 Доступность 8 10 10 9 9 9 49 Интерактивность 8 7 10 10 10 7 52 Визуализация 10 7 10 9 10 6 52 Адаптивность 9 8 8 8 9 8 50 ИТОГ 58 60 61 58 62 52 Каждый урок проходил «внутреннюю модерацию» на соответствие системе предложенных критериев. Она включала в себя 10 показателей (с разной шкалой оценки выраженности исследуемого признака: 0-1 или 0-10 баллов). Система критериев оценки интерактивного урока (на основе использования конструктора МЭШ) включает: 1. Обоснованность образовательных целей урока (1-10). 2. Степень соответствия содержания теме и целям урока (1-10). 3. Сбалансированность этапов и хронометража урока (0-1). 4. Наличие организационного и заключительного этапов урока (0-1). 5. Наличие наглядных материалов (0-1). 6. Наличие мультимедийного контента (0-1). 7. Наличие интерактивных заданий (0-1). 8. Дизайн учебных материалов (0-10). 9. Наличие диагностических материалов (0-1). 10. Степень соответствия содержания и средств его реализации. 11. Итоговый балл. «Внутренняя модерация» носила многоступенчатый характер. На первом этапе студент делал самооценку урока, на втором - урок оценивал один из студентов группы, на третьем - баллы выставлял преподаватель. Далее происходила публичная защита урока. Рис. 1. Инфографика выраженности дидактических показателей ресурса Conditionals Поскольку модуль «Информационная образовательная среда МЭШ» дисциплины «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании» изучался студентами 1 курса, для них была подготовлена примерная схема защиты урока, которая включала в себя несколько пунктов (рис. 2-5). Среди исследованных ресурсов были сценарии уроков, контрольно-диагностические материалы, атомарный контент. Анализ показал, что выбор образовательного ресурса, прежде всего, был связан со специализацией студента. Не имея опыта оценивания студенты тем не менее достаточно обоснованно разделяли качественные и некачественные образовательные ресурсы. Помимо предметов, связанных с будущей специальностью, студентов интересовали разработки и других школьных предметов. Суммируя показатели, накопленные в ходе работы студенческих групп, можно представить общую картину многостороннего исследования образовательных электронных ресурсов библиотеки МЭШ. Данные по трехуровневой оценке сценариев интерактивных уроков показаны на рис. 6. Рис. 2. Титульный лист для публичной защиты Рис. 3. Описание целей, уровня образования и контролируемых элементов Рис. 4. Содержание этапов урока Рис. 5. Ссылки на наиболее яркие моменты, реализованные в интерактивном уроке Рис. 6. Показатели оценки сценариев интерактивных уроков МЭШ Рис. 7. Статистические данные сценариев уроков, подготовленных студентами в МЭШ На рис. 7 показана диаграмма, построенная на основе статистических данных о сценариях уроков, подготовленных студентами в ходе изучения ими возможностей МЭШ. Сравнивая показатели качества сценариев уроков, подготовленных действующими учителями и студентами, следует отметить, что вторые несколько выше. Это связано с тем, что студенты были включены в целенаправленную работу по освоению образовательных электронных ресурсов МЭШ, тщательно изучали функции конструктора и прошли многоступенчатую систему подготовки. Организационно-методическое сопровождение обучения студентов - будущих педагогов - в рамках дисциплины «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании» для поддержки научно-методической и организационно-управленческой деятельности работников образовательных организаций в условиях реализации МЭШ включало в себя: · формирование рабочей программы и системы оценочных средств курса «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании» (учебный модуль «Московская электронная школа»); · разработку системы лабораторных работ по реализации целей модуля «Московская электронная школа»; · проведение семинаров, мастер-классов и круглых столов для студентов, магистрантов ГАОУ ВО МГПУ, преподавателей образовательных учреждений г. Москвы; · создание учебного модуля «Московская электронная школа» в рамках дистанционной версии курса «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании»; · организацию индивидуальной поддержки обучающихся в ходе реализации модуля «Московская электронная школа»; · подготовку фотоотчетов о проведении защит сценариев интерактивных уроков. По итогам прохождения модуля был проведен методический семинар для студентов, магистрантов ГАОУ ВО МГПУ и преподавателей образовательных учреждений г. Москвы. Заключение. Одним из главных результатов можно считать достижение нового уровня качества подготовки будущих педагогов, способных не только эффективно использовать существующие электронные образовательные ресурсы, но и самостоятельно спроектировать, разработать и использовать на практике ресурсы для поддержки различных видов профессиональной деятельности, в том числе научно-методической и организационно-управленческой. Другим, не менее важным результатом стало выстраивание такого взаимодействия, которое построено на принципиально иных формах организации образовательного процесса, включающее качественно иной педагогический профессионализм, дидактическую работу с единицами содержания образования, проектирование и управление коммуникацией и взаимодействием участников образовательного процесса.
Об авторах
Ольга Юрьевна Заславская
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zaslavskaya@mgpu.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета
Российская Федерация, 127521, Москва, Шереметьевская ул., 29Список литературы
- Заславская О.Ю. Организационно-педагогические основы консалтинговой деятельности школьной методической службы: дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 179 с.
- Заславская О.Ю. Совершенствование профессиональной и управленческой компетентности преподавателя в связи с внедрением информационных технологий // Наука и школа. 2006. № 3. С. 52-54.
- Заславская О.Ю. Информатизация образования: новое понимание места и роли учителя в учебном процессе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2007. № 2 (9). С. 81-82.
- Заславская О.Ю., Губина Е.В. О подготовке магистрантов к работе с проблемными детьми в рамках реализации модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2015. № 2 (32). С. 76-79.
- Zaslavskaya O.Yu., Zaslavskiy A.A., Bolnokin V.E., Kravets O.Ja. Features of Ensuring Information Security when Using Cloud Technologies in Educational Institutions // International Journal on Information Technologies and Security. 2018. Vol. 10. No. 3. Pp. 93-102.
- Kuanalieva G.A., Kravets O.Y., Zaslavskaya O.Y., Talantuly N.E. Modeling and algorithmization of the operational quality control in the multilevel education system // Quality - Access to Success. 2017. Vol. 18. No. 159. Pp. 65-70.