Интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний в преподавании прикладной математики студентам в условиях информатизации образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Успешность проведения разнообразных прикладных исследований на основе достижений прикладной математики предполагает наличие высокопрофессиональных специалистов, обладающих не только системой фундаментальных знаний в этой области, но и прикладным математическим мышлением и информационной культурой, умеющих применять природоохранные технологии в прикладных исследованиях, способных самостоятельно формулировать и обосновывать логические выводы о полученных результатах проведенного исследования. Такие специалисты по прикладной математике могут выявить и осмыслить полученную в результате исследования новую информацию с точки зрения ее научности и гуманитарной ценности, поэтому подготовке именно таких высокопрофессиональных кадров в области прикладной математики в России уделяется большое внимание. Методология. В процессе обучения прикладной математике студентов физико-математических и естественно-научных направлений подготовки высших учебных заведений целесообразно интегрировать естественно-научные и гуманитарные знания и информационные технологии. При этом необходимо привлекать для обучения прикладной математике специалистов в данной области, которые имеют опыт применения информационных технологий для решения прикладных математических задач. Результаты. Интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний и информационных технологий в процессе обучения прикладной математике дает возможность студентам развить научное мировоззрение и информационную культуру, глубже осмыслить подходы и методы прикладной математики и понять ее научный потенциал. Кроме того, отмеченная интеграция способствует выявлению фундаментальных понятий научных дисциплин, которые могут и не являться базовыми при обучении по направлению прикладной математики, но при этом играют важную роль в ее методологии. Среди таких дисциплин, например, информатика, философия и др. Заключение. Проведение учебных занятий со студентами по прикладной математике, в которых реализована интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний и информационных технологий, позволяет выявить гуманитарный, научно-образовательный и научно-познавательный потенциал обучения прикладной математике, обосновать позитивный вклад информационных технологий в развитие у студентов ИКТ-компетентности.

Об авторах

Виктор Семенович Корнилов

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vs_kornilov@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Список литературы

  1. Арсенин В.Я. Методы математической физики и специальные функции. М.: Наука, 1984. 383 с.
  2. Блехман И.М., Мышкис А.Д., Пановко Я.Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. М.: КомКнига, 2005. 376 с.
  3. Корнилов В.С. Гуманитарные аспекты вузовской системы прикладной математической подготовки // Наука и школа. 2007. № 5. С. 23–28.
  4. Малинецкий Г.Г. Риск, прогноз, хаос и прикладная математика // Современные проблемы прикладной математики: сборник научно-популярных статей / под ред. А.А. Петрова. М.: МЗ Пресс, 2005. Вып. 1. С. 141–196.
  5. Петров Ю.П., Сизиков В.С. Корректные, некорректные и промежуточные задачи с приложениями: учебное пособие. СПб.: Политехника, 2003. 261 с.
  6. Романов В.Г. Устойчивость в обратных задачах. М.: Научный мир, 2005. 296 c.
  7. Современные проблемы прикладной математики: сборник научно-популярных статей / под ред. А.А. Петрова. М.: МЗ Пресс, 2005. Вып. 1. 231 с.
  8. Bidaibekov E.Y., Kornilov V.S., Saparbekova G.A. Implementation of Humanitarian Components of Applied Mathematics Teaching for University Students with a Specialization in Science // Indian Journal of Science and Technology. August 2016. Vol. 9. No. 29. doi: 10.17485/ijst/2016/v9i29/88842.
  9. Вабишевич П.Н. Вычислительные методы математической физики. Обратные задачи и задачи управления. М.: Вузовская книга, 2019. 478 c.
  10. Корнилов В.С. Теория и методика обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений: монография. М.: ОнтоПринт, 2017. 500 с.
  11. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования Российской Федерации. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 26.05.2020).
  12. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Формирование ИКТ-компетентности научнопедагогических кадров в трехуровневой системе высшего образования // Образование и наука, 2016. № 1. С. 95–106.
  13. Бужинская Н.В. Методика оценки уровня ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1 (27). С. 319–324.
  14. Веселова Е.А. Формирование научного мировоззрения студентов в образовательновоспитательном процессе высшей школы: дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2008. 255 с.
  15. Ефременкова О.В. Гуманитарно-ориентированные математические задачи в процессе развития творческой активности студентов в техническом вузе: дис… канд. пед. наук. Барнаул, 2003. 203 с.
  16. Комиссарова С.А. Задачная технология как средство гуманитаризации естественнонаучного образования: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 215 c.
  17. Корнилов В.С. Психологические аспекты обучения студентов вузов фрактальным множествам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011. № 4. С. 79–82.
  18. Корнилов В.С. Обучение студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор формирования компетентности в области прикладной математики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 63–72.
  19. Корнилов В.С. Реализация научно-образовательного потенциала обучения студентов вузов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 55–59.
  20. Левченко И.В., Корнилов В.С., Беликов В.В. Роль информатики в подготовке специалистов по прикладной математике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2009. № 2 (18). С. 108–112.
  21. Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учебное пособие. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 256 с.
  22. Иващенко А.В., Гагарин А.В., Степанов С.А. Ценностный подход к формированию профессионально-экологической культуры будущего специалиста // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. 2012. Т. 1. № 1. С. 58–67.
  23. Голоскоков Д.П. Уравнения математической физики. Решение задач в системе Maple: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 539 с.
  24. Корнилов В.С. Теоретические основы информатизации прикладного математического образования: монография. Воронеж: Научная книга, 2011. 140 с.
  25. Эдвардс Ч.Г., Пенни Д.Э. Дифференциальные уравнения и краевые задачи: моделирование и вычисление с помощью Mathematica, Maple и Matlab: учебник. М.: Вильямс, 2008. 1097 с.

© Корнилов В.С., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах