IN VANGUARD OF DOMESTIC PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SCIENCE: FROM THE THEORY TO PRACTICE

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт пе- дагогики, психологии и социальных проблем» (директор - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Ф.Ш. Мухаметзянова) отмечает 40-летие своего создания.Организованный в 1976 г. как Научно-исследовательский институт професси- онально-технической подготовки Академии педагогических наук СССР (НИИ ПТП АПН СССР) институт прошел славный путь в своем становлении и разви- тии, с первых дней заявив о себе как о передовом центре психолого-педагогиче- ской науки и образования. В 1970-е гг. ведущим отраслям отечественного произ- водства - машиностроению и нефтехимии - понадобились более квалифици- рованные рабочие. Это и обусловило открытие в Казани в 1975 г. нового академического Научно-исследовательского института ПТП АПН СССР. Идея создания Института принадлежала академику С.Я. Батышеву. Его директором был назначен бывший в те годы министром образования ТАССР известный в стране ученый Мирза Исмаилович Махмутов.Сегодня это крупное научное учреждение Министерства образования и науки Российской Федерации и Российской академии образования. Научная деятель- ность Института направлена на реализацию социального заказа, разработку ин- новационных методологических и теоретических подходов к решению актуальных задач в области образования и воспитания, обеспечения комплексной безопас- ности личности в образовательной организации.Решение об открытии научно-исследовательского института было принято в сентябре 1975 г. За годы своего существования институт несколько раз менял на- звание. Под первоначальным названием Институт профессионально-технической подготовки АПН СССР существовал 14 лет. В эти годы научные сотрудники Ин- ститута разрабатывали проблемы совершенствования содержания, форм и мето- дов общеобразовательной подготовки и воспитания учащихся в ПТУ, их профес-сиональной ориентации и адаптации. Дальнейшее развитие получила проблема взаимосвязи общего и профессионального образования и теория целостного про- цесса обучения в средних профтехучилищах. В марте 1990 г. институт был преоб- разован в НИИ среднего специального образования АПН СССР, а с июля 1992 г. стал называться Институтом среднего специального образования Российской академии образования.В 1992 году директором Института стала академик РАО Мухаметзянова Гузел Валеевна, которая возглавляла Институт двадцать лет. В центре внимания науч- ных исследований находились методологические и теоретические проблемы среднего профессионального образования, связанные с его регионализацией. Работы в этой области, проводившиеся в 1990-х гг., были в большой степени «пи- онерскими» и заложили основы для продолжения исследований на новом уров- не и в изменившихся условиях. В 2005 году за научно-методическое обеспечение среднего профессионального образования коллектив ученых института был удо- стоен премии Правительства Российской Федерации в области образования. С 2003 по 2015 гг. институт носил название «Институт педагогики и психологии профессионального образования», а с 22 июля 2015 г. - «Институт проблем на- циональной и малокомплектной школы Российской академии образования».Институт имеет богатейшие традиции в подготовке научных кадров для всех уровней системы образования. Все эти годы в Институте функционировал дис- сертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, в кото- ром защитили свои исследования ведущие советские и российские ученые, ака- демики М.А. Берулава, Б.С. Гершунский, В.С. Леднев, А.М. Новиков, члены- корреспонденты РАО В.М. Медведев, Е.Г. Осовский, а также известные доктора наук, исследователи проблем профессионального образования В.С. Безрукова, А.М. Белякин, В.М. Демин, Ю.К. Кустов, О.Н. Олейникова, М.И. Рожков, Ю.С. Кустов, Н.К. Чапаев, М.А. Чошанов, Н.Е. Эрганова и многие другие, а так- же исследователи из Китая, Сирии, Ирана.В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 488 Институт стал называться «Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Институт педагогики и пси- хологии и социальных проблем”».Высококвалифицированный компетентный научный состав Института, ши- рокий спектр исследуемых проблем, творческая атмосфера привлекают талант- ливую молодежь в аспирантуру и докторантуру Института, и на сегодняшний день диплом кандидата педагогических или психологических наук, полученный в этом Институте, является твердой гарантией высокого качества профессиональ- ной и научной подготовки.За время своего славного существования Институт приобрел большой опыт решения важнейших научно-педагогических проблем, среди которых:методология и дидактика профессионального образования;методологические и теоретические основы проектирования развития си- стемы среднего профессионального образования в период рыночных преобразо- ваний;многоуровневая система проектирования содержания профессиональной подготовки;социокультурные основания подготовки современного специалиста в си- стеме среднего профессионального образования;диверсификация реформирования базового и дополнительного образова- ния;разработка и введение в действие национально-регионального компонен- та государственного стандарта среднего профессионального образования;методика преподавания общеобразовательных, общетехнических и специ- альных предметов;социально-профессиональное становление личности в образовательных организациях;концептуальные основы исследования социально-психологического и нрав- ственного развития личности в образовательных организациях;теория и практика социальной работы и социальной педагогики;изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта системы непрерывного профессионального образования.Под руководством сотрудников Института активно функционируют экспери- ментальные площадки не только в Республике Татарстан, но и во многих регио- нах России - в таких городах, как Чебоксары, Абакан, Тюмень, Димитровград, Игрима (Ханты-Мансийский национальный округ), Пенза и во многих других городах. Экспериментальное обеспечение научных исследований Института на- правлено на получение новых эмпирических результатов, экспериментальную апробацию и корректировку результатов фундаментальных исследований и раз- работок в области профессионального образования, воспитания обучаемых и в системе дополнительного образования и повышения квалификации.Основными направлениями научных исследований наряду с проблемами про- фессионального образования в настоящее время являются:разработка концептуальных и методологических основ обеспечения ком- плексной безопасности образовательных учреждений;разработка и внедрение учебных и научных материалов с разъяснением угроз, вызываемых распространением идей терроризма, религиозного, полити- ческого экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни (для субъектов образовательных организаций разного уровня, руководителей системы образования, специалистов системы ДПО, муниципальных и государственных служащих, руководителей социально-ориентированных, некоммерческих орга- низаций;мониторинг и оценка эффективности работы руководителей по обеспече- нию комплексной безопасности образовательных учреждений;проектирование программ поликультурного образования и формирования толерантности в процессе обучения в течение всей жизни и др.В современных условиях в глобальном контексте профессиональное образо- вание в странах с развитой рыночной экономикой претерпевает эволюционное реформирование, что закономерно вызывает все больший взаимный интерес к изучению международного опыта и выявлению возможностей его использованияв национальных образовательных системах. Этому значительно способствуют Болонский и Копенгагенский процессы, в рамках которых осуществляется уни- фикация национальных образовательных стандартов с целью формирования ев- ропейского пространства знания при одновременной диверсификации образо- вательных моделей, происходит совершенствование технологий обучения, а так- же усиливается европейский акцент оценки и контроля качества образования.Одновременно имеются следующие противоречия:между объективной тенденцией к унификации и интеграции образователь- ных стандартов европейских государств, к выработке критериев образовательной политики на основе общности фундаментальных принципов функционирования и стремлением стран, входящих в Болонский и Копенгагенский процессы, учи- тывать уникальность своих национальных образовательных систем;происходящими в системе российского образования интеграционными процессами и недостатком объективной информации о содержании и эффектив- ности аналогичных процессов в европейских государствах;потребностью органов управления образованием и учебных заведений в реформировании профессионального образования с учетом интеграционных про- цессов и недостатком сведений об их приоритетных направлениях, а также воз- можных ограничениях и необходимых условиях их реализации в странах, пере- живающих переходный период;потребностью личности в профессиональном саморазвитии и реальными условиями и средствами социально-профессионального становления будущего специалиста в системе обучения в течение всей жизни.В начале 2000-х гг. в связи с процессами международной образовательной ин- теграции и глобализации, Болонским процессом в Институте активизировались исследования, связанные с изучением международного опыта реформирования профессионального образования. В 2002 году по инициативе академика РАО Г.В. Мухаметзяновой была создана лаборатория компаративных исследований профессионалного образования (зав. лаб., доктор педагогических наук, профес- сор Т.М. Трегубова). Цель деятельности лаборатории - изучение современного международного опыта деятельности профессиональных учебных заведений в странах Евросоюза и США, выявление его адаптационного образовательного потенциала как ресурса и ориентира для использования его в российских про- фессиональных учебных заведениях с учетом политических, социально-эконо- мических, национальных условий, своеобразия ее культуры и традиций.К наиболее значимым результатам научных исследований лаборатории можно отнести целостное рассмотрение проблематики организации, содержания и тех- нологий подготовки компетентных специалистов социальной сферы, техниче- ского и педагогического профиля в условиях интеграции российского профес- сионального образования в мировое образовательное пространство; выявление и анализ основных стратегий и тенденций развития профессионального образо- вания в странах Европейского союза; определение основных концептуальных идей и международных тенденций в развитии технологий профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов; исследования организации со- циальной работы и поддержки «мобильных» студентов в профессиональных учеб-ных заведениях стран с развитой рыночной экономикой в современных услови- ях; определение педагогических основ и концептуальных позиций зарубежных ученых применительно к практике социальной работы с молодежью, которые могут иметь значение и быть использованы при анализе и решении социально- образовательных проблем в России в период реформ; создание концепции по- строения международного сотрудничества как фактора развития образовательной среды профессионального учебного заведения и разработка научно-методических рекомендаций по его развитию; проектирование ведущих направлений интегра- тивного взаимодействия систем профессионального образования России и стран Евросоюза, включающих в себя внедрение инвариантных образовательных цен- ностей и идеалов; концептуальное обеспечение синхронных изменений в раз- витии систем профессионального образования; систематический анализ, экс- пертиза и распространение зарубежного опыта как первостепенного приоритета в создании единого пространства профессионального образования и междуна- родного рынка образовательных услуг и другие исследования.Коллектив лаборатории объединил специалистов высокой квалификации: д.п.н. А.М. Белякина, д.п.н. О.Н. Олейникову, д.п.н. Е.М. Галишникову, д.п.н. А.Р. Масалимову, д.п.н. А.В. Фахрутдинову, к.п.н. Р.Г. Сахиеву, к.п.н. А.В. Татьян- чикова, к.п.н. Шибанкову и др.Лабораторией установлены деловые контакты с учеными - специалистами в области профессионального образования, социальной работы и социального вос- питания личности из США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Тур- ции, КНР. Сотрудники вместе с Институтом активно участвуют в международных проектах и программах.В октябре 2013 г. были объявлены официальные результаты VI конкурса Про- граммы TEMPUS-IV. Это был конкурс с очень высокой конкуренцией, так как охватывал все страны Восточной Европы, Средней Азии, Западных Балкан, Сре- диземноморья в партнерстве с европейскими университетами. В результате от- бора Европейской комиссией для финансирования был рекомендован 171 проект для всех стран-партнеров, включая 28 новых проектов с участием российских вузов и научных учреждений.ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования в составе российско-европейского консор- циума выиграл международный грант по крупному сетевому корпоративному проекту ТEMPUS IV «Организация обучения в течение всей жизни, ориентиро- ванного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России» («ALLMEET») www.almeet.orgВ состав международного консорциума входят известные европейские уни- верситеты, в частности Болонский университет (грантодержатель), Университет Глазго (Шотландия), Лиссабонский университет.Среди российских партнеров - крупные отечественные университеты, такие как Сибирский федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет, Московский городской педагогический университет и Марийский государственный университет. В состав консорциума входят также и представи- тели республики Татарстан - Набережночелнинский Институт Казанского (При-волжского) федерального университета и Межрегиональное добровольческое движение «Волонтер».В рамках проекта разрабатываются поликультурные «платформы» в регионах, где находятся университеты - члены консорциума, и внедряются инновационные образовательные программы в соответствии со стандартами Болонского согла- шения для профессионального образования и самореализации представителей целевых (маргинальных) групп населения, лиц с особыми нуждами, мигрантов, а также иностранной рабочей силы.Несомненно, опыт вузов и Центров профессионального образования Италии, Великобритании, Голландии и Португалии служит некой методологической ос- новой для проекта, который реализуется в течение трех лет (2014-2016 гг.) с уче- том региональных потребностей каждого партнера проекта, специфики россий- ских федеральных образовательных стандартов и все более глобализирующегося рынка труда и образовательных услуг.Институт выпускает «Казанский педагогический журнал», имеет свое изда- тельство и успешно движется к поставленной цели - стать научно-образователь- ным центром международного уровня, чтобы нести в мир знания и практический опыт и эффективно реализовывать нововведения в сфере науки и образования на основе комплексной исследовательской, научной и образовательной деятель- ности и достижений мировой науки демонстрируя единство науки и практики.
×

About the authors

F Sh Mukhametzyanova

Institute of pedagogics and psychology of professional education Russian Academy of Education

Isaev str., 12, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420039

T M Tregubov

Institute of pedagogics and psychology of professional education Russian Academy of Education

Isaev str., 12, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420039

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Мухаметзянова Ф.Ш., Трегубова Т.М.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.