В АВАНГАРДЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
- Авторы: Мухаметзянова ФШ1, Трегубова ТМ1
-
Учреждения:
- Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования
- Выпуск: № 4 (2016)
- Страницы: 124-129
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/14475
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт пе- дагогики, психологии и социальных проблем» (директор - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Ф.Ш. Мухаметзянова) отмечает 40-летие своего создания.Организованный в 1976 г. как Научно-исследовательский институт професси- онально-технической подготовки Академии педагогических наук СССР (НИИ ПТП АПН СССР) институт прошел славный путь в своем становлении и разви- тии, с первых дней заявив о себе как о передовом центре психолого-педагогиче- ской науки и образования. В 1970-е гг. ведущим отраслям отечественного произ- водства - машиностроению и нефтехимии - понадобились более квалифици- рованные рабочие. Это и обусловило открытие в Казани в 1975 г. нового академического Научно-исследовательского института ПТП АПН СССР. Идея создания Института принадлежала академику С.Я. Батышеву. Его директором был назначен бывший в те годы министром образования ТАССР известный в стране ученый Мирза Исмаилович Махмутов.Сегодня это крупное научное учреждение Министерства образования и науки Российской Федерации и Российской академии образования. Научная деятель- ность Института направлена на реализацию социального заказа, разработку ин- новационных методологических и теоретических подходов к решению актуальных задач в области образования и воспитания, обеспечения комплексной безопас- ности личности в образовательной организации.Решение об открытии научно-исследовательского института было принято в сентябре 1975 г. За годы своего существования институт несколько раз менял на- звание. Под первоначальным названием Институт профессионально-технической подготовки АПН СССР существовал 14 лет. В эти годы научные сотрудники Ин- ститута разрабатывали проблемы совершенствования содержания, форм и мето- дов общеобразовательной подготовки и воспитания учащихся в ПТУ, их профес-сиональной ориентации и адаптации. Дальнейшее развитие получила проблема взаимосвязи общего и профессионального образования и теория целостного про- цесса обучения в средних профтехучилищах. В марте 1990 г. институт был преоб- разован в НИИ среднего специального образования АПН СССР, а с июля 1992 г. стал называться Институтом среднего специального образования Российской академии образования.В 1992 году директором Института стала академик РАО Мухаметзянова Гузел Валеевна, которая возглавляла Институт двадцать лет. В центре внимания науч- ных исследований находились методологические и теоретические проблемы среднего профессионального образования, связанные с его регионализацией. Работы в этой области, проводившиеся в 1990-х гг., были в большой степени «пи- онерскими» и заложили основы для продолжения исследований на новом уров- не и в изменившихся условиях. В 2005 году за научно-методическое обеспечение среднего профессионального образования коллектив ученых института был удо- стоен премии Правительства Российской Федерации в области образования. С 2003 по 2015 гг. институт носил название «Институт педагогики и психологии профессионального образования», а с 22 июля 2015 г. - «Институт проблем на- циональной и малокомплектной школы Российской академии образования».Институт имеет богатейшие традиции в подготовке научных кадров для всех уровней системы образования. Все эти годы в Институте функционировал дис- сертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, в кото- ром защитили свои исследования ведущие советские и российские ученые, ака- демики М.А. Берулава, Б.С. Гершунский, В.С. Леднев, А.М. Новиков, члены- корреспонденты РАО В.М. Медведев, Е.Г. Осовский, а также известные доктора наук, исследователи проблем профессионального образования В.С. Безрукова, А.М. Белякин, В.М. Демин, Ю.К. Кустов, О.Н. Олейникова, М.И. Рожков, Ю.С. Кустов, Н.К. Чапаев, М.А. Чошанов, Н.Е. Эрганова и многие другие, а так- же исследователи из Китая, Сирии, Ирана.В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 488 Институт стал называться «Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Институт педагогики и пси- хологии и социальных проблем”».Высококвалифицированный компетентный научный состав Института, ши- рокий спектр исследуемых проблем, творческая атмосфера привлекают талант- ливую молодежь в аспирантуру и докторантуру Института, и на сегодняшний день диплом кандидата педагогических или психологических наук, полученный в этом Институте, является твердой гарантией высокого качества профессиональ- ной и научной подготовки.За время своего славного существования Институт приобрел большой опыт решения важнейших научно-педагогических проблем, среди которых:методология и дидактика профессионального образования;методологические и теоретические основы проектирования развития си- стемы среднего профессионального образования в период рыночных преобразо- ваний;многоуровневая система проектирования содержания профессиональной подготовки;социокультурные основания подготовки современного специалиста в си- стеме среднего профессионального образования;диверсификация реформирования базового и дополнительного образова- ния;разработка и введение в действие национально-регионального компонен- та государственного стандарта среднего профессионального образования;методика преподавания общеобразовательных, общетехнических и специ- альных предметов;социально-профессиональное становление личности в образовательных организациях;концептуальные основы исследования социально-психологического и нрав- ственного развития личности в образовательных организациях;теория и практика социальной работы и социальной педагогики;изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта системы непрерывного профессионального образования.Под руководством сотрудников Института активно функционируют экспери- ментальные площадки не только в Республике Татарстан, но и во многих регио- нах России - в таких городах, как Чебоксары, Абакан, Тюмень, Димитровград, Игрима (Ханты-Мансийский национальный округ), Пенза и во многих других городах. Экспериментальное обеспечение научных исследований Института на- правлено на получение новых эмпирических результатов, экспериментальную апробацию и корректировку результатов фундаментальных исследований и раз- работок в области профессионального образования, воспитания обучаемых и в системе дополнительного образования и повышения квалификации.Основными направлениями научных исследований наряду с проблемами про- фессионального образования в настоящее время являются:разработка концептуальных и методологических основ обеспечения ком- плексной безопасности образовательных учреждений;разработка и внедрение учебных и научных материалов с разъяснением угроз, вызываемых распространением идей терроризма, религиозного, полити- ческого экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни (для субъектов образовательных организаций разного уровня, руководителей системы образования, специалистов системы ДПО, муниципальных и государственных служащих, руководителей социально-ориентированных, некоммерческих орга- низаций;мониторинг и оценка эффективности работы руководителей по обеспече- нию комплексной безопасности образовательных учреждений;проектирование программ поликультурного образования и формирования толерантности в процессе обучения в течение всей жизни и др.В современных условиях в глобальном контексте профессиональное образо- вание в странах с развитой рыночной экономикой претерпевает эволюционное реформирование, что закономерно вызывает все больший взаимный интерес к изучению международного опыта и выявлению возможностей его использованияв национальных образовательных системах. Этому значительно способствуют Болонский и Копенгагенский процессы, в рамках которых осуществляется уни- фикация национальных образовательных стандартов с целью формирования ев- ропейского пространства знания при одновременной диверсификации образо- вательных моделей, происходит совершенствование технологий обучения, а так- же усиливается европейский акцент оценки и контроля качества образования.Одновременно имеются следующие противоречия:между объективной тенденцией к унификации и интеграции образователь- ных стандартов европейских государств, к выработке критериев образовательной политики на основе общности фундаментальных принципов функционирования и стремлением стран, входящих в Болонский и Копенгагенский процессы, учи- тывать уникальность своих национальных образовательных систем;происходящими в системе российского образования интеграционными процессами и недостатком объективной информации о содержании и эффектив- ности аналогичных процессов в европейских государствах;потребностью органов управления образованием и учебных заведений в реформировании профессионального образования с учетом интеграционных про- цессов и недостатком сведений об их приоритетных направлениях, а также воз- можных ограничениях и необходимых условиях их реализации в странах, пере- живающих переходный период;потребностью личности в профессиональном саморазвитии и реальными условиями и средствами социально-профессионального становления будущего специалиста в системе обучения в течение всей жизни.В начале 2000-х гг. в связи с процессами международной образовательной ин- теграции и глобализации, Болонским процессом в Институте активизировались исследования, связанные с изучением международного опыта реформирования профессионального образования. В 2002 году по инициативе академика РАО Г.В. Мухаметзяновой была создана лаборатория компаративных исследований профессионалного образования (зав. лаб., доктор педагогических наук, профес- сор Т.М. Трегубова). Цель деятельности лаборатории - изучение современного международного опыта деятельности профессиональных учебных заведений в странах Евросоюза и США, выявление его адаптационного образовательного потенциала как ресурса и ориентира для использования его в российских про- фессиональных учебных заведениях с учетом политических, социально-эконо- мических, национальных условий, своеобразия ее культуры и традиций.К наиболее значимым результатам научных исследований лаборатории можно отнести целостное рассмотрение проблематики организации, содержания и тех- нологий подготовки компетентных специалистов социальной сферы, техниче- ского и педагогического профиля в условиях интеграции российского профес- сионального образования в мировое образовательное пространство; выявление и анализ основных стратегий и тенденций развития профессионального образо- вания в странах Европейского союза; определение основных концептуальных идей и международных тенденций в развитии технологий профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов; исследования организации со- циальной работы и поддержки «мобильных» студентов в профессиональных учеб-ных заведениях стран с развитой рыночной экономикой в современных услови- ях; определение педагогических основ и концептуальных позиций зарубежных ученых применительно к практике социальной работы с молодежью, которые могут иметь значение и быть использованы при анализе и решении социально- образовательных проблем в России в период реформ; создание концепции по- строения международного сотрудничества как фактора развития образовательной среды профессионального учебного заведения и разработка научно-методических рекомендаций по его развитию; проектирование ведущих направлений интегра- тивного взаимодействия систем профессионального образования России и стран Евросоюза, включающих в себя внедрение инвариантных образовательных цен- ностей и идеалов; концептуальное обеспечение синхронных изменений в раз- витии систем профессионального образования; систематический анализ, экс- пертиза и распространение зарубежного опыта как первостепенного приоритета в создании единого пространства профессионального образования и междуна- родного рынка образовательных услуг и другие исследования.Коллектив лаборатории объединил специалистов высокой квалификации: д.п.н. А.М. Белякина, д.п.н. О.Н. Олейникову, д.п.н. Е.М. Галишникову, д.п.н. А.Р. Масалимову, д.п.н. А.В. Фахрутдинову, к.п.н. Р.Г. Сахиеву, к.п.н. А.В. Татьян- чикова, к.п.н. Шибанкову и др.Лабораторией установлены деловые контакты с учеными - специалистами в области профессионального образования, социальной работы и социального вос- питания личности из США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Тур- ции, КНР. Сотрудники вместе с Институтом активно участвуют в международных проектах и программах.В октябре 2013 г. были объявлены официальные результаты VI конкурса Про- граммы TEMPUS-IV. Это был конкурс с очень высокой конкуренцией, так как охватывал все страны Восточной Европы, Средней Азии, Западных Балкан, Сре- диземноморья в партнерстве с европейскими университетами. В результате от- бора Европейской комиссией для финансирования был рекомендован 171 проект для всех стран-партнеров, включая 28 новых проектов с участием российских вузов и научных учреждений.ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования в составе российско-европейского консор- циума выиграл международный грант по крупному сетевому корпоративному проекту ТEMPUS IV «Организация обучения в течение всей жизни, ориентиро- ванного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России» («ALLMEET») www.almeet.orgВ состав международного консорциума входят известные европейские уни- верситеты, в частности Болонский университет (грантодержатель), Университет Глазго (Шотландия), Лиссабонский университет.Среди российских партнеров - крупные отечественные университеты, такие как Сибирский федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет, Московский городской педагогический университет и Марийский государственный университет. В состав консорциума входят также и представи- тели республики Татарстан - Набережночелнинский Институт Казанского (При-волжского) федерального университета и Межрегиональное добровольческое движение «Волонтер».В рамках проекта разрабатываются поликультурные «платформы» в регионах, где находятся университеты - члены консорциума, и внедряются инновационные образовательные программы в соответствии со стандартами Болонского согла- шения для профессионального образования и самореализации представителей целевых (маргинальных) групп населения, лиц с особыми нуждами, мигрантов, а также иностранной рабочей силы.Несомненно, опыт вузов и Центров профессионального образования Италии, Великобритании, Голландии и Португалии служит некой методологической ос- новой для проекта, который реализуется в течение трех лет (2014-2016 гг.) с уче- том региональных потребностей каждого партнера проекта, специфики россий- ских федеральных образовательных стандартов и все более глобализирующегося рынка труда и образовательных услуг.Институт выпускает «Казанский педагогический журнал», имеет свое изда- тельство и успешно движется к поставленной цели - стать научно-образователь- ным центром международного уровня, чтобы нести в мир знания и практический опыт и эффективно реализовывать нововведения в сфере науки и образования на основе комплексной исследовательской, научной и образовательной деятель- ности и достижений мировой науки демонстрируя единство науки и практики.×
Об авторах
Ф Ш Мухаметзянова
Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образованияул. Исаева, 12, Казань, Республика Татарстан, Россия, 420039
Т М Трегубова
Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образованияул. Исаева, 12, Казань, Республика Татарстан, Россия, 420039